Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 18
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Видели вы вчера человеколюбие Судии?
Видели исследование, исполненное благости? Видели
разность наказаний – как наказан коварный обольститель,
как наказание, наложенное на обольщенных, показывает
великое человеколюбие Божие? Видели, как полезно было
нам присутствовать в судилище и видеть, как
производилось исследование? Мы узнали, сколь многих и
великих благ лишили себя Адам и Ева преступлением данной
им заповеди, лишившись той неизреченной славы и жизни,
которая была почти ничем не хуже ангельской. Мы увидели
снисходительность Владыки, узнали, какое великое зло –
беспечность, как она лишает нас и тех благ, которыми мы
уже пользовались, и подвергает великому стыду. Поэтому,
умоляю, будем бдительны, и пусть падение их (первых
людей) послужит для нас врачеством, и их беспечность
пусть будет для нас побуждением к осторожности, потому
что совершающие после этого те же грехи подлежат
большему наказанию, так как они не захотели вразумиться
примерами. И действительно, потомки, согрешающие подобно
первым людям, подвергаются неодинаковому с ними
наказанию. В этом можно тотчас удостовериться из слов
мудрого учителя вселенной, то есть, блаженного Павла,
который говорит: "елицы бо беззаконно согрешиша,
беззаконно и погибнут, и елицы в законе согрешиша,
законом суд приимут" (Рим.2:12). Эти слова значат:
жившие до закона и живущие после закона не одинаково
будут судимы; согрешающие после дарования закона
подвергнутся тягчайшим наказаниям. "Елицы бо беззаконно
согрешиша, беззаконно и погибнут", то есть, наказание
облегчается тем, что они не пользовались наставлением и
помощию закона. "И елицы в Законе согрешиша, законом суд
приимут". А эти, говорит (апостол), так как имели
наставником закон, и, несмотря на это, не вразумились,
но грешили подобно тем, наказание понесут большее. Но
выслушаем и то, что прочтено сегодня. "И нарече, –
говорит (Моисей), – Адам имя жене своей Ева, то есть
жизнь, яко та мати всех живущих". Смотри, какая
обстоятельность (в словах) божественного Писания, как
оно не умолчало и об этом, но сообщило нам, что Адам дал
имя и жене. "Нарече, – говорит, – имя жене своей Ева,
что значит – жизнь, яко та мати всех живущих", то есть,
она есть начало всех, имевших произойти от нее людей,
корень и основание последующего рода. Потом, сообщив нам
о наречении имени жене, опять показывает нам благость
Божию, как Он не оставляет без внимания созданных Им,
когда они были в таком стыде и наготе. "И сотвори, –
говорит, – Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны; и
облече их". Как сердобольный отец, имеющий благородного
сына, воспитываемого со всею заботливостию,
наслаждающегося всею роскошью, живущего в прекрасном
доме, облеченного в шелковые одежды и свободно
пользующегося отцовским имением и богатством, видя
впоследствии, что от такой счастливой жизни он впал в
бездну разврата, лишает его всего этого, подчиняет своей
власти, и сняв с него (богатую) одежду, одевает его в
бедное, часто даже в рабское платье, чтобы не оставить в
совершенной наготе и стыде, – так и человеколюбивый Бог,
когда (Адам и Ева) сделались недостойными того славного
и блестящего одеяния, которое облекало их и избавляло от
телесных нужд, лишил их всей этой славы и счастия, каким
они пользовались до этого тяжкого падения, но вместе с
тем являя им великое милосердие и сожалея об них в самом
падении, и видя, что они покрыты великим стыдом и не
знают, что и делать, чтобы не оставить их в совершенной
наготе и посрамлении, делает для них кожаные ризы и
одевает их. Таковы козни диавола: когда он найдет
послушных себе, то обольстив их кратковременным
удовольствием, низвергнув в самую глубину зла и покрыв
стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком
положении на жалкий позор зрителям. Но Попечитель душ
наших, видя их в совершенной беспомощности, не оставляет
их в этом положении, но придумывает для них покров, и
бедностию одежды показывает им, какого одеяния они
заслужили. "И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы
кожаны: и облече их". Смотри, как божественное Писание
снисходит (к человеческим понятиям). Но я и теперь
повторяю тоже, что неоднократно говорил: мы должны все
понимать богоприлично, и под словом: "сотвори" должны
понимать: повелел. Он повелел им облечься в кожаные ризы
для непрестанного памятования о преслушании.
2. Пусть об этом послушают богатые,
которые украшаются тканями червей и одеваются в шелк, и
пусть знают они, как человеколюбивый Владыка с самого
начала вразумлял человеческую природу. Так как
первозданный преступлением заповеди заслужил осуждение
на смерть, между тем нужно было облечь его одеждою,
которая бы прикрывала его стыд, то (Бог) сотворил им
кожаные ризы, научая этим нас избегать изнеженной и
роскошной жизни, не искать жизни праздной и беспечной,
но более любить суровую. Но, может быть, богатые,
негодуя на эти слова, скажут: так что же? Ты велишь нам
одеваться в кожаные одежды? Не говорю этого, потому что
и первые люди не навсегда получили те ризы;
человеколюбивый Владыка к прежним благодеяниям всегда
прибавляет другие. Так как первые люди, лишившись того
бесстрастия и ангельской жизни, подвергли себя телесным
нуждам, то Бог впоследствии устроил так, чтобы одежда
для людей была приготовляема из овечьей шерсти, впрочем
не для чего иного, как только для того, чтобы она
служила покровом и чтобы это разумное существо не жило,
подобно бессловесным, в наготе и бесстыдстве. Итак,
употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о
потерянных благах и о том наказании, которое постигло
человеческий род за преслушание. После этого пусть
отвечают нам те, которые так увлеклись блеском, что даже
и понятия не имеют об одеждах из овечьей шерсти, но
облекаются в шелковые и дошли до такого безумия, что
вплетают еще и золото в одежды, – особенно же такую
роскошь видим мы у женского пола: для чего ты, скажи
мне, украшаешь тело и любуешься такою одеждою, а о том
не думаешь, что этот покров изобретен вместо величайшего
наказания за преступление? Почему не слушаешь блаженного
Павла, который говорит: "имеюще пищу и одеяние, сими
довольни будем" (Тим.6:8)? Видишь, что надобно
заботиться о том только, чтобы тело не было нагим, чтобы
оно было только прикрыто, и отнюдь не заботиться о
разнообразии одеяния. Но перейдем к тому, что следует
далее. "И рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже
разумети доброе и лукавое, и ныне да не когдапрострет
руку свою [115], и возмет от [116] древа жизни, и снест,
и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая
сладости, делати землю, от неяже взят бысть"
(Быт.3:22–23). Смотри опять на Божие снисхождение. "И
рече, – говорит Писание, – Господь Бог се Адам бысть яко
един от Нас, еже разумети доброе и лукавое". Видишь,
какие простые слова? Все это будем понимать
богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить
нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил
(первых людей). Диавол сказал им, что "аще снесте,
будете яко бози" (Быт.3:5), и они, надеясь сравняться с
Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить
их, привести в сознание греха и показать, как велико их
преслушание и чрезмерно обольщение, говорит: "се Адам
бысть, яко един от Нас". Эти слова выражают большое
посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты,
говорит Бог, пренебрег Моею заповедию, что возмечтал
быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся
быть, или -лучше – не тем, чем надеялся быть, а чем
заслужил быть, "се Адам бысть, яко един от нас, еже
разумети доброе и лукавое". Это и говорил им чрез змея
диавол – обольститель, – что "отверзутся очи ваши и
будете, яко бози, видяще доброе и лукавое" (Быт.3:5). "И
ныне да не когда прострет руку [117] и коснется древа
жизни, и снест, и жив будет во век". Усматривай отсюда
человеколюбие Господа. Нужно тщательно исследовать эти
слова, чтобы не могло утаиться от нас ничего, что
сокрыто в этой глубине. Когда Бог давал Адаму заповедь,
то повелел ему воздерживаться от одного только дерева,
вкусив от которого он подвергся наказанию смерти; давая
заповедь, это определил ему, если нарушит, ничего не
постановив касательно дерева жизни. поелику Бог, как я
думаю и как надобно понимать [118] создал человека
бессмертным, то он мог, если хотел, вместе с другими
вкушать плоды и этого древа (жизни), которое могло
постоянно поддерживать его жизнь: поэтому он не получил
никакой (особенной) заповеди касательно этого дерева.
3. Если же кто из любопытных захочет
доискиваться, почему оно названо древом жизни, то пусть
знает, что человек, следуя своим умозаключениям, не
может понимать ясно все дела Божии. Чтобы созданный Им
человек, живя в раю, имел упражнение в послушании или
непослушании, Господу угодно было насадить там и эти два
дерева: одно дерево жизни, а другое, так сказать,
смерти, потому что вкушение от этого последнего и
преступление заповеди навлекло на человека смерть. Так
как человек, вкусивши от этого дерева, сделался смертным
и подлежал уже телесным нуждам, так как впервые явился
грех, за который Господом благодетельно установлена
смерть, то Он и не оставляет Адама в раю, но повелевает
ему выйти из него, показывая тем, что делает это не по
чему-либо другому, как только по любви к нему. Чтобы
точно уразуметь это, необходимо опять прочитать слова
божественного Писания: "и ныне, – говорит, – да не когда
прострет руку [119] и возьмет от древа жизни, и снест, и
жив будет во век". Так как, говорит, человек обнаружил
великую невоздержность по отношению к данной заповеди и
сделался смертным, то чтобы он не осмелился прикасаться
и к этому дереву, постоянно поддерживающему жизнь, и не
грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так
изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божией
о человеке, нежели гнева. Таков Господь наш: и
наказаниями не меньше, чем и благодеяниями, Он
показывает Свое промышление о нас; и наказание посылает
нам для нашего же вразумления. Так, если Он знает, что
мы, греша безнаказанно, не делаемся худшими, то и не
наказывает; чтобы предупредить наше поступательное
движение к худшему и пресечь дальнейшее распространение
греха, Он, по Своему человеколюбию, наказывает. Так
поступил Он и теперь: заботясь о первозданном, повелел
ему удалиться из рая. "Изгна его, – сказано, – Господь
Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть".
Опять и здесь обрати внимание на тщательность (в словах)
божественного Писания. "Изгна его, – говорит, – Господь
Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть".
Вот Он приводит в исполнение Свой приговор и, выведши
(человека) из рая сладости, заставляет его возделывать
землю, из которой он взят. И эти слова: "от неяже взят
бысть", сказаны не без цели, но, чтобы (человек) в
работе имел постоянное напоминание о своем смирении и
знал, что отсюда его состав, что существо тела его в
начале произошло из земли: "делати", говорит, ту
"землю", из которой он и составлен. Что выразил Бог в
Своем приговоре: "в поте лица твоего снеси хлеб твой"
(Быт.3:19), тоже самое и теперь выражает словами:
"делати землю, от неяже взят бысть". Далее, чтобы нам
знать, на какое расстояние Бог удалил человека от рая,
божественное Писание научает нас и этому, говоря: "и
изрину Господь Бог [120] Адама, и всели его прямо рая
сладости" (Быт.3:24). Смотри, как в каждом
обстоятельстве выразилось человеколюбие всеобщего
Владыки и каждый вид наказания свидетельствует о великой
благости. Не только изгнание было делом человеколюбия и
благости, но и то, что (Бог) поселил его против рая,
дабы он постоянно скорбел, размышляя ежедневно о том,
чего он лишился и до какого состояния довел себя. Но вид
(рая), если и возбуждал в Адаме нестерпимую скорбь, в то
же время, однако доставлял и немалую пользу: постоянное
созерцание (рая) служило для скорбящего предостережением
на будущее время, чтобы он снова не впал в то же
(преступление). Вот как, по большей части, бывает с
людьми: пока мы обладаем благами, дотоле не умеем
надлежащим образом пользоваться ими; лишившись же их,
делаемся умнее, и тогда, наученные опытом, начинаем
сознавать свою беспечность, и таким образом перемена
обстоятельств дает нам понять то, чего мы лишились и
какому злу подвергли себя. Так и повеление изгнанному из
рая поселиться вблизи и против него было знаком
величайшей заботливости (Божией о человеке), чтобы это
воззрение напоминало ему, и он отсюда извлекал для себя
пользу, и имея сильное желание жить, не дерзнул, как
находившийся вне рая, вкусить от древа. Божественное
Писание все излагает нам, снисходя к человеческой
немощи. "И пристави херувима, и пламенное оружие
обращаемое, хранити путь древа жизни" (Быт.3:24).
Беспечность, какую они (первые люди) показали по
отношению к данной заповеди, была причиною того, что так
крепко загражден им вход в рай. Подумай, – Человеколюбец
не удовольствовался тем, что поселил против рая, но
повелел тем силам – херувимам и пламенному "обращаемому
оружию" стеречь путь, ведущий туда. Не без цели же
(Моисей) присовокупил: "обращаемое", но для того, чтобы
научить нас, что совершенно загражден был ему вход в
рай, так как то оружие, обращаясь, заграждало все,
ведущие туда, пути и непрестанно возбуждало в нем страх
и воспоминание.
4. "Адам же позна Еву жену свою"
(Быт.4:1). Замечай, когда это случилось. После
преслушания, после изгнания из рая, – тогда начинается
супружеское житие. До преслушания (первые люди) жили,
как ангелы, и не было (речи о) сожитии. И как это могло
быть, когда они свободны были от телесных потребностей?
Таким образом вначале жизнь была девственная; когда же
по беспечности (первых людей) явилось преслушание и
вошел (в мир) грех, девство отлетело от них, так как они
сделались недостойными столь великого блага, а вместо
того вступил в силу закон супружества. Подумай же,
возлюбленный, как велико достоинство девства, как высоко
и важно это состояние, как оно превышает человеческую
природу и требует помощи свыше. Что решившиеся избрать
девство, и будучи в теле, живут подобно бестелесным
силам, послушай слов Христа, сказанных саддукеям.
Возбудив вопрос о воскресении и желая знать (мнение
Иисуса Христа), они сказали: "Учитель! Было у нас семь
братьев: первый, женившись, умер бездетным и оставил
жену свою брату своему; и второй умер и, не имея семени,
оставил жену свою брату своему; подобно и третий, и
четвертый, и пятый, и шестой, и седьмой. Итак, в
воскресении, которого из семи будет она женою? Ведь все
имели ее" (Мф.22:24–28; Мк.12:19–23; Лк.20:28–33)? Что
же отвечал им Христос? "Прельщаетеся, не ведуще Писания,
ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают,
но яко ангели суть" [121]. Видишь, как избравшие, из
любви ко Христу, жребий девства, и живя на земле, и
будучи облечены телом, подражают ангельской жизни?
Поэтому, сколько велик и высок этот подвиг, столько же
велики и даже еще более велики венцы и награды, и блага,
обещанные тем, кто, вместе с девством, подвизается и в
прочих добродетелях. "Адам же, – сказано, – позна Еву
жену свою, и заченши, роди Каина" (Быт.4:1). Так как
чрез преслушание вошел грех и приговор сделал первых
людей смертными, то всемогущий Бог, устрояя, по Своей
премудрости, продолжение человеческого рода, соизволил
уже ему умножаться чрез супружество. "И рече (Ева):
стяжах человека Богом". Смотри, как наказание сделало
жену благоразумнее: рождение дитяти она приписывает не
природе, но Богу, и (этим) обнаруживает в себе чувство
признательности. Видишь, как наказание послужило для них
побуждением к исправлению? "Стяжах, – говорит Ева, –
человека Богом"; не природа дала мне дитя; его даровала
вышняя благодать. "И приложи родити брата его, Авеля"
(Быт.4:2). Так как она была благодарна за рождение
(первого сына) и признательна за первое благодеяние, то
получила и второе. Таков наш Владыка: если мы обнаружим
свою благодарность за полученные дары и исповедаем
Благодетеля, Он ущедряет Свои к нам милости. Так и Ева
за то, что рождение (Каина) приписала Богу, получает и
другое дитя. Рождение детей сделалось уже величайшим
утешением для людей, когда они стали смертными.
Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы немедленно, в
самом начале, смягчить строгость наказания и отнять у
смерти страшный вид, даровал рождение детей, являя в
нем, так сказать, образ воскресения и устрояя так, чтобы
на место падающих (умирающих) восставали другие. "И
бысть, – сказано, – Авель пастырь овец; Каин же бе
делаяй землю" (Быт.4:2). Божественное Писание сообщает
нам о занятиях каждого из родившихся, (а именно), что
один из них вел жизнь пастушескую, а другой возделывал
землю. "И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли
жертвуГосподу [122]" (Быт.4:3). Смотри, как Создатель
природы вложил в совесть познание. Кто, скажи мне,
привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы
Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в
совести. "Принесе, – говорит, – от плодов земли жертву
Господу". Он знал и понимал, что надлежит из своего
имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод;
не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы,
наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим),
показать свою признательность. Бог не имеет ни в чем
нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по
Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это
(принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы
познание Господа служило для человеческой природы
училищем добродетели. "И Авель принесе и той от
первородных овец своих" (Быт.4:4). Не без цели и не
напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви,
что Господь наш не смотрит на различие лиц, но
награждает намерение, испытывая душевное расположение.
Так, вот смотри, было и теперь.
Поэтому, возлюбленные, тщательно
выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует
о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без
внимания, потому что божественное Писание ничего не
говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже
черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище;
таково свойство всего духовного. Итак, что говорит
Писание? "И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли
жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных
овец своих, и от туков их" (Быт.4:3–4).
5. Более проницательные уже из самого
чтения понимают сказанное. Но так как мы должны
заботиться о всех вообще, – потому что духовное учение
не знает различия, – то вот яснее раскроем вам эти
слова, и для этого снова повторим их. "Каин, – сказано,
– принесе от плодов земли жертву Господу", потом, желая
сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит,
что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия:
"принесе и той от первородных овец своих и от туков их".
Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его
намерение и то, что он принес не просто от овец, но
"первородных", то есть, дорогих, отборных, далее, что от
этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: "и от
туков их", сказано, из самого приятного, наилучшего. О
Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит
только, что он принес "от плодов земли жертву", что, так
сказать, попалось, без всякого старания и разбора. Опять
говорю и не перестану говорить: Бог принимает наши
приношения не потому, что нуждается в них, но потому,
что хочет, чтобы и чрез них выражалась наша
благодарность. Тому, кто приносит Богу и притом Ему
принадлежащее, кто понимает различие природы (божеской и
человеческой) и то, что человек удостаивается такой
чести, надлежало, по возможности, исполнять свой долг
[123], и приносить Богу драгоценнейшее. Но смотри,
возлюбленный: кто отсюда имел средства познать свой
долг, тот справедливо наказывается, теряя свое спасение
по беспечности. Ведь и тот не имел какого-либо
наставника и этот – руководителя и советника, но каждый
приступил к такому жертвоприношению по внушению совести
и мудрости, свыше данной человеческому роду; но различие
в намерениях и беспечность воли были причиною того, что
приношение одного было принято, а другого отвергнуто
Богом. "И призре Бог на Авеля и на дары его" (Быт.4:4).
Смотри, как исполняется здесь сказанное в Евангелии, что
"будут первыи последнии, и последнии первыи" (Мф.19:30).
Вот и имеющий преимущество по первородству и прежде
принесший (жертву) оказался хуже брата, потому что
принес не так, как следовало. Когда оба они принесли
жертву, "и призре, – говорит божественное Писание, – Бог
на Авеля и на дары его". Что значит: "и призре?" Значит:
принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был,
так сказать, доволен тем, что совершено. Мы, если
говорим о Боге и осмеливаемся раскрывать уста о
бессмертной той Природе, то, будучи людьми, не иначе
можем представлять это, как только при помощи языка. Но
вот, что (здесь) удивительно: "призре, – говорит, – "Бог
на Авеля и на дары его". Принесение овец Писание назвало
дарами, потому что принесено было драгоценное, отборное,
непорочное. Итак, Бог призрел на Авеля за то, что он
сделал приношение с чистым расположением; призрел и на
принесенные дары не за то только, что они были чисты, но
за то, что во всех отношениях оказывались драгоценными,
как по расположению приносящего, так и потому что (овцы)
были первородные, и притом избранные, "и от туков их", и
из этих самых наилучшие. "И призре Бог, – сказано, –
Авеля и дары его: на Каина же и на жертвы его не внят"
(Быт.4:4–5). Так как Авель принес с надлежащим
расположением и от искреннего сердца, то "призре, –
сказано, – Бог" – то есть, принял, одобрил, похвалил;
принесенное же назвал дарами, чтобы этим почтить
расположение принесшего. "На Каина же и на жертвы его не
внят". Замечай точность (в словах) Писания. Словом: "не
внят" оно показало отвержение принесенного, а названием
принесенных плодов земли жертвою внушает нам еще нечто
другое. Смотри, в самом деле, как Писание и самыми
событиями и словами дает знать, что Господь желает от
нас всего этого [124] для того, чтобы наши внутренние
расположения обнаруживались в делах наших и мы знали бы,
что находимся под владычеством Господа и Творца, Который
привел нас из небытия в бытие. Назвав овец дарами, и
плоды земные – жертвою, божественное Писание этим
научает нас, что Господь ищет не приведения бессловесных
и не приношения плодов земных, но только душевного
расположения. Поэтому и теперь, в зависимости от
расположения, один был принят с даром, а другой по тому
же отвергнут с жертвою. Слова же: "призре на Авеля и на
дары его: на Каина же и на жертвы его не внят" – будем
понимать богоприлично. Этими словами Писание хочет
сказать, что Бог сообщил им познание о том, что Он
расположением одного был доволен, а безрассудство [125]
другого отринул. Это совершено было со стороны Бога;
посмотрим, что следует далее. "И опечали, – сказано, –
"Каина [126] зело, и испаде лице его" (Быт.4:5). Что
значит: "И опечали Каина зело"? Его печаль происходила
от двух причин: не только от того, что сам он был
отвергнут, но и от того, что принят был дар брата его.
"И опечали, – сказано, – Каина зело, и испаде лице его".
Что опечалило его? Два эти обстоятельства опечалили его:
и то, что Господь не принял его жертвы, и то, что дар
брата был благоприятен Ему. Следовало, узнав причину из
того, что произошло, исправить погрешность, потому что
человеколюбивый Владыка наш не столько отвращается от
нас, когда мы согрешим, сколько в таком случае, когда мы
коснеем в грехе; но он (Каин) нисколько не заботился об
этом (исправлении).
6. И чтобы тебе вполне убедиться в этом
и увидеть неизреченное величие Божия человеколюбия,
замечай в настоящих событиях обилие благости и величие
милосердия Божия. Когда Он увидел, что Каин чрезмерно
опечалился и готов, так сказать, утонуть в волнах
печали, то не презрел его, но то же человеколюбие, какое
показал Он к отцу его, после тяжкого греха его, когда
дал ему случай к оправданию и отверз двери к
дерзновению, словами: "где еси"? – такое человеколюбие
являет и теперь к (Каину), оказавшемуся столь неразумным
и готовому как бы низринуться в пропасть; простирая руку
(помощи), и желая дать ему случай исправить свой
проступок, говорит ему: "вскую прискорбен был еси и
Вскую испаде лице твое. Еда, Аще право принесл еси,
право же не разделил сей, не согрешил ли еси? Умолкни. К
тебе обращение его, и ты тем обладаеши" (Быт.4:6–7).
Смотри, возлюбленный, какое несказанное снисхождение
попечения! Бог видел, что Каин объят, так сказать,
страстию зависти: смотри же, как Он, по благости Своей,
прилагает соответствующее ему врачество, чтобы тотчас
поднять его и не дать ему утонуть. "Вскую прискорбен был
еси и Вскуюиспаде лице твое" – отчего, то есть, ты
одержим такою печалию, что и на лице своем выказываешь
глубину скорби? "Вскую испаде лице твое?" Отчего
совершившееся так тронуло тебя? Для чего ты не исполнил
своего долга? Ты приносил жертву не человеку, которого
можно обмануть. Разве не знаешь, что Я желаю не
приношений, но искреннего расположения приносящих?
"Вскую прискорбен был еси и Вскую испаде лице твое? Еда,
Аще право принесл сей, право же не разделил еси, не
согрешил ли еси"? Что тебе пришло на мысль сделать
приношение, это похвально; а то, что ты несправедливо
разделил (избрал плоды на жертву), это послужило
причиною того, что принесенное тобою отвергнуто.
Приносящий Богу должен соблюдать большую тщательность
при разделении; и сколь велико различие между Приемлющим
и приносящим, столько же должно делать различия и при
избрании (жертвы). Но ты нисколько не подумал об этом, и
принес просто что случилось: поэтому принесенное и не
могло быть принято. Но, как твое расположение, с каким
ты сделал приношение, нисколько не подумав о различии
(между Приемлющим и приносящим), было причиною того, что
принесенная тобою жертва отвергнута, так надлежащее
расположение брата, показавшего великую старательность в
избрании (жертвы), сделало дары его благоприятными.
Однако и при этом Я не хочу тебя наказывать за
проступок, но только указываю на грех и даю тебе совет,
который если захочешь принять, то и грех свой исправишь
и не впадешь в худшее зло. Что же? Ты сделал грех, и
великий грех, но Я не наказываю за него, потому что
"Ячеловеколюбив и не хощу смерти грешника, но еже
обратитися... и живу быти ему" (Иез.18:23). Так как ты
согрешил, то "умолкни", успокой свои помыслы, освободись
от напора волн, осаждающих твою душу, укроти волнение,
чтобы к прежнему греху не прибавить тебе другого
тягчайшего, чтобы не решиться тебе на какое-нибудь
неисправимое зло. Не отдайся в плен лукавому демону.
"Согрешил еси, умолкни". Бог уже наперед знал, что
(Каин) восстанет на брата, и этими словами предупреждает
его. Как Бог, ведущий тайны душевные, Он знал сердечные
движения Каина: поэтому в продолжительном увещании и
милостивых словах предлагает ему приличное врачество и
делает с Своей стороны все, хотя (Каин) и отверг
лекарство и низринулся в бездну братоубийства. "Согрешил
еси, умолкни". Не думай, говорит Бог, будто Я, отринув
твою жертву за ненадлежащее расположение и приняв дар
брата за его истинное расположение, лишаю тебя
первенства и отнимаю у тебя права первородства.
"Умолкни": хотя он и удостоился от Меня чести и дар его
принят, но "к тебе обращение его, и ты тем обладаешь", –
так что, и после этого греха, Я за тобою оставляю
преимущества первородства, и ему повелеваю быть у тебя
под властию и начальством. Смотри на человеколюбие
Господа, как Он этими словами желает укротить ярость и
неистовство Каина, и удержать его от восстания на брата.
Видя движения его мысли и зная жестокость его
убийственного намерения, Бог наперед хочет смягчить его
сердце и успокоить его ум, и для того подчиняет ему
брата и не отнимает у него власти над ним. Но и после
такой заботливости, и после такого врачевания Каин не
получил никакой пользы. Таково различие во внутреннем
расположении (Каина и Авеля), такова сила зла!
7. Но чтобы, простирая далее слово, нам
не быть в тягость вашей любви, и беседа наша, поражая
ваш слух, не показалась скучною, мы, остановив здесь
слово, попросим вас, усердные слушатели, возненавидеть
подобные (Каиновым) поступки и, отвратившись совершенно
от греха, с великим усердием и от всего сердца
обратиться к заповедям Господним, особенно же после
стольких и таких примеров. Никто из нас (в свое
оправдание) не может уже прибегнуть к неведению. Если
он, разумею Каина, хотя и не мог указать ни на кого из
предков своих, кто бы сделал подобное ему преступление,
подвергся, однако, как вы после узнаете, невыносимому и
тяжкому наказанию, то что же должны потерпеть мы, когда
так же, или еще и хуже, грешим после такого обилия
благодати? Не постигнет ли нас вечный огонь, червь
неумирающий, скрежет зубов, кромешная тьма, огненная
геенна и прочие неотвратимые казни? Для нас уже не
остается никакого оправдания, когда мы живем так
беспечно и нерадиво. Не все ли мы знаем, что должно
делать и чего не должно, что делающие первое (добро)
получат победные венцы, а впавшие в последнее (грех)
подвергнутся крайним мучениям? Поэтому прошу, умоляю и
заклинаю, да не будет бесплодным наше собрание в этом
месте, но да последуют за слушанием слов самые дела,
чтобы, имея совершенно спокойную совесть и от этого
питаясь благими надеждами, могли мы, легко переплывши
опасное море настоящей жизни, войти в пристань Божия
человеколюбия и получить те неизреченные блага, которые
Господь обещал любящим Его, благодатию и милосердием
Единородного Его Сына, с Которым святому и покланяемому
Его Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Примечание
113. Злат. читает: γυναικὸς αὐτοῦ согласно с
Лукиан. и др. списками, вопреки Алекс., где отсутствует
αὐτοῦ, находящееся и в евр. масорет. тексте.
114. Злат. – ὁ Θεὸς согласно с Лукиан. сп.; в
Александр. и др. сп. и в евр. масорет. тексте Κύριος ὁ
Θεὸς "Господь Бог".
115. Злат. τὴν χεῖρα αὐτοῦ согласно с евр.
масорет. текстом; в Лукиан., Алекс. и др списках αὐτοῦ
отсутствует; см. однако далее во 2 отд.
116. Злат. ἀπὸ τοῦ ξύλου согласно с Лукиан.
сп.; в Алекс. сп. ἀπὸ отсутствует.
117. Здесь Злат. по тексту патрологии Миня,
читает τὴν χεῖρα без αὐτοῦ и далее вместо λάβη ἀπὸ τοῦ
ξύλου иначе: καὶ ἅψηται τοῦ ξύλου.
118. (ὡς ἡγοῦμαι καὶ ἔστι συνιδεῖν)
119. Опять τὴν χεῖρα без αὐτοῦ, но далее λάβη
ἀπὸ ξύλου.
120. Злат.: καὶ ἐξέβαλε Κύριος ὁ Θεὸς, причем
божественное имя, не читаемое ни в евр. тексте, ни в
списках греч. перевода, взято, очевидно, из
предшествующего стиха для ясности речи.
121. Злат.: ἀλλ᾿ εἰσὶν ὼς άγγελοι; чтение,
очевидно, сокращенное сравнительно с Евангельским
текстом Матфея и Марка.
122. Злат. τῷ Κυρίῳ согласно с Лукиан. и др.
греч. списками, равно как и евр. текстом, и вопреки
Бодлеанскому сп., где ставится вместо этого τῷ` Θεῷ,
принятое в славян. Библии.
123. (τὰ παρ᾿ ἑαυτοῦ)
124. т.е. – Жертв и приношений.
125. (ἀγνωμοσύνην)
126. Златоуст следует здесь обычному чтению
перевода 70-ти, удержанному и в Лукиан. сп. καὶ ἐλύπησε
τὸν Κάῖν λίαν. В дальнейших словах: καί συνέπεσε τὸ
πρόσωπον αὐτοῦ сходство чтения Злат. с Лукиан. сп.
яснее, так как вместо этого в Алекс. сп. читается: καὶ
συνέπεσεν τῷ προσόπῳ "и испаде лицем".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|