Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 18
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Видели вы вчера человеколюбие Судии?
Видели исследование, исполненное благости? Видели
разность наказаний – как наказан коварный обольститель,
как наказание, наложенное на обольщенных, показывает
великое человеколюбие Божие? Видели, как полезно было
нам присутствовать в судилище и видеть, как
производилось исследование? Мы узнали, сколь многих и
великих благ лишили себя Адам и Ева преступлением данной
им заповеди, лишившись той неизреченной славы и жизни,
которая была почти ничем не хуже ангельской. Мы увидели
снисходительность Владыки, узнали, какое великое зло –
беспечность, как она лишает нас и тех благ, которыми мы
уже пользовались, и подвергает великому стыду. Поэтому,
умоляю, будем бдительны, и пусть падение их (первых
людей) послужит для нас врачеством, и их беспечность
пусть будет для нас побуждением к осторожности, потому
что совершающие после этого те же грехи подлежат
большему наказанию, так как они не захотели вразумиться
примерами. И действительно, потомки, согрешающие подобно
первым людям, подвергаются неодинаковому с ними
наказанию. В этом можно тотчас удостовериться из слов
мудрого учителя вселенной, то есть, блаженного Павла,
который говорит: "елицы бо беззаконно согрешиша,
беззаконно и погибнут, и елицы в законе согрешиша,
законом суд приимут" (Рим.2:12). Эти слова значат:
жившие до закона и живущие после закона не одинаково
будут судимы; согрешающие после дарования закона
подвергнутся тягчайшим наказаниям. "Елицы бо беззаконно
согрешиша, беззаконно и погибнут", то есть, наказание
облегчается тем, что они не пользовались наставлением и
помощию закона. "И елицы в Законе согрешиша, законом суд
приимут". А эти, говорит (апостол), так как имели
наставником закон, и, несмотря на это, не вразумились,
но грешили подобно тем, наказание понесут большее. Но
выслушаем и то, что прочтено сегодня. "И нарече, –
говорит (Моисей), – Адам имя жене своей Ева, то есть
жизнь, яко та мати всех живущих". Смотри, какая
обстоятельность (в словах) божественного Писания, как
оно не умолчало и об этом, но сообщило нам, что Адам дал
имя и жене. "Нарече, – говорит, – имя жене своей Ева,
что значит – жизнь, яко та мати всех живущих", то есть,
она есть начало всех, имевших произойти от нее людей,
корень и основание последующего рода. Потом, сообщив нам
о наречении имени жене, опять показывает нам благость
Божию, как Он не оставляет без внимания созданных Им,
когда они были в таком стыде и наготе. "И сотвори, –
говорит, – Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны; и
облече их". Как сердобольный отец, имеющий благородного
сына, воспитываемого со всею заботливостию,
наслаждающегося всею роскошью, живущего в прекрасном
доме, облеченного в шелковые одежды и свободно
пользующегося отцовским имением и богатством, видя
впоследствии, что от такой счастливой жизни он впал в
бездну разврата, лишает его всего этого, подчиняет своей
власти, и сняв с него (богатую) одежду, одевает его в
бедное, часто даже в рабское платье, чтобы не оставить в
совершенной наготе и стыде, – так и человеколюбивый Бог,
когда (Адам и Ева) сделались недостойными того славного
и блестящего одеяния, которое облекало их и избавляло от
телесных нужд, лишил их всей этой славы и счастия, каким
они пользовались до этого тяжкого падения, но вместе с
тем являя им великое милосердие и сожалея об них в самом
падении, и видя, что они покрыты великим стыдом и не
знают, что и делать, чтобы не оставить их в совершенной
наготе и посрамлении, делает для них кожаные ризы и
одевает их. Таковы козни диавола: когда он найдет
послушных себе, то обольстив их кратковременным
удовольствием, низвергнув в самую глубину зла и покрыв
стыдом и бесчестием, оставляет их в этом низком
положении на жалкий позор зрителям. Но Попечитель душ
наших, видя их в совершенной беспомощности, не оставляет
их в этом положении, но придумывает для них покров, и
бедностию одежды показывает им, какого одеяния они
заслужили. "И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы
кожаны: и облече их". Смотри, как божественное Писание
снисходит (к человеческим понятиям). Но я и теперь
повторяю тоже, что неоднократно говорил: мы должны все
понимать богоприлично, и под словом: "сотвори" должны
понимать: повелел. Он повелел им облечься в кожаные ризы
для непрестанного памятования о преслушании.
2. Пусть об этом послушают богатые,
которые украшаются тканями червей и одеваются в шелк, и
пусть знают они, как человеколюбивый Владыка с самого
начала вразумлял человеческую природу. Так как
первозданный преступлением заповеди заслужил осуждение
на смерть, между тем нужно было облечь его одеждою,
которая бы прикрывала его стыд, то (Бог) сотворил им
кожаные ризы, научая этим нас избегать изнеженной и
роскошной жизни, не искать жизни праздной и беспечной,
но более любить суровую. Но, может быть, богатые,
негодуя на эти слова, скажут: так что же? Ты велишь нам
одеваться в кожаные одежды? Не говорю этого, потому что
и первые люди не навсегда получили те ризы;
человеколюбивый Владыка к прежним благодеяниям всегда
прибавляет другие. Так как первые люди, лишившись того
бесстрастия и ангельской жизни, подвергли себя телесным
нуждам, то Бог впоследствии устроил так, чтобы одежда
для людей была приготовляема из овечьей шерсти, впрочем
не для чего иного, как только для того, чтобы она
служила покровом и чтобы это разумное существо не жило,
подобно бессловесным, в наготе и бесстыдстве. Итак,
употребление одежд пусть непрестанно напоминает нам о
потерянных благах и о том наказании, которое постигло
человеческий род за преслушание. После этого пусть
отвечают нам те, которые так увлеклись блеском, что даже
и понятия не имеют об одеждах из овечьей шерсти, но
облекаются в шелковые и дошли до такого безумия, что
вплетают еще и золото в одежды, – особенно же такую
роскошь видим мы у женского пола: для чего ты, скажи
мне, украшаешь тело и любуешься такою одеждою, а о том
не думаешь, что этот покров изобретен вместо величайшего
наказания за преступление? Почему не слушаешь блаженного
Павла, который говорит: "имеюще пищу и одеяние, сими
довольни будем" (Тим.6:8)? Видишь, что надобно
заботиться о том только, чтобы тело не было нагим, чтобы
оно было только прикрыто, и отнюдь не заботиться о
разнообразии одеяния. Но перейдем к тому, что следует
далее. "И рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже
разумети доброе и лукавое, и ныне да не когдапрострет
руку свою [115], и возмет от [116] древа жизни, и снест,
и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая
сладости, делати землю, от неяже взят бысть"
(Быт.3:22–23). Смотри опять на Божие снисхождение. "И
рече, – говорит Писание, – Господь Бог се Адам бысть яко
един от Нас, еже разумети доброе и лукавое". Видишь,
какие простые слова? Все это будем понимать
богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить
нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил
(первых людей). Диавол сказал им, что "аще снесте,
будете яко бози" (Быт.3:5), и они, надеясь сравняться с
Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить
их, привести в сознание греха и показать, как велико их
преслушание и чрезмерно обольщение, говорит: "се Адам
бысть, яко един от Нас". Эти слова выражают большое
посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты,
говорит Бог, пренебрег Моею заповедию, что возмечтал
быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся
быть, или -лучше – не тем, чем надеялся быть, а чем
заслужил быть, "се Адам бысть, яко един от нас, еже
разумети доброе и лукавое". Это и говорил им чрез змея
диавол – обольститель, – что "отверзутся очи ваши и
будете, яко бози, видяще доброе и лукавое" (Быт.3:5). "И
ныне да не когда прострет руку [117] и коснется древа
жизни, и снест, и жив будет во век". Усматривай отсюда
человеколюбие Господа. Нужно тщательно исследовать эти
слова, чтобы не могло утаиться от нас ничего, что
сокрыто в этой глубине. Когда Бог давал Адаму заповедь,
то повелел ему воздерживаться от одного только дерева,
вкусив от которого он подвергся наказанию смерти; давая
заповедь, это определил ему, если нарушит, ничего не
постановив касательно дерева жизни. поелику Бог, как я
думаю и как надобно понимать [118] создал человека
бессмертным, то он мог, если хотел, вместе с другими
вкушать плоды и этого древа (жизни), которое могло
постоянно поддерживать его жизнь: поэтому он не получил
никакой (особенной) заповеди касательно этого дерева.
3. Если же кто из любопытных захочет
доискиваться, почему оно названо древом жизни, то пусть
знает, что человек, следуя своим умозаключениям, не
может понимать ясно все дела Божии. Чтобы созданный Им
человек, живя в раю, имел упражнение в послушании или
непослушании, Господу угодно было насадить там и эти два
дерева: одно дерево жизни, а другое, так сказать,
смерти, потому что вкушение от этого последнего и
преступление заповеди навлекло на человека смерть. Так
как человек, вкусивши от этого дерева, сделался смертным
и подлежал уже телесным нуждам, так как впервые явился
грех, за который Господом благодетельно установлена
смерть, то Он и не оставляет Адама в раю, но повелевает
ему выйти из него, показывая тем, что делает это не по
чему-либо другому, как только по любви к нему. Чтобы
точно уразуметь это, необходимо опять прочитать слова
божественного Писания: "и ныне, – говорит, – да не когда
прострет руку [119] и возьмет от древа жизни, и снест, и
жив будет во век". Так как, говорит, человек обнаружил
великую невоздержность по отношению к данной заповеди и
сделался смертным, то чтобы он не осмелился прикасаться
и к этому дереву, постоянно поддерживающему жизнь, и не
грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так
изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божией
о человеке, нежели гнева. Таков Господь наш: и
наказаниями не меньше, чем и благодеяниями, Он
показывает Свое промышление о нас; и наказание посылает
нам для нашего же вразумления. Так, если Он знает, что
мы, греша безнаказанно, не делаемся худшими, то и не
наказывает; чтобы предупредить наше поступательное
движение к худшему и пресечь дальнейшее распространение
греха, Он, по Своему человеколюбию, наказывает. Так
поступил Он и теперь: заботясь о первозданном, повелел
ему удалиться из рая. "Изгна его, – сказано, – Господь
Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть".
Опять и здесь обрати внимание на тщательность (в словах)
божественного Писания. "Изгна его, – говорит, – Господь
Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть".
Вот Он приводит в исполнение Свой приговор и, выведши
(человека) из рая сладости, заставляет его возделывать
землю, из которой он взят. И эти слова: "от неяже взят
бысть", сказаны не без цели, но, чтобы (человек) в
работе имел постоянное напоминание о своем смирении и
знал, что отсюда его состав, что существо тела его в
начале произошло из земли: "делати", говорит, ту
"землю", из которой он и составлен. Что выразил Бог в
Своем приговоре: "в поте лица твоего снеси хлеб твой"
(Быт.3:19), тоже самое и теперь выражает словами:
"делати землю, от неяже взят бысть". Далее, чтобы нам
знать, на какое расстояние Бог удалил человека от рая,
божественное Писание научает нас и этому, говоря: "и
изрину Господь Бог [120] Адама, и всели его прямо рая
сладости" (Быт.3:24). Смотри, как в каждом
обстоятельстве выразилось человеколюбие всеобщего
Владыки и каждый вид наказания свидетельствует о великой
благости. Не только изгнание было делом человеколюбия и
благости, но и то, что (Бог) поселил его против рая,
дабы он постоянно скорбел, размышляя ежедневно о том,
чего он лишился и до какого состояния довел себя. Но вид
(рая), если и возбуждал в Адаме нестерпимую скорбь, в то
же время, однако доставлял и немалую пользу: постоянное
созерцание (рая) служило для скорбящего предостережением
на будущее время, чтобы он снова не впал в то же
(преступление). Вот как, по большей части, бывает с
людьми: пока мы обладаем благами, дотоле не умеем
надлежащим образом пользоваться ими; лишившись же их,
делаемся умнее, и тогда, наученные опытом, начинаем
сознавать свою беспечность, и таким образом перемена
обстоятельств дает нам понять то, чего мы лишились и
какому злу подвергли себя. Так и повеление изгнанному из
рая поселиться вблизи и против него было знаком
величайшей заботливости (Божией о человеке), чтобы это
воззрение напоминало ему, и он отсюда извлекал для себя
пользу, и имея сильное желание жить, не дерзнул, как
находившийся вне рая, вкусить от древа. Божественное
Писание все излагает нам, снисходя к человеческой
немощи. "И пристави херувима, и пламенное оружие
обращаемое, хранити путь древа жизни" (Быт.3:24).
Беспечность, какую они (первые люди) показали по
отношению к данной заповеди, была причиною того, что так
крепко загражден им вход в рай. Подумай, – Человеколюбец
не удовольствовался тем, что поселил против рая, но
повелел тем силам – херувимам и пламенному "обращаемому
оружию" стеречь путь, ведущий туда. Не без цели же
(Моисей) присовокупил: "обращаемое", но для того, чтобы
научить нас, что совершенно загражден был ему вход в
рай, так как то оружие, обращаясь, заграждало все,
ведущие туда, пути и непрестанно возбуждало в нем страх
и воспоминание.
4. "Адам же позна Еву жену свою"
(Быт.4:1). Замечай, когда это случилось. После
преслушания, после изгнания из рая, – тогда начинается
супружеское житие. До преслушания (первые люди) жили,
как ангелы, и не было (речи о) сожитии. И как это могло
быть, когда они свободны были от телесных потребностей?
Таким образом вначале жизнь была девственная; когда же
по беспечности (первых людей) явилось преслушание и
вошел (в мир) грех, девство отлетело от них, так как они
сделались недостойными столь великого блага, а вместо
того вступил в силу закон супружества. Подумай же,
возлюбленный, как велико достоинство девства, как высоко
и важно это состояние, как оно превышает человеческую
природу и требует помощи свыше. Что решившиеся избрать
девство, и будучи в теле, живут подобно бестелесным
силам, послушай слов Христа, сказанных саддукеям.
Возбудив вопрос о воскресении и желая знать (мнение
Иисуса Христа), они сказали: "Учитель! Было у нас семь
братьев: первый, женившись, умер бездетным и оставил
жену свою брату своему; и второй умер и, не имея семени,
оставил жену свою брату своему; подобно и третий, и
четвертый, и пятый, и шестой, и седьмой. Итак, в
воскресении, которого из семи будет она женою? Ведь все
имели ее" (Мф.22:24–28; Мк.12:19–23; Лк.20:28–33)? Что
же отвечал им Христос? "Прельщаетеся, не ведуще Писания,
ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают,
но яко ангели суть" [121]. Видишь, как избравшие, из
любви ко Христу, жребий девства, и живя на земле, и
будучи облечены телом, подражают ангельской жизни?
Поэтому, сколько велик и высок этот подвиг, столько же
велики и даже еще более велики венцы и награды, и блага,
обещанные тем, кто, вместе с девством, подвизается и в
прочих добродетелях. "Адам же, – сказано, – позна Еву
жену свою, и заченши, роди Каина" (Быт.4:1). Так как
чрез преслушание вошел грех и приговор сделал первых
людей смертными, то всемогущий Бог, устрояя, по Своей
премудрости, продолжение человеческого рода, соизволил
уже ему умножаться чрез супружество. "И рече (Ева):
стяжах человека Богом". Смотри, как наказание сделало
жену благоразумнее: рождение дитяти она приписывает не
природе, но Богу, и (этим) обнаруживает в себе чувство
признательности. Видишь, как наказание послужило для них
побуждением к исправлению? "Стяжах, – говорит Ева, –
человека Богом"; не природа дала мне дитя; его даровала
вышняя благодать. "И приложи родити брата его, Авеля"
(Быт.4:2). Так как она была благодарна за рождение
(первого сына) и признательна за первое благодеяние, то
получила и второе. Таков наш Владыка: если мы обнаружим
свою благодарность за полученные дары и исповедаем
Благодетеля, Он ущедряет Свои к нам милости. Так и Ева
за то, что рождение (Каина) приписала Богу, получает и
другое дитя. Рождение детей сделалось уже величайшим
утешением для людей, когда они стали смертными.
Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы немедленно, в
самом начале, смягчить строгость наказания и отнять у
смерти страшный вид, даровал рождение детей, являя в
нем, так сказать, образ воскресения и устрояя так, чтобы
на место падающих (умирающих) восставали другие. "И
бысть, – сказано, – Авель пастырь овец; Каин же бе
делаяй землю" (Быт.4:2). Божественное Писание сообщает
нам о занятиях каждого из родившихся, (а именно), что
один из них вел жизнь пастушескую, а другой возделывал
землю. "И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли
жертвуГосподу [122]" (Быт.4:3). Смотри, как Создатель
природы вложил в совесть познание. Кто, скажи мне,
привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы
Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в
совести. "Принесе, – говорит, – от плодов земли жертву
Господу". Он знал и понимал, что надлежит из своего
имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод;
не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы,
наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим),
показать свою признательность. Бог не имеет ни в чем
нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по
Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это
(принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы
познание Господа служило для человеческой природы
училищем добродетели. "И Авель принесе и той от
первородных овец своих" (Быт.4:4). Не без цели и не
напрасно я в самом начале беседы говорил вашей любви,
что Господь наш не смотрит на различие лиц, но
награждает намерение, испытывая душевное расположение.
Так, вот смотри, было и теперь.
Поэтому, возлюбленные, тщательно
выслушаем сказанное и посмотрим, что Писание повествует
о Каине и что об Авеле; не пройдем этого рассказа без
внимания, потому что божественное Писание ничего не
говорит просто и как случится; каждый слог, каждая даже
черта заключает в себе некоторое скрытое сокровище;
таково свойство всего духовного. Итак, что говорит
Писание? "И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли
жертву Господу: и Авель принесе и той от первородных
овец своих, и от туков их" (Быт.4:3–4).
5. Более проницательные уже из самого
чтения понимают сказанное. Но так как мы должны
заботиться о всех вообще, – потому что духовное учение
не знает различия, – то вот яснее раскроем вам эти
слова, и для этого снова повторим их. "Каин, – сказано,
– принесе от плодов земли жертву Господу", потом, желая
сообщить нам и об Авеле, божественное Писание говорит,
что и он принес жертву от своего, пастушеского занятия:
"принесе и той от первородных овец своих и от туков их".
Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его
намерение и то, что он принес не просто от овец, но
"первородных", то есть, дорогих, отборных, далее, что от
этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: "и от
туков их", сказано, из самого приятного, наилучшего. О
Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит
только, что он принес "от плодов земли жертву", что, так
сказать, попалось, без всякого старания и разбора. Опять
говорю и не перестану говорить: Бог принимает наши
приношения не потому, что нуждается в них, но потому,
что хочет, чтобы и чрез них выражалась наша
благодарность. Тому, кто приносит Богу и притом Ему
принадлежащее, кто понимает различие природы (божеской и
человеческой) и то, что человек удостаивается такой
чести, надлежало, по возможности, исполнять свой долг
[123], и приносить Богу драгоценнейшее. Но смотри,
возлюбленный: кто отсюда имел средства познать свой
долг, тот справедливо наказывается, теряя свое спасение
по беспечности. Ведь и тот не имел какого-либо
наставника и этот – руководителя и советника, но каждый
приступил к такому жертвоприношению по внушению совести
и мудрости, свыше данной человеческому роду; но различие
в намерениях и беспечность воли были причиною того, что
приношение одного было принято, а другого отвергнуто
Богом. "И призре Бог на Авеля и на дары его" (Быт.4:4).
Смотри, как исполняется здесь сказанное в Евангелии, что
"будут первыи последнии, и последнии первыи" (Мф.19:30).
Вот и имеющий преимущество по первородству и прежде
принесший (жертву) оказался хуже брата, потому что
принес не так, как следовало. Когда оба они принесли
жертву, "и призре, – говорит божественное Писание, – Бог
на Авеля и на дары его". Что значит: "и призре?" Значит:
принял, похвалил намерение, увенчал расположение, был,
так сказать, доволен тем, что совершено. Мы, если
говорим о Боге и осмеливаемся раскрывать уста о
бессмертной той Природе, то, будучи людьми, не иначе
можем представлять это, как только при помощи языка. Но
вот, что (здесь) удивительно: "призре, – говорит, – "Бог
на Авеля и на дары его". Принесение овец Писание назвало
дарами, потому что принесено было драгоценное, отборное,
непорочное. Итак, Бог призрел на Авеля за то, что он
сделал приношение с чистым расположением; призрел и на
принесенные дары не за то только, что они были чисты, но
за то, что во всех отношениях оказывались драгоценными,
как по расположению приносящего, так и потому что (овцы)
были первородные, и притом избранные, "и от туков их", и
из этих самых наилучшие. "И призре Бог, – сказано, –
Авеля и дары его: на Каина же и на жертвы его не внят"
(Быт.4:4–5). Так как Авель принес с надлежащим
расположением и от искреннего сердца, то "призре, –
сказано, – Бог" – то есть, принял, одобрил, похвалил;
принесенное же назвал дарами, чтобы этим почтить
расположение принесшего. "На Каина же и на жертвы его не
внят". Замечай точность (в словах) Писания. Словом: "не
внят" оно показало отвержение принесенного, а названием
принесенных плодов земли жертвою внушает нам еще нечто
другое. Смотри, в самом деле, как Писание и самыми
событиями и словами дает знать, что Господь желает от
нас всего этого [124] для того, чтобы наши внутренние
расположения обнаруживались в делах наших и мы знали бы,
что находимся под владычеством Господа и Творца, Который
привел нас из небытия в бытие. Назвав овец дарами, и
плоды земные – жертвою, божественное Писание этим
научает нас, что Господь ищет не приведения бессловесных
и не приношения плодов земных, но только душевного
расположения. Поэтому и теперь, в зависимости от
расположения, один был принят с даром, а другой по тому
же отвергнут с жертвою. Слова же: "призре на Авеля и на
дары его: на Каина же и на жертвы его не внят" – будем
понимать богоприлично. Этими словами Писание хочет
сказать, что Бог сообщил им познание о том, что Он
расположением одного был доволен, а безрассудство [125]
другого отринул. Это совершено было со стороны Бога;
посмотрим, что следует далее. "И опечали, – сказано, –
"Каина [126] зело, и испаде лице его" (Быт.4:5). Что
значит: "И опечали Каина зело"? Его печаль происходила
от двух причин: не только от того, что сам он был
отвергнут, но и от того, что принят был дар брата его.
"И опечали, – сказано, – Каина зело, и испаде лице его".
Что опечалило его? Два эти обстоятельства опечалили его:
и то, что Господь не принял его жертвы, и то, что дар
брата был благоприятен Ему. Следовало, узнав причину из
того, что произошло, исправить погрешность, потому что
человеколюбивый Владыка наш не столько отвращается от
нас, когда мы согрешим, сколько в таком случае, когда мы
коснеем в грехе; но он (Каин) нисколько не заботился об
этом (исправлении).
6. И чтобы тебе вполне убедиться в этом
и увидеть неизреченное величие Божия человеколюбия,
замечай в настоящих событиях обилие благости и величие
милосердия Божия. Когда Он увидел, что Каин чрезмерно
опечалился и готов, так сказать, утонуть в волнах
печали, то не презрел его, но то же человеколюбие, какое
показал Он к отцу его, после тяжкого греха его, когда
дал ему случай к оправданию и отверз двери к
дерзновению, словами: "где еси"? – такое человеколюбие
являет и теперь к (Каину), оказавшемуся столь неразумным
и готовому как бы низринуться в пропасть; простирая руку
(помощи), и желая дать ему случай исправить свой
проступок, говорит ему: "вскую прискорбен был еси и
Вскую испаде лице твое. Еда, Аще право принесл еси,
право же не разделил сей, не согрешил ли еси? Умолкни. К
тебе обращение его, и ты тем обладаеши" (Быт.4:6–7).
Смотри, возлюбленный, какое несказанное снисхождение
попечения! Бог видел, что Каин объят, так сказать,
страстию зависти: смотри же, как Он, по благости Своей,
прилагает соответствующее ему врачество, чтобы тотчас
поднять его и не дать ему утонуть. "Вскую прискорбен был
еси и Вскуюиспаде лице твое" – отчего, то есть, ты
одержим такою печалию, что и на лице своем выказываешь
глубину скорби? "Вскую испаде лице твое?" Отчего
совершившееся так тронуло тебя? Для чего ты не исполнил
своего долга? Ты приносил жертву не человеку, которого
можно обмануть. Разве не знаешь, что Я желаю не
приношений, но искреннего расположения приносящих?
"Вскую прискорбен был еси и Вскую испаде лице твое? Еда,
Аще право принесл сей, право же не разделил еси, не
согрешил ли еси"? Что тебе пришло на мысль сделать
приношение, это похвально; а то, что ты несправедливо
разделил (избрал плоды на жертву), это послужило
причиною того, что принесенное тобою отвергнуто.
Приносящий Богу должен соблюдать большую тщательность
при разделении; и сколь велико различие между Приемлющим
и приносящим, столько же должно делать различия и при
избрании (жертвы). Но ты нисколько не подумал об этом, и
принес просто что случилось: поэтому принесенное и не
могло быть принято. Но, как твое расположение, с каким
ты сделал приношение, нисколько не подумав о различии
(между Приемлющим и приносящим), было причиною того, что
принесенная тобою жертва отвергнута, так надлежащее
расположение брата, показавшего великую старательность в
избрании (жертвы), сделало дары его благоприятными.
Однако и при этом Я не хочу тебя наказывать за
проступок, но только указываю на грех и даю тебе совет,
который если захочешь принять, то и грех свой исправишь
и не впадешь в худшее зло. Что же? Ты сделал грех, и
великий грех, но Я не наказываю за него, потому что
"Ячеловеколюбив и не хощу смерти грешника, но еже
обратитися... и живу быти ему" (Иез.18:23). Так как ты
согрешил, то "умолкни", успокой свои помыслы, освободись
от напора волн, осаждающих твою душу, укроти волнение,
чтобы к прежнему греху не прибавить тебе другого
тягчайшего, чтобы не решиться тебе на какое-нибудь
неисправимое зло. Не отдайся в плен лукавому демону.
"Согрешил еси, умолкни". Бог уже наперед знал, что
(Каин) восстанет на брата, и этими словами предупреждает
его. Как Бог, ведущий тайны душевные, Он знал сердечные
движения Каина: поэтому в продолжительном увещании и
милостивых словах предлагает ему приличное врачество и
делает с Своей стороны все, хотя (Каин) и отверг
лекарство и низринулся в бездну братоубийства. "Согрешил
еси, умолкни". Не думай, говорит Бог, будто Я, отринув
твою жертву за ненадлежащее расположение и приняв дар
брата за его истинное расположение, лишаю тебя
первенства и отнимаю у тебя права первородства.
"Умолкни": хотя он и удостоился от Меня чести и дар его
принят, но "к тебе обращение его, и ты тем обладаешь", –
так что, и после этого греха, Я за тобою оставляю
преимущества первородства, и ему повелеваю быть у тебя
под властию и начальством. Смотри на человеколюбие
Господа, как Он этими словами желает укротить ярость и
неистовство Каина, и удержать его от восстания на брата.
Видя движения его мысли и зная жестокость его
убийственного намерения, Бог наперед хочет смягчить его
сердце и успокоить его ум, и для того подчиняет ему
брата и не отнимает у него власти над ним. Но и после
такой заботливости, и после такого врачевания Каин не
получил никакой пользы. Таково различие во внутреннем
расположении (Каина и Авеля), такова сила зла!
7. Но чтобы, простирая далее слово, нам
не быть в тягость вашей любви, и беседа наша, поражая
ваш слух, не показалась скучною, мы, остановив здесь
слово, попросим вас, усердные слушатели, возненавидеть
подобные (Каиновым) поступки и, отвратившись совершенно
от греха, с великим усердием и от всего сердца
обратиться к заповедям Господним, особенно же после
стольких и таких примеров. Никто из нас (в свое
оправдание) не может уже прибегнуть к неведению. Если
он, разумею Каина, хотя и не мог указать ни на кого из
предков своих, кто бы сделал подобное ему преступление,
подвергся, однако, как вы после узнаете, невыносимому и
тяжкому наказанию, то что же должны потерпеть мы, когда
так же, или еще и хуже, грешим после такого обилия
благодати? Не постигнет ли нас вечный огонь, червь
неумирающий, скрежет зубов, кромешная тьма, огненная
геенна и прочие неотвратимые казни? Для нас уже не
остается никакого оправдания, когда мы живем так
беспечно и нерадиво. Не все ли мы знаем, что должно
делать и чего не должно, что делающие первое (добро)
получат победные венцы, а впавшие в последнее (грех)
подвергнутся крайним мучениям? Поэтому прошу, умоляю и
заклинаю, да не будет бесплодным наше собрание в этом
месте, но да последуют за слушанием слов самые дела,
чтобы, имея совершенно спокойную совесть и от этого
питаясь благими надеждами, могли мы, легко переплывши
опасное море настоящей жизни, войти в пристань Божия
человеколюбия и получить те неизреченные блага, которые
Господь обещал любящим Его, благодатию и милосердием
Единородного Его Сына, с Которым святому и покланяемому
Его Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Примечание
113. Злат. читает: γυναικὸς αὐτοῦ согласно с
Лукиан. и др. списками, вопреки Алекс., где отсутствует
αὐτοῦ, находящееся и в евр. масорет. тексте.
114. Злат. – ὁ Θεὸς согласно с Лукиан. сп.; в
Александр. и др. сп. и в евр. масорет. тексте Κύριος ὁ
Θεὸς "Господь Бог".
115. Злат. τὴν χεῖρα αὐτοῦ согласно с евр.
масорет. текстом; в Лукиан., Алекс. и др списках αὐτοῦ
отсутствует; см. однако далее во 2 отд.
116. Злат. ἀπὸ τοῦ ξύλου согласно с Лукиан.
сп.; в Алекс. сп. ἀπὸ отсутствует.
117. Здесь Злат. по тексту патрологии Миня,
читает τὴν χεῖρα без αὐτοῦ и далее вместо λάβη ἀπὸ τοῦ
ξύλου иначе: καὶ ἅψηται τοῦ ξύλου.
118. (ὡς ἡγοῦμαι καὶ ἔστι συνιδεῖν)
119. Опять τὴν χεῖρα без αὐτοῦ, но далее λάβη
ἀπὸ ξύλου.
120. Злат.: καὶ ἐξέβαλε Κύριος ὁ Θεὸς, причем
божественное имя, не читаемое ни в евр. тексте, ни в
списках греч. перевода, взято, очевидно, из
предшествующего стиха для ясности речи.
121. Злат.: ἀλλ᾿ εἰσὶν ὼς άγγελοι; чтение,
очевидно, сокращенное сравнительно с Евангельским
текстом Матфея и Марка.
122. Злат. τῷ Κυρίῳ согласно с Лукиан. и др.
греч. списками, равно как и евр. текстом, и вопреки
Бодлеанскому сп., где ставится вместо этого τῷ` Θεῷ,
принятое в славян. Библии.
123. (τὰ παρ᾿ ἑαυτοῦ)
124. т.е. – Жертв и приношений.
125. (ἀγνωμοσύνην)
126. Златоуст следует здесь обычному чтению
перевода 70-ти, удержанному и в Лукиан. сп. καὶ ἐλύπησε
τὸν Κάῖν λίαν. В дальнейших словах: καί συνέπεσε τὸ
πρόσωπον αὐτοῦ сходство чтения Злат. с Лукиан. сп.
яснее, так как вместо этого в Алекс. сп. читается: καὶ
συνέπεσεν τῷ προσόπῳ "и испаде лицем".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|