Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 15
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Много благодарен вам, что вы вчера
приняли наше увещание с большою готовностью и не только
не тяготились продолжительностью слова, но были до конца
так внимательны, что сохранили живое расположение
слушать; этим вы подаете нам добрые надежды на то, что
исполните наш совет самым делом. Кто слушает с таким
удовольствием, тот, очевидно, расположен и к исполнению
(выслушанного) на деле. С другой стороны, и нынешнее
стечение ваше служит доказательством вашего душевного
здравия. Как позыв к пище есть знак телесного здоровья,
так любовь к слову Божию служит наилучшим свидетельством
благосостояния душевного. Так как плод вашего усердия
проявляется в исполнении вами слышанного, то вот и мы
отдадим вашей любви награду, которую обещали вчера.
Наградою называю это духовное учение, которое и у меня,
дающего, может увеличить достояние, и вас, приемлющих,
сделать богатыми. Таково все духовное; а в чувственных
вещах этого не бывает. Там дающий уменьшает свое
имущество, а получающего делает более богатым; здесь же
не так – напротив, и дающий, этим самым, еще более
увеличивает собственное богатство, и у приемлющих
умножается достояние. Итак, поелику и мы готовы
сообщить, и у вас недра ума приготовлены принять это
духовное богатство, то и исполним свое обещание и,
принявшись за дальнейшее объяснение того, что было
читано из блаженного Моисея, чрез это отдадим вам
награду. Нужно объяснить то, что прочтено сегодня, чтобы
таким образом с точностию раскрыв заключающееся в
речениях богатство мыслей, сообщить его вашей любви. Вы
слышали недавно слова божественного Писания: "Адаму же
не обретеся помощник, подобный ему". Что значит это
краткое речение: "Адаму же?" Зачем прибавлен союз (же)?
Не довольно ли было сказать: "Адаму?"Исследовать это
хотим мы не просто по излишней пытливости, но, чтобы,
тщательно истолковывая вам все, научить вас не
пропускать в божественном Писании без внимания и
краткого речения, ни даже одного слога. Ведь это не
простые слова, но слова Духа Святого; потому можно найти
великое сокровище и в одном слоге. Внимайте же, прошу,
усердно: никто (не будь) ленив, никто – сонлив, все
имейте бодрый ум; никто пусть не блуждает мыслию на
стороне и, стоя здесь, пусть не развлекается житейскими
попечениями. Напротив, помышляя о достоинстве этого
духовного собрания и о том, что мы слышим (здесь) Бога,
говорящего к нам устами пророков, сообразно с этим пусть
всякий отверзает слух и напрягает ум свой, чтобы ни одно
из бросаемых нами семян не пало на камень, или при пути,
или в терния, но чтобы все семя, упавши на добрую землю,
то есть, на широту [87] великого ума, могло принести вам
обильный плод и умножилось сеемое нами. Посмотрим же,
что значит прибавление союза. "Адаму же, – говорит, – не
обретеся помощник, подобный ему". Заметь точность
божественного Писания. Сказавши: "Адаму же не обретеся
помощник", оно не остановилось на этом, но прибавило:
"подобный ему", объясняя нам этим прибавлением причину,
по которой оно употребило союз. Думаю, что более быстрые
в соображениях сами уже предвидят, что будет нами
сказано. Но так как мы, предлагая поучение всем вообще,
должны стараться, чтобы слова наши были ясны для всех,
то вот и покажем вам, почему (Писание) так [88] сказало;
только потерпите немного. Прежде, как помните, в
божественном Писании сказано: "сотворим помощника по
нему", вслед затем сообщено нам о сотворении зверей, и
пресмыкающихся, и всех бессловесных: "и созда, –
сказано, – Бог от земли вся звери, и вся птицы небесные,
и приведе я ко Адаму, видети, что наречет я"; и (Адам),
как господин, "всем нарече имена" (Быт.2:19, 20), каждой
породе зверей и птиц и всем бессловесным назначил, по
дарованной ему мудрости, свойственное наименование. А
чтобы мы видели, что все эти твари, хотя и исполняют
некоторую службу и содействуют человеку в трудах, однако
ж неразумные твари и весьма далеко отстоят от человека,
чтобы мы подумали, будто о них сказал (Бог): "сотворим
ему помощника". Ведь если они и помогают человеку и
службою своею доставляют ему много пользы, все же
неразумны. Что они помогают (ему), это показывает самый
опыт: одни из них пригодны к перенесению тяжестей,
другие – к обрабатыванию земли; вол влачит плуг,
прорезывает борозды и много других услуг оказывает нам
при земледелии; осел также много помогает при
перенесении тяжестей; да и многие другие из бессловесных
служат нам к удовлетворению телесных наших нужд: овцы
служат нам своею шерстью для устройства одежды; козы – и
волосом и молоком, и другим, что пригодно в пищу нам.
Итак, чтобы не к этим животным относили мы сказанное
выше: "сотворим ему помощника", для этого блаженный
Моисей, начиная теперь слово, говорит: "Адаму же не
обретеся помощник подобный ему". Как бы так он учит нас
и говорит: все эти (животные) созданы (Богом для
человека) и получили себе названия от Адама, однако ж ни
одно из них не оказалось достойным быть ему помощником.
Потому и хочет (Моисей) внушить нам, что имеет быть
создано новое животное и что это готовое явиться
животное и есть то самое, о котором сказано: "сотворим
ему помощника по нему", подобного, то есть, ему, одной с
ним природы, Достойного его, ничем не ниже его. Поэтому
этот блаженный и сказал: "Адаму же не обретеся помощник,
подобный ему", показывая нам, что сколько бы
бессловесные ни были нам полезны своими услугами, но
помощь, оказываемая Адаму женою, другого рода и гораздо
превосходнее.
2. Итак, когда все животные были уже
сотворены и получили имена от первозданного,
человеколюбивый Господь, устрояя все для созданного Им,
искал подобного ему помощника; создав для него всю эту
видимую тварь, сверх всего прочего творит и жену. И
смотри, с какою точностию (Писание) учит нас о создании
этого творения. Так как оно сообщило уже нам, что (Бог)
хочет создать Адаму помощника, подобного ему, и выше
сказано: "сотворим ему помощника по нему", и здесь
говорит: "не обретеся помощник подобный ему", то поэтому
создание жены совершается из существа Адама, как
сказано: "и наложи Бог исступление на Адама, и успе: и
взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И
созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену и
приведе ю ко Адаму" (Быт.2:21–22). Велика сила этих
слов; она превосходит всякий разум человеческий: не
иначе можно понять величие их, как только рассмотрев их
очами веры. "И наложи, – сказано, – Бог исступление на
Адама, и успе". Обрати внимание на точность учения. Оба
эти обстоятельства (исступление и сон) указал блаженный
пророк, или – лучше – Дух Святый его устами, раскрывая
нам сообразность события. "Наложи, – сказано, –
исступление на Адама, и успе". Это было не простое
исступление и не обыкновенный сон; но так как премудрый
и благоискусный Создатель нашей природы хотел взять у
Адама одно из ребр его, то чтобы он не почувствовал боли
и затем враждебного расположения к созидаемой из его
ребра, чтобы, помня боль, не возненавидел создаваемое
животное, для этого (Бог), погрузив (Адама) в
исступление и как бы повелев ему быть объяту некоторого
рода оцепенением, навел на него такой сон, что он совсем
не чувствовал, чти происходило (с ним). Как
совершеннейший Художник, взял, что считал нужным, и
восполнил то, чего недоставало, и взятое устроил по
Своему человеколюбию. "Наложи, – сказано, – исступление
на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни
плотию вместо его", – это для того, чтобы Адам, по
прекращении сна, не мог знать о случившемся по
недостатку (ребра). Ведь если он не узнал о том во время
отнятия (ребра), так мог узнать после. Итак, чтобы и
самое отнятие ребра не причинило ему боли, и потом
недостаток его не возбудил (в нем) скорби, Бог то и
другое устроил так: и (ребро) взял безболезненно, и
оказавшийся затем недостаток восполнил, и чрез это не
дал Адаму узнать, что с ним было. Итак, взявши ребро.
"Господь Бог, – сказано, – созда в жену". Чудное дело,
безмерно превышающее наш ум! Таковы и все дела Господни.
В самом деле, (создание жены из ребра Адамова) не меньше
создания человека из персти. При этом обрати внимание и
на снисхождение божественного Писания – какие слова
употребляет оно ради нашей немощи. "И взя, – сказано, –
едино от ребр его". Не разумей слова эти по-человечески,
но знай, что употреблены грубые речения приспособительно
к немощи человеческой. Ведь если бы (Писание) не
употребило этих слов, то как бы могли мы узнать
неизглаголанные тайны? Не будем же останавливаться
только на словах, но станем понимать все благоприлично,
как относящееся к Богу. Это выражение: "взя", и все ему
подобные употреблены ради нашей немощи. Смотри еще, как
и здесь (Писание) употребило то же выражение, что и
говоря об Адаме. Как там оно и раз, и два, и многократно
говорило: "и взя Господь Бог человека, егоже созда", и
еще: "и заповеда Господь Бог Адаму", и опять: "и рече
Господь Бог: сотворим ему помощника по нему", – так и
теперь говорит: "и созда Господь Бог ребро, еже взя от
Адама, в жену", и выше: "и наложи Господь Бог
исступление на Адама"; это для того, чтобы ты знал, что
в употреблении этих слов (Бог и Господь) Писание не
делает никакого различия между Отцом и Сыном, но так как
оба Они имеют одну сущность, то и употребляет оно имена
безразличное Так вот и повествуя о создании жены, оно
поступает также, и говорит: "созда Господь Бог ребро,
еже взя от Адама, в жену". Что скажут здесь еретики,
которые хотят все подвергать исследованию и думают, что
они постигли рождение Содетеля всяческих [89]. Какое
слово может выразить это? Какой ум – постигнуть? Одно
ребро, сказано, взял (Бог): как же из этого одного ребра
(Он) образовал целое животное? И что говорю: как из
этого одного ребра Бог образовал животное? Скажи мне,
как совершилось отнятие (ребра)? Как (Адам) не
чувствовал этого отнятия? Но ты ничего такого не можешь
сказать: знает (это) один Тот, Кто совершил создание.
Если мы не понимаем и того, что у нас под руками, –
образования однородного нам животного, то как же
бессмысленно и безумно исследовать то, что касается
Творца, и говорить, будто мы понимаем то, о чем не имеют
точного понятия и высшие, бестелесные силы и что они
только постоянно прославляют со страхом и трепетом?
3. "И созда, – сказано, – Господь Бог
ребро, еже взя от Адама, в жену". Обрати внимание на
точность Писания. Оно не сказало: "сотвори" [90], но:
"созда" [91]. поелику Бог взял часть от сотворенного уже
и, так сказать, дал только, чего недоставало, – поэтому
и говорит Писание: "и созда" – не другое творение
произвел, но, взяв уже от готового творения некоторую
малую часть, из этой части построил целое животное.
Какова сила высочайшего Художника Бога, чтобы из этой
малой части (ребра) произвести состав стольких членов,
устроить столько органов чувств и образовать целое,
совершенное и полное существо, которое могло бы и
беседовать и, по единству природы, доставлять мужу
великое утешение! Ведь для его утешения создано это
существо. Потому и Павел сказал: "не создан бысть муж
жены ради, но жена мужа ради" (1Кор.11:9). Видишь, как
все создано для него? Уже создана была (вся) тварь, уже
явились бессловесные, годные в пищу и способные служить
человеку; но первозданный не имел, с кем бы ему
беседовать и кто бы, по единству природы, мог доставлять
ему великое утешение. Поэтому (Бог) создает из ребра его
это разумное животное и, по великой Своей премудрости,
делает его совершенным, во всем подобным мужу, т. е.
разумным, способным оказывать ему помощь в необходимых
потребностях и обстоятельствах жизни. Так все Бог
устроил мудро и искусно. Если же мы, по немощи разума,
не в состоянии понимать, как созданы вещи, то веруем
однако, что все повинуется воле Творца и что повелит Он,
то и совершается. "И созда, – сказано, – Господь Бог
ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму",
показывая, что для него произвел ее: "приведе ю, –
говорит, – ко Адаму". То есть, так как между всеми
бессловесными не нашлось подобного тебе помощника, то
вот, что обещал Я (а Я обещал создать помощника
подобного тебе), то и исполнил, и вручаю тебе: "приведе
ю ко Адаму. И рече Адам: се ныне, кость от костей моих и
плоть от плоти моея" (Быт.2:22–23). Смотри здесь,
возлюбленный, как (Адам) вместе с несказанною, данною
ему от Бога, мудростью, которую он показал нам в
наречении имен стольким породам бессловесных животных,
удостоился еще и дара пророческого. Для того блаженный
пророк (Моисей) и показал нам выше, что, вместе со сном,
объяло Адама и исступление, так что он совсем не
чувствовал происходившего с ним, – чтобы, узнавши
теперь, что Адам, при взгляде на жену, точно объясняет
происшедшее, ты совершенно убедился, что он говорит это
по дару пророчества, руководимый наставлением Святого
Духа. Ведь он ничего не знал о происшедшем, и однако ж,
когда (Бог) привел к нему жену, сказал: "се ныне кость
от костей моих и плоть от плоти моея". А другой
переводчик [92] вместо: "ныне" говорит: "се единожды",
давая разуметь, что это было только теперь, а после не
таково уже будет происхождение жены. Ныне, говорит, от
мужа произошла жена, а после не так, а от жены (будет
происходить) муж, или – лучше – не от жены, а от
соучастия обоих их, как и Павел говорит: "несть муж от
жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены
ради, но жена мужа ради" (1Кор.11:8–9). Так, скажешь; но
эти слова показывают, что жена произошла от мужа.
Потерпи, и из последующего увидишь истинное учение.
Апостол говорит: "обаче ни муж без жены, ни жена без
мужа" (1Кор.11:11), научая нас, что после (создания
первой жены) рождение мужа и жены бывает от соучастия
того и другой. Потому-то и Адам сказал: "се ныне кость
от костей моих и плоть от плоти моея".
4. Затем, чтобы увериться тебе в
точности Адамова пророчества, – в том, что сказанное им
сбывается доселе и (будет сбываться) до самого конца
(мира), послушай, что следует еще далее. "Сия, –
говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята
бысть сия: сего ради [93] оставит человек отца своего и
матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть
едину" (Быт.2:23–24). Видишь, как (Адам) открыл нам все,
с точностию объяснив своим пророческим духом каждое
(обстоятельство). "Сия, – говорит, – наречется жена, яко
от мужа своего взята бысть": здесь он намекает на взятие
ребра. Потом, раскрывая будущее, говорит: "сего ради
оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к
жене своей, и будета два в плоть едину". Откуда, скажи
мне, пришло ему на ум сказать это? Откуда узнал он
будущее, и – то, что род человеческий размножится?
Откуда известно ему стало, что будет совокупление между
мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до
того люди жили в раю, как ангелы, не разжигались
похотию, не распалялись и другими страстями, не
обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы
вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в
прикрытии одеждою: "беста бо, – сказано, – оба нага, и
не стыдястася" (Быт.2:25). Доколе не привзошел грех и
преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и
не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и
стыд, и сознание наготы. Так откуда же, скажи мне,
пришло ему на мысль говорить это? Не явно ли, что он,
будучи прежде преслушания причастен пророческой
благодати, видел все это духовными очами? Изъясняюсь
теперь Об этом не без цели, но для того, чтобы вы и
отсюда могли познать преизбыточествующую любовь, которую
явил Бог человеку, даровав ему в самом начале жизнь
ангельскую и излив на него бесчисленные благодеяния, а
сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого; и
чтобы вы, увидя беспечность человека после стольких
благодеяний, не слагали уже вины на Бога, но во всем
винили бы самого человека. Он сам для себя был причиною
всех зол, как вы после и узнаете, то есть, и лишения
столь многих благ, и того осуждения, которому подвергся
за преслушание. Когда подумаю о том устроении жизни,
какое даровал Адаму Господь, оказав ему столь великие
благодеяния, и во-первых то, что прежде его создания
создал для него весь тварный мир, и потом уже сотворил
его, так, чтобы он, явившись, мог пользоваться всем
видимым, потом – то, что, повелев быть раю, там
благоволил поселить человека, отдельно от бессловесных
животных и, дав ему власть над всеми (ими), повелел ему,
как господину какому, дать всем им, как рабам и
подвластным, имена, далее – то, что, так как он, будучи
одинок, нуждался в помощнике, который бы имел одну с ним
природу, (Бог) не отказал и в этом, но создав, как Ему
было угодно, жену, вручил ее ему, а сверх всего этого
даровал ему и достоинство пророческое, и после
несказанных этих благодеяний дал и самое главное
-освободил его от всех забот о теле, не допустил его
нуждаться ни в одежде и ни в чем другом нужном, но, как
было сказано, благоволил, чтобы он жил на земле, как
земной ангел, – когда подумаю обо всем этом, то
изумляюсь и любви Господа к нашему роду, и беспечности
человека, и злобе диавола: злому демону невыносимо было
видеть ангельскую жизнь в плоти человеческой.
5. Но чтобы нам не слишком продолжить
слово, оставим, если угодно, речь о последствиях навета
лукавого демона до следующего дня и прекратим здесь
поучение, попросив любовь вашу тщательно запомнить
сказанное и самим обдумать все, чтобы укоренилось в умах
ваших. Если мы постоянно будем помнить о благодеяниях
Божиих, какие он излил да природу вашу, то и сами будем
благодарны и это послужит для вас сильнейшим побуждением
(идти) по пути добродетели. Кто памятует о благодеяниях
Божиих, тот, без сомнения, постарается не оказаться
недостойным (их), но покажет такую ревность и такую
признательность, что будет достоин еще и других. Господь
наш щедр, и как видит, что мы благодарны за оказанные
уже нам благодеяния Его, умножает милость Свою и
удостаивает нас еще больших даров, только бы мы,
заботясь о своем спасении, не проводили время
безрассудно, и думали не о том, прошла ли уже половина
святой четыредесятницы, но о том, сделано ли нами в это
время что-нибудь доброе, исправились ли мы хоть от одной
из обуревающих нас страстей. Если мы, и каждый день
слушая духовные наставления, будем оставаться такими же,
не будем преуспевать в добродетели и исторгать из своей
души различные пороки, то это не только не послужит нам
в пользу, но и еще к большему вреду, потому что кто, и
при таком попечении о нем, не приносит никакого плода,
тот собирает себе больше огня геенского. Поэтому, прошу,
воспользуемся хотя остальным временем поста, как должно,
и каждую неделю, или даже и каждый день, будем
осматривать себя и исторгать из своей души пороки, а
сокровище добродетелей приумножать, уклонимся, как
увещевает пророк, "от зла, и сотворим благо" (Пс.33:15):
это и есть истинный пост. Гневливый пусть исторгнет из
души благочестивым размышлением обладающую (им) страсть
и да возлюбит кротость и смирение. Беспечный и
необузданный, с пристрастием взирающий на красоту
телесную, обуздав свой помысл и напечатлев в недре души
своей закон Христов, который говорит: "иже воззрит на
жену, ко еже вожделети ее, уже любодействова с нею в
сердце своем" (Мф.5:28), пусть убегает страсти
невоздержания и упражняется в целомудрии.
Невоздержный языком и без рассуждения
говорящий обо всем, что ни случится, пусть подражает
блаженному пророку и говорит: "положи, Господи, хранение
устом моим и дверь ограждения о устнах моих" (Пс.140:3);
– пусть никогда не произносит слов без размышления и как
случилось, но внимает Павлу, который говорит: всякий
крик, "и гнев", и злословие, и сквернословие, и хуление
[94] "да возмется от вас, со всякою злобою" (Еф.4:31), –
и еще: если (есть) какое-либо доброе слово к полезному
назиданию [95], "да даст благодать слышащим" (Еф.4:29).
Пусть избегает всячески и клятв, слыша повеление
Христово: "речено бысть древним: не в лжу кленешися; аз
же глаголю вам не клятися всяко" (Мф.5:33–34). Никто не
говори мне: я клянусь в правде; не следует клясться ни в
правде, ни в неправде. Так будем хранить уста свои
чистыми от клятвы и от всего этого ограждать, и язык и
уста, и ум наш, чтобы не рождалось в нас какого-либо
злого помысла, и не выражалось языком. Будем крепко
затыкать и уши, чтобы не принимать и пустого слуха, как
заповедал блаженный Моисей: "да не приимеши слуха
суетна" (Исх.23:1), и как еще сказал блаженный Давид:
"оклеветающего тай искреннего своего, сего изгонях"
(Пс.100:5). Видишь, возлюбленный, сколько нам нужно
бдительности, сколько труда для добродетели, как самая
малая небрежность губит нас всецело? Поэтому-то
блаженный Давид и восклицал в другом месте, обличая
делающего это: "седя, на брата твоего клеветал еси, и на
сына матери твоея полагал еси соблазн" (Пс.49:20). Если
мы так оградим все члены свои, то в состоянии будем
бодро устремиться к делам добрым, язык упражнять в
славословии и песнопениях Богу всяческих, слух – в
слушании и изучении слова Божия, ум – в размышлении о
духовных предметах, руки – не в хищении и многостяжании,
а в милостыне и делании добрых дел, ноги – (в хождении)
не в театры, ипподромы и вредные зрелища, а в церковь,
молитвенные домы и к гробницам святых мучеников, чтобы,
получив их благословение, сделать нам себя неуловимыми
для сетей диавола. Если так будем мы озабочены и заняты
своим спасением, то можем и от поста получить пользу,
избегнуть козней диавола и привлечь свыше великое
благоволение, которого да удостоимся все мы благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
87. (τὸ πλάτος)
88. С прибавлением союза "же".
89. Здесь, конечно, разумеется предвечное
рождение Бога-Слова, "Имже всяБыша".
90. (ἔπλασεν)
91. (ᾠκοδόμησεν – устроил)
92. Так перевел Симмах и Феодотион. Вот
полный их перевод: τοῦτο ἅπαξ ὀστοῦν ἐκ τῶν ὀστέων μοῦ.
93. Злат. ἀντὶ τούτου вместо обычного в
списках, не исключая и Лукиан., ἕνεκεν τούτου; смысл
того и другого выражений одинаков.
94. Приведенные слова Апостола Златоуст
читает: πᾶσα κραυγῂ, καὶ θυμὸς, καὶ βλασφημία, καὶ
αἰσρολογία, καὶ εὐταπελία ἀρθήτω..., между тем в других
списках, которым следует славянский перевод, читается:
πᾶσα πικρία, καὶ θυμὸς, καὶ ὀργὴ, καὶ κραυγὴ, καὶ
βλασφημία ἀρθήτω...
95. У Злат. Εἴ τις λόγος ἀγαθός πρός
οἰκοδομὴν χρείας; очевидно восполнено Златоустом из
начальных слов того же стиха для ясности; в выражении.
πρός οἰκοδομὴν τῆ χρείας Злат. является согласным со
списками, отличными от тех, которым следует
славяно-русский перевод и в которых вместо χρείας
читаетсяπίστεως веры.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|