Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 14
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Опять и сегодня, если хотите,
обратившись к тому, что следует за сказанным вчера,
постараемся извлечь для вас отсюда духовное поучение. И
в нынешнем чтении (из книги Бытия) скрывается великая
сила: поэтому должны мы углубиться и, тщательно все
рассмотрев, извлечь из этого пользу. Если желающие
искать в море (дорогих) камней переносят столько трудов
и неприятностей, предавая себя стремительности вод,
только бы найти искомое, тем более нам следует напрячь
внимание и разыскать, что скрывается в глубине слов
(Писания), чтобы таким образом найти эти драгоценные
камни. Но не устрашись, возлюбленный, слыша о глубине.
Здесь не беспорядочное стремление воды, но благодать
Духа; она освещает наш ум, помогает нам скорее найти
искомое, и облегчает весь этот труд. Приобретение тех
камней не много приносит пользы владельцу, часто даже
вредит и бывает для него причиною бесчисленных бед; не
столько радости он чувствует находя их, сколько
неприятностей терпит, нашедши, от того, что возбудил
против себя глаза завистливых и вооружил жадных
корыстолюбцев. Таким образом, нахождение этих камней не
только не доставляет нам никакой пользы в жизни, но
бывает еще причиною большой вражды. Это – предмет
алчного любостяжания, разжигает печь сребролюбия и мучит
душу преданных (этой страсти). Ничего подобного нельзя
опасаться от духовных драгоценных камней; нет, и
богатство, ими доставляемое, неисчислимо, и радость
неувядаема и несравненно выше того удовольствия, которое
люди получают от тех (вещественных) камней. Послушай,
что говорит Давид: "вожделенны словеса твоя паче злата и
камене честна многа" (Пс.18:11). Видишь, как он,
выставив на вид вещества, почитаемые самыми
драгоценными, не только не удовольствовался таким
сравнением, но еще прибавил: "многа", и этим показал нам
превосходство слова Божия; "паче злата, – говорит, – и
камене честна многа". Это не значит, впрочем, что только
в такой степени и вожделенны слова Божии; но, так как
видел, что этим особенно веществам люди дают самую
высокую цену, то их и выставил на вид, чтобы показать
превосходство и высочайшую драгоценность слов Духа. А
чтобы видеть, что божественное Писание всегда имеет
обычай сравнивать пользу, им доставляемую, с
чувственными предметами и таким образом показывать
превосходство свое, слушай, что следует далее. "И
слаждша паче меда и сота". И здесь также не то, чтобы
(слова Божии) были сладки только в такой степени или
могли доставлять только такое удовольствие, но так как
Давид в чувственных предметах не находил ничего другого
для сравнения с сладостию слов Божиих, то и упомянул
именно об этих вещах (меде и соте) и таким образом
показал превосходство и высочайшую сладость духовных
наставлений. Этим же правилом [76] пользовался и Христос
в Евангелии. Когда беседовал с учениками, и они захотели
узнать смысл притчи о посеявшем доброе семя на поле, и о
враге, посеявшем плевелы между пшеницею, то, изъяснив
всю притчу подробно, сказав, кто был посеявший доброе
семя, что – поле, что – плевелы, кто посеял их, кто –
жнецы и что – жатва, – раскрыв им все это ясно
(Мф.13:37–42), Он сказал: "тогда праведницы просветятся,
яко солнце, в царствии Отца их" (Мф.13:43). Не то, что
праведники будут иметь только такое (как солнце) сияние,
– нет, они будут иметь гораздо большее; но Христос
сказал так потому, что в видимых предметах невозможно
найти лучшего образа. Итак, когда мы услышим что-либо
подобное этому, не будем останавливаться на словах, но
от чувственных и видимых вещей станем заключать об
особенном превосходстве духовных предметов. А если таким
образом здесь можно найти и большую приятность и высшее
наслаждение, так как это слова божественные и духовные,
и могут доставлять душе великую духовную радость, то
будем слушать предлагаемое с великим усердием и
пламенным расположением, чтобы, получив здесь истинное
богатство и собрав много семян для богоугодного
любомудрия, с ними возвратиться нам домой.
2. Послушаем же, что сегодня читалось.
Только напрягите свой ум, отриньте рассеянность и
житейские заботы, и таким образом внимайте словам
(Писания). Это божественные законы, ниспосланные с неба
для нашего спасения. Если при чтении царской грамоты
бывает великая тишина и прекращается всякий шум и
беспорядок, потому что все стоят с напряженным вниманием
и желают услышать то, о чем возвещает царская грамота, а
тот, кто хотя немного зашумит и прервет
последовательность чтения, подвергается великой
опасности, то тем более здесь нужно стоять со страхом и
трепетом, наблюдать глубокое молчание и избегать
волнения мыслей, чтобы и понимать предлагаемое, и
удостоиться за послушание еще больших даров от Царя
небесного. Посмотрим же, чему и теперь учит нас
блаженный Моисей, который говорит это не сам от себя, но
по внушению благодати Духа. "И взя, – говорит он, –
Господь Бог человека, его же созда". Прекрасно он в
самом начале поставил эти два имени; сказав: "Господь",
он не замолчал, но прибавил: "Бог", научая нас этим
чему-то тайному и сокровенному, дабы мы знали, что,
услышим ли имя "Господь", или "Бог", в этих именах нет
никакой разности. Об этом я упомянул теперь не без цели,
но для того, чтобы, когда услышишь слова Павла: "един
Бог Отец из негоже вся, и един Господь Иисус Христос,
имже вся" (1Кор.8:6), не подумал ты, будто есть разность
в этих названиях, и будто одно значит больше, а другое
меньше. Писание для того и употребляет эти имена
безразлично, чтобы любящие состязаться не могли
примешивать своих измышлений к правильным догматам. А
для удостоверения, что божественное Писание ни которого
из этих имен не употребляет в нарочитом и отдельном
значении [77], обрати внимание на то самое, что говорит
оно теперь. "И взя, – говорит, – Господь Бог". О ком,
думает еретик, сказано это? Об одном Отце? Хорошо.
Послушай же, что говорит Павел: "един Бог Отец, из
негоже вся", и един Господь Иисус Христос, имже вся".
Видишь ли, как имя "Господь"он усвоил Сыну? Да и почему
можно говорить, будто наименование "Господь"важнее имени
"Бог"? Видите, какая нелепость, какое страшное
богохульство! Кто не хочет следовать правилу [78]
божественного Писания, а дает место собственным
умозаключениям, тот возмущает и ум свой, и в здравое
учение о православных догматах вносит бесконечные споры
и словопрения. "И взя, – говорит, – Господь Бог
человека, егоже созда, и постави его в раи сладости,
делати его и хранити". Вот как он заботится о созданном
человеке! Вчера блаженный Моисей показал нам, что
"насади Бог рай и постави тамо человека" (Быт.2:8), то
есть, благоволил, чтобы человек имел там жилище и
наслаждался раем. Сегодня он опять показывает нам
неизреченную любовь Божию к человеку, и повторяет то же
сказание: "и взя Господь Бог человека, его же созда, и
постави его в раи сладости" (Быт.2:15). Не сказал
только: "в раи", но прибавил: "сладости", чтобы показать
нам то высокое наслаждение, которое человек вкушал, живя
там. Но сказав: постави "его в раи сладости", Моисей
говорит: "делати его и хранити". Великую попечительность
показывает и это. Так как жизнь райская доставляла
человеку полное наслаждение, сообщая и удовольствие от
созерцания и приятность от вкушения, то, чтобы человек
от чрезмерного покоя не развратился ("мнозей бо злобе, –
сказано, – научила праздность". – Сир.33:28)), (Бог)
повелел ему "делати и хранити" рай. Что же, скажут, рай
нуждался в возделывании со стороны человека? Не говорю
этого, но Бог хотел, чтобы человек имел, хотя малое и
умеренное, попечение о хранении и возделывании его. Если
бы он был совершенно свободен от труда, то, пользуясь
совершенным покоем, тотчас бы предался беспечности; но
теперь, занимаясь трудом безболезненным, чуждым
страданий, мог быть целомудреннее. Притом, слово
"хранити" употреблено не без причины, но по
приспособлению речи, чтобы он, то есть, знал о себе
ясно, что подчинен Владыке, Который дал ему такое
наслаждение, но, вместе с наслаждением, поручил и
хранение рая. Бог все предпринимает и делает для нашей
пользы, но, вместе с тем, дает нам и наслаждение и
покой. Если Он, по безмерному человеколюбию Своему,
уготовал неизреченные те блага еще прежде создания нас,
как Сам говорит: "приидите благословении Отца Моего,
наследуйте уготованное вам царствие прежде сложения
мира" (Мф.25:34), то тем более подаст в изобилии все
здешние блага.
3. Итак, сообщив созданному (человеку)
столько благодеяний, и во первых, изведши его из небытия
в бытие, и благоволив образовать тело его из персти, а
потом, чрез вдуновение, даровав ему и важнейшее –
бестелесную душу, затем повелев быть раю и поселив его
там, после этого Господь Бог, подобно нежно любящему
отцу, который для юного сына своего, пользующегося
полным довольством и покоем, придумывает какую-нибудь
легкую и умеренную заботу, чтобы он не испортился,
повелел Адаму возделывать и хранить рай, чтобы в этих
двух занятиях, при таком большом довольстве,
безопасности и покое, он имел некоторую преграду,
сдерживающую слишком большие его порывы. Таковы блага,
которые уже были даны первозданному, а присоединенные к
ним впоследствии другие показывают опять великую и
необычайную любовь и снисхождение, котором (Бог) явил
ему по своей благости. Что говорит Писание? "И заповеда
Господь Бог Адаму" (Быт.2:16).
Вот опять и здесь (Писание) поступило по
своему обычаю, чтобы от частого повторения слов мы
приобрели точное познание и не соглашались с теми,
которые дерзают полагать различие между этими
наименованиями (Господь и Бог), и одно приписывать Отцу,
а другое Сыну. Так как у обоих их (у Отца и Сына) одно
существо, то божественное Писание усвояет одно и то же
наименование безразлично – иногда Отцу, иногда Сыну. "И
заповеда, – сказано, – Господь Бог Адаму, глаголя".
Здесь надобно изумляться необычайному человеколюбию
Божию, которое открывается нам в этом кратком речении:
"и заповеда", сказано. Смотри, какую честь Бог оказал
человеку в самом начале. Не сказано: приказал, или
повелел [79], но что? – "заповеда" [80]. Как друг
беседует с другом, заповедуя о чем-либо необходимом, так
и Бог обращается с Адамом, как бы желая такою честию
расположить его к исполнению заповедуемого им. "И
заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа,
еже в раи, снедию снеси; от древа же, еже разумети
доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже Ащедень
снесте [81] от него, смертию умрете" (Быт.2:16–17).
Заповедь очень нетрудная, но беспечность – вот тяжкое
зло, возлюбленный! Как она делает легкое для нас
трудным, так старание и внимание делает легким для нас и
трудное. Что, скажи мне, легче этой заповеди? Что выше
этой чести? (Бог) дозволил Адаму жить в раю,
наслаждаться красотою видимого, увеселять этим зрение, и
от вкушения (плодов) получать великое удовольствие.
Подумай, какое наслаждение было видеть дерева,
отягченные плодами, разнообразные цветы, травы, листья,
и все прочее, что только может быть в раю, и притом в
раю, насажденном от Бога. Поэтому выше божественное
Писание говорит: "прозябе Бог еще от земли всякое древо
красное в видение, и доброе в снедь" (Быт.2:9), чтобы
знали мы, каким обилием пользуясь, человек, по великому
своему невоздержанию и беспечности, высокомерно отнесся
к данной ему заповеди. Представь себе, возлюбленный,
какой высокой чести Бог удостоил его: даровал ему
особенную, для него предназначенную трапезу в раю,
чтобы. он не думал, будто пища у него одинаковая с
бессловесными, но живя в раю, как царь, наслаждался бы
его удовольствиями, и, как владыка, был отличен от
подвластных ему и вел особую жизнь. "И заповеда, –
говорит, – Господь Бог Адаму глаголя: от всякого древа,
еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети
доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже Аще день
снесте от него, смертию умрете". Как бы так Бог говорил
Адаму: "Я не требую от тебя чего-либо трудного и
тяжкого: позволяю пользоваться всеми древами, и
заповедаю не касаться только одного этого; но и
наказание определяю большое, чтобы ты, хотя вразумляемый
страхом, соблюл данную мною тебе заповедь". Как
какой-нибудь щедрый хозяин вверяет кому-либо свой
огромный дом и, чтобы владение этим домом оставить
вполне за собою, назначает с того человека малое
количество денег, так и человеколюбивый Господь наш,
позволив Адаму пользоваться всем в раю, повелел
воздерживаться только от одного, чтобы знал он, что
находится под Господом, Которому должен повиноваться и
исполнять Его повеления.
4. Кто может достойно надивиться
щедродательности общего всех Владыки? Еще человек ничего
не сделал, а Он каких благодеяний удостоивает его! Не
половиною (райских дерев) позволил ему наслаждаться, не
повелел воздерживаться от большей части их и
пользоваться только остальными; позволив ему
пользоваться всеми деревами, какие есть в раю, повелел
воздерживаться от одного, показывая самым делом, что
сделал это не для чего-либо другого, как только для
того, чтобы человек знал виновника столь великих
благодеяний. Вместе со всем прочим усматривай здесь
благость Божию и в том, какую честь Он оказал и жене,
которая имела быть создана из Адама. Когда она еще не
была сотворена, Бог дает заповедь как бы двоим: "не
снесте от него: а в оньже Аще день снесте, смертию
умрете"; таким образом заранее и сначала уже показывает,
что муж и жена составляют одно, как и Павел говорит:
"глава жене муж" (Еф.5:23). Поэтому говорит как бы к
двоим для того, чтобы, создав потом из него жену, дать
ему побуждение сообщить и ей данную Им заповедь. Знаю
при этом, что вопрос о (запрещенном) дереве занимает
очень многих; многие из безрассудных говорунов
осмеливаются слагать вину с человека на Бога, и говорят:
для чего (Бог) дал ему такую заповедь, когда знал, что
он нарушит ее? Или: для чего повелел этому дереву быть в
раю? – и многое другое. Но, чтобы нам не входить в
объяснение этого теперь – прежде времени преступления
(заповеди о дереве) – надобно подождать повествования о
том блаженного Моисея; достигши до этого места, мы
благовременно скажем об этом, что подаст благодать
Божия, и изъясним вашей любви истинный смысл Писания,
чтобы вы, правильно уразумев написанное, и Господу
воздали подобающее славословие, и, оставив согрешившего
(человека), не слагали вины на невиновного [82] Бога.
Теперь же пока рассмотрим, если угодно, дальнейшие слова
нынешнего чтения. "И рече Господь Бог: не добро быти
человеку единому" (Быт.2:18). Вот опять Моисей сказал,
также, как и прежде: "Господь Бог", чтобы мы, вкоренив
эти слова в своем уме, не ставили человеческих
соображений выше божественного Писания. "И рече, –
говорит, – Господь Бог: не добро человеку быти единому".
Смотри, как благий Бог не останавливается, но прилагает
благодеяния к благодеяниям, и, богатый благостию, хочет
облечь это разумное существо всякою честию, а вместе с
честию даровать ему и удобство жизни. "Рече, – сказано,
– Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим
ему помощника по нему". Вот опять и здесь слово:
сотворим. Как вначале, при создании человека, Бог
говорил: "сотворим человека по образу нашему и по
подобию", так и теперь, намереваясь создать жену,
употребляет то же слово, и говорит: "сотворим". Кому
говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному
от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира.
Единородному Своему Сыну. Чтобы Адам знал, что
созидаемое существо будет равно ему по достоинству, для
этого Бог, как об нем самом сказал: "сотворим", так и
теперь говорит: "сотворим ему помощника по нему". Два
эти выражения: "помощника" и: "по нему",
многозначительны. Не хочу, говорит, чтобы он был один,
но – чтобы имел некоторое утешение от сообщества, и не
это только, но нужно создать для него соответствующего
ему помощника, то есть жену. Вот для чего Бог, сказав:
"сотворим ему помощника", прибавил еще: "по нему", чтобы
ты, когда увидишь сейчас, как приводятся (к Адаму) все
звери и птицы небесные, не подумал, что об них сказаны
эти слова. Хотя многие из бессловесных помогают человеку
в трудах его, однако ни одно из них не равняется
разумной жене. Поэтому после слов: "помощника по нему",
прибавил: "и созда Бог еще от земли вся звери селные, и
вся птицы небесные, и приведе я ко Адаму видети, что
наречет я: и всяко, еже [83] нарече Адам душу живу, сие
имя ему" (Быт.2:19). Это делается не просто и не
напрасно, но в виду имеющих вскоре последовать событий,
предвидя которые Бог показывает нам, сколь великою
мудростию Он одарил созданного Им, чтобы, когда
совершится преступление данной от Бога заповеди, не
подумал ты, будто человек преступил ее по неведению, но
знал бы, что падение есть (следствие) беспечности [84].
5. Что он одарен был великою мудростью,
можешь удостовериться из того, что было теперь. "И
приведе я, – сказано, – ко Адаму, видети, что наречет
я". Это делает Бог, чтобы показать нам великую мудрость
Адама. И опять: "еже нарече Адам, сие имя ему". Впрочем,
это делается не для того только, чтобы мы видели
мудрость его, но и для того еще, чтобы в наречении имен
виден был знак [85] владычества. И у людей есть обычай
полагать знак своей власти в том, что они, купив себе
рабов, переменяют им имена. Так и Бог заставляет Адама,
как владыку, дать имена всем бессловесным. Не пропускай
же, возлюбленный, слов этих без внимания, но подумай о
том какая нужна была мудрость, чтобы дать имена стольким
породам птиц, гадов, зверей, скотов и прочих
бессловесных, ручных, диких, живущих в водах,
происшедших из земли, – всем им дать имена и притом
имена собственные и соответствующие каждой породе.
"Всяко, – сказано, – "еже нарече Адам, сие имя ему".
Видишь полноту власти? Видишь силу господства? Подумай
между прочим и о том, что и львы, и леопарды, ехидны, и
скорпионы, и змеи, и все другие, еще более свирепые,
животные, пришли к Адаму, как к господину, со всею
покорностию, чтобы получить от него имена, и Адам ни
одного из этих зверей не устрашился. Итак, никто не
поноси сотворенного Господом, не изощряй языка на
Создателя, или – лучше сказать – на свою голову, и не
говори этих безумных слов: "для чего созданы звери?"
Наречение имен ясно показывает вам, что и звери, подобно
домашним животным, признавали и свое рабство и
господство человека. Имена те, которые нарек им Адам,
остаются доселе: Бог так утвердил их для того, чтобы мы
и помнили постоянно о чести, которую человек получил от
Господа всяческих, приняв под свою власть животных, и
причину отнятия (этой чести) приписывали самому
человеку, который через грех утратил власть свою. "И
нарече Адам... всем скотам, и всем птицам небесным, и
всем зверем земным" [86] (Быт.2:20). Отсюда уже
усматривай, возлюбленный, свободу воли и превосходство
разума его, и не говори, будто он не знал, что хорошо и
что худо. Кто был в состоянии дать соответствующие имена
скотам, и птицам, и зверям, не нарушил при этом порядка,
и не дал диким животным имен, приличных кротким, а
свойственных диким не назначил кротким, но всем дал
соответственные названия, тот не исполнен ли был
мудрости и разума? Заключай же отсюда, как велика сила
того вдуновения, и как велика мудрость, которою Господь
одарил бестелесную душу, составив из двух сущностей
столь чудное и разумное животное и бестелесную сущность
души, как прекрасного художника, соединив с телом, как
орудием. Поэтому, когда подумаешь о столь великой
мудрости этого животного, изумляйся могуществу
Создателя. Если взгляд на красоту неба возбуждает
благомыслящего созерцателя к славословию Творца, то тем
более разумное это животное, человек, размышляя о своем
устройстве, о высокой чести, данной ему, о великих дарах
и несказанных благодеяниях, может постоянно восхвалять
Виновника и возносить посильное славословие Господу.
Хотел я рассмотреть и дальнейшее, но,
чтобы множеством изложенного не обременить вашей памяти,
надобно прекратить здесь слово. У нас не та цель, чтобы
только сказать много; мы говорим для того, чтобы вы,
постоянно сохраняя это в своем уме, не только сами знали
содержащееся в божественном Писании, но и для других
были учителями, могущими вразумлять их. Поэтому каждый
из вас, по выходе отсюда, вместе с ближним возобновляй в
памяти то, что здесь сказано, и сообщая другому свое,
принимай и от него, что тот припомнит. И таким образом
собирая все и сохраняя в свежей памяти, уходите домой и
там, каждый сам по себе, опять продумывайте эти
божественные уроки, чтобы, им посвящая все заботы и ими
занимая свой ум, вы легко могли и победить возмущающие
вас страсти, и избегнуть козней диавола. Ведь когда злой
тот демон видит, что душа заботится о предметах
божественных, и об них только непрестанно помышляет, ими
занимается, то он не смеет и приблизиться, но тотчас
удаляется, гонимый силою Духа, будто огнем каким. Итак,
чтобы нам и себе доставить возможно более пользы, и
победить этого врага, и получить большую милость от
Бога, будем занимать ум свой этими предметами. Тогда
благоуспешны будут все дела ваши – трудное сделается
легким, кажущееся прискорбным будет иметь счастливый
конец, и ничто здешнее не в состоянии будет печалить
нас. Если мы будем заботиться о божественном, то сам
(Бог) позаботится о нашем, и мы переплывем море
настоящей жизни с совершенною безопасностию и,
путеводимые великим Кормчим – Богом всяческих, войдем в
пристань Его человеколюбия. Ему слава и держава, ныне и
присно, и в бесконечные веки веков. Аминь.
Примечание
75. Злат. ἐν τῳ παραδείσῳ τῆς τρυφῆς
согласно с Лукиан. и др. сп., вопреки Александр. и др.,
где τῆς τρυφῆς "сладости" отсутствует, в евр. масорет.
вместо этого читается "еден" Едем, название страны.
76. (τῷ ἀυτῷ κανόνι)
77. (παρατετηπημένως καὶ ἀποκεκληρωμένως)
78. (τῳ῀ κανόνι)
79. (προσέταξεν, ἥ ἐκέλευσεν)
80. (ἐνετείλατο)
81. Злат. φάγητε согласно с Лукиан. сп.,
вопреки Алекс. сп., где φάγησθε и Бодлеан., где φάγη.
82. (ἀναίτιον)
83. Здесь у Злат. после слов πᾶν ὅ опущено
ἐὰν аще согласно с Бодлеан. сп. и евр.-масорет. текстом
и вопреки Лукиан. и другим, где ἐὰν читается.
84. (ραθυμίας)
85. (σύμβολον)
86. Злат. τοῖς θηρίοις τῆς γῆς согласно с
Лукиан. сп. и вопреки Александр. и евр. масоретскому,
где вместо этого – τοῖς θηρίοις τοῦ ἀγροῦ "зверем
селным".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|