Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 13
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Видя, как ненасытимо у вас желание,
велико усердие и напряжен ум, как все вы охотно
внимательно слушаете духовное поучение, я, хотя и сознаю
свою великую бедность, стараюсь однако постоянно и
всякий день предлагать вам эту убогую и скудную трапезу,
в уверенности, что, воспламеняемые усердием, вы с охотою
примете слова (наши), как это бывает и с чувственными
снедями, – что всякий знает. Когда гости имеют хороший
аппетит, то хотя и убога трапеза и не богат хозяин, они
с большим удовольствием кушают предлагаемое; а если
гости имеют слабый аппетит, то, хотя трапеза будет и
роскошная и обильная разными яствами, пользы нет никакой
вследствие того, что (гости) не могут употребить
приготовленное. А здесь, так как вы, по благодати
Божией, воспламенены усердием к духовной трапезе, мы
говорим с большою ревностью, зная, что предлагаем это
божественное учение внимательным слушателям. И
земледелец, когда найдет тучную и плодовитую ниву,
прилагает к ней все свое старание, – проводит борозды,
пашет сохою, вырывает терние, щедро бросает семена и,
питаясь уже добрыми надеждами, всякий день ожидает, как
возрастет посеянное; следя за производительностию земли,
он готовится пожать гораздо более, чем сколько посеял.
Подобным образом и мы, видя, как с каждым днем
умножается ваше усердие, возрастает желание, ревность
усиливается, возлагаем за вас добрые надежды, и сами с
большим усердием и ревностию стараемся делать все, что
можем, к назиданию вашей любви, во славу Божию, в
похвалу св. церкви. Итак, если угодно, повторим нечто из
прежней беседы, а затем по порядку рассмотрим нынешнее
чтение. О чем же мы рассуждали в последний раз, как
далеко простерли слово, и на чем остановили его, – об
этом надобно сказать. "И созда, – говорит (Моисей), –
Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его
дыхание жизни: и бысть человек в душу живу" (Быт.2:7).
Что я тогда сказал, то и теперь повторю и всегда буду
говорить, именно то, что любовь общего всех Владыки к
роду нашему велика и несказанна. Подлинно, ради нашего
спасения Он сделал великое снисхождение, великой чести
удостоил это животное, т. е., человека; и словами и
делами доказал, что об нем печется более, чем о всем
видимом. Ничто не препятствует нам и сегодня рассмотреть
пред вашею любовию тот же предмет. Как благовонные
вещества, чем более растираются нашими пальцами, тем
большее издают благовоние, так бывает и с Писанием: чем
больше кто старается вникать в него, тем больше может
усматривать заключающееся в нем сокровище и приобретать
из него великое и несказанное богатство. "И созда, –
сказано, – Бог человека, персть взем от земли".
Усматривай различие из самого уже начала речи. Блаженный
Моисей, когда хотел показать нам, каким образом созданы
все прочие твари, сказал: "рече Бог: да будет свет, и
бысть свет; да будет твердь"; и: "да соберется вода", и:
"да будут светила; да произрастит земля былие травное";
и: "да изведут воды гады душ живых"; и: "да изведет
земля душу живу". Видишь, как все было создано словом?
Посмотрим же теперь, что говорит он о создании человека:
"и созда [69] Бог человека". Смотри, как этою
приспособительностию в словах, которые употребил ради
нашей немощи, показывает и способ создания (человека), и
особенность, то есть, что он, говоря по-человечески, как
бы, образован руками Божиими, о чем и другой пророк
говорит: "руце твои сотвористе мя и создасте мя"
(Иов.10:8). Ведь, если бы Бог просто повелел человеку
явиться из земли, ужели бы, скажи мне, не исполнилось
это повеление? Но, чтобы в самом образе сотворения
преподать нам всегдашний урок – не мечтать о себе свыше
меры, для этого (Моисей) повествует обо всем с такою
тщательностию, и говорит: "созда Бог человека, персть
взем от земли".
2. В этом самом усматривай и честь
(оказанную человеку). Бог берет не просто землю, но
"персть", тончайшую, так сказать, часть земли, и эту
самую "персть от земли" своим повелением превращает в
тело. Как самую сущность земли произвел Он из небытия,
так и теперь, когда восхотел, "персть от земли"
превратил в тело. Здесь прилично воскликнуть словами
блаженного Давида: "кто возглаголет силы Господни,
слышаны сотворит вся хвалы Его" (Пс.105:2), потому что
Он из праха произвел такое животное, возвел (его) в
такую честь, и столько благодеяний в самом начале уже
оказывает ему, во всем являя свое человеколюбие. "И
вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни: и бысть
человек в душу живу". Здесь некоторые неразумные,
увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля
богоприлично, не обращая внимания и на
приспособительность выражений (Писания), дерзают
говорит, что душа произошла из существа Божия. О,
неистовство! О, безумие! Сколько путей погибели открыл
диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это,
посмотри, какими противоположными путями идут эти люди.
Одни из них, ухватившись за выражение: "вдуну", говорят,
что души происходят из существа Божия; другие, напротив,
утверждают, что они превращаются даже в сущность самых
низких бессловесных. Что может быть хуже такого безумия?
Так как ум их омрачился, и они не познали истинного
смысла Писания, то и несутся, как потерявшие духовное
око, в противоположные друга другу пропасти, одни
возносят душу выше того, чего она заслуживает, а другие
низводят ниже надлежащего. Если из-за того, что Писание
говорит: "вдуну в лице его", захотят приписать Богу и
уста, в таком случае надобно будет дать Ему и руки,
потому что сказано: "сотвори человека". Но, чтобы нам,
желая выставить на вид пустословие их, самим не быть
вынужденными говорить неприличное, оставим их безумное и
крайне безрассудное учение и последуем указанию
божественного Писания, которое само себя поясняет, если
только мы не будем придавать значения грубости [70]
выражений, но будем иметь в виду то, что причиною такой
грубости слов наша немощь. А иначе, то есть, без такого
приспособления слов, человеческому слуху невозможно было
бы и принять их. Итак, размышляя и о немощи нашей, и о
том, что слова (Писания) относятся к Богу, будем
принимать эти последние слова так, как прилично говорить
о Боге, не приписывая Божеству телесного вида и
совокупности членов, но мысля о всем богоприлично.
Божество просто, несложно, не имеет вида [71], поэтому,
если мы вознамеримся, судя по себе самим, приписать Богу
и совокупность членов, то незаметно впадем в эллинское
нечестие. Итак, когда слышишь, что Писание говорит:
"сотвори Бог человека", понимай эти слова в том смысле,
как и выражение: "да будет", также, когда слышишь, что
Бог "вдуну в лице его дыхание жизни", разумей, что Он,
как произвел бестелесные силы, так благоволил, чтобы и
тело человека, созданное из персти, имело разумную душу,
которая могла бы пользоваться телесными членами. Это
тело, будучи создано по повелению Господа, лежало, как
орудие, которое нуждается в двигателе, или – лучше
сказать – как лира, нуждающаяся в том, кто, при помощи
своего искусства и ума, умел бы при помощи своих членов,
как струн, возносить ко Господу приличную песнь. "Вдуну,
– говорит, – в лице его дыхание жизни. И бысть человек в
душу живу". Что значит: "вдуну дыхание жизни?" То, что
Он восхотел и повелел, чтобы это созданное тело имело
жизненную силу, которая у этого животного "бысть... в
душу живу, то" есть действующую и могущую выказывать
свое искусство посредством движения членов.
3. Усматривай и в этом различие между
созданием этого чудного разумного животного и созданием
бессловесных. Об них Бог говорит: "да изведут воды гады
душ живых" – и тотчас произошли из вод одушевленные
животные. И относительно земли опять таким же образом:
"да произведет земля душу живу". С человеком было не
так, но прежде созидается тело из персти, а потом дается
ему жизненная сила, которая и составляет существо души.
Поэтому и относительно бессловесных сказал Моисей, что
"кровь его душа его есть" (Лев.17:11). А в человеке есть
бестелесная и бессмертная сущность, имеющая великое
преимущество пред телом, и именно такое, какое прилично
(иметь) бестелесному пред телом. Но, может быть, скажет
кто: для чего же, если душа выше тела, низшее созидается
прежде, а потом уже высшее и важнейшее? Не видишь ли,
возлюбленный, что и с (прочим) созданием было тоже
самое? Небо и земля, солнце и луна, и все прочее, а
также неразумные животным были уже сотворены, и после
всех их – человек, которому надлежало владычествовать
над всеми этими тварями. Подобным образом и при
сотворении самого человека прежде является тело, а потом
уже, что драгоценнее (его) – душа. Как бессловесные,
предназначенные и на пользу и на службу ему, создаются
прежде человека, чтобы тот, кому надлежало пользоваться
ими, имел уже готовую услугу, так и тело создается
прежде души, чтобы, когда по неизреченной мудрости
Божией, создана будет, душа, можно ей было показать свою
деятельность движением тела. "И насади, – говорит, – Бог
рай во Едеме, на востоцех и постави тамо человека, егоже
созда", Показав уже Свое человеколюбие и дав бытие тому,
для которого создал все видимое. Господь всего тотчас
начинает изливать на него Свои благодеяния. "И насади
Бог", говорит, "рай во Едеме на востоцех". Смотри и
здесь, возлюбленный, что если не станем понимать слова
(Писания) богоприлично, то неизбежно низринемся в
глубокую пропасть. Что сказали бы и о настоящем
изречении те, которые все, что ни говорится о Боге,
дерзают понимать по-человечески? "И насади", говорит,
"Бог рай". Что же, скажи мне, не понадобились ли ему и
заступ, и земледелие, и другая работа, чтобы украсить
рай? Да не будет. И здесь опять слово: "насадил"должно
понимать так, что (Бог) повелел быть на земле раю, чтобы
в нем жить созданному человеку. А что точно для него Бог
создал рай, об этом послушай, как говорит само Писание:
и "насади Бог рай во Едеме на востоцех, и" постави "тамо
человека, егоже созда". Для этого блаженный Моисей
записал и имя этого места, чтобы любящие пустословить не
могли обольщать простых слушателей и говорить, что рай
был не на земле, а на небе, и бредить подобными
мифологиями. Если уже, и при такой тщательности (в
словах) божественного Писания, некоторые из
надмевающихся своим красноречием и внешнею мудростию не
отказались говорить вопреки Писанию, что рай не на
земле, и вводя многое другое [72] стали мудрствовать не
как написано, но идти другою дорогою, и сказанное о
земле относить к небу то до чего бы они не дошли, если
бы блаженный Моисей руководимый Святым Духом, не
употребил такого снисхождения в словах, хотя Святое
Писание, когда хочет научить нас чему-либо такому, само
себя изъясняет и не дает слушателю заблуждаться. Но так
как многие слушают предлагаемое не для того, чтобы
получить пользу от божественного Писания, но ради
удовольствия, то поэтому они устремляются не к тем,
которые могут доставить пользу, а к тем, которые могут
нравиться. Поэтому молю, заградим слух свой от всех
таких (лжеучителей), и последуем правилу [73] Святого
Писания. И как услышишь, возлюбленный, что "насади Бог
рай во Едеме на востоцех", то слово: "насади" понимай о
Боге богоприлично, то есть, что Он повелел; а касательно
последующих слов веруй, что рай точно был сотворен и на
том самом месте, где назначило Писание. Не верить
содержащемуся в божественном Писании, но вводить другое
из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности
отваживающихся на такое дело. "Ипостави тамо человека,
его же созда".
4. Смотри, какую честь тотчас же
оказывает Бог человеку! Создав вне рая, тотчас его
вводит, чтобы самым делом дать ему почувствовать Свое
благодеяние; чтобы на деле видно было, какую ему
оказывает Он честь, ввел его в рай: "ипостави тамо
человека, егоже созда". И слово: "постави" опять будем
разуметь так, как бы сказано было: повелел человеку жить
там, чтобы и взгляд (на рай) и пребывание в нем
доставляли ему великое удовольствие и возбуждали его к
чувству благодарности, при мысли, сколько он
облагодетельствован, хотя сам еще не сделал ничего.
Пусть не изумляет тебя это слово: "постави", так как
Писание имеет всегда обычай, ради нас и нашей пользы,
употреблять человеческие выражения. И чтобы тебе
увериться в этом, смотри, как и прежде касательно
сотворения звезд оно употребило то же самое выражение:
"и положи я... на тверди небесней" (Быт.1:17), не для
того, чтобы мы думали, будто они водружены на небе (ведь
каждая из них совершает свое течение, переходя с места
на место), но чтобы показать, что Бог повелел им быть на
небе, как и человеку жить в раю. "И произрасти, –
говорит, – Бог еще от земли всяко древо красное в
видение и доброе в снедь: и древо жизни посреде рая
[74], и древо еже ведети разуметельное доброго и
лукавого" (Быт.2:9). Вот еще и другое благодеяние,
которым Бог почтил созданного. Восхотев, чтобы человек
жил в раю, Бог повелел произрасти из земли разным
деревьям, которые могли бы и увеселять его своим видом и
быть годными в пищу. "Всяко древо красное в видение", то
есть, на вид, "и доброе в снедь", то есть, могущие и
веселить взор, и услаждать вкус, и своим множеством и
обилием доставлять великое удовольствие тому, кто будет
ими пользоваться. Словом: Бог произрастил "всяко древо",
какое только можешь представить. Видишь, какое
беспечальное местопребывание! Видишь, какая чудная
жизнь! Человек жил на земле, как ангел какой, – был в
теле, но не имел телесных нужд; как царь, украшенный
багряницею и диадемою и облеченный в порфиру, свободно
наслаждался он райским жилищем, имея во всем изобилие.
"И древо, – говорит, – жизни посреде рая и древо, еже
ведети разуметельное доброго и лукавого". Показав нам
что земля, по повелению Господа, произвела всякое
дерево, и "красное в видение", и "доброе в снедь",
(Писание) говорит потом: "и древо жизни посреде рая, и
древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого".
Человеколюбивый Господь, как Творец, предвидя, какой
вред может с течением времени произойти от большой
свободы, произрастил и "древо жизни посреде рая, и
древо, еже ведети разуметельное доброго и лукавого", от
которого (древа), немного спустя, и повелит человеку
воздерживаться, дабы знал (человек), что он всем
наслаждается по благодати и человеколюбию (Божию), и что
есть Господь и Творец как его естества, так и всего
видимого Поэтому-то (Моисей) и упомянул здесь об этом
дереве, и повествует нам далее о названиях рек и их, так
сказать, разделении, и о том, что от реки, напаявшей
рай, отделившиеся другие и образовавшие четыре начала,
разграничили таким образом страны земные. Может быть,
любящие говорить от своей мудрости, и здесь не допускают
ни того, что реки – действительно реки, ни того, что,
воды – точно воды, но внушают решающимся слушать их,
чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто
другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям,
заградим для них слух наш, а будем верить божественному
Писанию, и следуя тому, что в нем сказано, будем
стараться хранить в душах своих здравые догматы, а
вместе с тем и вести правильную жизнь, чтобы и жизнь
свидетельствовала о догматах, и догматы сообщали жизни
твердость. Как в том случае, если мы, содержа правые
догматы, станем жить небрежно, не будет нам пользы, так
и тогда, когда, живя хорошо, будем нерадеть о правых
догматах, не можем ничего приобресть для своего
спасения. Если хотим мы избавиться и геенны, и получить
царство, то должны украшаться тем и другим – и правотою
догматов, и строгостию жизни. В самом деле, что пользы,
скажи мне, если дерево и поднялось высоко, и покрылось
листьями, но плода не приносит? Так и христианину не
принесут никакой пользы правые догматы, если он небрежет
о своей жизни. Поэтому-то и Христос ублажал таких людей:
"блажен сотворивший и научивший" (Мф.5:19). Учение
делами гораздо убедительнее и достовернее, чем учение
словами. Таковой и молча, и оставаясь невидимым, может
учить, одних тем, что смотрят на него, других тем, что
слышат об нем, и великое будет иметь он благоволение от
Бога за то, прославляя Господа не только сам по себе, но
и чрез взирающих на него. Таковой тысячью языков и
многими устами будет возносить благодарения и
песнословия Богу всяческих, потому что не только близкие
к нему и свидетели его жизни будут дивиться ему и его
Господу, но и незнающие его лично, а только слышавшие об
нем от других и живущие весьма далеко, не только друзья,
но и враги будут чтить высокую его добродетель. Сила
добродетели в том, что она и врагам своим заграждает
уста и обуздывает язык. И как слабые глазами не
осмеливаются взглянуть на солнечные лучи, так и порок,
никогда не может воззреть на добродетель, но удалится,
предастся бегству и признает себя побежденным.
Убедившись в этом, будем следовать добродетели,
правильно устроять свою жизнь, и воздерживаться от
грехов – как в словах, так и в делах, хотя бы они
казались малыми и незначительными. Если будем
воздерживаться от малых грехов, то никогда уже не впадем
в большие; а с течением времени, при помощи небесной,
достигнем и высшей добродетели, избегнем будущего
мучения и получим вечные блага, по благодати и
человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым
Отцу, со Св. Духом, слава, держава, честь, ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
69. ῎Επλασεν образовал, обделал.
70. (παχύτητι)
71. (внешнего – ἀσχημάτιστον)
72. Πολλὰ ἕτερα τῶν εἰρημένων; под
εἰρημένων разумеются, вероятно, сказания языческих
народов о творении мира, названные выше Златоустом
мифологиями.
73. (τῷ κανόνι)
74. Злат. ἐν μέσω τοῦ παραδείσου, согласно с
Лукиан. сп., вместо: ἐν μέσῶ τῶ῀ παραδείσῶ, как в
Александр. сп.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|