Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 11
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Знаю, что в предшествовавшие дни я
занимал ваш ум глубокими размышлениями; поэтому сегодня
хочу предложить вам более легкое поучение. Как тело,
изнуренное постом, нуждается в некотором отдыхе, чтобы
могло потом с живою ревностно опять выступить на подвиги
поста, так и душа требует отдохновения и успокоения. Не
всегда нужно напрягать ее, не всегда и послаблять ей; но
иногда делать одно, а иногда другое, и таким образом
управлять и состоянием души, и вожделениями плоти.
Всегдашний напряженный труд производит изнурение и
изнеможение, а постоянное послабление ведет к
беспечности. Это бывает, как всякому известно, и с душою
и с телом. Поэтому мера во всем – прекрасное дело.
Этому-то научает нас Бог всяческих и самыми творениями,
которые Он создал для нашего существования. Чтобы в этом
увериться вам, возьмем в рассмотрение день и ночь, то
есть свет и мрак. Назначив человеку день для делания, а
мрак ночи для успокоения и отдохновения от трудов, (Бог)
обоим им положил меру и пределы, чтобы все мы могли
получать от них пользу. А что свет дневной есть время
делания, послушай Давида, который говорит: "изыдет
человек на дело свое, и на делание свое до вечера"
(Пс.103:23). И хорошо сказал: "до вечера", потому что с
наступлением вечера свет удаляется, а приходит темнота и
усыпляет, человеческую природу, успокаивает утрудившееся
тело, утишает все чувства и, как добрая кормилица, своей
заботливостию всем членам дает свободу от трудов и
изнурительных занятий. Когда же мера ночи исполнится,
появляется свет, и, пробудив человека, делает его
способным свежими чувствами воспринимать солнечные лучи,
и с новым и горячим усердием приступать к обычным делам.
Тоже можно видеть и в последовательности времен года:
после зимы наступает весна, а за летом следует осень,
чтобы переменою в растворении воздуха тела наши
освежались, чтобы и не расстраивались чрезмерно
сжимаемые холодом, и не ослабевали сильно согреваемые
зноем; поэтому (Бог) заставляет нас к зиме приучаться
осенью, а к лету весною. Вообще кто захочет смотреть на
все рассудительно, тот во всех творениях найдет порядок
и соразмерность, и убедится, что ничего не создано без
причины и без цели. Тоже можно видеть и на растениях,
произрастающих из земли. Земля не все производит в одно
время, и не всякое время удобно к возделыванию ее
произрастаний: наученный данною Богом мудростию,
земледелец знает удобное время и понимает, когда посеять
семена, когда посадить в землю деревья и виноград, когда
острить серп для жатвы, когда собирать виноград и
срезывать кисти, и в какое время собирать плод с
маслины. Словом, если захочешь рассматривать все это
подробно, то найдешь, что и у земледельцев много
мудрости. И это можно видеть не на земле только, но и на
море. Здесь увидишь другого рода дивную мудрость:
кормчий знает, когда спустить корабль на воду, когда
вывести его из пристани, когда плыть по морю. У этих-то
особенно людей можно видеть, сколько смысла вложила в
человеческую природу премудрость Божия. Не так хорошо
знают повороты, путешествующие по большим дорогам, как
эти (мореходы) умеют верно держать путь по водам. Потому
и Писание, изумляясь чрезмерной премудрости Божией,
говорит: "Давший [56] в мори путь и в воде стезю
крепкую" (Прем.14:3). Какой человеческий ум в состоянии,
постигнуть это? Такое же разумное устроение найдешь и в
том, что касается принятия людьми пищи: на каждое время
и на каждую пору года Господь дал нам различную пищу, и
земля, как добрая кормилица, приносит нам Дары свои,
повинуясь велению Создателя.
2. Но чтобы не слишком распространять
это слово, вы, как разумные люди, можете сами сообразить
и все прочее: "даждь, – сказано, – премудрому вину, и
премудрейший будет" (Притч.9:9). Не на нашей только пище
это можно видеть, но и на пище бессловесных. И из других
многих вещей можете, если захотите, узнать чрез
исследование неизреченную премудрость и безмерную
благость высочайшего Художника-Бога, узнать то, что все
твари созданы с некоторою разумною целию. Таково же
найдем мы и установление для нас св. четыредесятницы.
Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы,
в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и
успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать
путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы,
переплыв много волн и выдержав напоры ветров, могут
несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание,
– так и в настоящее время св. четыредесятницы вступившим
на путь поста Господь даровал эти два дня в седмице
[57], как бы постоялые домы и гостиницы, как бы берега и
пристани, для краткого отдохновения, чтобы совершающие
это доброе и спасительное путешествие, и тело успокоив
несколько от трудов поста, и душу ободрив, опять, по
прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же
путь. Вот и мы, так как ныне день отдохновения, попросим
вашу любовь заботливо хранить приобретенные вами от
поста плоды, дабы, отдохнув несколько, вам прибавить
новые плоды к прежним, и таким образом мало-помалу
собрав великую прибыль, сретить день Господень [58], и
ввести в пристань св. праздника полным духовный свой
корабль. Если все создания Господни, как показало наше
слово и как свидетельствует опыт, совершены с разумною
целию, для удовлетворения необходимой потребности, то и
наши дела должны быть совершаемы не просто и не
напрасно, но с пользою для нашего спасения. И
занимающиеся мирскими делами никогда не решатся
приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем
более нам нужно поступать так и не проводить постные
седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать
ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что в
другую неделю, какое приобретение мы получили в
следующую, какую из своих страстей исправили. Если мы не
будем так устроять себя и прилагать такое попечение о
своей душе, то не будет нам никакой пользы от поста и
неядения, особенно, когда окажемся хуже и тех, которые
прилагают такое старание о собрании денег. Смотри,
каждый из этих людей употребляет всю бдительность, как
бы всякий день прибавить что-либо к прежнему, и никогда
не насыщается, но чем более умножается у него имение,
тем более усиливается и рвение, и усердие. Итак, если
люди выказывают такую бдительность там, где часто и
старания бывают бесплодны, и богатство причиняет великий
вред спасению души, то не гораздо ли более должно
поступать так здесь, где от усердия великая польза,
несказанная награда, и безмерный прибыток? Там, кроме
всего сказанного, большая неизвестность: приобретение
имущества не нарочно, не только потому, что при
наступлении смерти оно остается здесь и не приносит
никакой пользы собиравшему его, но и потому, что он, за
имущество, остающееся здесь, должен (там) дать самый
строгий отчет. Часто случается еще и то, что человек,
собравший великое богатство, после многочисленных
трудов, тяжких усилий и беспокойств, с наступлением, как
бы бури какой, неблагоприятных обстоятельств, еще прежде
смерти своей вдруг делается беднее самых бедных людей –
и это приходится видеть каждый день. Но касательно
духовного богатства ничего такого никогда не должно
опасаться: оно твердо и неподвижно, и там, где особенно
нуждаемся в нем, подает нам великую помощь.
3. Итак, пока имеем время, умоляю,
употребим на приобретение этого духовного богатства хотя
столько же старания, сколько эти люди, и никогда не
прекратим заботы о том, сделали ли мы что-нибудь доброе,
прогнали ли от себя своею бдительностию какую-либо
возмущавшую нас страсть, дабы, чувствуя одобрение своей
совести, вкусить нам великое удовольствие. Дело не в том
только, чтобы мы каждый день приходили сюда, постоянно
слушали об одном и том же и во всю четыредесятницу
постились. Если от постоянного хождения сюда и увещания
не приобретем ничего, и из постного времени не извлечем
чего полезного для своей души, – все это не только не
доставит нам никакой пользы, но и послужит к большему
осуждению нашему, когда, при такой (о нас) заботливости
(со стороны Церкви), мы останемся все такими же, – когда
гневливый не сделается тихим, вспыльчивый не обратится к
кротости, а завистливый не перейдет к доброжелательству,
сребролюбец не оставит своей страсти и не расположит
себя к подаянию милостыни и питанию бедных, распутный не
сделается целомудренным, гоняющийся за суетною славою не
научится презирать ее и искать истинной славы, не
заботящийся о любви к ближнему не воспрянет и не приучит
себя не только к тому, чтобы быть не хуже мытарей: "аще
бо, – сказано, – любите любящих вас, кую мзду имате? не
и мытари ли тожде творят?" (Мф.5:46), но и к такому
состоянию души, чтобы кротко смотреть и на врагов и
показывать к ним великую любовь. Если приходя сюда
каждый день, и постоянно слушая и пользуясь такими
наставлениями и получая от поста помощь, не победим
вышесказанных и других возникающих в нас страстей, то
какое будет нам прощение, какое оправдание? Скажи мне,
пожалуйста, если бы ты видел, что сын твой каждый день
ходит в училище, и, хотя времени проходит много, но он
ничего не приобретает там, снес ли бы ты это терпеливо?
Не наказал ли бы и отрока, не упрекнул ли бы и учителя?
А потом, если бы узнал, что со стороны учителя сделано
все и ничего не опущено, и что причиною всего была
леность отрока, не обратил ли бы ты весь гнев свой на
отрока, перестав винить учителя? То же самое должно быть
и здесь. Мы, как поставленные (на степень учителей)
благодатию Божиею, каждый день созываем вас, как
духовных детей, в это училище, и предлагаем вам
спасительное наставление, при чем не свои вымыслы
сообщаем, но излагаем учение, дарованное нам от Господа
в божественном Писании, – его мы открыто излагаем и
постоянно внушаем. Итак, когда мы употребляем все
старание и заботливость, и ежедневно ведем вас на путь
добродетели, вы же будете оставаться в том же состоянии,
то подумайте, какая будет и нам скорбь, какое и вам
осуждение, чтобы не сказать больше? Конечно, нас
освобождает от всякой ответственности то, что мы не
опустили ничего потребного к вашему назиданию; однако ж,
так как мы заботимся о вашем спасении, то и не можем
легко переносить (вашей беспечности). И учитель, когда
не замечает в ученике никакого плода от своего старания,
не мало скорбит и болезнует, видя, что напрасно
трудится.
4. Это говорю теперь не для того, чтобы
опечалить вашу любовь, но чтобы возбудить и расположить
вас не изнурять только тело постом и не проводить дни
св. четыредесятницы напрасно и без пользы. И что говорю
-дни св. четыредесятницы, когда нам нельзя ни одного
дня, по возможности во всю нашу жизнь, проводить так,
чтобы в течение его не приобресть себе духовного плода –
или молитвою, или исповеданием, или милостынею, или
каким-нибудь другим духовным делом? Если Павел, такой
великий муж, слышавший те неизреченные слова, коих никто
не слыхал до сегодня, взывал о себе: "во всяк день
умираю, тако ми ваша похвала" (1Кор.15:31), научая нас,
что он так часто подвергался опасностям за благочестие,
что каждый день был близок к смерти и, чего не допускала
природа (потому что мы все подлежим одной только
смерти), то совершала ревность его воли, хотя
человеколюбивый Бог и хранил его надолго для спасения
других, – итак, если он, славный такими подвигами и
являвшийся на земле подобным ангелу, каждый день
старался приобретать что-нибудь, ополчаться против
опасностей за истину, собирать себе духовное богатство и
никогда не останавливаться, – то какое оправдание будем
иметь мы, которые не только не совершили никаких
подвигов, но обременены такими недостатками, из коих и
каждый в отдельности может низринуть нас в бездну
погибели, и не прилагаем никакого старания даже и о том,
чтобы исправить эти недостатки? А если часто
оказывается, что один и тот же имеет не один только
недостаток, но весьма многие, когда он и гневлив, и
необуздан, и сребролюбив, и завистлив, и жесток, и
однако ж не старается ни исправить эти недостатки, ни
обратиться к делам добродетели, то какая остается
надежда на спасение? Это говорю и не перестану говорить,
чтобы каждый из слушающих, взяв из слов наших приличное
ему врачество, постарался, освободившись от обременяющих
его страстей, возвратить себе здоровье, и сделать себя
способным к добродетели. И с больным телом бывает, что
если врач многократно прикладывает лекарство, а больной
не хочет выждать действия его, но сердясь и не терпя
боли от приложенного врачем лекарства, отрывает его и не
получает от него пользы, в таком случае никто из
благомыслящих не станет упрекать врача, который с своей
стороны сделал все. Так и здесь, мы, составив из
духовного поучения врачество, предлагаем его вам; а
затем будет уже ваше дело и потерпеть боль, и
воспользоваться врачеством и, освободясь от болезни,
возвратиться к истинному здравию. Тогда и сами вы
получите великую пользу, и мы почувствуем не малую
радость, видя, что бывшие прежде больными так скоро
сделались здоровыми.
Итак, каждый из вас, молю, если не хотел
раньше, по крайней мере с этого времени старайся удалить
из души своей ту страсть, о которой знает, что она
тяготит его более других страстей, и действуя
благочестивым размышлением, как бы духовным мечем,
освобождай себя от этой страсти. Бог дал нам столько
разума, что при нем можем, если захотим быть
сколько-нибудь внимательными, одолеть каждую из
возникающих в нас страстей. Для того благодать Духа и
описала для нас жизнь и деятельность всех святых в
божественном Писании, чтобы, узнав, как они, будучи
одного с нами естества, совершили всякую добродетель, мы
не ленились подвизаться в ней.
5. Не одного ли с нами естества был
блаженный Павел? Пламенею любовию к этому мужу; поэтому
непрестанно обращаюсь к нему и, взирая на его душу, как
на некий первообраз, удивляюсь в нем господству над
страстями, высокому мужеству, пламенной любви к Богу и
размышляю, как один человек по своему усердию приобрел
всю совокупность добродетелей, а из нас никто не хочет
сделать и малого доброго дела. Кто же спасет нас от
неизбежного наказания, когда он был одной с нами
природы, не чужд был тех же страстей и находился в таких
трудных обстоятельствах, каждый день, так сказать,
будучи влачим, терзаем и всенародно мучим противниками
(евангельской) проповеди, которые часто, почитая его уже
мертвым, тогда только, наконец, оставляли его, как бы
приведши в исполнение убийственный свой замысел? А между
нами, слабыми и столь нерадивыми, найдется ли кто такой,
который бы являл такое величие добродетели? Но чтобы вам
не из наших уст слышать о подвигах этого блаженного и о
мужестве, какое он ежедневно показывал (в борьбе) за
проповедь благочестия, надобно послушать, что он сам
говорит. Когда он, по причине ложного об нем отзыва
лжеапостолов, поставлен был в необходимость рассказывать
о своих делах (а это для него было так тягостно и
неприятно, что он отказывался и никогда не хотел
объявлять о своих подвигах, напротив открыто называл
себя хульником и гонителем), так, когда он увидел
совершенную необходимость заградить уста обманщиков и
несколько успокоить учеников, то, после многого другого,
вот как начал говорить: "о немже Ащедерзает кто,
несмысленно глаголю, дерзаю и аз" (2Кор.11:21). Смотри,
какая боголюбивая душа: не только дерзостию, но и
безрассудством называет это дело, научая нас никогда не
разглашать о своих делах без необходимости, когда никто
не принуждает нас к тому, хотя бы и нашлись между нами
сделавшие что-нибудь доброе. "О немже, – говорит он, –
аще дерзает кто, несмысленно глаголю, дерзаю и аз", то
есть, так как я вижу совершенную необходимость, то и
решаюсь осмелиться и сделать безрассудное дело. "Евреи
ли суть? и аз. Израильте ли суть? и аз. Семя Авраамле ли
суть? и аз" (2Кор.11:22). Этим, говорит он,
превозносятся: пусть же не думают, что нам недостает
этого; и мы участвуем в тех же самых (преимуществах).
Потом прибавил: "служителие ли Христовы суть? Не в
мудрости глаголю, паче аз" (2Кор.11:23).
6. Смотри здесь, возлюбленный, как
добродетельна душа этого блаженного. Он уже назвал
дерзостию и безумием совершенное им, – хотя был
поставлен в необходимость, однако не удовольствовался
сказанным. Но когда решился объявить, что он весьма
многим превышает тех, то чтобы не подумал кто, будто он
говорит это по самолюбию, опять называет свои слова
безумием, как бы так говоря: разве я не знаю, что делаю
дело, многим неприятное и мне неприличное? Но меня
вынуждает к тому настоятельная необходимость; потому
простите мне, что говорю безумные слова. Будем подражать
хотя тени его мы, отягощенные таким бременем грехов, –
мы, которые, если иногда и сделаем что-нибудь доброе, то
не можем и это хранить в сокровищницах сердца, но
разглашаем и обнаруживаем из любви к человеческой славе,
и такою неуместною говорливостию лишаем себя награды от
Бога. С блаженным Павлом ничего такого не было. А что
же? "Служителие ли Христовы суть? – говорит он, – не в
мудрости глаголю, паче аз". Затем он уже открывает и те
подвиги свои, коих лжеапостолы не совершили. Да и как
могли совершить их люди, которые враждовали против
истины, всячески старались воспрепятствовать проповеди
благочестия и возмущали умы простых людей? Итак, сказав:
"паче аз", он уже перечисляет подвиги своего мужества и
говорит: "в трудех множае, в ранах преболе, в смертех
многащи". Что говоришь? Слова твои что-то странны и
необычайны. Возможно ли умереть несколько раз? Да,
говорит, возможно, если не самым делом, то намерением.
Этим он научает нас, что он постоянно подвергался за
проповедь таким опасностям, которые угрожали ему
смертью, но благодать Божия среди самых опасностей
хранила подвижника, чтобы от него ученики получили
великую пользу. "В смертех, – говорит, – многащи. От
иудей пять краты четыредесять разве единые приях. Трищи
палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты
корабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине
сотворих. В путных шествиих множицею: беды в реках, беды
от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во
лжебратии, беды во граде, беды в пустыни, беды в мори"
(2Кор.11:23–26). Не пройдем, возлюбленные, этих слов без
внимания: каждое из них в отдельности представляет нам
море испытаний [59]. Не сказал он об одном путешествии,
но "в путных шествиих, – говорит, – множицею", не (одну)
претерпел беду в реках, но многие и различные "беды", и
все (претерпел) с великою твердостию. И после всего
этого еще говорит: "в труде и подвизе, во бдениих
множицею, во алчбе и жажди, в пощениих многащи, в зиме и
наготе, кроме внешних" (2Кор.11:27–28).
7. Вот открывается пред нами еще другое
море испытаний. Словами: "кроме внешних" (кроме прочого)
он дал понять, что им гораздо более опущено, чем
сказано. И на этом не остановился, но указывает нам на
испытанные им беспокойства от стекавшегося к нему во
множестве народа, говоря так: "нападение, еже по вся
дни, и попечение всех церквей" (2Кор.11:28). Вот опять,
и этого подвига, хотя бы он был и один, достаточно,
чтобы вознести его на самый верх добродетели.
"Попечение, – говорит, – всех церквей" – не одной, не
двух и трех, но всех, какие только были во вселенной.
Сколь обширна земля, которую освещает солнце своими
лучами, столь же велико было попечение и заботливость
этого блаженного. Вот, какая широта сердца! Вот, какое
величие духа! Но то, что следует далее, закрывает, так
сказать, собою все сказанное. "Кто изнемогает, – говорит
он, – и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не
разжизаюся" (2Кор.11:29). Вот, какая нежная любовь этого
мужа! Вот, какова бдительность! Вот, какова
заботливость! Какая мать так терзается внутренне о чаде
своем, палимом горячкою и лежащем на одре, как этот
блаженный немоществовал за немощных, где бы они ни были,
и волновался за соблазнявшихся? Смотри, как сильно он
выразился. Не сказал: "кто соблазняется и аз" не
печалюся; но – "разжизаюся", говорит, являя нам великую
силу скорби, и давая знать о себе, что он как бы
воспламеняется и внутренне горит за подвергающихся
соблазнам. Знаю, что я очень распространил свое
поучение, хотя и имел намерение быть сегодня кратким,
дабы вы могли несколько отдохнуть от труда
постнического. Но не знаю, как я, коснувшись богатства
добродетелей этого святого, увлечен этим как бы сильным
потоком вод. Потому, остановив слово здесь, прошу любовь
вашу постоянно содержать его в уме и непрестанно
помышлять о том, что бывший одной с нами природы,
подверженный тем же страстям, занимавшийся простым и
неважным ремеслом – сшиванием кож и пребывавший в
мастерской, когда захотел и решился предаться подвигам
добродетели и сделать себя достойным принятия Св. Духа,
получил свыше обильнейшие щедроты. Так и нам, если
захотим сделать, что следует с нашей стороны, ничто не
воспрепятствует получить те же щедроты, потому что
Господь щедр и "хощет всем человеком спастися, и в разум
истины приити" (1Тим.2:4). Сделаем же себя достойными, и
с пламенным усердием, хотя и поздно, обратимся к
добродетели, и, подавив свои страсти, сотворим себя
способными к принятию Духа, – чего да удостоимся все мы,
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
56. Злат. ῾Ο δοὺς ἐν θαλάσσνῃ ὁδόν, καὶ ἐν
ἰσχυρῷ τρίβον вместо ἔδοκας καὶ ἔν θαλάσσνῃ ὁδόν, καὶ ἐν
κύμασι τρίβον σαφαλῆ дал еси и в мори путь и в волнах
стезю крепкую (Елизав.Б.) или – ближе – безопасную.
57. Т.е. субботние и воскресные дни св.
четыредесятницы, в которые Церковь облегчает строгость
поста.
58. (τὴν κυρίαν ἡμέραν) – т.е. день пасхи
или воскресения Христова.
59. (πειρασμῶν)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|