Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 10
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Меньше у нас сегодня собрание и не
многочисленно стечение пришедших. Отчего же и почему
это? Может быть, иные постыдились придти к духовному
этому пиршеству после чувственной трапезы, и это стало
для них причиною отсутствия. Но пусть они послушают
некоего мудреца, который говорит: "есть стыд наводяй
грех, и есть стыд слава и благодать" (Сир.4:25). Не
стыдно, приняв телесную пищу, придти к этому духовному
пиршеству. Духовные дела не приурочены, как дела
человеческие, к определенным временам; для беседы о
духовном всякое время дня удобно. И что я говорю о
дневном времени! Пусть наступит ночь, и она не послужит
препятствием для духовного поучения. Поэтому и Павел
говорил, пиша Тимофею: "настой благовременне, и
безвременне, обличи, запрети, умоли" (2Тим.4:2).
Послушай еще, что говорит блаженный Лука: "хотя изыти
наутрие Павел из Троады, беседова с ними и простре слово
до полунощи" (Деян.20:7). Препятствовало ли
сколько-нибудь время, скажи мне, или прервало оно слово
поучения? Внимательный слушатель, и после обеда, может
(с пользою) быть в этом духовном собрании, тогда как
нерадивый и беспечный, хотя бы оставался и без пищи, не
вынесет отсюда никакой пользы. И это говорю я не с тем,
чтобы ослабить строгость поста, – да не будет! –
напротив, я весьма хвалю и одобряю постящихся, только
хочу внушить вам, чтобы вы совершали духовные дела с
здравым рассуждением, а не следуя только обычаю.
Постыдно не то, чтобы придти к этому духовному поучению
по принятии пищи, а (приходить сюда) с беспечною душою,
подчиняться страстям и не укрощать плотских вожделений.
Не ядение худо, – да не будет! – а вредно объядение и
пресыщение до обременения чрева; чрез это уничтожается и
удовольствие от пищи. Равно как и не то худо, чтобы
употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и
вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл. Если
же ты, возлюбленный, не можешь оставаться (целый) день
без пищи по телесной немощи, никто из благомыслящих не
станет винить тебя за это: Владыка у нас – кроткий и
человеколюбивый, не требует от нас ничего свыше силы. Он
и поста и воздержания требует от нас не просто для того
только, чтобы мы пребывали в неядении, но для того,
чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все
свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы
устрояли жизнь свою внимательно и всякую свободную
минуту посвящали духовным занятиям, если бы пищу
принимали только для удовлетворения потребности, и всю
жизнь проводили в добрых делах, то не было бы нам нужды
и в пособии от поста. Но так как человеческая природа
нерадива и более склонна к невоздержанию и роскоши,
поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец,
изобрел для нас врачество в посте, дабы и отвлечь нас от
(мирских) удовольствий, и обратить от забот житейских к
делам духовным. Итак, если некоторые из приходящих сюда
чувствуют телесную слабость и не могут оставаться без
пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою
подкрепляли, и не лишали себя этого духовного поучения,
а о нем тем более заботились.
2. Кроме воздержания от пищи, есть много
путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред
Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть
подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные
молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию
слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам
телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть
изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он
будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой,
какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое
воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы,
обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в
исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать
помощи от поста ради слабости телесной и будем
предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того,
причиним себе величайший вред. Если и при посте
оказывается у нас недостаток вышесказанных добрых дел,
то тем более покажем мы нерадения (о них), когда не
будем пользоваться врачеством поста. Узнав это от нас,
вы, могущие поститься, сами по возможности усиливайте,
прошу вас, это доброе и похвальное свое усердие. "Аще
внешний наш человек тлеет, обаче внутрення обновляется"
(2Кор.4:16). Пост смиряет тело и обуздывает
беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет,
делает легкою и парящею горе. А что касается до братий
ваших, которые не в состоянии поститься ради телесной
немощи, их увещевайте не оставлять этой духовной пищи,
поучая их, передавая им слышанное от нас, и показывая,
что внимать этим наставлениям не достоин не тот, кто ест
и пьет умеренно, а человек беспечный, преданный
удовольствиям. Напоминайте им и об апостольском
изречении: "и ядый, Господеви яст...: и не ядый,
Господеви не яст, и благодарит Бога" (Рим.14:6). Итак, и
постящийся благодарит Бога за то, что имел довольно сил
повести постный труд; и ядущий также благодарит Бога,
потому что это нисколько не повредит ему в спасении
души, если он захочет. Человеколюбивый Бог открыл нам
неисчислимое множество путей, которыми мы, если только
захотим, можем достигнуть самого высокого дерзновения
(пред Богом). Об этом мы достаточно побеседовали ради
отсутствующих, отняв у них повод к стыду и показав, что
этого [52] не должно стыдиться, так как подвергает нас
стыду не ядение, но делание зла. Великий стыд – это
грех! Если мы сделаем его, то должны не только
стыдиться, но и закрывать лице свое и называть себя
несчастными, как погрешившие. А вернее – и тогда не
нужно унывать, но спешить к покаянию и исправлению. Наш
Владыка таков, что, если мы, по беспечности, сделаем
грех, Он не требует от нас ничего другого, как только
того, чтобы мы исповедали свои согрешения, остановились
на этом и не впадали в те же грехи. Если употребляем
пищу с умеренностью, не будем стыдиться, потому что
Господь соединил нас с таким телом, которое не может
существовать иначе, как принимая пищу; только пусть не
будет неумеренности; это весьма много способствует
здоровью и крепости нашего тела. Не видите ли каждый
день, что от роскошных столов и неумеренного насыщения
происходят бесчисленные болезни? Откуда болезни в ногах?
Откуда болезни головные? Откуда умножение испорченных
мокрот? Откуда бесчисленное множество других болезней?
Не от неумеренности ли, не от того ли, что мы вливаем в
себя вина больше надлежащего? Как судно переполненное
скоро погружается и тонет, так и человек, предавшись
объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой
разум и лежит наконец, как живой труп, часто могущий еще
сделать что-либо худое, а на добро способный не более
мертвых.
3. Поэтому молю, подобно блаженному
Павлу, "плоти угодия не творите в похоти" (Рим.13:14),
но укрепитесь и умножьте ревность и заботу о совершении
духовных дел. Говоря обо всем этом с своими братиями,
убеждайте их отнюдь не лишать себя этой духовной пищи;
пусть они, и после обеда, приходят сюда со всем
усердием, дабы, приняв здесь наставление, могли крепко
стать против козней диавола. Теперь предложим вам
обычную трапезу и наградим и любовь вашу за усердие к
слушанию, а равно и уплатим долг, какой должны вам. Вы,
конечно, знаете и помните, что мы, начав говорить о
сотворении человека, по краткости времени не могли
рассмотреть все чтение, но окончили поучение
рассуждением о зверях, показав, что человек вначале имел
над ними власть, но лишился ее за грех преслушания.
Поэтому сегодня хотим сообщить вам и остальное, и с тем
отпустить вас отсюда. А чтобы слово наше было для вас
ясно, нужно напомнить вам, на чем мы тогда остановили
поучение, дабы, начав с того места, нам таким образом
докончить и остальное. На чем же мы тогда остановились?
При объяснении слов: "сотворим человека по образу нашему
и подобию: и да обладают рыбами морскими и птицами
небесными", – так как беседа наша значительно
распространилась и у нас родилось великое море мыслей, –
нам уже нельзя было идти далее, и мы, остановившись на
этом, не коснулись последующего. Поэтому нужно теперь
прочесть вашей любви, что следует далее, дабы вы могли
знать, о чем мы намерены говорит вам. Божественное
Писание вслед (за вышеприведенными словами) прибавляет:
"и сотвори человека Бог по образу Божию сотвори его:
мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя:
раститеся и множитеся, и наполните землю, и
господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и птицами
небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми
гадами, пресмыкающимися по земли" (Быт.1:27–28). Не
много слов, но великое сокровище заключено в этих
кратких словах. Блаженный пророк, говорящий по внушению
Св. Духа, хочет теперь научить нас чему-то
таинственному. Сказав: "сотворим человека" и употребив,
так сказать, совещание и рассуждение, Создатель всего
этим образом речи указал уже на достоинство того, кого
намеревался создать, и еще до создания его показал нам,
какую великую власть хотел Он вручить этому будущему
творению. Сказав: "сотворим человека по образу нашему и
по подобию", (Бог) присовокупил: "и да обладают рыбами
морскими". Смотри, как в самом начале открывает нам
скрытое сокровище. Говоря Духом Божиим, пророк видит
несуществующее, как существующее и совершившееся. Для
чего же, скажи мне, Бог, сказав: "сотворим человека",
говорит теперь: "и да обладают"? Он открывает нам
некоторое сокровенное таинство. Кто такие "и да
обладают"? Не ясно ли, что это сказал Он, намекая на
создание жены? Видишь, что в божественном Писании ничего
не сказано просто и напрасно, но и незначительное слово
заключает, в себе скрытое сокровище.
4. И не изумляйся, возлюбленный,
сказанному. Таков у всех пророков обычай – говорить о
небывшем еще, как уже о совершившемся. Они духовными
глазами видели уже то, что имело совершиться спустя
много лет; поэтому и говорили обо всем так, как будто бы
созерцали то пред глазами. И чтобы тебе ясно было это,
послушай, как блаженный Давид, за столько поколений,
пророчествует и вопиет о крестных страданиях Христовых:
"ископаша руце мои и нозе мои" (Пс.21:17), и еще:
"разделиша ризы моя себе", (Пс.21:19). Видишь, как о
том, что имело быть спустя много времени, он предсказал,
как уже о сбывшемся? Так и этот блаженный пророк
(Моисей), намекая нам уже на создание жены, говорит
загадочно: "и да обладают рыбами морскими". Далее затем
говорит яснее: "и сотвори Бог человека, по образу Божию
сотвори его, мужа и жену сотвори их". Смотри, какую
употребляет он, тщательность, и неоднократно повторяет
одно и то же, чтобы слова его укоренились в уме
слушателей. Если бы не это было у него в виду, то
довольно было бы сказать: "и сотвори Бог человека". Но
он еще прибавляет: "по образу Божию сотвори его". Уже и
прежде он показал нам, что значит: "по образу", так вот
и теперь повторяет то же слово, и говорит: "по образу
Божию сотвори его". Чтобы не оставить и самого
ничтожного предлога к оправданию тем, которые захотели
бы противоречить церковным догматам, он, простершись
несколько далее, опять учит тому же, т. е. что
выражение: "по образу" употреблено им для означения
власти и господства (человека) над всеми тварями. Теперь
посмотрим, что он говорит: "и сотвори Бог человека, по
образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их". На
что выше намекнул словами: "и да обладают", о том здесь
говорит яснее. Впрочем и это открыл нам еще не вполне,
потому что еще не сказал нам о создании (мужа и жены),
еще не показал, откуда произошла жена, а уже говорит:
"мужа и жену сотвори их". Видишь, как о небывшем еще он
повествует как о совершившемся? Таковы-то духовные очи!
Не столько могут эти телесные глаза видеть видимое,
сколько духовные (видят) невидимое и несуществующее.
Итак, сказав: "мужа и жену сотвори их"(Моисей) к обоим
уже относит (Божие) благословение, и говорит: и
"благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и
наполните землю и господствуйте ею, и обладайте рыбами
морскими" (Быт.1:28). Какое высокое благословение!
Слова: "раститеся и множитеся и наполните землю"
сказаны, как всякий знает, и к бессловесным животным и к
пресмыкающимся; а слова: "господствуйте ею и обладайте"
только к мужу и жене. Примечай человеколюбие Божие: еще
прежде создания жены, Бог делает ее участницею
владычества (над тварями) и удостаивает благословения.
"И обладайте, – говорит, – рыбами морскими [53] и
птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и
всеми гадами, пресмыкающимися по земли". Видишь власть
несказанную? Видишь начальство великое? Видишь, что все
твари подчинены человеку? Не думай же низко об этом
разумном животном, но помышляя о величии его чести и о
благоволении к нему Господа, дивись Его неизреченному
человеколюбию.
5. "И рече Бог: се дах вам всякую траву
отменную, сеющую семя, еже есть верху земли всея: и
всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного,
вам будет в снедь: и всем зверем земным, и всем птицам
небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже
иметь в себе душу живота, и всяку траву зеленую в снедь:
и бысть тако" (Быт.1:29–30). Обрати внимание,
возлюбленный, на точность выражений и неизреченное
человеколюбие Божие, и не пропусти ни одного слова без
рассмотрения. "И рече, – говорит, – Бог: се дах вам
всякую траву семенную", – как будто речь обращена к
двоим, и это тогда, как жена еще не была создана. Потом,
чтобы понять тебе безмерную благость Господа, смотри,
как Он являет свое милосердие и преизобильную щедрость
не только относительно мужа и жены, которая еще не была
создана, но и самых бессловесных. Сказав: вам "будет в
снедь", прибавил: "и всем зверем земным". А вот еще и
другая бездна милосердия: Он позаботился не только о
бессловесных кротких и годных нам в пищу и на службу, но
и о зверях. Но кто в состоянии вполне постигнуть эту
беспредельную благость? "Вам, – говорит, – будет в
снедь: и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и
всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе
душу живота, и всяку траву зеленую в снедь". Велико
промышление Господа о созданном им человеке! Когда Он
создал его и дал ему всю власть над тварями, то чтобы,
видя такое множество бессловесных, тотчас же и в самом
начале не стал тяготиться тем, что он не в состоянии
продовольствовать пищею столько животных, – благий
Владыка, прежде чем человек еще пришел к такой мысли,
желая, так сказать, утешить его и показать, что как он
сам, так и все бессловесные будут иметь полное
довольство, потому что земля, по повелению Господню,
будет служить к пропитанию их, к словам: "вам да будет в
снедь", тотчас присовокупил: "и всем зверем земным и
всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по
земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву
зеленую в снедь: и бысть тако". Все, то есть, что ни
повелел Создатель, осуществилось, все пришло в
надлежащий порядок. И потому (Моисей) тотчас
присовокупил: "и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра
зело" (Быт.1:31).
6. Кто может достойно восхвалить
точность божественного Писания? Вот оно и здесь словами:
"и виде Бог вся, елика сотвори", заграждает уста всем,
кто только впоследствии решился бы противоречить. "И
виде, – говорит, – "Бог вся, елика сотвори: и се добра
зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый". Как о
каждой из созидаемых вещей (Писание) говорило: "и виде,
Бог, яко добро", так и теперь, когда совершилось все и
окончены дела шестого дня, когда уже создан и тот, кто
долженствовал пользоваться всеми тварями, говорит оно:
"и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело".
Смотри, как оно, обняв все твари в одном этом слове:
"вся", каждой из них сообщает похвалу. Даже не
удовольствовалось словом "вся", но прибавило: "елика
сотвори"; да и здесь еще не остановилось, но говорит: "и
се добра", и: "зело добра", то есть, совершенно хорошо.
Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие,
назвал свои создания добрыми, то кто дерзнет, хотя бы
преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и
противоречить сказанному Богом? Так как в видимой
природе создан не только свет, но и тьма,
противоположная свету, не только день, но и ночь,
противоположная дню, а между произрастаниями земли не
только полезные травы, но и вредные, и деревья не только
плодоносные, но и бесплодные, и животные не только
кроткие, но и дикие и лютые, и между (животными),
порожденными водою, не только рыбы, но и киты и другие
морские звери, и на земле не только обитаемые места, но
и необитаемые, не только ровные поля, но горы и дебри, и
между птицами не только ручные и годные нам в пищу, но
хищные и нечистая, наприм. ястребы и коршуны и многие
другие подобные, также между происшедшими из земли
животными не только кроткие, но змеи, ехидны, драконы,
львы и рыси, да и в воздухе не только ветры и дожди
полезные, но град и снег, и вообще, если подробно
рассмотреть все, в каждом роде тварей найдешь не только
полезное нам, но и кажущееся вредным, – то, чтобы
впоследствии никто, смотря на творения Божий, не смог
осуждать их и говорить: зачем то? на что это? или: это
хорошо сделано, а это не хорошо, – св. Писание,
заграждая, так сказать, уста всем, дерзающим судить
неблагонамеренно, по создании всего в шестой день
говорит: "и виде Бог вся, елика сотвори: се добра зело".
Что может сравниться с таким удостоверением, когда сам
Творец всего объявляет и говорит, что все созданное
хорошо, весьма хорошо? Поэтому когда увидишь, что
кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет
противоречить божественному Писанию, устранись от него,
как от безумного, или лучше сказать – не устранись, но,
сожалея о его невежестве, приведи то, что говорит
божественное Писание, и скажи, что "виде Бог вся, елика
сотвори, и рече: се добра зело"; может быть, ты успеешь
сдержать необузданный язык его. Если мы и в человеческих
делах, когда видим, что об них дают свое мнение люди
высокие по сану, не прекословим, но соглашаемся и их
приговор предпочитаем собственному суждению, то тем
более должны поступать так по отношению к Богу
всяческих, Творцу всего видимого: зная Его приговор,
должно подавлять собственные помыслы и не отваживаться
на дальнейшие изыскания, но знать и твердо верить, что
все создано разумно и человеколюбиво, и ничего не
сделано без цели и напрасно. Хотя мы, по слабости нашего
ума, и не знаем употребления (некоторых) тварей, однако
ж (должны веровать, что) Бог все произвел по Своей
премудрости и высокому человеколюбию.
7. "И бысть, – говорит (Моисей), –
вечер, и бысть утро, день шестый". С концом шестого дня
положил Он конец и созданию всех тварей; потому и
прибавил: "и совершишася небо и земля, и все украшение
их" (Быт.2:1). Смотри, как божественное Писание избегает
ненужного и излишнего. Упомянув о главнейших стихиях,
оно уже не говорит в частности о прочем; сказав: "и
совершишася небо и земля", говорит: "и все украшение
их", и этим обозначает все, что на земле и что на небе.
украшение земли есть то, что произошло из нее –
произрастание трав, произведение плодов, плоды дерев, и
все прочее, чем Творец украсил ее. Равно и украшение
неба составляют: солнце, луна, разнообразные звезды, и
все находящиеся среди (их) создания. Поэтому
божественное Писание, упомянув о небе и о земле, этими
стихиями обняло все творение. "И соверши, – говорит, –
Бог в день, шестый дела своя, яже сотвори" (Быт.2:2).
Смотри, как оно и раз и другой повторяет одно и то же,
чтобы мы знали, что все дела творения продолжались до
шестого дня: "соверши, – говорит, – Бог в день, шестый
дела своя, яже сотвори: и почи в [54] день седьмый от
всех дел своих яже сотвори". Что значит: "и почи в день,
седьмый от всех дел своих яже сотвори?" Замечай, как
по-человечески и с каким снисхождением к нам говорит о
всем божественное Писание: иначе бы нам не понять ни
одного слова его, если бы оно не удостоило нас такого
снисхождения. "И почи, – говорит, – в день седьмый от
всех дел своих, яже сотвори", то есть перестал творить и
приводить из небытия в бытие. Все, что нужно было, уже
произвел; создал и того, кто имел пользоваться этими
тварями. "И благослови, – говорит, – Бог день седьмый и
освяти его: яко в той почи от всех дел своих, яже начать
Бог творити" (Быт.2:3). Так как Он уже не стал более
творить, и все, что только восхотел, по Своему
человеколюбию произвел своим повелением и в шестой день
положил конец творению, в седьмой же не хотел произвести
ничего другого, потому что уже совершилось все, что
только Он хотел, то, дабы и этот день имел некоторое
преимущество и не казался менее важным из-за того, что в
течение его ничего не создано, (Бог) удостаивает его
благословения: "И благослови, – говорит, – "Бог день
седьмый и освяти его". Что же? Ужели прочие (дни) не
были благословлены? Конечно; говорит; но для них вместо
всякого благословения довольно было того, что в каждый
из них созданы твари. Потому (Писание) и не сказало об
них: "благослови", а сказало это только о седьмом дне, и
присовокупило еще: "и освяти его". Что значить: "и
освяти его"? Отделил его. Потом, чтобы показать нам и
причину, по которой сказано: "и освяти его",
божественное Писание прибавляет: "яко в той почи от всех
дел своих, яже начать Бог творити". Вот уже здесь, в
самом начале (бытия мира), Бог гадательно предлагает нам
учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы весь
посвящали и отделяли на дела духовные. Для этого
Господь, совершив все дела Свои в шесть дней, удостоил
седьмой день благословения и освятил, "яко почи в той
ночи от всех дел своих, яже начать творити". Но здесь,
вижу я, опять открывается нам беспредельное море мыслей,
и желаю не пройти его без внимания, но – сделать и вас
участниками этого духовного богатства. Какой же здесь
возникает у нас вопрос? (Вот какой): божественное
Писание здесь показывает, что Бог почил от дел своих, а
в Евангелии Христос говорит: "Отец мой доселе делает, и
Аз делаю" (Ин.5:17): при снесении этих изречений не
представляется ли какого-нибудь противоречия в них? Да
не будет: в словах божественного Писания нет никакого
противоречия. Когда Писание здесь говорит: "яко почи Бог
от дел своих", то этим научает нас, что Он перестал в
седьмой день творить и производить из небытия в бытие; а
когда Христос говорит: "Отец мой доселе делает, и Аз
делаю", то этим указывает вам на непрерывный Его
промысл, и деланием называет сохранение существующего,
дарование ему продолжения (в бытии) и управление им во
все время. В противном случае, как могла бы существовать
вселенная, когда бы верховная рука не управляла и не
распоряжалась всем видимым и человеческим родом? И если
кто захочет благонамеренно рассмотреть в подробности
все, что каждый день совершается на вашу пользу Творцом
вселенной, тот откроет бездну человеколюбия. В самом
деле, какое соображение, какой ум в состоянии постигнуть
неизреченную благость, которую (Бог) являет
человеческому роду, повелевая "солнцу сиять злые и
благия, и посылая дождь на праведные и неправедные"
(Мф.5:45), и подавая нам обилие во всем прочем? Может
быть, мы простерли слово далее надлежащего; сделали это
однако не напрасно и не без цели, но, для того, чтобы
непришедшие сюда узнали чрез вас, какой ущерб причинили
они себе, из-за телесной пищи лишив себя духовного
наставления. Впрочем, чтобы не увеличить их скорби, вы
покажите к ним братскую любовь, передав им наши слова:
это действительно послужит свидетельством искренней
любви. Если поступающие так с чувственными яствами и
сберегающие для своих знаемых то, что было подано на
стол, не показывают этим весьма великую любовь, тем
более такой образ действия относительно духовных
предметов доставит нам большую похвалу; да и польза нам
будет от этого. Кто старается научить ближнего, тот не
столько благодетельствует ему, сколько приготовляет себе
самому великую награду и приобретает двоякий плод:
получает от Бога большее воздаяние, и сам вспоминает и
возобновляет в памяти сказанное, когда старается
передать это ближнему.
8. Размышляя о такой пользе вашей, не
откажите вашим братьям, но пусть ныне же они узнают от
вас то, что нами сказано. А чтобы им впредь не быть вам
обязанными таким наставлением, влеките их к нам, внушая
им, что принятие телесной пищи нисколько не препятствует
духовному наставлению, что всякое время нужно считать
удобным для духовного собеседования. Если тщательно
рассмотреть, то мы можем, и оставаясь дома, как после
так, и прежде обеда, взяв в руки божественные книги,
получать от них пользу, и доставлять душе духовную пищу.
Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа
требует ежедневного наставления и пищи духовной, дабы,
укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и
выдерживать постоянную брань, которая нам угрожает и
делает душу нашу пленницею, если мы, хотя на короткое
время, захотим предаться беспечности. Поэтому и пророк
Давид назвал блаженным того, кто "в законе" Господнем
"поучается день и нощь" (Пс.1:2). И блаженный Моисей,
наставляя народ иудейский, говорит: когда "ясти будеши"
и пити [55], "и насытишися, помяни Господа Бога твоего"
(Втор.8:10). Видишь, как тогда особенно, т. е. по
принятии пищи, должны мы предлагать себе духовную снедь,
чтобы душа после насыщения телесною пищею, вознерадев,
не впала в погибель и не дала места козням диавола,
который во всякое время старается нанести нам
смертельный удар. Тот же. пророк в другом месте сказал:
"лежа и востая", поминайте Господа Бога вашего
(Втор.6:7). Видишь, что ни в какое время не следует нам
изгонять из своей души это памятование (о Боге), но
твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности
и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага
нашего, трезвиться и бодрствовать, заграждать ему все
входы, и никогда не пренебрегать духовною пищею. В этом
ваше спасение, в этом духовное богатство, в этом
безопасность. Если так станем каждовременно ограждать
себя и чтением, и слушанием, и духовным собеседованием,
то в состоянии будем и сами сделаться неодолимыми, и
козни лукавого демона сделать безуспешными, и получить
царство небесное, благодатию и человеколюбием Господа
нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом,
слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Примечание
52. Т.е. принятия пищи в пост до вечернего
богослужения
53. Здесь у Злат. не читается: καὶ τῶν
θηρίων.
54. Злат. здесь читает: ἐν τῆἡμέρα ἐβδόμῆ
согласно с Лукиан. сп.; в др. списках ἐν "в"
отсутствует, вопреки еврейско-масоретскому, где
читается.
55. Φαγὼν καὶ πιὼν καὶ ἐμπλησθεὶς между тем
обычное чтение у 70-ти: φάγει καὶ ἐμπλησθήσει "и ясти
будешь и насытишися".
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|