Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 8
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Так как вы вчера с великим усердием
выслушали слова наши, то вот и сегодня мы предложим
любви вашей вновь прочитанное, наперед прося вас
прилежно внимать тому, что будет говориться, да и
прежнее слагать в уме своем, чтобы нам не тщетно и не
напрасно предпринимать такой труд. Мы заботимся о том,
чтобы вы в точности узнали силу Писания и таким образом
не только сами понимали это, но и других учили, чтобы
могли вы, по блаженному Павлу, "созидать один другого"
(1Сол.5:11). Если вы будете преспевать о Господе и
показывать успехи в изучении духовного, то и нам
доставите великое веселие, так как в этом все наше
счастье и величайшее торжество. "Кто бо нам, – говорит
Павел, – упование, радость, венец похваления? Не и вы
ли" (1Сол.2:19) и ваше преспеяние о Боге? И каждый
учитель, когда видит, что учащийся твердо держит в
памяти прежние уроки и на деле показывает плод (от них),
с большим усердием преподает ему и дальнейшие сведения.
Так и мы, чем более видим, как возбуждается ваш ум, как
возрастает расположение и окрыляется мысль, тем более
становимся усердными к более полному изложению вам
учения. И чем более проливаем на вас этих духовных
струй, тем более и у нас умножаются их токи к вашему
назиданию, к пользе ваших душ: здесь, ведь, не может
случиться того, что обыкновенно бывает с деньгами. Там,
кто дает ближнему серебро, тот уменьшает свое имение, и
чем более он дает, тем более уменьшается его имение. Но
здесь напротив: тогда-то более и умножается у нас
имение, тогда-то более и возрастает это духовное
богатство, когда мы обильно проливаем учение для тех,
кто желает черпать его. Итак, если это нам служит к
умножению богатства и достояния, и вы ненасытно желаете
этой духовной пищи, то посмотрим, чему в сегодняшнем
чтении учит нас блаженный Моисей, или – лучше – устами
его говорит ко всем нам благодать Святого Духа. "И рече,
– говорит, – Бог: сотворим человека по образу нашему и
по подобию". Не опустим этих слов, возлюбленные, без
внимания, но рассмотрим каждое речение и, низойдя во
глубину, исследуем сокрытую в этих кратких словах силу.
Хотя слов и не много, но велико сокрытое (в них)
сокровище, а внимательным и рассудительным не следует
останавливаться на поверхности. Ведь, и желающие
выкопать чувственное сокровище не на поверхности только
копают и разыскивают, но, спустившись на большую
глубину, исследуют самые недра земли и таким образом с
помощию своего искусства, отделяют от земли золото, и
часто с большим трудом и усердием едва успевают найти
малые крупицы. А здесь нет ничего такого; напротив, и
труд меньше, и богатство неизреченное: таково все
духовное.
2. Не будем же хуже тех, которые
домогаются чувственного; но поищем и мы духовного
сокровища, заключенного в этих словах. И во первых,
посмотрим, что нового и особенного сказано здесь, и для
чего блаженный этот пророк, или – лучше –
человеколюбивый Бог, говоривший чрез пророка, употребил
такой новый образ речи. Он говорит: "сотворим человека
по образу нашему и по подобию". Недавно мы слышали, как
Он, по сотворении неба и земли, говорил: "да будет
свет", и: "да будет твердь посреде воды"; и еще: "да
соберется вода в собрание едино, и да явится суша", и:
"да будут светила", и: "да изведут воды гады душ живых".
Видел ты, что вся тварь в течение пяти дней созидаема
была одним словом и повелением? Смотри теперь, какая
перемена в словах. Уже не говорит: "да будет человек";
но что? "Сотворим человека по образу нашему и по
подобию". Что это за новость? Что за особенность? Кто
это созидается, что для создания его Создателю
понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся,
возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех
видимых животных; для него-то и создано все это: небо,
земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все
бессловесные животные. Почему же, скажешь, он создан
после, если превосходнее всех этих тварей? По
справедливой причине. Когда царь намеревается вступить в
город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед,
чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так
точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и
владыку над всем земным, сперва устроил все это
украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом
на самом деле показал, какой чести Он удостаивает это
животное. Но спросим иудея и посмотрим, что он скажет
относительно того, к кому сказано: "сотворим человека по
образу нашему?" Это писание Моисея, которому они,
говорят, веруют, а (на самом деле) не веруют, как и
Христос сказал: "аще бо бысте веровали Моисеови,
веровали бысте убо и Мни", (Ин.5:46). Так, письмена – у
них, а смысл – у нас. К кому же сказано: сотворим
человека, и кому Господь предлагает такой совет? Это не
потому, чтобы Он нуждался в совете и рассуждении; нет,
этим образом речи Он хочет показать нам чрезвычайную
честь, какую являет созидаемому человеку. Что же говорят
эти (иудеи), которые доселе имеют покрывало на сердцах
своих и не хотят понять смысла этих слов? Они говорят,
что (Бог) сказал это ангелу или архангелу. О, безумие!
О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб ангел
вступал в совещание с Господом, создание с Создателем?
Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в
совещание (с Богом), а в том, чтобы предстоять и
служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как
велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит,
что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов,
покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис.6:2). Это
потому, что они не могли сносить исходящего оттуда
сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так
прилично тварям предстоять Господу.
3. Но иудеи, не понимая значения слов,
говорят без разбора, что ни придется. Поэтому, отвергнув
их пустословие, надобно показать чадам Церкви истинный
смысл этого изречения. Итак, кто это такой, кому говорит
Бог: "сотворим человека?" Кто же другой, если не "велика
совета Ангел, чудный советник,... крепкий,... князь
мира, Отец будущаго века" (Ис.9:6) Единородный Сын
Божий, равный Отцу по существу, "имже вся Быша?" Ему
говорит (Отец): "сотворим человека по образу нашему и по
подобию". Здесь наносит Он смертельный удар и мыслящим
по-ариански. Сказал не повелительно: "сотвори", как
низшему или меньшему по существу, но как к
равночестному: сотворим. И последующие слова показывают
нам также единосущие: "сотворим, – говорит, – человека
по образу нашему и по подобию". Но здесь опять восстают
другие еретики, искажающие Догматы Церкви, и говорят:
вот Он говорит: "по образцу нашему"– и вследствие этого
хотят называть Бога человекообразным. Но было бы крайне
безумно – Того, Кто не имеет, образа, ни вида, и Кто
неизменяем, низводить в человеческий образ, и
бестелесному придавать черты и члены (телесные). Что
может сравниться с этим безумием, когда (еретики) не
только не хотят пользоваться учением богодухновенного
Писания, но и обращают его в величайший себе вред? Они
похожи на больных, и на тех, у кого слабо телесное
зрение. Как эти последние по слабости своего зрения, не
переносят и солнечного света, и как больные удаляются и
самой здоровой пищи, так и эти люди, больные душою и
потерявшие очи ума, не могут пользоваться светом истины.
Поэтому мы исполним свой долг и подадим им руку, беседуя
с ними с великою кротостию. И блаженный Павел так
увещевал, говоря: "с кротостию наказующу противные: еда
како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от
диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его
волю" (2Тим.2:25–26). Видишь, как он показал этими
словами, что они как будто погрузились в какое-то
опьянение; словом: "возникнут" дал заметить, что они
были погружены в какой-то глубине. И опять, "уловлени",
говорит, от диавола, то есть, как бы опутаны сетями.
Поэтому от нас требуется большая кротость и
долготерпение, чтобы можно было их исхитить и извлечь из
сетей диавольских. Итак, скажем им: образумьтесь
немного, взгляните на свет правды, размыслите об
истинном значении слов. Сказав: сотворим человека по
образу нашему и по подобию, (Бог) не остановился на
этом, но последующими словами объяснил нам, в каком
смысле употребил слово образ. Что говорит? – "И да
обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми
гады, пресмыкающимися по земли". Итак, образ Он
поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом
деле, Бог сотворил человека властителем всего
существующего на земле, и нет на земле ничего выше его,
но все находится под его властно.
4. Если же и после такого раскрытия
слов, любящие спорить будут говорить, что разумеется
образ наружного вида [46], мы скажем им: так (Бог)
значит, похож не только на мужа, но и на жену, потому
что тот и другая имеют один и тот же образ? Но это было
бы нелепо. Послушай, что говорит Павел: "муж убо не
должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый:
жена же слава мужу есть" (1Кор.11:7). Тот обладает, а
эта поставлена в подчинение, как и Бог изначала сказал
ей: "к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати
будет" (Быт.3:16). Так как (человек) получил образ
(Божий) в праве на господство, а не во (внешнем) виде, а
господствует Над всем муж, жена же поставлена в
подчинение, то поэтому Павел говорит о муже, что он есть
"образ и слава Божия, жена же слава мужу есть". А если
бы он, говорил о (внешнем) виде, то не сделал бы такого
различия (между мужем и женою), потому что одинаков вид
и у мужа и у жены. Видишь полноту истины, как она не
оставляет, никакого предлога к оправданию любящим пустые
споры? Но, однако ж, и при всем этом мы не перестанем
оказывать им великое долготерпение, "еда како даст им
Бог покаяние в разум истины" (2Тим.2:25). Не перестанем
же употреблять все меры кротости; может быть, успеем
извлечь их из диавольского обольщения. И, если угодно,
опять представим им блаженного Павла, который так
говорил жителям афинским: "не должны есмы непщевати...
злату или сребру, или камени художне начертану и
смышлению человечу... божество быти подобно"
(Деян.17:29). Видишь, с какою тщательностию мудрый
учитель искоренил их заблуждение? Он сказал, что не
только божество не имеет телесного образа, но что и
вымысел человеческий не в состоянии изобресть ничего
такого [47]. Постоянно говоря это им, не переставайте
делать, что только от вас зависит: может быть, они
послушают вас; можете, быть, захотят открыть глаза для
истины. Но так говоря им с великою кротостию и
осмотрительностию, сами вы, молю, твердо держите догматы
Церкви, не нарушая последовательности сказанного. С
иудеями говорите соответственно, объясняя, что эти слова
[48] сказаны не кому-либо из служебных духов, но самому
Единородному Сыну Божию; умствующим по-ариански отсюда
же доказывайте равночестие Сына с Отцом; а
представляющим Божество человекообразно приводите слова
блаженного Павла, истребляя пагубные недуги, возникающие
подобно плевелам, догматами Церкви, а в себе старайтесь
укоренять благочестивое учение. Желаю и молю, чтобы все
вы исполняли обязанности учителей, чтобы не только сами
слушали слова наши, но и передавали их другим, и
заблуждающихся обращали на путь истины, как и Павел
говорит "кийждо ближнего созидайте" (1Сол.5:11); и: "со
страхом и трепетом свое спасение содевайте" (Флп.2:12).
Таким образом и Церковь наша возрастет в числе, и вы
получите свыше великую милость за свою великую
заботливость о ваших сочленах.
5. Богу угодно, чтобы христианин не о
себе только заботился, но и назидал других, не только
учением, но и жизнию и обхождением. Ничто так не
приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому
что люди смотрят, не столько на слова, сколько на дела
наши. И чтобы тебе увериться, что это так (ведь сколько
бы мы ни любомудрствовали на словах и разглагольствовали
о терпении, но если, когда наступит время, не покажем
терпения на деле, не столько принесет пользы слово,
сколько повредит дело; напротив, если и прежде и после
слов представим доказательство на деле, то явимся
достойными веры, внушая другим то, что сами исполняем на
деле, – как и Христос таковых ублажил, говоря: "блажен,
иже сотворит и научит" (Мф.5:19) ), – смотри, как Он
поставил наперед дело, а потом – учение. Если
предшествует дело, то хотя за ним и не следует учение,
самые дела гораздо яснее слов поучают тех, кто смотрит
на нас. Итак, будем всегда стараться учить прежде
делами, а потом уже словами, чтобы и нам не услышать от
Павла: "научая другого, себе ли не учиши" (Рим.2:21)? И
когда желаем внушить кому, чтобы он сделал что-либо
необходимое, прежде постараемся сами сделать это, чтобы
нам смелее было преподавать учение: и все наше попечение
да будет о спасении души и о том, как бы нам, обуздав
телесные похоти, совершить истинный пост то есть,
воздержание от зла, потому что в этом и состоит пост. И
воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить
силу плоти и этого коня сделать нам покорным.
Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев,
приучаться к кротости и снисходительности, иметь
сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания,
представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного
суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне
показывать великую щедрость, изгонять из души всякую
злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия
говорит от лица Божия: "не сицевого поста аз избрах, –
глаголет Господь, – ниже Аще слячеши яко серп выю твою,
и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост
приятен" (Ис.58:5). Какой же, скажи? "Разрушай, –
говорит, – обдолжения насилных писаний,... раздробляй
алчущему хлеб твой; нищего бескровного введи в дом
твой". И когда это сделаешь, говорит, "тогда разверзется
рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют"
(Ис.58:6–8).
6. Видишь, возлюбленный, в чем состоит
истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая
его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без
пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с
воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия
мы и воздержание от вредного (для души) и показали
великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся
надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным,
презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу
свою [49], так должен презреть и суетную славу, и
взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с
великим усердием творить молитвы и исповедания пред
Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею.
Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить
наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы
будем исполнять ее щедро [50], а не на показ людям. И
что говорю: не на показ? Если рассудить хорошо, то нам
надлежало бы творить милостыню уже потому одному, что
она – прекрасное дело, и из сострадания к нашим братиям,
а не ради обещанных Владыкою наград. Но так как мы не в
состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню
хотя из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от
людей, чтобы нам, сверх растраты денег, не лишиться и
награды. И это будем соблюдать не только относительно
милостыни, но и во всяком духовном деле; ничего не
станем делать из-за людской славы, потому что нет нам
никакой пользы ни от поста, ни от молитвы, ни от
милостыни, ни от других дел, если делаем это не ради
Того Единого, Который знает и тайное, и скрытое во
глубине души нашей. Если от Него ожидаешь, ты человек,
воздаяния, то для чего ищешь похвалы от ближнего? И что
говорю – похвалы? Часто он не (только не) хвалит, но еще
порицает тебя. Многие так злонравны, что и добрые дела
наши толкуют превратно. Итак, для чего, скажи мне,
высоко ценишь превратный суд этих людей? От неусыпающего
же того ока никакое действие наше не сокрыто; и помышляя
Об этом, мы должны устроять свою жизнь с такою
тщательностию, как те, кому скоро предстоит дать отчета
и в словах, и в делах, и в самых помышлениях своих.
Итак, не станем пренебрегать своим спасением. Ничего нет
равного добродетели, возлюбленный! Она и в будущем веке
исхитит нас из геенны и откроет путь в царство небесное,
и в настоящей жизни ставит выше всех, всуе и напрасно
злоумышляющих на нас, делает сильнее не только людей, но
и самих демонов и врага нашего спасения, то есть
диавола. Итак, что может сравниться с нею, когда она
исполнителей своих делает выше не только злокозненных
людей, но и демонов? А добродетель состоит в том, чтобы
презирать все людское, ежечасно помышлять о будущем, не
прилепляться ни к чему настоящему, но знать, что все
человеческое есть тень и сон, и даже ничтожнее этого.
Добродетель состоит в том, чтобы по отношению к вещам
этой жизни быть как бы мертвым, также и по отношению к
вредному для спасения души быть бездейственным, как бы
мертвым, но жить и действовать только для духовного, как
и Павел сказал: "живу же не ктому аз, но живет во мне
Христос" (Гал.2:20). Поэтому и мы, возлюбленные, станем
делать все так, как прилично облекшимся во Христа, и не
будем оскорблять Духа Святого. Когда возмутит нас
страсть, или нечистая похоть, или гнев, или ярость, или
зависть, тогда подумаем, кто живет в нас, и прогоним
далеко всякий такой помысл. Устыдимся преизобильной те
благодати, данной нам от Бога, и обуздаем все плотские
страсти, чтобы, после надлежащих подвигов в краткой и
скоротечной этой жизни, удостоиться нам великих венцов в
тот грядущий день, страшный для грешников и вожделенный
для облекшихся добродетелию, и получить неизреченные те
блага, по благодати и человеколюбию Господа нашего
Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава,
держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
44. Злат.: καὶ ἀρχέτωσαν согласно с Лукиан.
и другими списками, равно и еврейско-масоретским
текстом. Вопреки этому в Елизав. Библии: и да обладаетъ.
45. После: καὶ τῶν κτηνῶν у Злат. читается:
καὶ τῶν θηρίων "и зверями", каковое слово, находящееся и
в Елизавет. Библии перед "и скотами", отсутствует в
Лукиан. и других списках.
46. (κατὰ τὴν τῆς μορφῆς εἰκόνα εἰρῆσθαι)
47. Чему т.е. подобно было бы божество
48. Слова: "Сотворим человека" и пр.
49. τῆς ψιχῆς ὑπερεῖδεν т.е. желания и
страсти грешной души своей. Ин.12и др.
50. (μετὰ δαψιλείας)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|