Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 8
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Так как вы вчера с великим усердием
выслушали слова наши, то вот и сегодня мы предложим
любви вашей вновь прочитанное, наперед прося вас
прилежно внимать тому, что будет говориться, да и
прежнее слагать в уме своем, чтобы нам не тщетно и не
напрасно предпринимать такой труд. Мы заботимся о том,
чтобы вы в точности узнали силу Писания и таким образом
не только сами понимали это, но и других учили, чтобы
могли вы, по блаженному Павлу, "созидать один другого"
(1Сол.5:11). Если вы будете преспевать о Господе и
показывать успехи в изучении духовного, то и нам
доставите великое веселие, так как в этом все наше
счастье и величайшее торжество. "Кто бо нам, – говорит
Павел, – упование, радость, венец похваления? Не и вы
ли" (1Сол.2:19) и ваше преспеяние о Боге? И каждый
учитель, когда видит, что учащийся твердо держит в
памяти прежние уроки и на деле показывает плод (от них),
с большим усердием преподает ему и дальнейшие сведения.
Так и мы, чем более видим, как возбуждается ваш ум, как
возрастает расположение и окрыляется мысль, тем более
становимся усердными к более полному изложению вам
учения. И чем более проливаем на вас этих духовных
струй, тем более и у нас умножаются их токи к вашему
назиданию, к пользе ваших душ: здесь, ведь, не может
случиться того, что обыкновенно бывает с деньгами. Там,
кто дает ближнему серебро, тот уменьшает свое имение, и
чем более он дает, тем более уменьшается его имение. Но
здесь напротив: тогда-то более и умножается у нас
имение, тогда-то более и возрастает это духовное
богатство, когда мы обильно проливаем учение для тех,
кто желает черпать его. Итак, если это нам служит к
умножению богатства и достояния, и вы ненасытно желаете
этой духовной пищи, то посмотрим, чему в сегодняшнем
чтении учит нас блаженный Моисей, или – лучше – устами
его говорит ко всем нам благодать Святого Духа. "И рече,
– говорит, – Бог: сотворим человека по образу нашему и
по подобию". Не опустим этих слов, возлюбленные, без
внимания, но рассмотрим каждое речение и, низойдя во
глубину, исследуем сокрытую в этих кратких словах силу.
Хотя слов и не много, но велико сокрытое (в них)
сокровище, а внимательным и рассудительным не следует
останавливаться на поверхности. Ведь, и желающие
выкопать чувственное сокровище не на поверхности только
копают и разыскивают, но, спустившись на большую
глубину, исследуют самые недра земли и таким образом с
помощию своего искусства, отделяют от земли золото, и
часто с большим трудом и усердием едва успевают найти
малые крупицы. А здесь нет ничего такого; напротив, и
труд меньше, и богатство неизреченное: таково все
духовное.
2. Не будем же хуже тех, которые
домогаются чувственного; но поищем и мы духовного
сокровища, заключенного в этих словах. И во первых,
посмотрим, что нового и особенного сказано здесь, и для
чего блаженный этот пророк, или – лучше –
человеколюбивый Бог, говоривший чрез пророка, употребил
такой новый образ речи. Он говорит: "сотворим человека
по образу нашему и по подобию". Недавно мы слышали, как
Он, по сотворении неба и земли, говорил: "да будет
свет", и: "да будет твердь посреде воды"; и еще: "да
соберется вода в собрание едино, и да явится суша", и:
"да будут светила", и: "да изведут воды гады душ живых".
Видел ты, что вся тварь в течение пяти дней созидаема
была одним словом и повелением? Смотри теперь, какая
перемена в словах. Уже не говорит: "да будет человек";
но что? "Сотворим человека по образу нашему и по
подобию". Что это за новость? Что за особенность? Кто
это созидается, что для создания его Создателю
понадобился такой совет и рассуждение? Не изумляйся,
возлюбленный. Человек есть превосходнейшее из всех
видимых животных; для него-то и создано все это: небо,
земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все
бессловесные животные. Почему же, скажешь, он создан
после, если превосходнее всех этих тварей? По
справедливой причине. Когда царь намеревается вступить в
город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед,
чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так
точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и
владыку над всем земным, сперва устроил все это
украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом
на самом деле показал, какой чести Он удостаивает это
животное. Но спросим иудея и посмотрим, что он скажет
относительно того, к кому сказано: "сотворим человека по
образу нашему?" Это писание Моисея, которому они,
говорят, веруют, а (на самом деле) не веруют, как и
Христос сказал: "аще бо бысте веровали Моисеови,
веровали бысте убо и Мни", (Ин.5:46). Так, письмена – у
них, а смысл – у нас. К кому же сказано: сотворим
человека, и кому Господь предлагает такой совет? Это не
потому, чтобы Он нуждался в совете и рассуждении; нет,
этим образом речи Он хочет показать нам чрезвычайную
честь, какую являет созидаемому человеку. Что же говорят
эти (иудеи), которые доселе имеют покрывало на сердцах
своих и не хотят понять смысла этих слов? Они говорят,
что (Бог) сказал это ангелу или архангелу. О, безумие!
О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб ангел
вступал в совещание с Господом, создание с Создателем?
Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в
совещание (с Богом), а в том, чтобы предстоять и
служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как
велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит,
что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов,
покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис.6:2). Это
потому, что они не могли сносить исходящего оттуда
сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так
прилично тварям предстоять Господу.
3. Но иудеи, не понимая значения слов,
говорят без разбора, что ни придется. Поэтому, отвергнув
их пустословие, надобно показать чадам Церкви истинный
смысл этого изречения. Итак, кто это такой, кому говорит
Бог: "сотворим человека?" Кто же другой, если не "велика
совета Ангел, чудный советник,... крепкий,... князь
мира, Отец будущаго века" (Ис.9:6) Единородный Сын
Божий, равный Отцу по существу, "имже вся Быша?" Ему
говорит (Отец): "сотворим человека по образу нашему и по
подобию". Здесь наносит Он смертельный удар и мыслящим
по-ариански. Сказал не повелительно: "сотвори", как
низшему или меньшему по существу, но как к
равночестному: сотворим. И последующие слова показывают
нам также единосущие: "сотворим, – говорит, – человека
по образу нашему и по подобию". Но здесь опять восстают
другие еретики, искажающие Догматы Церкви, и говорят:
вот Он говорит: "по образцу нашему"– и вследствие этого
хотят называть Бога человекообразным. Но было бы крайне
безумно – Того, Кто не имеет, образа, ни вида, и Кто
неизменяем, низводить в человеческий образ, и
бестелесному придавать черты и члены (телесные). Что
может сравниться с этим безумием, когда (еретики) не
только не хотят пользоваться учением богодухновенного
Писания, но и обращают его в величайший себе вред? Они
похожи на больных, и на тех, у кого слабо телесное
зрение. Как эти последние по слабости своего зрения, не
переносят и солнечного света, и как больные удаляются и
самой здоровой пищи, так и эти люди, больные душою и
потерявшие очи ума, не могут пользоваться светом истины.
Поэтому мы исполним свой долг и подадим им руку, беседуя
с ними с великою кротостию. И блаженный Павел так
увещевал, говоря: "с кротостию наказующу противные: еда
како даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от
диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его
волю" (2Тим.2:25–26). Видишь, как он показал этими
словами, что они как будто погрузились в какое-то
опьянение; словом: "возникнут" дал заметить, что они
были погружены в какой-то глубине. И опять, "уловлени",
говорит, от диавола, то есть, как бы опутаны сетями.
Поэтому от нас требуется большая кротость и
долготерпение, чтобы можно было их исхитить и извлечь из
сетей диавольских. Итак, скажем им: образумьтесь
немного, взгляните на свет правды, размыслите об
истинном значении слов. Сказав: сотворим человека по
образу нашему и по подобию, (Бог) не остановился на
этом, но последующими словами объяснил нам, в каком
смысле употребил слово образ. Что говорит? – "И да
обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми
гады, пресмыкающимися по земли". Итак, образ Он
поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом
деле, Бог сотворил человека властителем всего
существующего на земле, и нет на земле ничего выше его,
но все находится под его властно.
4. Если же и после такого раскрытия
слов, любящие спорить будут говорить, что разумеется
образ наружного вида [46], мы скажем им: так (Бог)
значит, похож не только на мужа, но и на жену, потому
что тот и другая имеют один и тот же образ? Но это было
бы нелепо. Послушай, что говорит Павел: "муж убо не
должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый:
жена же слава мужу есть" (1Кор.11:7). Тот обладает, а
эта поставлена в подчинение, как и Бог изначала сказал
ей: "к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати
будет" (Быт.3:16). Так как (человек) получил образ
(Божий) в праве на господство, а не во (внешнем) виде, а
господствует Над всем муж, жена же поставлена в
подчинение, то поэтому Павел говорит о муже, что он есть
"образ и слава Божия, жена же слава мужу есть". А если
бы он, говорил о (внешнем) виде, то не сделал бы такого
различия (между мужем и женою), потому что одинаков вид
и у мужа и у жены. Видишь полноту истины, как она не
оставляет, никакого предлога к оправданию любящим пустые
споры? Но, однако ж, и при всем этом мы не перестанем
оказывать им великое долготерпение, "еда како даст им
Бог покаяние в разум истины" (2Тим.2:25). Не перестанем
же употреблять все меры кротости; может быть, успеем
извлечь их из диавольского обольщения. И, если угодно,
опять представим им блаженного Павла, который так
говорил жителям афинским: "не должны есмы непщевати...
злату или сребру, или камени художне начертану и
смышлению человечу... божество быти подобно"
(Деян.17:29). Видишь, с какою тщательностию мудрый
учитель искоренил их заблуждение? Он сказал, что не
только божество не имеет телесного образа, но что и
вымысел человеческий не в состоянии изобресть ничего
такого [47]. Постоянно говоря это им, не переставайте
делать, что только от вас зависит: может быть, они
послушают вас; можете, быть, захотят открыть глаза для
истины. Но так говоря им с великою кротостию и
осмотрительностию, сами вы, молю, твердо держите догматы
Церкви, не нарушая последовательности сказанного. С
иудеями говорите соответственно, объясняя, что эти слова
[48] сказаны не кому-либо из служебных духов, но самому
Единородному Сыну Божию; умствующим по-ариански отсюда
же доказывайте равночестие Сына с Отцом; а
представляющим Божество человекообразно приводите слова
блаженного Павла, истребляя пагубные недуги, возникающие
подобно плевелам, догматами Церкви, а в себе старайтесь
укоренять благочестивое учение. Желаю и молю, чтобы все
вы исполняли обязанности учителей, чтобы не только сами
слушали слова наши, но и передавали их другим, и
заблуждающихся обращали на путь истины, как и Павел
говорит "кийждо ближнего созидайте" (1Сол.5:11); и: "со
страхом и трепетом свое спасение содевайте" (Флп.2:12).
Таким образом и Церковь наша возрастет в числе, и вы
получите свыше великую милость за свою великую
заботливость о ваших сочленах.
5. Богу угодно, чтобы христианин не о
себе только заботился, но и назидал других, не только
учением, но и жизнию и обхождением. Ничто так не
приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому
что люди смотрят, не столько на слова, сколько на дела
наши. И чтобы тебе увериться, что это так (ведь сколько
бы мы ни любомудрствовали на словах и разглагольствовали
о терпении, но если, когда наступит время, не покажем
терпения на деле, не столько принесет пользы слово,
сколько повредит дело; напротив, если и прежде и после
слов представим доказательство на деле, то явимся
достойными веры, внушая другим то, что сами исполняем на
деле, – как и Христос таковых ублажил, говоря: "блажен,
иже сотворит и научит" (Мф.5:19) ), – смотри, как Он
поставил наперед дело, а потом – учение. Если
предшествует дело, то хотя за ним и не следует учение,
самые дела гораздо яснее слов поучают тех, кто смотрит
на нас. Итак, будем всегда стараться учить прежде
делами, а потом уже словами, чтобы и нам не услышать от
Павла: "научая другого, себе ли не учиши" (Рим.2:21)? И
когда желаем внушить кому, чтобы он сделал что-либо
необходимое, прежде постараемся сами сделать это, чтобы
нам смелее было преподавать учение: и все наше попечение
да будет о спасении души и о том, как бы нам, обуздав
телесные похоти, совершить истинный пост то есть,
воздержание от зла, потому что в этом и состоит пост. И
воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить
силу плоти и этого коня сделать нам покорным.
Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев,
приучаться к кротости и снисходительности, иметь
сокрушенное сердце, изгонять нечистая пожелания,
представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного
суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне
показывать великую щедрость, изгонять из души всякую
злобу на ближнего. Вот это истинный пост, как и Исаия
говорит от лица Божия: "не сицевого поста аз избрах, –
глаголет Господь, – ниже Аще слячеши яко серп выю твою,
и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост
приятен" (Ис.58:5). Какой же, скажи? "Разрушай, –
говорит, – обдолжения насилных писаний,... раздробляй
алчущему хлеб твой; нищего бескровного введи в дом
твой". И когда это сделаешь, говорит, "тогда разверзется
рано свет твой, и исцеления твоя скоро воссияют"
(Ис.58:6–8).
6. Видишь, возлюбленный, в чем состоит
истинный пост. Такой-то пост будем совершать, не полагая
его, подобно многим, в том только, чтобы пробыть без
пищи до вечера. Не это главное, но то, чтобы с
воздержанием от брашен соединили беседы на книгу Бытия
мы и воздержание от вредного (для души) и показали
великое попечение о совершении духовных дел. Постящемуся
надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным,
презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу
свою [49], так должен презреть и суетную славу, и
взирать только на Того, Кто испытует сердца и утробы, с
великим усердием творить молитвы и исповедания пред
Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею.
Эта, эта именно добродетель особенно может изгладить
наши грехи и исхитить нас из геенского огня, если мы
будем исполнять ее щедро [50], а не на показ людям. И
что говорю: не на показ? Если рассудить хорошо, то нам
надлежало бы творить милостыню уже потому одному, что
она – прекрасное дело, и из сострадания к нашим братиям,
а не ради обещанных Владыкою наград. Но так как мы не в
состоянии мыслить возвышенно, то будем творить милостыню
хотя из-за награды, отнюдь, впрочем, не ища славы от
людей, чтобы нам, сверх растраты денег, не лишиться и
награды. И это будем соблюдать не только относительно
милостыни, но и во всяком духовном деле; ничего не
станем делать из-за людской славы, потому что нет нам
никакой пользы ни от поста, ни от молитвы, ни от
милостыни, ни от других дел, если делаем это не ради
Того Единого, Который знает и тайное, и скрытое во
глубине души нашей. Если от Него ожидаешь, ты человек,
воздаяния, то для чего ищешь похвалы от ближнего? И что
говорю – похвалы? Часто он не (только не) хвалит, но еще
порицает тебя. Многие так злонравны, что и добрые дела
наши толкуют превратно. Итак, для чего, скажи мне,
высоко ценишь превратный суд этих людей? От неусыпающего
же того ока никакое действие наше не сокрыто; и помышляя
Об этом, мы должны устроять свою жизнь с такою
тщательностию, как те, кому скоро предстоит дать отчета
и в словах, и в делах, и в самых помышлениях своих.
Итак, не станем пренебрегать своим спасением. Ничего нет
равного добродетели, возлюбленный! Она и в будущем веке
исхитит нас из геенны и откроет путь в царство небесное,
и в настоящей жизни ставит выше всех, всуе и напрасно
злоумышляющих на нас, делает сильнее не только людей, но
и самих демонов и врага нашего спасения, то есть
диавола. Итак, что может сравниться с нею, когда она
исполнителей своих делает выше не только злокозненных
людей, но и демонов? А добродетель состоит в том, чтобы
презирать все людское, ежечасно помышлять о будущем, не
прилепляться ни к чему настоящему, но знать, что все
человеческое есть тень и сон, и даже ничтожнее этого.
Добродетель состоит в том, чтобы по отношению к вещам
этой жизни быть как бы мертвым, также и по отношению к
вредному для спасения души быть бездейственным, как бы
мертвым, но жить и действовать только для духовного, как
и Павел сказал: "живу же не ктому аз, но живет во мне
Христос" (Гал.2:20). Поэтому и мы, возлюбленные, станем
делать все так, как прилично облекшимся во Христа, и не
будем оскорблять Духа Святого. Когда возмутит нас
страсть, или нечистая похоть, или гнев, или ярость, или
зависть, тогда подумаем, кто живет в нас, и прогоним
далеко всякий такой помысл. Устыдимся преизобильной те
благодати, данной нам от Бога, и обуздаем все плотские
страсти, чтобы, после надлежащих подвигов в краткой и
скоротечной этой жизни, удостоиться нам великих венцов в
тот грядущий день, страшный для грешников и вожделенный
для облекшихся добродетелию, и получить неизреченные те
блага, по благодати и человеколюбию Господа нашего
Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава,
держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
44. Злат.: καὶ ἀρχέτωσαν согласно с Лукиан.
и другими списками, равно и еврейско-масоретским
текстом. Вопреки этому в Елизав. Библии: и да обладаетъ.
45. После: καὶ τῶν κτηνῶν у Злат. читается:
καὶ τῶν θηρίων "и зверями", каковое слово, находящееся и
в Елизавет. Библии перед "и скотами", отсутствует в
Лукиан. и других списках.
46. (κατὰ τὴν τῆς μορφῆς εἰκόνα εἰρῆσθαι)
47. Чему т.е. подобно было бы божество
48. Слова: "Сотворим человека" и пр.
49. τῆς ψιχῆς ὑπερεῖδεν т.е. желания и
страсти грешной души своей. Ин.12и др.
50. (μετὰ δαψιλείας)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|