Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 5
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Вот и сегодня предложим вашей любви
трапезу из слов блаженного Моисея и рассмотрим
тщательно, что создал Господь в третий день. Если
выкапывающие золотоносную землю, как увидят где жилы с
частицами золота, не прекращают это занятие до тех пор,
пока поднимая (землю) и спускаясь в самую глубь, не
достанут оттуда большего количества золота, то тем более
нам, ищущим не золота, но надеющимся найти несказанное
сокровище, нужно каждодневно разыскивать его, чтобы,
получив таким образом великое духовное богатство, с ним
возвратиться домой. Там чувственное богатство часто
подвергает своих владельцев опасностям, а еще прежде
опасностей, доставив им малое удовольствие, вдруг
улетает от них, потому что или нападают обманщики, воры
и разбойники, или слуги-сторожи, похищают его и убегают.
Но здесь ничего такого не может случиться: это духовное
сокровище не может быть похищено, и когда будет положено
в кладовых нашего ума, то недоступно для всяких козней,
если только мы по своей беспечности, не допустим к себе
того, кому сильно хочется похитить его у нас. Враг наш,
злой диавол, когда видит собранное духовное богатство,
приходит в ярость, скрежещет зубами и неусыпно
старается, как бы найти удобное время и похитить
что-либо из сокрытого внутри нас. А никакое время так
неудобно для него, как то, когда мы беспечны; поэтому мы
должны непрестанно бодрствовать и заграждать ему доступ
к нам. Если он увидит, что мы бдительны и соблюдаем
великую осторожность, и после одного или двух нападений
заметит, что напрасно он усиливается, то наконец
отступает со стыдом, зная, что не будет ему никакого
успеха, потому что мы весьма осторожны. Итак, зная, что
мы всю настоящую жизнь должны проводить в войне, будем
вооружать себя так, как будто враг стоит пред нами и
непрестанно наблюдает, не задремали ли мы немного и не
открыли ли ему возможности нападения.
Не видишь ли, что имеющие много денег,
когда ожидают нападения неприятелей, прилагают великую
заботу о их сохранении? Иные скрывают их за дверями и
запорами и всячески обезопашивают; другие закапывают
даже в землю так, чтобы никто не мог найти их. Таким же
образом следует и нам, собрав богатство добродетели,
беречь его с великою тщательностию и не выкладывать на
глаза всем, но скрывать его в самом надежном хранилище
ума, и заграждать все входы пытающемуся похитить его,
чтобы, сохранив это богатство в целости, могли мы, при
перемене здешней жизни, иметь некоторые запасы на этот
путь. Проживающие на чужой стороне, когда хотят
возвратиться в свое отечество, задолго стараются
исподволь собрать столько запасов, сколько достало бы им
на всю дорогу, чтобы не подвергнуться голоду. Точно так
и нам, живущим здесь, как в чужой стороне (все мы,
действительно, странники и пришельцы), надобно здесь уже
заботиться и заготовлять себе духовные запасы, состоящие
в добродетели, чтобы, когда Господь повелит нам
возвратиться в свое отечество, мы были готовы, и часть
этих запасов взяли с собою, а другую отправили наперед.
Свойство этих запасов таково: что мы приготовим себе
совершением добрых дел, то предупредит нас там, отворит
двери дерзновения пред Господом и откроет вход, так, что
мы войдем совершенно безбоязненно и найдем великое
благоволение у Судии.
2. И чтобы знал ты, возлюбленный, что
это точно так, подумай только, что подающий щедрую
милостыню и здесь живет с доброю совестию, и, когда
переселится отсюда, находит великую милость у Судии и
услышит вместе с прочими эти блаженные слова: "приидите
благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам
царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте ми
ясти" (Мф.25:34–35). Такую же награду получит каждый и
за другие добродетели; так будет за исповедание грехов и
за усердные молитвы. Если мы в настоящей жизни Успеем
омыть грехи исповедию и получить прощение от Господа, то
отойдем туда чистыми от грехов и найдем себе великое
дерзновение. Но невозможно найти на том свете какое-либо
утешение тому, кто в настоящей жизни не смыл грехов,
потому что "во аде, – сказано, – кто исповестся тебе"
(Пс.6:6)? И справедливо: здешняя жизнь есть время
подвигов, трудов и борьбы, а та – время венцов, наград и
воздаяний. Будем же подвизаться, пока еще находимся на
ристалище [27], чтобы в то время, когда должно получить
венец и награду за труды, быть вам в числе не
осуждаемых, а тех, которые с дерзновением получат венец
на голову. Это сказал я вашей любви не даром и не
напрасно, но потому, что желаю каждый день напоминать
вам о добрых делах, чтобы, делаясь лучшими и
совершенными и сияя добродетельною жизнию, вы стали
безукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными,
и светили, как светильники, в мире, уча словом жизни в
похвалу нам в день Христов, – чтобы одним видом своим
приносили вы пользу тем, кто бывает с вами, и чтобы
вступающие в беседу с вами получали общение в присущем
вам духовном благоухании и добродетельной жизни. Как
сообщество злых вредит имеющим сношение с ними, по слову
блаженного Павла: "тлят обычаи благи беседы злы"
(1Кор.15:33), так и сообщество добрых весьма полезно
сближающимся с ними. Поэтому человеколюбивый Господь наш
и попустил жить добрым вместе с злыми, чтобы эти
получили пользу от сообщества тех, и не оставались
навсегда в грехе, но, имея постоянство пред глазами
пример их, извлекали из него себе назидание. Сила
добродетели такова, что и не делающие ее весьма уважают
ее и относятся к ней с великою похвалою. Равномерно и
порок постоянно осуждается даже теми, кто предан ему:
так он для всех ясен и очевиден, и едва ли кто станет
когда хвалиться им, но – удивительная вещь! – что
замышляют на деле выполнить, то часто порочат словами и
стараются скрыть от народа. И этим Бог показал Свою
любовь к роду человеческому, что в каждом из нас
поставил нелицеприятное судилище – совесть, которая
делает, строгое различие между добром и злом; а это-то
особенно и лишит нас всякого оправдания, что мы впадаем
в грехи не по неведению, но по беспечности душевной и по
нерадению о добродетели.
3. Имея это в уме своем ежечасно, будем
усердно заботиться о своем спасении, чтобы, между тем
как время проходит, мы незаметно не причинили себе
величайшего вреда. Но для вступления довольно.
Послушаем, если угодно, что это такое, чему и сегодня
хочет научить нас благодать Духа устами Моисея. "И рече,
– сказано, – Бог: да соберется вода, яже под небесем, в
собрание едино и да явится суша: и бысть тако"
(Быт.1:9). Смотри, возлюбленный, какой здесь прекрасный
порядок и последовательность. В начале (Моисей) сказал,
что "земля бе невидима и неустроена" от того, что
покрыта была тьмою и водами; потом (доказал, что Бог) во
второй день, повелев быть тверди, сделал разделение
между водами, и твердь назвал небом; а теперь снова
преподает нам учение, что в третий день (Бог) повелел,
чтобы находившаяся под небом или твердию) вода,
соединявшись в "собрание едино", открыла (свободное)
место, и явилась суша: "и бысть тако". Так как доселе
все наполнено было водою, то Бог повелевает этому
множеству воды собраться в одно место, чтобы таким
образом открылась суша. Замечай, как Он мало-помалу
выказывает нам благоустройство и красоту земли. "И
бысть, – сказано, – тако". Как же? Так, как повелел
Господь. Он сказал только – и последовало исполнение.
Это-то и свойственно Богу – распоряжаться тварями по
своей воле. "И собрася, – сказано, – вода, яже под
небесем, в собрания своя, и явися суша" (Быт.1:9–10).
Как по отношению к свету Бог, когда повсюду была тьма,
повелел явиться свету, и сделал разделение между светом
и тьмою, и назначил первый для дня, а последнюю для
ночи; и как опять по отношению к водам, когда произвел
Он твердь, то одним (водам) повелел занимать место выше,
а другим быть ниже тверди, – так и теперь этим самым
водам, которые под твердию, повелевает собраться в одно
место, чтобы открылась суша, и чтобы потом и ей дать
свое имя, как это было со светом и тьмою. "Собрася, –
сказано, – вода в собрания своя, и явися суша. И нарече
Бог сушу землю" (Быт.1:9–10). Видишь ли, возлюбленный,
как невидимую и неустроенную землю, скрывавшуюся под
водами, как бы под каким-либо покровом, Бог разоблачил,
так сказать, и теперь показал нам лице ее, назвав ее
собственным именем? "И собрания [28] вод, – сказано, –
нарече моря́" (Быт.1:10). Вот, и воды получили свое имя.
Как отличный художник, когда намеревается устроить, по
правилам своего искусства, какой-либо сосуд, не прежде
дает ему название, как окончить его совсем, – так и
человеколюбивый Владыка дотоле не дает названий стихиям,
пока Своим повелением не поставит каждую из них на свое
место. Затем, когда земля получила свое имя и пришла в
надлежащий вид, удостоились своего названия и воды,
собравшиеся вместе. "Нарече, – говорит, – собрания вод
моря", и прибавил опять: "и виде Бог, яко добро". Так
как немощная природа человеческая была не в состоянии
достойно восхвалить создания Божии, то божественное
Писание наперед показывает нам, как они похвалены самим
Создателем.
4. Когда знаешь, что твари оказались
прекрасными перед самим Творцом, то тем более будешь
удивляться им, однако не будешь в состоянии прибавить
что-либо к их похвале и прославлению. Такого ты имеешь
Владыку, совершающего такие дела, что они не могут
принять от нас похвалы. И подлинно, как может
человеческая природа достойно восхвалить или прославить
дела Божии? Усматривай и из последующего неизреченную
мудрость великого Художника-Бога. Как открыл Он нам лицо
земли, то уже дает ей Своим повелением надлежащее
благолепие, украшая лице ее разнообразными семенами. "И
рече, – сказано, – Бог: да произрастит земля былие
травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо
плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем" по
подобию [29], "по роду на земли: и бысть тако"
(Быт.1:11). Что значит: "и бысть тако?" Повелел, то
есть, Господь, и земля тотчас почувствовала болезни
рождения и приготовилась к произращению семян. "И
изнесе, – сказано, – земля былие травное, сеющее семя по
роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод,
ему же семя его в нем по роду на земли" (Быт.1:12).
Подумай здесь, возлюбленный, как земля все произвела
только по слову Господа. Еще не было ни
человека-делателя, ни плуга, ни рабочих волов, ни
другого попечения о ней, но лишь услышала (земля)
повеление – и тотчас исполнила свою обязанность. Из
этого познаем, что и теперь приносит нам плоды не
рачительность земледельцев, не труд и вообще не
изнурительная работа по возделыванию земли, но прежде
всего этого слово Божие, сказанное ей в начале. С другой
стороны, исправляя и впоследствии неразумие людей,
божественное Писание обстоятельно излагает нам все по
порядку, как что было, дабы устранить пустые толки тех,
кои по своим соображениям утверждают, будто для спелости
плодов требуется только действие солнца. Есть и такие,
которые осмеливаются приписывать это даже некоторым
звездам. Поэтому Св. Дух научает нас, что до сотворения
этих стихий земля, повинуясь слову и повелению Его,
произращает всякие семена, не нуждаясь ни в каком другом
содействии. Для нее вместо всего довольно было одного
этого слова Божия: "да произрастит земля былие травное".
Итак, будем следовать руководству божественного Писания,
и никогда не станем слушать тех, которые без разбора
говорят все, что только им вздумается. Пусть возделывают
люди землю, пусть пользуются содействием животных и
прилагают большую заботливость, пусть в воздухе будет
благорастворение и соединятся все прочие обстоятельства;
если не будет соизволения Владыки, все тщетно и
напрасно, и от множества трудов и усилий не последует
никакого успеха, если рука Вышнего не поможет и не даст
зрелости посеянному. Кто не изумится и не удивится при
мысли о том, как слово Господне: "да произрастит земля
былие травное", сошедши в самые ущелья земли, украсило
лице ее, как бы чудною какою мантиею, разнообразными
цветами? И вот, прежде безобразная и неустроенная, она
вдруг получила такую красоту, что почти может
состязаться с небом. Как это, спустя немного, имеет
украситься разнообразными звездами, так и она
красовалась теперь таким разнообразием цветов, что и
самого Творца побудила к похвале: "виде, – сказано, –
Бог, яко добро" (Быт.1:12).
Видишь, как (Моисей), при создании
каждой твари, представляет Создателя похваляющим ее,
чтобы впоследствии люди, зная это, от тварей восходили к
Творцу. Если твари таковы, что превышают природу
человеческую и никто не может достойно восхвалить их, то
что сказать о самом Творце? "И виде, – сказано, – Бог,
яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий"
(Быт.1:12–13). Видишь, как (Моисей) частым повторением
учения хочет вкоренить в нашем уме значение того, о чем
говорится? Надлежало бы сказать: и был день третий. Но
вот он о каждом дне говорит так же, как и здесь: "и
бысть вечер: и бысть утро, день третий" это не без
причины и не без цели, но чтобы мы не нарушали порядка и
не думали, будто с наступлением вечера оканчивается уже
день, но знали бы, что вечер есть конец света и начало
ночи, а утро конец ночи и полнота дня. Это именно хочет
внушить нам блаженный Моисей словами: "и бысть вечер, и
бысть утро, день третий". И не удивляйся, возлюбленный,
что божественное Писание многократно повторяет это. Если
и после такого повторения, объятые еще заблуждением и
ожестевшие сердцем иудеи пытаются спорить и считают
вечер началом наступающего дня, обольщая и обманывая
сами себя, продолжают сидеть в тени, когда истина
сделалась столь ясною для всех, и пользуются свечою,
когда солнце правды повсюду разливает лучи свои, то кто
мог бы вывести упорство неблагодарных, если бы (Моисей)
предложил это учение не с такою точности") [30]?
Но они пусть ожидают воздаяния за свое
безумие, а мы, удостоившиеся принять лучи солнца правды,
будем следовать учению божественного Писания и,
руководствуясь правилом [31] его, сложим здравые догматы
в сокровищнице нашего сердца, а с их соблюдением
соединим великую заботливость о своем спасении и будем
избегать того, что вредно для душевного нашего здравия,
воздерживаясь от всего такого, как от смертоносных ядов.
Этот вред гораздо более значит, и во столько более, во
сколько душа лучше тела. Те яды причиняют телесную
смерть, а вредное для душевного здравия наносит нам
смерть вечную. Что же так вредно нам? Многое и
разнородное, но более всего пристрастие к человеческой
славе и неуменье пренебрегать ею. Эта страсть причиняет
нам много зла, и, если мы имеем сколько-нибудь духовного
богатства, она истощает его и лишает нас проистекающей
отсюда пользы. Что может быть гибельнее этой заразы,
когда она отнимает у нас и то, чем мы, кажется,
обладаем? Так, фарисей тот сделался хуже мытаря, потому
что не мог удержать своего языка, но чрез него, как чрез
какое-нибудь отверстие, просыпал все свое богатство.
Таково зло – тщеславие.
6. Скажи мне, почему и для чего ты ищешь
похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта похвала так
же, как тень или что-либо еще более ничтожное,
разливается по воздуху и исчезает? Притом, и люди так
непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же
человека сегодня хвалят, а завтра порицают. С
божественным судом этого никогда не может быть. Не будем
же безрассудны, не станем напрасно и всуе обманывать
сами себя. Если мы делаем что-либо доброе, но делаем это
не для того только, чтобы исполнить заповедь нашего
Господа и быть известными Ему одному, то мы напрасно
трудимся, лишая сами себя плода от этого доброго дела.
Делающий что-либо доброе для получения славы от людей,
получит ли ее, или нет, – а часто бывает, что при всех
усилиях не может получить ее, – так получит ли или нет,
пользуется уже здесь достаточною наградою, а там не
получит никакого воздаяния за это дело. Почему? Потому
что сам наперед лишил себя награды от Судии, оказав
предпочтение настоящему пред будущим, славе человеческой
пред приговором праведного Судии. Напротив, если мы
делаем что-либо духовное для того собственно, чтобы
только угодить тому неусыпающему оку, пред которым все
обнажено и открыто, тогда и сокровище у нас остается
неприкосновенно, и (будущая) награда несомненна, и
доброе ожидание этого само по себе уже доставляет вам
великое утешение, и кроме того, что эта награда
соблюдается вам в безопасном хранилище, может явиться
вместе с тем и слава человеческая. Ведь тогда мы и
пользуемся ею в большей мере, когда пренебрегаем ею,
когда не ищем ее, когда не гоняемся за ней. И что
дивишься, что так бывает у ведущих духовную жизнь, когда
очень многие и из миролюбцев более всего гнушаются и
презирают тех, кто домогается славы от людей; найдешь
даже, что над такими людьми все издеваются за их
тщеславие. Что же будет жальче нас, если мы, посвящая
себя духовной жизни, станем, подобно этом людям,
домогаться славы от людей и не довольствоваться похвалою
от Бога? Так и Павел говорит: "его похвала не от
человек, но от Бога" (Рим.2:29). Не видишь ли,
возлюбленный, как и на конских ристалищах погоняющие
коней не обращают внимания на то, что весь сидящий тут
народ рассыпает бездну похвал, и не чувствуют
удовольствия от этих похвал, но смотрят на одного только
царя, сидящего посреди, и, внимая его мановению,
презирают всю толпу, и тогда только величаются, когда он
возложит на них венки? Им-то подражая, и ты не дорожи
людскою славою, и не ради ее твори добродетель, но
ожидай приговора от праведного Судии, и, внимая Его
мановению, таи, устрояй всю свою жизнь, чтобы тебе и
здесь постоянно питать добрые надежды, и там
наслаждаться вечными благами, которые да получим все мы
по благодати и человеколюбию Господа вашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава,
честь, ныне и присно и во веки веков, Аминь.
Примечание
27. (ἐν τῷ σταδίῳ)
28. Συστήματα, как в Лукиан. и др. сп., а
не συστέματα, как в Александр.сп.
29. Так Златоуст: ἐν αὐτῷ καθ᾿ ὀμοιότητα,
κατὰ γένος, вопреки Лукиан. чтению, гдеἐν αὐτῷ κατὰ
γενος в нем, по роду (Елизав. Библ.), но сходно с Алекс.
и Бодлеан. сп.; в масор. тексте читается только "лемино
по роду своему".
30. Это обличение Златоуста падает и на тех
толкователей, которые при объяснении истории творения
начинают, подобно иудеям, счета, дней или суток с
вечера.
31. (τῳ῀ κανόνι)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|