Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 4
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Видя ваше, возлюбленные, усердное
ежедневное стечение сюда, я чувствую великое
удовольствие и не престаю прославлять человеколюбивого
Бога за ваше преспеяние. Как голод есть признак
телесного здоровья, так и усердие к слушанию слова Божия
можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья.
Поэтому и Господь наш Иисус Христос в нагорной проповеди
о блаженствах сказал: "блажени алчущии и жаждущии
правды, яко тии насытятся" (Мф.5:6). Кто же будет в
состоянии достойно восхвалить вас, которые уже получили
от Владыки вселенной наименование блаженных и ожидаете
от Него еще бесчисленных благ? Наш Владыка таков: когда
увидит, что душа стремится к предметам духовным с
сильным желанием и напряженным усердием, то подает
благодать и богатые Свои дары. Поэтому надеюсь, что и
нам, для вашей пользы, подаст, Он обильнейшее учительное
слово к назиданию любви вашей. Ведь для вас и вашего
преспеяния мы предпринимаем весь этот труд, чтобы и вам
скорее достигнуть самой вершины добродетели и быть
учителями богоугодной жизни для всех, взирающих на вас,
и нам получить большее дерзновение, видя, что мы
трудимся не тщетно и не напрасно, что это духовное семя
ежедневно возрастает, и с нами не случилось того, что
было с сеятелем, упоминаемым в Евангелии (Мф.13:4–7).
Там одна только часть сохранилась, а три погибли: иное
семя пало при дороге – и осталось бесплодным; иное было
подавлено тернием, а иное, упав на камни и оставшись на
поверхности, не могло принести никакого плода. Но здесь,
по благодати Божией, мы надеемся, что все семя брошено
на добрую землю, и одни принесут плод его во сто крат,
другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать. Это-то
умножает нашу ревность, это-то возбуждает наш ум, –
именно уверенность, что мы не тщетно и не напрасно
предлагаем поучение, что вы принимаете слова ваши
внимательным слухом и бодрым умом. Говорю это, не льстя
любви вашей, но заключая о вашем усердии из вчерашней
нашей беседы. Я видел, как все вы внимательно слушали и
всячески старались, чтобы не опустить ни одного слова.
Кроме того, и частая рукоплескания были весьма ясным
доказательством, что вы слушали поучение с
удовольствием. А кто слушает что-нибудь с удовольствием,
тот, очевидно, внедряет это в ум. и, слагая во глубине
души, делает неизгладимым. Кто же может достойно и вас
восхвалить, и нас ублажить за то, что говорим в слух
слушающих? – "Блажен, – говорит (Писание), – поведаяй во
ушы послу́шающих" (Сир.25:12). Это следствие поста; это
врачество послужило во спасение душам нашим. Если же
(пост) показал такую силу в самом начале своем, то какой
надобно ожидать от него пользы в последующие дни? Только
вы, прошу, "со страхом и трепетом свое спасение
содевайте" (Флп.2:12), и не давайте никакого к себе
доступа врагу вашего спасения. Он, видя теперь ваше
духовное богатство, беснуется и свирепствует, и "яко лев
рыкая ходит, иский кого поглотити" (1Пет.5:8). Но если
будем только бдительны, то, по милости Божией, он никого
не одолеет.
2. Таковы наши духовные оружия, которыми
облекла нас благодать Духа, как это объяснили мы вчера
любви вашей. Итак, если мы будем постоянно ограждать
этими оружиями все члены свои, то ни одна из стрел,
бросаемых врагом, не коснется нас, но все возвратятся к
нему без всякого действия: благодать Божия сделала бы
нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы
пожелали. Как тот, кто бьет по алмазу, не причиняет ему
никакого вреда, а только изнуряет собственные силы, и
кто наступает на рожны, только разит до крови
собственные ноги, так будет и с нами, и с врагом нашего
спасения, если будем постоянно ограждать себя оружиями,
данными нам благодатию Духа. Сила их такова, что даже
блеска их враг не может вывесить, напротив, глаза его
ослепляются исходящим от них сиянием. Постоянно ограждая
себя этими оружиями, будем и на площадь выходить, и
друзей посещать, и делами заниматься. И что я говорю: на
площадь выходить? Надевши их на себя, будем и в церковь
приходить, и домой возвращаться, и спать, и вставать от
сна, словом: никогда во всю жизнь свою не будем снимать
их с себя; пусть с нами они пойдут (и в будущую жизнь) и
там доставят нам величайшее дерзновение. Они не
обременяют тела, подобно чувственному оружию, напротив,
еще облегчают, возвышают и укрепляют, если только мы
каждый день очищаем их, чтобы, светло сияя, они блеском
своим ослепляли взоры лукавого демона, который
изобретает всякие козни против нашего спасения. Впрочем,
так как мы довольно уже вооружили вас, предложим вам
обычную трапезу, и изложим любви вашей, что следует за
сказанным вами вчера, взяв в руководители этого
полезного поучения опять чудного гостеприимного хозяина,
блаженного Моисея, великого пророка. Посмотрим же, чему
он хочет научить нас и сегодня, и будем внимательно
слушать слова: он говорит не от себя, но что внушила ему
благодать Духа, то и произносит своим языком, для
научения рода человеческого. Окончив речь о первом дне
и, после сотворения света, сказав: "бысть вечер, и бысть
утро, день един", он далее говорит: "и рече Бог: да
будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде
воды и воды". Обрати здесь, возлюбленный, внимание на
последовательность учения. Сказав нам наперед, по
сотворении неба и земли, что – "земля же бе невидима и
неустроена", присоединил и причину, почему она была
"невидима", именно потому, что была покрыта тьмою и
водами: все было – вода и тьма, и больше ничего. Затем,
по повелению Господа, явился свет и произошло разделение
между светом и тьмою, и один получил название дня, а
другая – ночи. Потом хочет научить нас, что Бог, как
тьму разделил, произведши свет, и дал тому и другой
соответственное название, так и множество вод разделяет
повелением Своим.
3. Смотри, как сила Его неизреченна и
превышает всякое человеческое понятие. Он только
повелевает – и одна стихия приходит, другая удаляется.
"И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет
разлучающи посреде воды и воды". Что значит: "да будет
твердь?" Это то же, как если бы кто сказал на языке
человеческом: да будет некая стена и ограда, которая бы,
находясь посреди, делала собою разделение. И дабы ты
понял великую покорность стихий и превосходную силу
Создателя, говорит: "и бысть тако". Только сказал – и
последовало исполнение. "И сотвори, – говорит, – Бог
твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и
между водою, яже бе над твердию". По сотворении,
говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под
твердию, а другим над поверхностью тверди. Но, спросит
кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или
сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество?
Никто из благоразумных прямо решать это не станет.
Надобно с великою благодарностию принимать слова
(Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не
испытывать того, что выше нас, а только знать и держать
у себя (в уме), что по повелению Господа произошла
твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит
под собою, а другую выше лежащую может носить на своей
поверхности. "И нарече, – говорит, – Бог твердь небо".
Смотри, как и здесь божественное Писание употребляет тот
же порядок. Как вчера (Бог) сказал: "да будет свет", и
когда он явился, то присовокупил: "да будет разлучающи
между светом и между тмою", и потом свет назвал днем, –
так и сегодня сказал: "да будет твердь посреде воды";
потом, как о свете, так и здесь объяснил нам назначение
тверди: "да будет, – говорит, – разлучающи посреде воды
и воды". А когда объяснил нам ее назначение, то уже, как
свету дал наименование, так дает имя и тверди. "И
нарече, – говорит, – твердь небо", – это видимое небо.
Как же, скажешь, некоторые утверждают, что создано много
небес? Они учат так не из божественного Писания, но по
собственным соображениям. Блаженный Моисей ничему больше
этого не учит нас. Сказав: "в начале сотвори Бог небо и
землю", потом показав причину, по которой земля была
невидима, т.е. что покрыта была тьмою и бездною вод,
(Моисей) после сотворения света, соблюдая известный
порядок и последовательность, говорит: "и рече Бог, да
будет твердь". Далее, объяснив с точностию назначение
этой тверди и сказав: "да будет разлучающи посреде воды
и воды", эту самую твердь, производящую разделение между
водами, он назвал небом. Кто же, после такого
объяснения, может согласиться с теми, которые говорят
решительно от своего ума, и осмеливаются, вопреки
божественному Писанию, утверждать, будто много небес? Но
вот, скажут, блаженный Давид, воссылая хвалу Богу,
сказал: "хвалите Его небеса небес" (Пс.148:4). Не
смущайся, возлюбленный, и не подумай, будто святое
Писание в чем-нибудь противоречит себе; но познай истину
сказанного и, тщательно сохраняя учение его, загради
слух от говорящих противное ему.
4. А что я хочу сказать, то выслушайте с
полным вниманием, чтобы вас не приводили тотчас в
колебание те, которые любят говорить, что только им
вздумается. Все божественные книги Ветхого Завета
вначале написаны были на еврейском языке; в этом,
конечно, все согласятся с нами. Не за много лет до
рождества Христова, царь Птоломей, весьма ревностно
старавшийся собирать книги, и собравший много других
разного рода книг, счел нужным приобресть и эти
(священные) книги. Итак, пригласив к себе некоторых из
иерусалимских иудеев, приказал им перевести (эти книги)
на греческий язык, что и было ими исполнено. Это было
делом домостроительства Божия, чтобы т. е. этими книгами
воспользовались не только знавшие еврейский язык, но и
все обитатели вселенной. Особенно чудно и удивительно
то, что такое усердие показал не кто-нибудь из
последователей иудейской религии, но человек, преданный
идолопоклонству и враждебный (истинному) богопочтению.
Таковы все дела нашего Владыки: Он всегда чрез
противников распространяет повеления истины. Об этом я
рассказал вашей любви не без цели, но чтобы вы знали,
что (книги Ветхого Завета) написаны не на нашем языке, а
на еврейском. Хорошо знакомые с этим языком говорят, что
слово "небо" у евреев употребляется во множественном
числе; согласно с этим показывают и знающие сирский
язык. Никто, говорят, на их языке не скажет: "небо", но
– "небеса". Вот почему и блаженный Давид сказал так:
"небеса небес", не потому, будто много небес, – этого не
преподал нам блаженный Моисей, – а потому, что в
еврейском языке часто имя одного предмета употребляется
во множественном числе. Иначе, если бы было много небес,
Дух Святый не преминул бы сообщить нам устами того же
блаженного пророка и о сотворении других небес. Прошу
вас твердо помнить это, чтобы быть вам в состоянии
заграждать уста желающим вводить учение, противное
Церкви, и чтобы верно знать смысл слов божественного
Писания. Для того вы часто и собираетесь сюда, и мы
постоянно преподаем вам учение, чтобы вы были "готовы ко
ответу всякому сопрошающему вы словесе" (1Пет.3:15). Но,
если угодно, обратимся к дальнейшему. "И нарече, –
говорит Писание, – Бог твердь небо. И виде Бог, яко
добро". Смотри, какое в этих словах снисхождение к
слабости человеческой. Как о свете он сказал: "и виде,
яко добро", так и теперь о небе, т. е. о тверди,
говорит: "и виде Бог, яко добро", показывая этим нам
неподражаемую красоту ее. Кто может не изумляться и не
удивляться тому, что она в течение столь долгого времени
сохранила цветущую красоту, и чем более проходит
времени, тем более увеличивается и красота ее? И что
может быть прекраснее того, что удостоилось похвалы от
самого Создателя? Если мы, смотря на совершенное
произведение человека, удивляемся его виду, постановке,
красоте, соразмерности, стройности и всему прочему, то
кто может достойно восхвалить Божие создание, особенно,
когда оно удостоилось похвалы от самого Господа? Это
[18] сказано из нисхождения к нам, и Бог, ты видишь, о
каждом из своих созданий произносит это (одобрение) и
чрез это предупреждает дерзость тех, которые потом
решатся изощрять язык свой против создания Божия и
говорить: для чего сотворено то и то? Заранее обуздывая
отваживающихся на такие речи, Моисей говорит: "и виде
Бог, яко добро". Когда услышишь, что Бог увидел и
похвалил, то понимай эти слова богоприлично и как
следует о Боге. Создатель, еще прежде сотворения, знал
красоту сотворенного; но так как мы, люди, обложенные
такою немощию, не в состоянии были узнать это иначе, то
Он и расположил блаженного пророка употребить эти грубые
выражения для научения рода человеческого.
5. Итак, когда, ты поднимешь глаза и
увидишь красоту, величие и благотворность неба, то
устремись отсюда к Создателю, как сказал премудрый: "от
величества бо красоты созданий сравнительно рододелатель
их познавается" (Прем.13:5), и из самого создания этих
стихий усматривай, какова сила твоего Господа.
Действительно, человек с благомыслящею душою, если
захочет исследовать каждый из видимых предметов – и что
говорю: каждый из видимых предметов? – если захочет
внимательно рассмотреть только собственный состав, то и
из этого малого увидит неизреченную и непостижимую силу
Божию. Если же видимые предметы достаточно показывают
величие могущества Создателя, то как обратишься еще к
силам невидимым и возведешь мысль к воинствам ангелов,
архангелов, высших сил, престолов, господств, начал,
властей, херувимов и серафимов, – какой ум, какое слово
будет в состоянии выразить неизреченное Его величие?
Если блаженный пророк Давид, рассмотрев устройство
видимого, восклицал: "яко возвеличишася дела Твоя,
Господи, вся премудростию сотворил еси" (Пс.103:24),
если (так восклицал) муж, в такой степени удостоенный
Духа, которому дано было познать "безвестная и тайная
премудрости Его" (Пс.50:8),то что скажем мы, земля и
пепел, – мы, которые должны постоянно опускать голову
вниз и изумляться неизреченному человеколюбию Господа
вселенной? Но что говорить о пророке? Блаженный Павел,
эта небошественная душа, облеченный телом и
уподоблявшийся бестелесным силам, ходивший по земле и
ревностию обтекавший небо, он, вникнув только в одну
часть домостроительства Божия (об иудеях и язычниках, из
которых первые отвергнуты, а вторые приняты), недоумевая
и смущаясь, громогласно воскликнул: "о, глубина
богатства и премудрости и разума Божия, яко неиспытани
судове Его и неисследовани путие Его" (Рим.11:33). Здесь
охотно я спрошу дерзающих исследовать рождение Сына
Божия и осмеливающихся унижать достоинство Святого Духа
[19]: откуда у вас, скажите мне, такая дерзкая отвага?
От какого упоения дошли вы до такого безумия? Если уже
Павел, такой и столь великий муж, говорит, что суды Его,
т. е. домоправление, решения по управлению [20]
неиспытуемы, – не назвал непостижимыми [21], но
неиспытуемыми [22], такими, которые не допускают
испытания [23], и пути его, т. е. повеления о
добродетели [24] и заповеди, неисследимыми опять в том
же смысле, то как вы осмеливаетесь исследовать самую
сущность Единородного и унижать, сколько от вас зависит,
достоинство Святого Духа? Видите, возлюбленные, какое
зло не следовать в точности тому, что содержится в
божественном Писании! Вот эти люди, если бы с
благоразумием принимали учение божественного Писания и
не привносили бы чего-либо из своих умствований, не
дошли бы до такого безумия. Мы, однако, не перестанем
оглашать их словами божественного Писания, ограждая свой
слух от их гибельного учения.
6. Не знаю, как это мы опять так далеко
увлеклись течением слова и уклонились от порядка:
поэтому нужно опять обратить слово к прежнему. "И
нарече, – говорит (Моисей), – Бог твердь небо, и виде,
Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день
вторый". Дав имя тверди и похвалив сотворенное, положил
конец второму дню, и продолжает: "и бысть вечер, и бысть
утро, день вторый". Видишь, с какою тщательностию он
учить нас, называя окончание света – вечером, а конец
ночи – утром, а все вместе именуя днем, чтобы мы не
думали ошибочно, будто вечер есть конец дня, но знали
ясно, что продолжительность [25] того и другого
составляет один день. Справедливо поэтому может быть
назван вечер окончанием света, а утро, т. е. конец ночи
– довершением [26] дня. Это и хочет показать
божественное Писание, когда говорит: "и бысть вечер, и
бысть утро, день вторый". Может быть, мы очень
распространились в слове, но это не намеренно, а, так
сказать, увлеченные самым течением речи, как бы
каким-либо сильнейшим потоком. Служите причиною этого и
вы, с удовольствием слушающие слова наши. Ничто не может
так возбуждать говорящего и внушать ему такое обилие
мыслей, как усердие слушателей. Невнимательные и
нерадивые слушатели отнимают охоту и у того, кто мог бы
говорить; напротив, вы, по благодати Божией, в
состоянии, если бы мы были безгласнее и самых камней,
разбудить нашу недеятельность, прогнать сон и заставить
нас сказать что-нибудь вам полезное и назидательное. Так
как вы столько научены Богом, что можете, по словам
блаженного Павла, "и иные научити" (Рим.15:14), то вот
мы попросим вас, если когда, но особенно во время поста,
усердно позаботиться о богоугодной добродетельной жизни,
и да не будет слово наше обременительным для вас, если
мы каждый день станем говорить вам об одном и том же.
Говорить одно и то же, скажу словами блаженного
Павла,"мне убо неленостно, вам же твердо" (Флп.3:1).
Наша душа, будучи беспечною, имеет нужду в постоянном
напоминании. И как тело ежедневно нуждается в телесной
пище, чтобы не впасть в совершенное расслабление и
бездеятельность, так и душа требует духовной пищи и
наилучшего управления, чтобы, утвердившись в навыке к
добру, ей быть наконец неуловимою кознями лукавого.
7. Итак, будем ежедневно исследовать
силу ее (души), и не перестанем испытывать самих себя;
будем требовать у себя отчета и в том, что в нас входит,
и в том, что выходит, – что мы сказали полезного, и
какое произнесли слово праздное, а также, что полезного
ввели в душу чрез слух, и что внесли в нее могущее
повредить ей. Языку назначим некоторые правила и
пределы, так чтобы наперед взвешивать выражения и потом
уже произносить слова, а мысль приучим не вымышлять
ничего вредного, а если что-нибудь подобное привзойдет и
извне, отвергать это, как излишнее и могущее повредить;
если же зародится внутри (худая мысль), тотчас прогонять
ее благочестивым размышлением. Не будем думать, будто
одного неядения до вечера достаточно нам для спасения.
Если человеколюбивый Господь неблагодарным иудеям
говорил чрез пророка: "се семьдесят лет, постом ли
постиетеся ми? И Аще ясте или пиете, не вы ли ясте и
пиете? Сице глаголет Господь Вседержитель: суд праведен
судите, и милость и щедроты творите кийждо к брату
своему, и вдовицы, и сира, и пришельца, и убога не
насильствуйте, и злобы кийждо брата своего да не помнит
в сердцах своих" (Зах.7:5–6, 9–10), – если им, сидевшим
в тени и окруженным тьмою заблуждения, не было никакой
пользы от одного поста, когда они не исполняли этого и
не исторгали из сердца злобы к ближнему, то какое
оправдание будем иметь мы, от которых требуется гораздо
больше; которым повелено не только это делать, но даже
любить врагов и благодетельствовать им? И что говорю:
благодетельствовать? – даже молиться за их, просить и
умолять Господа, чтобы Он имел попечение о них
(Лк.6:27–28). Такое расположение ко врагам более всего
поможет нам и будет величайшим выкупом грехов наших в
тот страшный день (суда). Правда, эта заповедь очень
трудна, но, если подумаешь о награде, уготованной
исполняющим ее, то она, хоть и весьма трудна, отнюдь не
покажется такою. Какая же это награда? Если это будете
делать, говорит (Писание), то будете подобны Отцу
вашему, "иже есть на небесех" (Мф.5:45). И чтобы сделать
эту мысль для нас яснее, присовокупляет: "яко солнце
свое сияет на злые и благия, и дождит на праведные и на
неправедные". Ты, говорит, подражаешь тогда Богу,
сколько это возможно человеку. Как Он велит восходить
солнцу не только над добрыми, но и над делающими злое, и
ежегодно посылает дожди не только праведным, но и
неправедным, – так и ты, если любишь не только любящих,
но и враждующих против тебя, подражаешь по силе своей
твоему Господу. Видишь, как (Писание) на самую горнюю
высоту возвело того, кто можете, исполнять эту
добродетель? Так не о трудности только дела помышляй,
возлюбленный, но прежде всего рассуждай с самим собою о
том, какой можешь ты удостоиться чести, и мысль об этой
чести сделает для тебя легким тяжкое и трудное. В самом
деле, не должен ли ты считать за милость, что своими
благодеяниями врагу можешь отворить себе двери
дерзновения пред Богом и достигнуть прощения своих
грехов? Но, может быть, тебе сильно хочется отмстить
врагу, и сделавшего тебе зло ввергнуть в такую же или
еще и большую беду? Что же доброго выйдет, из этого,
когда ты, не получив себе никакой пользы, должен будешь
еще дать в этом отчет на страшном суде, как нарушитель
предписанных Богом законов? Скажи мне: если бы земной
царь издал такой закон, чтобы мы делали добро врагам, а
в противном случае были наказываемы смертью, не все ли
бы, из страха телесной смерти, поспешили исполнить этот
закон? Какого же осуждения достойно то, чтобы из страха
смерти телесной, которую и без того неизбежно наводит на
нас долг природы, делать все, а ради той смерти, в
которой нельзя найти утешения, менее заботиться о
законе, предписанном Владыкою вселенной?
8. Но я забыл, что говорю людям, которые
и к любящим их не показывают равной любви. Кто же после
этого избавит нас от упомянутого наказания, когда мы не
только далеки от той заповеди (о любви ко врагам), но де
делаем даже и того, что делают мытари? "Аще бо любите
любящих вас, – говорит (Христос), – кую мзду имате, не и
мытари ли тожде творят?" (Мф.5:46). Так, когда мы и
этого не делаем, то какая у нас надежда на спасение?
Поэтому прошу, не будем жестокосерды, но укротим помыслы
наши, и прежде всего научимся побеждать ближнего любовию
и, по словам блаженного Павла, "друг друга честию больша
себе творяще" (Флп.2:3), научимся не уступать и быть
побежденными в этом, но побеждать (других), и любящим
нас показывать большее и пламеннейшее благорасположение.
Это всего более поддерживает и веселит жизнь нашу, этим
мы отличаемся от бессловесных и от зверей, тем т. е.,
что можем, если захотим, сохранять соответствующий нам
порядок и иметь совершенное согласие с ближними. Потом
(научимся) укрощать наши помыслы и усмирять этого
неукротимого зверя, т. е. гнев, представляя ему зрелище
страшного судилища и внушая, что, если он решится
примириться с врагами, то получит великие блага, если же
будет продолжать вражду, то подвергнется тяжкому
осуждению. Мы не должны, ведь, тратить время напрасно и
без цели, но каждый день и час иметь пред глазами суд
Господень и то, что может или доставить нам великое
дерзновение, или навлечь наказание. Имея это в мыслях
наших, мы победим страсти, обуздаем порывы нашей плоти и
умертвим, по словам блаженного Павла, "уды наша, яже на
земли, блуд, нечистоту, страсть похоть злую, гнев"
(Кол.3:5, 8), любостяжание, тщеславие, ненависть. Если
мы сделаем себя мертвыми для этих страстей так, чтобы
они не могли действовать в нас, то получим плоды Духа,
каковы суть: "любы, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость, воздержание"
(Гал.5:22–23). В этом должно состоять различие
христианина от неверного; в этом должны заключаться наши
отличительные признаки, чтобы мы не красовались только
именем, и не превозносились наружным видом, напротив,
если бы даже обладали всеми исчисленными плодами (Духа),
и тогда не гордились, но еще более смирялись. "Егда, –
говорит (Христос), – сотворите вся повеленная вам,
глаголите яко раби неключими есмы" (Лк.17:10). Если так
будем пещись и заботиться о своем спасении, то можем и
себе принести величайшую пользу и избавиться от будущего
наказания, и для тех, кто смотрит на нас, быть учителями
полезного, чтобы, проведши настоящую жизнь в строгости,
в будущей удостоиться нам милости (Божией), которую да
получим все мы по благодати и человеколюбию Господа
нашего И. Христа, с Которым Отцу слава, держава, честь
во веки веков. Аминь.
Примечание
18. Т.е. что "Бог виде, яко добро".
19. Здесь разумеются еретики аномеи (т. I,
стр. 483 и дал.) и македониане.
20. (τὰς οἰκονομίας, τὰς διοίκησεις)
21. (ἀκατάληπτα)
22. (ἀνεξερεύνητα)
23. (ὲρευνάν)
24. (τὰ προστάγματα καλῶν)
25. (μῆκος)
26. (πλήρωμα)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|