Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 3
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Чтение божественного Писания подобно
сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу
приобретает себе великое богатство, так и в божественном
Писании даже в кратком речении можно найти великую
духовную силу и неизреченное богатство мыслей. И не
только сокровищу подобно слово Божие, но и источнику,
источающему обильные потоки, и имеющему много воды: это
все мы узнали на самом деле вчера. Начав с первых слов
книги творения, мы все поучение посвятили словам: "в
начале сотвори Бог небо и землю", и однако не могли
обнять всего, потому что велико богатство этого
сокровища и обильны потоки этого духовного источника. Не
удивляйся, что так случилось с нами: и наши предки по
своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки
будут делать тоже самое, и однако ж не будут в состоянии
исчерпать все; напротив воды будут прибывать и потоки
умножаться. Таково свойство потоков духовных: чем более
будут черпать из них, тем более начнет прибывать и
умножаться благодать духовная. Поэтому и Христос сказал:
"аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя,
яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды́
жи́вы" (Ин.7:37–38), – показывая нам обилие этих
потоков. Если же таково свойство духовных потоков, то
пусть каждый из нас в обилии принесет сосуды ума, чтобы
наполнив их, возвратиться домой, потому что благодать
Духа, как усмотрит пламенное желание и возбужденный ум,
сообщает дары свои в обилии. Итак, оставив все житейское
и вырвав из себя заботы, могущие подобно тернию
заглушать ум наш, сосредоточим нашу мысль на духовных
стремлениях, чтобы выйти нам отсюда с многою пользою, с
великим и славным приобретением. Но чтобы (наша) речь
была для вас яснее, напомним вашей любви нечто из
сказанного вчера: таким образом и то, что будет сказано
сегодня, соединим со вчерашним как бы в одно тело.
Вчера, как помните, мы показали, как блаженный Моисей,
повествуя нам о творении этих видимых стихий сказал: "в
начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и
неустроена", и объяснили вам то, почему и для чего Бог
создал землю безобразною и неустроенною, – думаю, что
все это вы хорошо помните. Затем сегодня нужно
рассмотреть последующие слова. Сказав: земля же "бе
невидима и неустроена", Моисей с точностию объясняет
нам, отчего она была невидима и неустроена, и говорит:
"и тма верху́ бездны, и Дух Божий ношашеся верху́
воды́". Смотри, как здесь блаженный пророк не говорит
ничего лишнего, и как не описывает, по частям, все
сотворенное, но сказав нам о главнейших стихиях, и
упомянув о небе и земле, все прочее оставляет. Так он,
не сказав о сотворении вод, говорит: "и тма верху́
бездны, и Дух Божий ношашеся верху́ воды́". Они-то и
покрывали лице земли, т. е. тма и бездна вод. Отсюда мы
узнаем. что все видимое было бездною вод, покрытою
мраком, и нужен был премудрый Творец, чтобы прекратить
все это нестроение [13] и привести все в благообразный
вид. "И тма, – говорит, – верху́ бездны, и Дух Божий
ношашеся верху́ воды". Что означают слова: "Дух Божий
ношашеся верху́ воды?" Мне кажется, означают то, что
водам была присуща некоторая жизненная деятельность и
что это была не просто стоячая и неподвижная вода, но
движущаяся и имевшая некоторую жизненную силу.
Неподвижное ни к чему не годно, а движущееся пригодно на
многое.
2. Итак, чтобы научить нас, что эта
вода, великая и необычайная, имела некоторую жизненную
силу, Моисей сказал: "и Дух Божий ношашеся верху́
воды́". А божественное Писание наперед говорит об этом
не без причины, но так как оно имеет в виду показать
нам, что из этих вод, по повелению Создателя вселенной,
произошли и животные, то и дает здесь уже знать
слушателю, что вода не была проста стоячая, но
двигалась, разбегалась и все заливала. Итак, когда все
видимое не имело надлежащего вида, высочайший Художник
Бог повелел – и безвидность [14] исчезла, явилась
необычайная красота видимого света, прогнала чувственный
мрак и осветила все. "И рече Бог, – говорит (Писание), –
да будет свет, и бысть свет". Сказал – и совершилось;
повелел – мрак исчез, явился свет. Видишь неизреченную
силу (Божию)? Но люди, преданные заблуждению, не обращая
внимания на ход речи и не слушая слов блаженного Моисея:
"В начале сотвори[m] Бог небо и землю", и потом: "земля
же бе невидима и неустроена", потому что была покрыта
тьмою и водами, – а так угодно было Господу в начале
произвести ее, – эти люди говорят, что прежде
существовала материя, предшествовала тьма. Может ли быть
что хуже такого безумия? Слышишь, что "в начале
сотвори[m] Бог небо и землю" и что из несуществующего
[15] произошло существующее и говоришь, что прежде была
материя? Кто из разумных может допустить такое безумие?
Не человек тот, Кто творит, чтобы Ему нужно было
какое-либо готовое вещество для произведения своего
искусства, – Бог, Которому повинуется все, творит словом
и повелением. Смотри, Он только сказал – и явился свет,
и исчезла тьма. "И разлучи́ Бог между́ светом и между́
тмою". Что значить: разлучи? – Каждому назначил свое
место и определил соответственное время. А потом, когда
это совершилось, Он уже дает, каждому и соответственное
название. "И нарече́, – говорит, – Бог свет `день`, а
тму нарече́ `нощь`". Видишь, как это прекрасное
разделение и чудное создание, превышающее всякий ум,
совершается одним словом и повелением? Видишь, какое
показал снисхождение блаженный пророк, или – лучше
-человеколюбивый Бог, устами пророка научающий род
человеческий тому, чтобы он знал порядок творения, – кто
Творец всего и как каждая вещь произошла? Так как род
человеческий был тогда еще слаб и не мог понять
совершеннейшего (учения), то поэтому Дух Святый,
двигавший устами пророка, говорит нам обо всем
приспособительно к слабости слушающих. И чтобы увериться
тебе, что Он употребил такое снисхождение в этом
повествовании действительно по несовершенству нашего
ума, смотри на сына громова, как он, когда род
человеческий сделал успехи в совершенствовании, уже идет
не этим путем, а другим, ведущим слушателей к высшему
учению. Сказав: "в начале бе слово, и слово[n] бе[n] к
Богу, и Бог бе[n] слово" (Ин.1:1), он, присовокупил: "бе
свет истинный, иже просвещает всякого человека,
грядущаго в мир" (Ин.1:9). Как здесь этот чувственный
свет, произведенный повелением Господа, прогнал видимую
тьму, так и духовный свет, прогнал тьму заблуждения и
заблуждающих привел к истине.
3. Примем же с великою благодарностию
наставления божественного Писания, и не будем
противиться истине и оставаться во мраке, но поспешим к
свету и будем творить дела достойные света и дня, как и
Павел увещевает, говоря: "яко во дни, благообразно да
ходим", и "отложи́м... дела́ те́мная"(Рим.13:12–13). "И
нарече, – говорит (Писание), – Бог свет `день`, а тму
нарече `нощь`". Но мы едва не опустили нечто; нужно
обратиться назад. После слов: "Да будет свет, и бысть
свет", прибавлено: "и виде Бог свет, яко добро". Смотри,
возлюбленный, какое и здесь снисхождение речи. Неужели
до появления света Бог не знал, что он добро, а только
уже после его появления воззрение на него показало
Создателю красоту сотворенного? Какой умный человек
может сказать это? Если и человек, занимающийся
каким-нибудь искусством, прежде, чем окончить свое
произведение, прежде, чем обработает его, знает
употребление, для коего полезно это произведение, то тем
более Создатель вселенной, приведший словом все из
небытия в бытие, знал, еще прежде сотворения света, что
он добро. Для чего же (Моисей) употребил такое
выражение? Снисходя к обычаю человеческому, блаженный
пророк говорит так, как люди, делая что-либо с великою
тщательностию и окончив труды свои, уже по испытании
произносят похвалу своим произведениям; таким же образом
и божественное Писание, снисходя здесь к слабости слуха
вашего, говорит: "и виде Бог свет, яко добро". А потом
продолжает: "и разлучи Бог между́ светом и между́ тмою.
И нарече свет `день`, и тму нарече `нощь`"; каждому
назначил свое место, каждому с самого начала поставил
пределы, которые они должны навсегда соблюдать
ненарушимо. И всякий здравомыслящий может видеть, как с
того времени доныне ни свет не преступил своих пределов,
ни тьма не вышла из своего места и не произвела
какого-либо смешения и нестроения. Уже и это одно
достаточно для не желающих оставаться неразумными [16],
чтобы придти к повиновению и послушанию словам
божественного Писания, – пусть они подражают хотя
порядку стихий, неуклонно соблюдающих свое течение, и не
преступают своих пределов, но знают, собственную
природу. Потом, так как каждому (свету и тьме дано) было
особое имя, то, совокупив то и другое в одно, говорит:
"и бысть вечер, и бысть утро, день един". Конец дня и
конец ночи ясно назвал одним (днем), чтобы установить
некоторый порядок и последовательность в видимом, и не
было бы никакого смешения. Научаемые от Святого Духа
устами блаженного пророка, мы можем видеть, что
сотворено в первый день, и что – в последующие. И это
также дело снисхождения человеколюбивого Бога.
Всесильная десница Его и беспредельная премудрость не
затруднилась бы создать все и в один день. И что говорю
в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал
все сущее не для своей пользы, потому что не нуждается
ни в чем, будучи вседоволен, – напротив создал все по
человеколюбию и благости Своей, то и творит по частям, и
преподает нам устами блаженного пророка ясное учение о
творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о том, не
подпадали тем, которые увлекаются человеческими
умствованиями. Если уже и после этого есть люди, которые
утверждают, будто все произошло само собою, то на что бы
не отважились охотники говорить и делать все ко вреду
собственного спасения, если бы (Бог) не явил такого
снисхождения и вразумления?
4. Что может быть жалче и безумнее
людей, которые дерзают утверждать, будто все сущее
произошло само собою, и все творение лишают промышления
Божия? Как возможно, скажи мне, чтобы столько стихий и
такое благоустройство (существующего) управлялось без
правителя и повелителя вселенной? И корабль не может
плыть по морским волнам без кормчего, и воин – делать
что-либо доблестное без военачальника, и дом – стоять
без управляющего: а этот беспредельный мир, и это
благоустройство стихий могут разве существовать сами
собою, случайно, если нет управляющего всем и своею
премудростью поддерживающего и соразмеряющего все
видимое?! Но для чего мы слишком усиливаемся доказывать
этим людям то, что, по пословице, видно и слепым?
Впрочем, мы не перестанем предлагать им наставления от
Писания и употреблять всевозможное старание, чтобы
отклонить их от заблуждения и привести к истине. Хотя
они еще и порабощены заблуждению, но одной с нами
природы, и потому нужно иметь великое о них попечение,
никогда не ослабевать, но с великою тщательностию делать
зависящее от нас и доставлять им приличное врачество,
чтобы они, хотя и поздно, достигли истинного здравия.
Богу ничто так не вожделенно, как спасение души. Вот и
Павел взывает: "иже всем человеком хощет спастися и в
разум истины приити" (1Тим.2:4); и сам Бог говорит:
"хотением... не хощу смерти грешника, но еже
обратитися... и жи́ву быти ему" (Иез.18:23, 33:11).
Поэтому Он и всю эту природу создал, и нас сотворил, не
для того, чтобы нас погубить или подвергнуть наказанию,
но чтобы спасти и, избавив от заблуждения, даровать нам
блаженство в царстве (небесном). Его уготовал нам, не
теперь, по сотворении, но еще прежде создания мира, как
Сам говорит: "приидите, благословении Отца моего,
наследуйте уготованное вам Царствие от сотворения мира"
(Мф.25:34). Смотри, как человеколюбив Господь, как Он
еще прежде творения и прежде появления человека
приготовил для него бесчисленные блага, и этим показал,
какое попечение имеет Он о нашем роде, и что всем желает
спастись.
Имея такого Владыку – столь
человеколюбивого, столь благого и столь милосердого,
будем заботиться о спасении и собственном, и братьев
наших. К нашему спасению послужит и то, когда мы не о
себе только будем заботиться, но и станем приносить
пользу ближнему и руководить его на путь истины. А что
бы видел ты, какое великое благо, содевая свое спасение,
доставлять пользу и другому, послушай, что пророк
говорит от лица Божия: "аще изведе́ши честно́е от
недостойного, яко уста моя будеши" (Иер.15:19). Что
значит это? Кто руководит ближнего от заблуждения к
истине, или от зла приводит к добру, тот, говорит
(Господь), уподобляется Мне, сколько это возможно
человеку. И сам Он, будучи Богом, облекся в нашу плоть и
соделался человеком не для чего иного, как для спасения
рода человеческого. И что говорю: облекся в нашу плоть и
испытал все, что бывает с людьми, когда Он взял на себя
даже крест, чтобы нас, плененных грехами, освободить от
проклятия? Об этом взывает Павел, говоря: "Христос ны
искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва"
(Гал.3:13). Итак, если Он – Бог и существо непостижимое,
по неизреченному человеколюбию, принял на Себя все это
ради нас и нашего спасения, то чего не должны мы сделать
для наших братьев и сочленов, чтобы исхитить их из
челюстей диавола и привести на путь добродетели?
Насколько душа лучше тела, настолько высших – пред
подающими бедным деньги – наград удостоятся те, кто
увещаниями и частыми внушениями ведут нерадивых и
заблуждающихся на прямой путь, показывая им безобразие
порока и великую красоту божественной добродетели.
5. Итак, зная все это, будем говорить с
ближними, прежде всего житейского, о спасении души,
возбуждая в них заботу об этом. Желательно, да,
желательно, чтобы душа, постоянно слыша такое внушение,
могла воспрянуть из пропасти зол, нас окружающих, и
преодолеть нападение страстей, которые беспрестанно ее
осаждают. Поэтому нужна нам великая бдительность, так
как и брань у нас непрерывная и никогда не знает
перемирия. Оттого и Павел к Ефесянам пишет: "несть наша
брань к крови и плоти, но к началом, и ко власте́м, к
миродержителем тмы века сего, к духово́м злобы
поднебесным" (Еф.6:12). Не думайте, говорит, будто нам
предстоит случайная борьба: брань у нас не с подобными
нам людьми и бой не равносильный, – потому что мы,
связанные телом, должны бороться с бестелесными силами.
Однако ж не бойтесь: пусть бой и не равен, но велика
сила оружия нашего. Вы знаете, кто ваши враги, – как бы
так продолжает апостол, – не упадайте же духом и не
ослабевайте в брани, но "сего ради восприимите вся
оружия Божия, яко возмощи́ вам стати противу ко́знем
диавольским" (Еф.6:11). Много у него (диавола) козней,
т. е. способов, которыми он старается уловлять
беспечных; поэтому надобно тщательно узнавать их, чтобы
избегнуть сетей его и не дать ему никакого (к нам)
доступа; нужно тщательно оберегать и язык, и охранять
глаза, и́ соблюдать мысль в чистоте, и постоянно быть
готовыми к борьбе, как будто бы нападал на нас
какой-нибудь дикий зверь и угрожал нам погибелью.
Поэтому-то и небошественная та душа, учитель языков,
уста вселенной, делавший все для спасения своих
учеников, после слов: "восприимите вся оружия Божия", –
ограждая нас со всех сторон и делая неодолимыми,
говорит: "станите убо препоясани чресла́ ваша истиною, и
оболкшеся в броня́ веры [17], и обувше нозе во
уготование благовествова́ния мира: над всеми же
восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы
лукавого разжженные угасити: и шлем спасения
восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий"
(Еф.6:14–17). Видишь, как он оградил все члены! Как бы
намереваясь вывести нас на какую-либо брань, он сначала
опоясал нас поясом, чтобы нам легко было делать
движения, потом облек в броню, чтобы не поразили нас
стрелы, обул и ноги наши, и со всех сторон оградил нас
верою. Она, именно она, говорит, возможете, "и стрелы
лукавого разжженные угасити". Что же это за стрелы
лукавого? Злые похоти, нечистые помыслы, пагубные
страсти, гнев, клевета, зависть, раздражительность,
вражда, корыстолюбие, и все прочие худые наклонности.
Все эти стрелы, говорит, возможет погасать меч духовный.
Что говорю: погасить стрелы? Возможет отсечь у врага и
самую голову. Видишь, как (апостол) укрепил учеников?
Как бывших мягче воска сделал тверже железа? Так как у
нас брань не с кровью и плотью, но с бестелесными
силами, то он и облек нас не в телесные оружия, но в
духовные, и столь светлые, что злой тот демон не может
вынести и блеска их.
6. Итак, облекшись в такие оружия, не
станем бояться брани и бегать борьбы, но не будем и
беспечны, потому что как при нашей бдительности злой тот
демон не может одолеть силы наших оружий, если только мы
захотим разрушить козни его, так, напротив, если мы
будем беспечны, то не будет вам никакой пользы: враг
нашего спасения постоянно бодрствует и все предпринимает
против вашего спасения. Итак, вооружим себя со всех
сторон, будем остерегаться и слов и удерживаться от дел,
могущих вредить нам, и, вместе с воздержанием в пище и
другими добродетелями, станем подавать и щедрую
милостыню бедным, зная, какое уготовано нам воздаяние за
попечение о них. "Милуяй нища, – говорит (Писание), –
взаим дает Богови" (Притч.19:17). Смотри, какой новый и
необыкновенный род займа: один получает, а другой
становится должником. Но, кроме того, здесь необычайно и
то, что, давши в займы, не испытаешь неблагодарности и
никакого другого вреда. Нет, Бог, обещает дать не сотую
только часть прибыли, как это бывает здесь, но во сто
крат больше данного в займы: не довольствуется даже и
этим, но, воздавая так в настоящем веке, в будущем
(даст) жизнь вечную. В настоящей жизни, если бы кто
обещал нам уплатить только вдвое больше того, что
получить от нас, мы с охотою отдали бы ему все наше
имущество, между тем сколько здесь бывает
неблагодарности и сколько обманов со стороны
корыстолюбцев! Многие и из самых порядочных людей не
отдают самого долга или по безрассудству, или часто даже
по бедности. Но о Владыке вселенной ничего этого
подумать нельзя; напротив, и данная сумма остается в
сохранности, и за одолжение Он обещает заплатить во сто
крат, а в будущем веке уготовляет нам жизнь (вечную).
Какое же будет нам оправдание, когда мы не стараемся и
не спешим получить за малое во сто крат больше, за
настоящее – будущее) за временное – вечное, но с
наслаждением запираем деньги дверями и затворами, и этих
денег, которые лежат без пользы и напрасно, не хотим
теперь дать нуждающимся, чтобы в будущем веке найти нам
в них своих заступников? "Сотворите себе други от мамоны
неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечные кровы"
(Лк.16:9). Знаю, что многие не только не принимают слов
наших, но и не придают им значения, считая их
пустословием и баснею. Поэтому-то я терзаюсь и скорблю,
что ни самый опыт, ни столь великое обетование Божие, ни
страх будущего, ни ежедневные наши увещания не могли
тронуть этих людей; впрочем, не смотря на это, не
перестану повторять им такой совет, доколе своею
настойчивостию не успею победить их, возбудить к
внимательности и вывести из состояния пресыщения и
опьянения, в которое ввергла их страсть к деньгам,
омрачившая ум их. Знаю я, знаю, что, после благодати
Божией, и наши постоянные поучения и врачество поста
успеют, хотя и нескоро, исцелить их от этой тяжкой
болезни и возвратить им совершенное здоровье, дабы и они
освободились от угрожающего им наказания, и мы
избавились от скорби, и за все воссылали славу Отцу, и
Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Примечание
13. (ἀμορφίαν)
14. (ἀμορφία)
15. (ἐξ ὀυκ ὄντων)
16. По принятому в Патрологии Миня тексту
читается: "τοῖς ἀγνωμονεῖν βο:λομένοις" "желающим
оставаться неразумными"; вместо этого другие справедливо
читают: "τοῖς μὴ ἀγνωμονεῖν βο:λομένοις" "не желающим
оставаться неразумными", потому что неразумные или
упорные не убеждаются доказательствами.
17. Так, т.е. "θώρακα τῆς πίστεος "по
принятому в Патрологии Миня чтению, хотя в некоторых
списках вместо "τῆς πίστεος" читается: "τῆς δικαιοσύνης"
"правды"или "праведности", как в славяно-рус. переводе.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|