Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 2
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
1. Великой радости исполняюсь сегодня,
видя ваши любезные лица. И подлинно, не столько радуются
и веселятся чадолюбивые родители, когда окружают их дети
со всех сторон и доставляют им великое удовольствие
своим благообразием и своею услужливостию, сколько я
ныне веселюсь и радуюсь, когда вижу, как ваш этот
духовный собор стекся сюда с таким благочинием и с живым
желанием слушать слово Божие, и как вы, презрев плотскую
пищу, спешите к духовному пиршеству и самым делом
оправдываете слова Господни: "не о хлебе едином жив
будет человек, но и о всяком глаголе, исходящем изо уст
Божиих" (Мф.4:4). Поступим же и мы подобно земледельцам:
как они, когда видят, что земля уже очищена и
освобождена от вредных растений, бросают семена в
великом изобилии, так и мы, когда у нас, до благодати
Божией, эта духовная нива очистилась от тягостных
страстей, когда прекратились увеселения и ни у кого нет
смятения и бури в помыслах, но настала великая тишина и
спокойствие в умах, возлетающих и воспаряющих к самому,
так сказать, небу, и созерцающих предметы духовные
вместо плотских, побеседуем несколько с вашею любовию и
отважимся сегодня на более тонкие размышления, предложив
вам учение из божественного Писания. Если мы не сделаем
этого теперь, когда пост, презрение (удовольствий) чрева
и такое надлежащее настроение помыслов, то когда будем в
состоянии предложить это любви вашей? Тогда ли, когда
бывают увеселения, неумеренность в пище и великая
беспечность? Но тогда и мы не можем сделать это
надлежащим образом, и вы, затопляемые волнами помыслов,
как бы какою тучею, не будете в состоянии принять
что-либо из предлагаемого поучения.
Но если когда время для таких поучений,
так это теперь, когда раба уже не восстает против
госпожи, но, сделавшись тихою, оказывает великое
повиновение и послушание, укрощая порывы плоти и
оставаясь в своих пределах. А пост есть успокоение наших
душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель
целомудренных; он всякий возраст и пол украшает как бы
какою диадемою. Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни
разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это
прекратилось, и наш город походит теперь на честную,
скромную и целомудренную жену. Когда подумаю о внезапной
перемене, происшедшей сегодня, и вспомню о беспорядках
вчерашнего дня, то изумляюсь и удивляюсь силе поста, как
он, вошедши в совесть каждого, изменил мысли, очистил ум
не только у начальствующих, но и у простых людей, не
только у свободных, но и у рабов, не только у мужчин, но
и у женщин, не только у богатых, но и у бедных, не
только у знающих греческий язык, но и у варваров. Да что
говорить о начальствующих и простых людях? Пост склонил
даже совесть того, кто облечен диадемою, к одинаковому с
прочими послушанию. Сегодня не увидишь различия между
трапезою богатого и бедного, но везде пища простая,
чуждая изысканности и причуд; и к простой трапезе
приступают с большим удовольствием, нежели как когда
предлагалось множество изысканных яств и вина.
2. Видите ли, возлюбленные, из
сказанного силу поста? Поэтому и я сегодня с большим
усердием, чем прежде, решаюсь говорить с вами, зная, что
бросаю семена в тучную и глубокую почву, которая может
скоро принести нам обильные плоды от посева. Рассмотрим
же, если угодно, смысл слов, прочитанных нам сегодня из
блаженного Моисея. Но слушайте, прошу вас, со вниманием
слова наши, потому что мы будем говорить не от себя, но
что благодать Божия внушит нам к вашей пользе. Что же
это? "В начале сотвори Бог небо и землю". Здесь (прежде
всего) уместен вопрос о том, для чего излагает нам это
блаженный пророк, живший спустя много поколений после
(события)? Не без причины и не без цели. В начале Бог,
создавший человека, сам беседовал с людьми, сколько люди
могли слышать его. Так Он приходил к Адаму; так обличал
Каина; так беседовал с Ноем; так посещал Авраама. Когда
же весь род человеческий впал в великое нечестие, и
тогда совершенно не отвратился Создатель от всего рода
человеческого; но так как люди сделались недостойными
беседы с Ним, то желая возобновить общение с ними,
посылает к людям, как будто к находящимся вдали,
писание, чтобы привлечь к себе весь род человеческий.
Это писание послал Бог, а принес Моисей. О чем же
говорит писание? "В начале сотвори Бог небо и землю".
Усматривай, возлюбленный, и в этом особенное
превосходство этого чудного пророка. Все другие пророки
говорили или о том, что имело быть спустя долгое время,
или о том, чему надлежало случиться тогда же, а он,
блаженный, живший спустя уже много поколений (после
сотворения мира), удостоился, водительством вышней
десницы, изречь то, что сотворено Господом всего еще до
его рождения. Поэтому-то он и начал говорить так: "в
начале сотвори Бог небо и землю", как бы взывая ко всем
нам громким голосом: не по научению людей говорю это;
Кто призвал эти (небо и землю) из небытия в бытие, Тот
подвиг и мой язык к повествованию об них. Итак, прошу
вас, будем внимать этим словам так, как будто бы мы
слушали не Моисея, но самого Господа вселенной,
говорящего устами Моисея, и распростимся надолго с
собственными рассуждениями: "помышления бо человеческая
боязлива, и погрешительна умышления их" [7] (Прем.9:14).
С великою благодарностию будем принимать сказанное
(Моисеем), не выступая из своих границ, и не испытуя
того, что выше нас, как поступили враги истины, которые
захотели все постигнуть своим умом, не подумав, что
природа человеческая не может постигнуть творения [8]
Божия. И что говорю – творения Божия? Мы не можем даже
постигнуть искусство и подобного нам человека. В самом
деле, скажи мне, как плавильным [9] искусством
составляется естество золота [10] или как из песка
добывается чистота стекла? Ты не можешь этого сказать. А
если невозможно постигнуть того, что лежит пред глазами
и что, по человеколюбию Божию, производит мудрость
человеческая, то как ты, человек, постигнешь созданное
Богом?
И какое ты можешь иметь оправдание,
какое извинение, когда так безумствуешь и мечтаешь о
том, что выше твоей природы? Говорить, что все произошло
из готового уже вещества, и не признавать, что Творец
вселенной произвел все из ничего, было бы знаком
крайнего безумия. Итак, заграждая уста безумных,
блаженный пророк в самом начале книги сказал так: "в
начале сотвори Бог небо и землю". Когда же слышишь:
"сотвори", то не выдумывай ничего другого, но смиренно
веруй сказанному. Это Бог – все творит и преобразует, и
все устрояет по Своей воле. Заметь здесь и крайнее
снисхождение: (Моисей) не говорит о силах невидимых, не
говорит: в начале сотворил Бог ангелов или архангелов;
не напрасно и не без цели избрал он нам такой путь
учения. Так как он говорит иудеям, которые были
привязаны к настоящему и не могли созерцать ничего
постигаемого умом, то возводит их прежде от предметов
чувственных к Создателю вселенной, дабы они, познав
Художника из дел, воздали поклонение Творцу, и не
остановились на тварях. Если и после этого они не
переставали обоготворять твари и воздавать почтение
самым низким животным, то до какого не дошли бы безумия,
если бы Он не оказал такого снисхождения?
3. Не удивляйся же, возлюбленный, что
Моисей идет этим путем, прежде всего обращая свою речь к
грубым иудеям, когда и Павел во времена благодати, после
такого уже распространения проповеди, начав беседовать с
афинянами, преподает им наставление от предметов
видимых, говоря так: "Бог, сотворивый мир и вся, яже в
нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных
храмах живет, ни от рук человеческих угождения приемлет"
(Деян.17:24–25). поелику он знал, что такое наставление
соответствует им, то и избрал этот путь. Соображаясь с
тем, кто были приемлющие от него наставление, он,
руководимый Духом Святым, и преподал учение. И дабы
увериться тебе, что причиною этого разность лиц и
грубость слушателей, послушай, как он, в послании к
Колоссянам, идет уже не этим путем, но беседует с ними
иначе и говорит: "яко Тем создана́ Быша всяческая, яже
на небеси́, и яже на земли́, видимая и невидимая, Аще
престоли, Аще господствия, Аще начала, Ащевласти:
всяческая Тем и о Нем создашася" (Кол.1:16). И Иоанн,
сын громов, возглашал так: "вся Тем Быша, и без Него
ничтоже бысть" (Ин.1:3). Но Моисей (учил) не так, и –
справедливо, потому что не благоразумно было бы давать
твердую пищу тем, которых нужно еще питать молоком. Как
учители, принимающие детей от родителей, преподают им
первые начатки учения, а принимающие детей от этих
учителей, сообщают им более уже совершенные познания,
так поступили и блаженный Моисей, и учитель языков, и
сын громов. Тот, приняв род человеческий в самом начале,
научил слушателей первым начаткам; а эти, приняв его от
Моисея, передали уже совершеннейшее учение. Теперь мы
узнали причину снисхождения (Моисеева) и то, что он, по
внушению Духа, излагал все, приспособляясь к слушателям.
Но вместе с тем он и все ереси, появляющиеся в Церкви
подобно плевелам, исторгает этими же словами: "в начале
сотвори Бог небо и землю". Подойдет ли к тебе Манихей,
утверждающий, что прежде существовала материя, или
Маркион, или Валентин, или кто из язычников, говори им:
"в начале сотвори Бог небо и землю" – Но он не верит
Писанию? Так отвратись от него, как от неистового и
безумного. Кто не верит Создателю вселенной и как бы
обвиняет истину во лжи, тот какое может заслужить
когда-либо прощение? Эти люди имеют притворный вид, и,
надевая личину кротости, под овчею кожею скрывают волка.
Но ты не обольщайся, а еще более возненавиди такого
потому самому, что он пред тобою, таким же, как и он,
рабом, притворяется кротким, а против Владыки всего –
Бога воздвиг брань, и не чувствует, что идет против
собственного своего спасения. Мы же будем держаться
несокрушимого основания, и обратимся опять к началу: "в
начале сотвори Бог небо и землю". Смотри, как и в самом
образе творения открывается божественная природа: как
она творит вопреки человеческому обычаю, – сперва
распростирает небо, а потом уже подстилает землю, прежде
(делает) кровлю, а потом основание. Кто видел, кто
слышал (подобное)? В созданиях человеческих никогда не
бывает этого, но, когда повелевает Бог, тогда все
уступает и повинуется воле Его. Не станем же своим
человеческим умом испытывать дела Божия, но, смотря на
сотворенное, будем удивляться Художнику. "Невидимая бо
Его, – говорит Писание, – от создания мира творенми
помышляема видима суть" (Рим.1:20).
4. Если же враги истины будут настаивать
на том, что невозможно произвести что-нибудь из
несуществующего, то мы спросим их: первый человек создан
из земли, или из чего-либо другого? Без сомнения, они
согласятся с нами и скажут, что из земли. Так пусть же
они скажут нам как из земли образовалась плоть? Из земли
может быть грязь, кирпич, глина, черепица: но как
произошла плоть? Как кости, нервы, жилы, жир, кожа,
ногти, волосы? Как из одного наличного вещества столько
разнокачественных вещей? На это они и уст открыть не
могут. Да что говорить о нашем теле? Пусть они скажут
нам о хлебе, которым мы ежедневно питаемся, как он,
будучи однообразен, превращается в кровь, мокроту,
желчь, и в различные соки? Хлеб по большой части имеет
цвета пшеницы, а кровь бывает, красная или черная. Таким
образом, если не могут сказать нам о том, что у нас
ежедневно пред глазами, тем менее могут сказать о прочих
созданиях Божиих. Но если они, и после такого множества
доказательств, станут упорно поддерживать свое
совопросничество, мы, и несмотря на это, не перестанем
говорить им одно и тоже: "в начале сотвори Бог небо и
землю". Это одно изречение может ниспровергнуть все
опоры противников, и разрушить до самых оснований все
человеческие умствования, и их самих привести на путь
истины, если только они захотят, когда отстать от
споров. Земля все, говорит, "бе невидима и неустроена".
Почему, скажи мне, (Бог) небо произвел светлым и
совершенным, а землю – безобразною [11]? И это сделал Он
не напрасно, но для того, чтобы ты, познав Его
творчество в лучшей части творения, оставил прочие
недоумения и не думал, будто это произошло от недостатка
могущества. Кроме того, Он создал землю безообразною и
по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и
мать, от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и
отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и
чрез нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди
за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх
надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразною и
неустроенною [12], так чтобы получаемые от земли
благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто
привел ее из небытия в бытие. Поэтому и говорит: "земля
же бе невидима и неустроена". Может быть, мы слишком
скоро и рано привели ваш ум в напряженное состояние
отвлеченными рассуждениями; поэтому считаем нужным
остановить на этом слово, прося вашу любовь запомнить
сказанное, да и всегда иметь это в свежей памяти, а как
выйдете отсюда, то, вместе с чувственною трапезою,
предлагайте и духовную трапезу: муж пусть передает нечто
из сказанного здесь, а жена пусть слушает, дети пусть
поучаются, да и слуги пусть получают урок, и таким
образом дом пусть будет церковию, чтобы убежал оттуда
диавол и скрылся этот лукавый демон и враг нашего
спасения, почивала же бы там благодать Святого Духа,
совершенный мир и единодушие ограждали живущих. Помня
сказанное прежде, вы с большею готовностию станете
принимать и то, что будет после предлагаемо; и мы также
с большим усердием и обилием будем излагать то, что
подаст божественная благодать, когда увидим, что
посеянное произрастает. Так и земледелец, когда увидит,
что семена произрастают, тогда с великим усердием
смотрит за нивами и с охотою принимается засевать и
другие места.
5. Итак, чтобы возбудить в нас больше
усердия, покажите точное сохранение уже сказанного, и с
истинными догматами соедините великое попечение о жизни.
"Да просветится, – говорит (Господь), – свет ваш пред
человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца
вашего, иже на небесех" (Мф.5:16). Пусть жизнь
соответствует догматам, и догматы будут глашатаями
жизни. "Вера без дел мертва есть" (Иак.2:26), и дела без
веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но
нерадим о жизни, нам не будет никакой пользы от
догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем
в догматах, и в этом случае также не будет, пользы.
Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с
обеих сторон. "Всяк..., – говорит Господь, – иже слышит
словеса Моя сия, и творит я, уподобится мужу мудру"
(Мф.7:24). Видишь, как Он желает, чтобы мы не только
слушали, но и исполняли и показывали делами то, что
слушаем, называя мудрым того, кто поступает сообразно с
словами, а глупым того, кто не за идет далее слов. И это
справедливо, потому что последний, говорит Господь,
"созда[m] хра́мину свою на песце́" от чего она не могла
вынести напора ветров, но тотчас упала (Мф.7:26–27).
Таковы души беспечные, не утвердившиеся на духовном
камне. (В словах Господа) речь не о постройке и доме, но
о душах, которые приходят в колебание и от малого
искушения. Под именем ветра, дождя и рек Господь показал
действие на нас искушений. Человек твердый, бодрый и
трезвенный от этого еще более укрепляется, и, чем более
умножаются скорби, тем более возрастает его мужество; а
нерадивый и беспечный, лишь подует на него легкий
ветерок искушения, тотчас колеблется и падает, не от
свойства искушений, но от слабости своей воли. Поэтому
нужно трезвиться, бодрствовать и быть готовым ко всему,
чтобы и в счастии быть нам сдержанными, и в скорбях не
унывать, а сохранять великое благоразумие, непрестанно
воссылая благодарность человеколюбивому Богу. Если мы
так будем устроять нашу жизнь, то получим великую
благодать свыше, и будем в состоянии и настоящую жизнь
проводить в безопасности, и в будущей жизни приготовить
себе великое дерзновение, коего да достигнем все мы, по
благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа,
с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Примечание
7. Златоуст читает: "Λογισμοὶ γὰρ ἀνθρώπων
(вместо "θνητῶν" "смертных", как обыкновенно читается в
изданиях) δειλοὶ καὶ ἐπισφαλεῖς αἱ ἐπίνοιαι αὐτῶν
(вместо "ἡμῶν" "наша")".
8. (δημιουργίαν)
9. (μεταλλικῆς τέχνης)
10. (χρυσίου φύσις)
11. (ἀμόρφωτον)
12. (ἀδιατύπωτον)
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|