Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 1
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
- Беседа 1. Увещательное слово при наступлении святой четыредесятницы
- Беседа 2. (Быт.1:1) На начало творения: "В начале сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 3. (Быт.1:1–5) Продолжение на слова: "В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един"
- Беседа 4. (Быт.1:6) "И рече Бог: да будет твердь посреди воды: и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако"
- Беседа 5. (Быт.1:9) "И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем в собрание едино и да явится суша"
- Беседа 6. (Быт.1:14) "И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю, и разлучати между днем и между нощно: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета"
- Беседа 7. (Быт.1:20–21) "И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли по тверди небесней: и бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их"
- Беседа 8. (Быт.1:26) "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобно: и да обладают рыбами морскими, и птицами небесными, и скотами, и зверьми, и всею землею, и всеми гады, пресмыкающимися по земли"
- Беседа 9. (Быт.1:26) На следующее за словами: "сотворим человека по образу Нашему", и против тех, которые говорят: "для чего созданы звери, и какая польза от создания их"; также о том, что из этого особенно открывается честь, оказанная человеку, и неизреченное человеколюбие Божие
- Беседа 10. (Быт.1:27) Увещание к тем, которые стыдятся после обеда приходить к вечернему богослужению, и продолжение объяснения на слова: "сотворим человека по образу Нашему и по подобию"; также изъяснение слов: "и сотвори Бога человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их"
- Беседа 11. О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения
- Беседа 12. (Быт.2:4) На следующия за сказанием о творении слова: "сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Бог небо и землю"
- Беседа 13. (Быт.2:8) "И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егожесозда"
- Беседа 14. (Быт.2:15) "И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити"
- Беседа 15. (Быт.2:20–22) "Адаму же не обретеся помощник, подобный ему. И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену"
- Беседа 16. (Быт.2:25) О падении первозданных. "И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася"
- Беседа 17. (Быт.3:8) "И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни"
- Беседа 18. (Быт.3:20–22) "И нарече Адам имя жене своей `Жизнь`, яко та мати всех живущих. И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны: и облече их. И рече Бог: се Адам бысть яко едина от Нас"
- Беседа 19. (Быт.4:8) "И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле"
- Беседа 20. (Быт.4:16) "И изыде Каин от лица Божия, и вселися в землю Наид прямо Едему и проч."
- Беседа 21. (Быт.5:1–2) "Сия книга бытия человека, в оньже день сотвори Бог Адама: по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их; и нарече имя их Адам, в оньже день сотвори их"
- Беседа 22. (Быт.5:31, 6:1) "И бе Ное лет пятисот, и роди Ное три сына, Сима, Хама и Иафета. И бысть, егда начаша человецы мнози бывати на земли, и дщери родишася им"
- Беседа 23. (Быт.6:8) "Ное же обрете благодать пред Господем Богом. Сия же роды Ноевы Ное человек праведен, совершен сый в роде своем: Богу угоди Ное"
- Беседа 24. (Быт.6:10–11) "Роди же Ное три сыны, Сима, Хама, Иафета. Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды"
- Беседа 25. (Быт.7:6) "Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли"
- Беседа 26. (Быт.8:1) "И помяну Бог Ноя, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады, елика беху с ним в ковчезе: и наведе Бог дух на землю, и преста вода"
- Беседа 27. (Быт.8:20) "И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых, и вознесе во всесожжение на жертвенник"
- Беседа 28. (Быт.9:8–10) "И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя: се аз поставляю завет мой вам, и семени вашему по вас, и всякой души живущей с вами от птиц и от скот, и всем зверем земным"
- Беседа 29. (Быт.9:20–21) "И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися"
- Беседа 30. (Быт.11:1) "И бе вся земля устне едине, и глас един всем"
- Беседа 31. (Быт.11:31) "И поят Фарра Аврама и Нахора, сынов своих, и Лота сына Арраня сына своего, и Сару сноху свою, жену Аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския, ити на землю ханаанску, и прииде даже до Харрана, и вселися тамо"
- Беседа 32. (Быт.12:7) "И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию: и созда тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему"
- Беседа 33. (Быт.13:2–4) "Аврам же бяше богат зело скоты, и сребром, и златом. И иде, отнюдуже прииде, в пустыню до Вефиля, до места, идеже бе куща его первее, между Вефилем и между Агге, на место жертвенника, идеже сотвори его первее"
- Беседа 34. (Быт.13:14–15) "Рече же Господь Авраму, повнегда разлучитися Лоту от него: воззрев очима твоима виждь от места, идеже ты ныне еси, к северу и югу, и востоку и морю: яко всю землю, юже ты видиши, тебе дам ю"
- Беседа 35. (Быт.14:1–2) "Бысть же в царство Амарфафа, царя Сеннаарска: Ариох, царь Аласарск, и Ходологомор, царь Эламск, и Фарфак, царь языческий, сотвориша рать с царем Содомским"
- Беседа 36. (Быт.15:1) "По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся Авраме; аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело"
- Беседа 37. (Быт.15:7–8) "Рече же Господь к Авраму: аз есмь Бог, изведый тя от страны халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати ю. Рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам"
- Беседа 38. (Быт.16:1) "Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба египтяныня, ейже имя Агарь"
- Беседа 39. (Быт.17:1) "Егда же бысть Авраму лет девятьдесят девять, явися ему Бог"
- Беседа 40. (Быт.17:15) "И рече Бог Аврааму: Сара жена твоя не наречется Сара, но Сарра будет имя ей"
- Беседа 41. (Быт.18:1) "Явися же Бог Аврааму у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни"
- Беседа 42. (Быт.18:16) "Воставше же мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра"
- Беседа 43. (Быт.19:1) "Приидоста же два ангела в Содом в вечер"
- Беседа 44. (Быт.19:27) "Восстав же Авраам, заутра, иде на место, идеже стояше пред Богом"
- Беседа 45. (Быт.20:1) "И пойде оттуду Авраам, на землю полуденную, и вселися между Кадисом и между Суром: и обита в Герарех"
- Беседа 46. (Быт.21:7) "И рече (Сарра): кто возвестит Аврааму, яко млеком питает отроча Сарра, яко родих сына в старости моей?"
- Беседа 47. (Быт.22:1) "И бысть по глаголех сих, Бог искушаше Авраама"
- Беседа 48. (Быт.23:5–6) "Отвещаша же сынове Хеттеовы ко Аврааму:... царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего"
- Беседа 49. (Быт.25:19) "И сия бытия Исаака, сына Авраамля"
- Беседа 50. (Быт.25:21–22) "И зачат во утробе Ревекка..., и играста младенца в ней"
- Беседа 51. (Быт.26:1) "Бысть же глад на земли, кроме глада бывшего прежде во время Авраамле"
- Беседа 52. (Быт.26:12) "Сея же Исаак в земли той, и приобрете в то лето стократный плод ячменя"
- Беседа 53. (Быт.26:34–35) "Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила Хеттеина, и Васемафу, дщерь Елома Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце"
- Беседа 54. (Быт.27:42) "Призвав же Ревекка сына своего юнейшего, рече ему"
- Беседа 55. (Быт.29:15) "И рече Лаван Иакову: понеже бо брат мой еси ты, не поработаеши мне туне: повеждь ми, что мзда твоя"
- Беседа 56. (Быт.29:21) "Рече же Иаков Лавану: даждь ми жену мою, понеже совершишася дние, да вниду к ней"
- Беседа 57. (Быт.30:25) "Бысть же, яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою"
- Беседа 58. (Быт.32:1–2) "И воззрев Иаков виде полк Божий воополчившийся: и сретоша его ангели Божии. Рече же Иаков, егда виде их: полк Божий сей; и прозва имя место тому: Полки"
- Беседа 59. (Быт.33:18–20) "И прииде Иаков в Салим, град Сикимск,... и купи часть села... у Еммора, отца Сихемля, стома агнцы. И постави тамо жертвенник, и призва Бога Исраилева"
- Беседа 60. (Быт.35:7) "И создав жертвенник, прозва имя месту – Вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица Исава брата своего"
- Беседа 61. (Быт.37:2) "Сии же роди Иаковли: Иосиф бяше седминадесяти лет, пасый овцы (отца своего) с братиею своею"
- Беседа 62. (Быт.38:2–3) "И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир"
- Беседа 63. (Быт.39:23) "Старейшина же стражей темничных ничтоже бе ведый ради Иосифа"
- Беседа 64. (Быт.41:46–49) "Изыде же Иосиф от лица Фараона и пройде всю землю Египетскую. И сотвори земля в седми летех обильну жатву,... и собра пшеницу, яко песок морский"
- Беседа 65. (Быт.45:25–26) "Изыдоша же (братья Иосифовы) из Египта, и приидоша в землю Ханааню ко Иакову отцу своему, и поведаша ему, глаголюще: яко сын твой Иосиф жив есть, и он владеет над всею землею египетскою, и ужасеся в мысли Иаков: не вероваше бо им"
- Беседа 66. (Быт.47:29–31) "Приближишася же, – сказано, – дние Исраилю еже умрети, и призва сына своего Иосифа и рече ему: Аще обретох благодать пред тобою, положи руку твою под стегно мое, и сотвориши надо мною милость и истину, еже не погребсти мене во Египте: но да почию со отцы моими: и изнесеши мя из Египта и погребеши мя во гробе их. Он же рече: аз сотворю по словеси твоему. Рече же: кленися мне: и клятся ему. И поклонися Исраиль на конец жезла его"
- Беседа 67. (Быт.48:21–22) "Рече же Исраиль Иосифу: се аз умираю: и будет Бог с вами, и возвратит вас Бог от земли сея на землю отец ваших. Аз же даю ти Сикиму избранную пред братии твоея, юже взях... мечем моим и луком"
Радуюсь и веселюсь, видя ныне, что
Церковь Божия красуется множеством своих чад и все вы
стеклись с великою радостию. Когда смотрю на светлые
лица ваши, то нахожу в них яснейшее доказательство
вашего душевного веселия, как и премудрый сказал:
"сердцу веселящуся, лице́ цветет" (Притч.15:13). Поэтому
– и я встал сегодня с большим рвением, имея в виду и
участвовать с вами в этой духовной радости и вместе с
тем желая быть для вас провозвестником наступления
святой четыредесятницы, как врачества душ наших. А общий
всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить
вас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было
время, и даровал нам врачевство в святом посте. Итак,
никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй,
радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего
нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай
его наступление! Да постыдятся эллины, да посрамятся
иудеи, видя, с какою радостною готовностию мы
приветствуем его наступление, и да познают самым делом,
какое различие между нами и ими. Пусть они называют
праздниками и торжествами пьянство, всякого рода
необузданность и бесстыдства, которые обыкновенно при
этом они производят. Церковь же Божия – вопреки им – да
называет праздником пост, презрение (удовольствий)
чрева, и следующие затем всякого рода добродетели. И это
есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и
согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где
нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания
животных, но вместо всего этого господствует совершенное
спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и
бесчисленные блага.
Вот об этом-то, говорю, празднике
побеседуем несколько с вашею любовию, наперед прося вас
выслушать слова наши с полным спокойствием, чтобы вы
могли уйти отсюда домой, принесши добрый плод. Мы
собираемся сюда не просто и не напрасно для того только,
чтобы один говорил, а другой рукоплескал словам первого,
и затем все расходились отсюда, но чтобы и мы сказали
что-нибудь полезное и потребное к вашему спасению, и вы
получили плод и великую пользу от слов наших, и с тем
вышли отсюда. Церковь есть духовная лечебница, и
приходящие сюда должны получать соответствующие
врачества, прилагать их к своим ранам, и с этим уходить
отсюда. А что одно слушание, без исполнения на деле, не
принесет никакой пользы, об этом послушай блаженного
Павла, который говорит: "не слышателие бо закона
праведни пред Богом, но творцы закона... оправдятся"
(Рим.2:13). И Христос, в своей проповеди, сказал: "не
всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие
небесное: но творяй волю Отца моего, иже есть на
небесех" (Мф.7:21).
Итак, возлюбленные, зная, что нам не
будет никакой пользы от слушания, если не последует за
ним исполнение на деле, будем не только слушателями, но
и исполнителями, чтобы дела, соответствующие словам,
послужили основанием одушевленного слова. Отверзите же
недра души вашей и примите слово о посте. Как
готовящиеся принять целомудренную и прекрасную невесту
украшают брачную горницу со всех сторон покровами,
очищают весь дом, не впускают в него ни одной негодной
служанки, и потом уже вводят невесту в брачный покой, –
подобно этому желаю, чтобы и вы, очистив свою душу и
распростившись с забавами и всяким невоздержанием,
приняли с распростертыми объятиями матерь всех благ и
учительницу целомудрия и всякой добродетели, т. е. пост
– так, чтобы и вы наслаждались большим удовольствием, и
он (пост) доставил вам надлежащее и соответственное вам
врачевство. И врачи, когда намереваются дать лекарство
желающим очистить у себя гнилые и испортившиеся соки,
приказывают воздерживаться от обыкновенной пищи, дабы
она не помешала лекарству подействовать и оказать свою
силу; тем более мы, готовясь принять это духовное
врачество, т. е. пользу, происходящую от поста, должны
воздержанием очистить свой ум и облегчить душу, дабы
она, погрязши в невоздержании, не сделала для нас пост
бесполезным и бесплодным.
2. Вижу, что многим кажутся странными
слова наши; но, прошу вас, не будем безрассудно
раболепствовать привычке, а станем устроять свою жизнь
согласно с разумом. В самом деле, разве будет нам
какая-либо польза от того, что целый день проведем в
объядении и пьянстве? Что говорю: польза? Напротив, (от
этого произойдет) великий вред и неисправимое зло. Как
скоро ум помрачился от неумеренного употребления вина,
то сейчас же, в самом начале и на первом шагу,
прекращается польза от поста. Что неприятнее, скажи мне,
что гнуснее тех людей, которые, упиваясь вином до
полуночи, под утро, при восхождении солнца, испускают
такой запах, как нагруженные свежим вином? Они
оказываются неприятными встречающимся, и презренными в
глазах рабов, и смешными для всех, сколько-нибудь
знающих приличие, а что всего важнее, таким
невоздержанием и безвременною и гибельною неумеренностию
навлекают на себя гнев Божий. "Пияницы..., – сказано, –
царствия Божия не наследят" (1Кор.6:10). Что же может
быть жалче этих людей, которые за краткое и гибельное
удовольствие извергаются из преддверий царствия? Но да
не будет, чтобы кто-либо из собравшихся здесь увлекся
этою страстию; напротив, чтобы все мы, проведши и
настоящий день со всяким любомудрием и целомудрием, и
освободившись от бури и волнения, которые обыкновенно
производит пьянство, вошли в пристань душ наших, т. е. в
пост, и могли в изобилии получить даруемые им блага. Как
невоздержность в пище бывает причиною и источником
бесчисленных зол для рода человеческого, так пост и
презрение (удовольствий) чрева всегда были для нас
причиною несказанных благ. Сотворив в начале человека, и
зная, что это врачество весьма нужно ему для душевного
спасения, Бог тотчас же и в самом начале дал
первозданному следующую заповедь: "от всякого древа, еже
в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и
лукавое, не снесте от него" (Быт.2:16–17). Слова: "это
вкушай, а этого не вкушай" заключали некоторый вид [1]
поста. Но человек, вместо того, чтобы соблюсти заповедь,
преступил ее; поддавшись чревоугодию, он оказал
преслушание и осужден был на смерть. Лукавый демон и
враг рода нашего, как увидел, что первозданный проводит
в раю беспечальную жизнь, и, облеченный плотию, живет на
земле как ангел, решился соблазнить и увлечь его к
падению обещанием еще больших благ, и таким образом
лишил его и того, чем он уже обладал. Вот что значит не
оставаться в своих пределах, но домогаться большего. На
это-то указывая, премудрый сказал: "завистию же диаволею
смертьвниде в мир" (Прем.2:24). Видел ты, возлюбленный,
как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри,
как и впоследствии божественное Писание постоянно
осуждает увеселения, и говорит – в одном месте: "и
седоша людие ясти и пити, и восташа играти" (Исх.32:6),
а в другом: "и яде и пияше [2], уты, утолсте... и
отвержеся возлюбленный" (Втор.32:15). И жители Содома
этим же, сверх прочих преступлений, навлекли на себя
неумолимый гнев Божий. Послушай, что говорит пророк:
"сие беззаконие Содомы... яко в сытости хлеба...
сластолюбствоваша" (Иез.16:49). (Этот порок) есть как бы
источник и корень всего худого.
3. Видишь вред от невоздержания?
Посмотри теперь на благотворные действия поста. Проведши
сорок дней в посте, великий Моисей удостоился получить
скрижали закона; когда же, сошедши с горы, увидел он
беззаконие народа, то бросил эти скрижали, полученные с
таким усилием, и разбил, почитая несообразным сообщить
заповеди Господни народу, пьянствующему и поступающему
беззаконно. Поэтому чудный этот пророк должен был
поститься еще сорок дней, чтобы удостоиться опять
получить свыше и принести (к народу) скрижали, разбитая
за его беззаконие (Исх.24:18). И великий Илия постился
столько же дней, и избег владычества смерти, вознесся на
огненной колеснице "как бы [3] на небо" и доныне не
испытал смерти (4Цар.2:1, 11), и муж желаний, много дней
проведши в посте, удостоился чудного того видения
(Дан.10:3); он же укротил ярость львов и обратил ее в
кротость овец (Дан.6:16–23, 14:30–39), не переменив
природы, но изменив расположение [4], между тем как
зверскость их оставалась та же. И ниневитяне постом
отклонили определение Господне, заставив поститься,
вместе с людьми, и бессловесных животных, и таким
образом, отставши все от злых дел, расположили к
человеколюбию Владыку вселенной (Ион.3:7). Но для чего
мне еще обращаться к рабам (можем ведь насчитать
множество и других, которые прославились постом и в
Ветхом и в Новом Завете), когда нужно указать на
всеобщего нашего Владыку? И сам Господь наш Иисус
Христос, после сорокадневного поста, вступил в борьбу с
диаволом и подал всем нам пример того, чтобы и мы тем же
постом вооружались и, приобретши чрез это силу, вступали
в борьбу с диаволом (Мф.4:2). Но здесь, может быть,
кто-либо с острым и живым умом спросит: почему Владыка
постится столько же дней, сколько и рабы, а не больше
их? Так сделано не просто и не напрасно, но премудро и
по неизреченному Его человеколюбию. Чтобы не подумали,
будто Он явился призрачно, и не принял на себя плоти,
или не имел природы человеческой, для этого Он постился
столько же дней, а не больше, и таким образом заграждает
бесстыдные уста охотникам до споров. Если и теперь,
когда уже так произошло, еще осмеливаются говорить это,
то чего бы не осмелились сказать, когда бы (Господь)
по-Своему предведению не отнял у них повода (к спорам)?
Поэтому Он благоволил поститься не больше, но столько же
дней, сколько и рабы, чтобы самым делом научить нас, что
Он облечен был такою же (как мы) плотию и не был чужд
нашей природы.
4. Итак, ясно стало нам, и из примера
рабов, и из примера самого Господа, что велика сила
поста и много пользы от него бывает душе. Поэтому прошу
любовь вашу, чтобы, зная пользу от поста, вы не лишились
ее по нерадению, и при его наступлении не печалились, но
радовались и веселились, согласно с словами блаженного
Павла: "аще... внешний наш человек тлеет, обаче
внутренний обновляется" (2Кор.4:16). В самом деле, пост
есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело,
так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет,
делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о
горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей
настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают
моря, а обремененные большим грузом затопают, так и
пост, делая ум наш более легким, способствует быстро
переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к
предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его
ничтожнее тени и сонных грез. Напротив, пьянство и
объядение, обременяя ум и утучняя тело, делают душу
пленницею, обуревая ее со всех сторон, и не позволяя ей
иметь твердую основу в суждении, заставляют ее носиться
по утесам и делать все ко вреду собственного своего
спасения. Не будем же, возлюбленные, беспечны в
устроении нашего спасения, но зная, сколько зол
проистекает от невоздержности, постараемся избегать
вредных от нее последствий. Роскошь воспрещена не только
в Новом Завете, где больше уже требуется любомудрия,
большие предлагаются подвиги, великие труды,
многочисленные награды и неизреченные венцы, но не
позволялась и в Ветхом, когда находились еще под тенью,
пользовались светильником и вразумляемы были понемногу,
как дети, питаемые молоком. И чтобы не думалось вам,
будто мы так осуждаем увеселения без основания,
послушайте пророка, который говорит: "люте приходящим в
день зол... спящим на одрех от костей слоновых и
ласкосердствующим на постелях своих, яду́щим ко́злища от
паств, и телцы млеком питаема от среды стад; ...пиющим
процеже́ное вино и первыми вонями мажущимся... яко
стояща мнеша, а не яко бежаща" [5] (Амос.6:3–6). Видите,
как обличает пророк роскошь, и притом говоря иудеям,
бесчувственным, неразумным, ежедневно предававшимся
чревоугодию? И заметьте точность выражений: обличив их
неумеренность в пище и употреблении вина, он потом
присовокупил: "яко стояща мнеша, а не яко бежаща",
показывая этим, что наслаждение (пищею и вином)
ограничивается только гортанью и устами, а дальше не
простирается.
Удовольствие кратковременно и
непродолжительно, а скорбь от него постоянна и
бесконечна. И это, говорит, зная по опыту, они все "яко
стояща мнеша", т. е. считали постоянным, "а не яко
бежаща", т. е. улетающим и ни на минуту не
останавливающимся. Таково ведь все человеческое и
плотское: не успеет появиться – и улетит. Таково
веселие, такова слава и власть человеческая, таково
богатство, таково вообще благополучие настоящей жизни;
оно не имеет в себе ничего прочного, ничего постоянного,
ничего твердого, но убегает скорее речных потоков, и
оставляет с пустыми руками и ни с чем тех, которые
прилепляются к этому. Напротив, духовное не таково: оно
твердо и непоколебимо, не подлежит переменам и пребывает
вечно. Как же было бы безрассудно менять непоколебимое
на колеблющееся, вечное на временное, постоянно
пребывающее на скоропреходящее, доставляющее великую
радость в будущем веке на то, что уготовляет нам там
великое мучение? Размышляя обо всем этом, возлюбленные,
и дорожа своим спасением, презрим бесплодные и гибельные
увеселения; возлюбим пост и всякое другое любомудрие,
покажем великую перемену в жизни и каждый день будем
спешить к совершению добрых дел, чтобы, в течение всей
святой четыредесятницы, совершив духовную куплю и собрав
великое богатство добродетели, нам таким образом
удостоиться достигнуть и дня Господня [6], с
дерзновением приступить к страшной и духовной трапезе, с
чистою совестию быть причастниками неизреченных и
бессмертных благ и исполниться небесной благодати, по
молитвам и ходатайству благоугодивших Самому Христу,
человеколюбивому Богу нашему, с Которым Отцу со Святым
Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки
веков. Аминь.
Примечание
1. (εἰκὼν)
2. "Ἔφαγε καὶ ἔπιε καὶ ἔλιπάνθη καὶ
ἐπαχύνθη, καὶ ἀπελάκτισεν ὀ ἠγαπημένος" вместо обычного
чтения здесь у 70, не исключая и Лукианов. списков: "καὶ
ἔφαγεν Ιακωβ καὶ ἐνεπλήσθη, καὶ ἀπελάκτισεν ὀ ἠγαπημένος
ελιπάνθη, ἐπαχύνθη..." "и яде́ Иаков и насытися, и
отвéржеся возлю́бленный: уты́, утолсте́".
3. ὠς εἰς τὸν οὐρανὸν, согласно с
переводом 70-ти; в еврейско-масоретском тексте нет
чего-либо, соответствующего этому "как бы".
4. (προαίρεσιν)
5. В таком порядке, отступающем от обычного
греческого текста, читается это место по изданию Миня.
6. Κύρια ἡμέρα, праздник Пасхи
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|