Ходить ли на кладбище на Пасху?
Каждый год в день Воскресения Христова
тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать
могилы и помянуть своих умерших родственников.
Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в
первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение
усопших положено по церковному уставу.
Традиция почитать могилы предков
восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в
книге "Капитолийская волчица" рассказывает о том, что
римляне хоронили своих усопших родственников за городом
по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий
должен остановиться возле могилы и прочитать
назидательную эпитафию, многие из которых начинались
словами: "Остановись, прохожий". Считалось, что чем
больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем,
тем счастливее будет его загробная судьба.
Обычаю почитания усопших первые
христиане в буквальном смысле слова обязаны своим
выживанием. Римская империя не позволяла создавать
общественных организаций или групп за исключением
погребальных коллегий, члены которых заботились о
достойном захоронении друг друга. Вот последователи
новой религии и стали собираться в катакомбах, где до
сих пор можно найти христианские символы. Некоторые
исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую
надпись:
SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS
При пересечении слово "tenet" дает
изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам.
Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и
традиция осуждения трапез на могилах как остатков
языческих суеверий.
Блаженный Августин в своей "Исповеди"
рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника,
благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища
с приношениями:
"Однажды, по заведенному в Африке
порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и
чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это
запрет епископа, она приняла его распоряжение так
послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко
она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о
его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж
благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно
справлял его, - не надо давать пьяницам случая
напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти
своеобразные поминки очень напоминали языческое
суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него:
она выучилась приносить к могилам мучеников вместо
корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых
обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там
причащались Тела Господня; подражая ведь страстям
Господа, принесли себя в жертву и получили венец
мученики".
***
Читайте также по теме:
***
Как видим, традиция посещения могил в
определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с
самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших
не превращалось в свинство. Если открыть тексты
древнерусских проповедников, то они удивительно похожи
на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые
можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.
С глубокой же древности Церковь боролась
с излишним почитанием христианами усопших. Историк
Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе
Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову
Люциллу за то, "что она, по своему обычаю, прежде
принятия святых Тайн, целовала кость какого-то
сомнительного мученика".
Этот эпизод почти вплотную подводит нас
к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма.
Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она
предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это
замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова
Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.
Обратимся к историческим
примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века,
которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика
есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное
приветствие:
"В 6971 (1463) году в Печерском
монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне
Александровиче и при брате его князе Михаиле, при
архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал
некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий
день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до
места, которое называется Община, то, покадив, сказал:
"Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день".
И прогремело в ответ как гром мощный: "Воистину воскрес
Христос"".
Этот отрывок иногда используют в
качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху.
Однако в этой истории есть несколько существенных
уточнений.
Во-первых, в Киево-Печерской лавре до
сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены
преподобные отцы. Разумеется, там совершается
богослужение и на Светлой седмице, но никто не
рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог
кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал
никакого заупокойного поминовения, а просто пришел
покадить почивших иноков и поздравить их с праздником
Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог "не
Бог мертвых, но Бог живых". В-третьих, инок не устраивал
в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы
стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко.
Иными словами, в его действиях не было ничего из того,
что устраивают некоторые наши сограждане на могилах
близких на Пасху.
Церковь говорит о нежелательности
посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то
против наших усопших родственников, а потому, что
церковный устав предоставляет множество других дней для
посещения кладбищ и заупокойных молитв.
Знаток церковного устава,
священноисповедник Афанасий Сахаров, епископ Ковровский,
в своей книге о православном обряде погребения так пишет
об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: "В этот день,
как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о
своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти".
Напомним, что на пасхальном богослужении
читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста,
где в частности говорится о том, что Христос упразднил
"смерти жало". Посещать в этот день кладбище, значит, не
верить в Воскресение Христово.
Митрополит Сурожский Антоний Блум
однажды заметил, что "кладбище – это не место, где
складывают трупы, а место, где ждут Воскресения". Для
покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и
Страстная седмица, так что человек должен радоваться
после такого сложного пути.
Конечно, если человек после пасхальной
службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище,
прибрать могилку и спеть тропарь "Христос воскресе из
мертвых", он не согрешит, но ведь большинство людей
отправляются на кладбище вместо посещения храма.
Воскресение Христово. Мозаика монастыря Осиос Лукас,
XI век
У того же святого Афанасия Сахарова есть
прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об
усопших и в день святой Пасхи: "О смерти и о мертвых,
правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый
день... праздников праздник и торжество из торжеств,
гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в
Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти
смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее
исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во
гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не
должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо
гласном поминовении не только усопших, но и живых".
Иными словами, христианин в случае
пламенного желания сходить на кладбище именно на Пасху
или при невозможности сделать это в другой день, может
посетить могилы родственников. Так было в советское
время, когда посещение кладбищ являлось вынужденной
мерой из-за малого числа храмов, но, боюсь, большинство
наших соотечественников идет в Светлое Христово
Воскресенье на могилы совсем не для того, чтобы
поделиться пасхальной радостью с родственниками.
Я лично знаю людей, которые ходят на
Пасху на могилу своего отца и мужа только для того,
чтобы вылить туда стакан водки, поскольку "покойный
очень любил выпить". Делать так – значит, перестать быть
христианином, превратившись в странного последователя
культа активных мертвых, которые после смерти продолжают
есть, пить или "носить штаны".
Андрей Зайцев
Нескучный сад - 04.05.2013.
Фото: Екатерина Степанова
***
Читайте также по теме:
|