Толковый православный молитвослов. Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы
Часы Святой Пасхи и всей Светлой седмицы:
Во всю Светлую (Пасхальную) седмицу
вместо утренних и вечерних молитв поются (или читаются -
но, как легко убедиться, особенность этой седмицы в том,
что, по возможности, все поется!) Пасхальные часы.
Сошествие
Христа во ад. Икона, XIII в. Монастырь святой Екатерины
на Синае
Содержание толкового молитвослова:
***
Читайте также по теме:
- Объяснение церковных молитв детям - Азбука Веры
- Словарь православных гимнографических терминов (значение слов акафист, глас, икос, кондак, канон, тропарь и пр.)
- Словарь церковно-славянских слов, встречающихся в молитвах
- Полный православный молитвослов (формат pdf)
- "Православные акафисты" - сборник акафистов
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе "Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым, молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак, молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке,
молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
***
Христос воскресе из мертвых, смертию
смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).
Также трижды:
Воскресение Христово видевше, поклонимся
Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту
Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое
поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не
знаем, имя Твое именуем. Придите вси вернии, поклонимся
святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом
радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем
Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть
разруши.
Разве Тебе - кроме Тебя. Се бо прииде -
ибо вот, пришла.
Разве Тебе иного не знаем, имя Твое
именуем… - слова Священного Писания: Господи, разве Тебе
иного не вемы; имя Твое именуем (Ис.26:13;
см. также 5-ю песнь канона ко Причащению).
***
Воскресение Твое поем и славим: Ты бо
еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое
именуем…
"Этим выражается чувство совершенного
упокоения в Спасителе. И как оно естественно, особенно
ныне!.. В воскресшем Иисусе Христе человек - беднейший
странник на земле - избавлен от греха, ада, смерти,
диавола, усыновлен Богу, почтен обожением естества
своего… Если уничтожено проклятие и грех, если попрана
смерть, если разрушен ад и стерта глава исконного врага,
- то чего еще опасаться? Если столько явлено сил, - то
сократит ли после этого Господь Свою благодеющую
десницу?"
Святитель Феофан Затворник
***
Читайте также по теме:
***
Предварившия утро яже о Марии, и
обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во
свете присносущем Сущаго, с мертвыми что ищете яко
человека? Видите гробныя пелены; тецыте и миру
проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко
есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Предварившия утро - пришедшие до
рассвета. Яже о Марии - те, которые были с Марией
(спутницы Марии). Слышаху - услышали. Тецыте - бегите,
спешите. Проповедите - возвестите. Яко есть - ибо Он.
***
"Слышим в Пасхальном каноне глас
Ангела женам-мироносицам: Тецыте и миру проповедите, яко
воста Господь, умертвивый смерть. Глас Ангела в
отношении к нам значит: живите так, чтобы вся ваша жизнь
была единым словом: ”Христос воскресе!” и чтобы, смотря
на вас, весь мир и христианский, и не христианский
сказал: воистину Христос воскресе, потому что видимо
живет в том или другом, видимо силы деются о Нем. Нужно
ли объяснять еще, что в основании такой жизни лежит
ревность о славе Воскресшего Господа через подражание
Ему и усвоение себе силы Его воскресения".
Святитель Феофан Затворник
***
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне,
но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко
Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый:
радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй
воскресение.
Аще - хотя. Вещавый - сказавший.
Во гробе плотски, во аде же с душею яко
Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси,
Христе, со Отцем и духом, вся исполняяй, Неописанный.
Вся исполняяй - все Собой исполняя.
Неописанный - несказанный (не поддающийся описанию).
Тропарь в самых кратких словах дает
поразительный образ полноты Божества - Христос,
неразлучно пребывающий с Отцем и Духом, покоится телом
во гробе, сходит душою во ад и изводит души праведных, и
по неложным Своим словам разбойнику, ныне же пребывает с
ним в раю (Лк.23:43)
- и, наполняя Собою все, приводит Вселенную к полноте,
исполняет дело спасения.
Апостол Павел, приводя стих псалма,
говорит: Сказано: вошед на высоту, пленил плен и дал
дары человекам (Пс.67:19).
А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил
прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же есть
и восшедший превыше всех небес, дабы исполнить все (Еф.4:8-10).
Слава:
Яко Живоносец, яко рая краснейший,
воистинну и чертога всякаго царскаго показася
светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего
воскресения.
И ныне:
Вышняго освященное Божественное селение,
радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим:
благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Краснейший - прекраснейший. Вышняго -
Всевышнего. Селение - жилище.
Яко Живоносец, яко рая краснейший…
Гроб Христов предстает пред нами носителем Жизни
(Живоносцем), прекраснейшим, чем рай, сверкающим более,
чем любой царский чертог! (Обратите внимание: подлежащее
в этом предложении - то, о чем говорится - это именно
гроб Христов, "Христе" - обращение, мы говорим Христу о
Его гробе)
Господи, помилуй (40 раз).
Слава, и ныне:
Честнейшую Херувим и славнейшую без
сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую,
сущую Богородицу Тя величаем.
Христос воскрес из мертвых, смертию
смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).
В дни Пасхальной седмицы и даже вплоть
до отдания Пасхи перед трапезой поется (или читается)
тропарь Пасхи, а после трапезы - задостойник Пасхи.
Задостойник (припев и ирмос 9-й песни
Пасхального канона):
Ангел вопияше Благодатней: Чистая
Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе
трихдневен от гроба, и мертвых воздвигнувый; людие,
веселитеся.
Светися, светися, новый Иерусалиме,
слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися,
Сионе; Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании
Рождества Твоего.
Вопияше - возгласил. Паки реку - я
повторю. Красуйся - радуйся, наслаждайся. Рождества
Твоего - Рожденного Тобою.
Светится, светится, новый Иерусалиме…
Под новым Иерусалимом разумеется новозаветная Церковь
Христова. Ликуй ныне и веселися, Сионе… Под Сионом (гора
на южной стороне Иерусалима, где был дом царя Давида, а
в последствии и горница Тайной вечери, и сошествие
Святого Духа на апостолов) в Новом Завете, по толкованию
блаженного Иеронима, разумеются святые: они, стоя на
вершине добродетелей, образуют собою Сион, о котором
сказано: Основание его на горах святых. Господь любит
врата Сиона более всех селений Иакова (Пс.86:2).
Эта молитва читается в храме в среду и
пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу,
кроме суббот и воскресений (если точно следовать уставу,
она также читается в некоторые дни и других многодневных
постов). Великим постом (в седмичные) ее непременно
следует включать в свое келейное правило; наиболее
естественно - в конце утренних и вечерних молитв, а при
возможности и среди дня.
Господи и Владыко живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь
ми (Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми рабу Твоему (Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен
еси во веки веков, аминь (Земной поклон).
Живота моего - жизни моей. Любоначалия -
властолюбия, любви к начальствованию над людьми. Зрети -
видеть.
Боже, очисти мя грешнаго (12 раз и
столько же малых - поясных - поклонов.)
И потом всю молитву: Господи и Владыко
живота моего… (и один земной поклон по окончании.)
Цитировано по:
"Как научиться понимать молитвы?".
-М.: "Отчий дом", 2007
Азбука веры
***
|