Амвросий Медиоланский. О таинстве Пасхи
Амвросий Медиоланский (340-397) –
миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из
четырёх великих латинских учителей Церкви. Учитель блаженного Августина.
***
Содержание
Таинство Пасхи доставляет всем верующим
во Христа, возрожденным верою, каждогодно возвращающуюся
радость и славу блаженства веры, хотя священное имя её
происходит от страдания самого Спасителя, как видно из
слов блаженнаго Апостола: "ибо пасха наша за ны пожрен
бысть Христос" (1Кор. 5:7). Поелику Христос, приняв
человеческое тело, для того и посвятил себя, в таинстве
Пасхи, на страдание, чтобы всякий, получивший чрез веру
участие в сем даре, по справедливости мог почесться
достойным участия и в блаженстве Господа.
С Пасхою действительно начинается год,
наступает первый месяц, снова возраждаются растения, и,
по прошествии ночи страшной зимы, возобновляется
приятность первобытной весны. В сие-то, как думаю, время
Бог, Создатель видимого и невидимого, утвердив землю и
повесив небо, осветил день лучами солнечнаго света, дал
сияние луне в утешение ночи, украсил висящий свод неба
блеском сияющих звезд, заключил море в известных
границах берегов, воспретил стремлению глубокой и шумной
волны преступать назначенные пределы, и украсил вид
земли лесистыми холмами и высокими горами, так что
ровная поверхность земли, скрываясь вдали от взора очей,
делает красоту полей для смертных приятною.
Человеку, котораго Бог благоволил
создать особенным образом, получил назначение быть
владыкою земной твари с тем, чтобы сам повиновался
Божественным постановлениям, и исполнял волю только
Того, Кто из ничего поставил его владыкою над столь
многочисленными тварями. Но он в самом начале, возжелав,
не по неведению, но по зависти, сделаться, вопреки своей
природе, выше, нежели каковым по благодати Божией
сотворен был, лишился благодати, которую даровала ему
любовь Творца. И преступник за вожделение того, чем
обольщал его диавол, тотчас подвергшись осуждению на
смерть, распространил (оное) и на имевшее произойти от
него потомство, так что в сем случае совершенно
исполнилось Божественное изречение: "завистию диаволею
смерть вниде в мир" (Прем. 2:24). Таким образом, по
причине грехопадения, диавол получил державу смерти над
всеми грешниками, и овладел всеми удалившимися от Бога,
связав их узами греха, и заключив в темнице смраднаго
тартара.
Скорбя о погибели их, Бог, по
божественному смотрению, не Пророка послал, не раба, и
не Ангела невидимого, но, приняв истинную человеческую
плоть, сам пришел и обитал с человеком, чтобы дать
смертным образец святаго жития, и примером своей смерти
и своего воскресения явить временным, верующим в Него,
жизнь вечную. Ибо как неверие и идолослужение заключили
вход на небо, так вероломство низвергло вероломных в
бездну ада, где диавол царствовал над ними чрез смерть,
муча их, до пришествия Спасителя Господа Иисуса Христа,
до тех пор, пока Он, соединив существо человеческой
плоти с Богом, не предал непорочнаго тела смерти.
Непричастный греху Христос, сошед в преисподняя тартара,
сокрушил вереи и врата адовы, и, разрушив владычество
смерти, воззвал связанныя грехом души из челюстей
диавола к жизни, и – Божественное торжество начертано
вечными буквами Писания, говорящаго: "где ти смерте
жало? где ти аде победа" (1Кор. 15:55)? Разсуждая о сем
блаженстве возстановленаго спасения, Павел говорит: как
чрез Адама вошла в сей мир смерть, так чрез Христа
возвращено миру спасение (1Кор. 15:22), и в другом
месте: "первый человек от земли перстен: вторый человек
с небесе небесен"(1Кор. 15:47), и присовокупляет: "якоже
облекохомся во образ перстнаго", т. е., ветхаго
греховнаго человека, "да облечемся во образ небеснаго"
(1Кор. 15:49), т. е., да получим спасение воспринятаго,
искупленнаго, обновленнаго и очищеннаго во Христе
человека; потому что тот же Апостол говорит, что
"начаток", то есть, выновник воскресения и жизни, –
"Христос, потом же" – "Христовы"(1Кор. 15:23), то есть,
те, которые, подражая в жизни чистоте Его, достигнут
надежды воскресения Его, чтобы получить с Ним
обетованную небесную славу, как говорит сам Господь в
Евангелии. Ибо кто, говорит Он, последует Мне, тот не
погибнет, "но прейдет от смерти в живот" (Иоан. 5:24).
Таким образом страдание Спасителя есть спасение
человеческой жизни. Ибо Он для того восхотел умереть за
нас, чтобы мы, веруя в Него, жили вечно; для того Он
восхотел быть на время тем, что мы, чтобы мы, получив
обещанную Им вечность, вечно с Ним пребывали.
***
Воскресение Христово. Пасха
История праздника "Воскресение Христово" (Пасха), его значение, богослужение,
иконография, проповеди на Пасху, праздничные рецепты и многое другое...
Все о празднике "Воскресение Христово. Пасха" - раздел публикаций, посвященный празднику
Пасхальные рецепты:
Проповеди:
***
Таинство Пасхи доставляет всем верующим
во Христа, возрожденным верою, каждогодно возвращающуюся
радость и славу блаженства веры, хотя священное имя её
происходит от страдания самого Спасителя, как видно из
слов блаженнаго Апостола: "ибо пасха наша за ны пожрен
бысть Христос" (1Кор. 5:7). Поелику Христос, приняв
человеческое тело, для того и посвятил себя, в таинстве
Пасхи, на страдание, чтобы всякий, получивший чрез веру
участие в сем даре, по справедливости мог почесться
достойным участия и в блаженстве Господа.
Такова, говорю, благодать небесных
таинств! Таков дар Пасхи! Такова вожделенная приятность
года! Таково начало рождения вещей! Отсюда младенцы,
рожденные в животной бане святой Церкви, будучи
возрождены, с детскою простотой играют в глубине
невинной совести. Отсюда чистые отцы и целомудренныя
матери получают новое безчисленное поколение по вере.
Отсюда под древом веры от чрева непорочнаго источника
блистает красота светильников. Отсюда (люди) освящаются
даром заслуги небесной, и насыщаются торжественным
празднеством небеснаго таинства. Отсюда люди, составляя
один народ, как братья, воспитанные на лоне блаженной
Церкви, чтя единое по существу Божество и триединое имя
силы (et virtutis triunum nomen), воспевают с Пророком
песнь ежегоднаго празднества: "сей день, егоже сотвори
Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Псал.
117:24). Какой, говорю, это день? Тот самый, который
доставил нам начальник жизни, источник света, виновник
просвещения, то есть, сам Господь Иисус Христос,
сказавший о себе: "Аз есмь день: кто ходит во дни, не
поткнется" (Иоан. 11:9), то есть, кто во всем следует
Христу, тот по следам Его дойдет до престола вечнаго
света, как и сам Он, будучи еще в теле, молился о нас
Отцу, говоря: "Отче, хощу, да идеже есмь Аз, и тии, т.
е., уверовавшие в Меня, будут со Мною" (Иоан. 17, 24): "якоже
Ты во Мне, и Аз в Тебе, так да и тии в нас будут" (Иоан.
17, 21). – Вот, говорю, день радости и веселия, в
который, достигнув обещанной совершенной славы, мы,
народ, поистине святый, еще в сем веке, подобно Ангелам,
воспеваем с Пророком Господу таинство будущей хвалы:
"сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и
возвеселимся в онь" (Псал. 117:24), – Господь, то есть,
виновник возстановления, искупления, и вечной жизни,
Господь Иисус Христос, Который есть Царь царствующих и
Господь господствующих, без начала и без конца
царствующий в Отце со Святым Духом, ныне и всегда, и во
веки веков. Аминь.
Амвросий Медиоланский, святитель
Цитировано по:
Святаго Амвросия епископа Медиоланскаго
О таинстве Пасхи. Журнал "Христианское
чтение, издаваемое при Санктпетербургской
Духовной Академии". - 1841 г. - Часть
II. - С. 40-47
Азбука веры
***
Молитва святителю Амвросию Медиоланскому:
- Молитва святителю Амвросию Медиоланскому.
Святитель Амвросий - яркая звезда Православного
Запада: образованнейший муж, мудрейший праведник
и церковный писатель, благотворитель, гимнограф и
апологет. Обладал даром исцелений. Покровитель
учителей и миссионеров, певчих. К нему обращаются за
помощью о вразумлении сектантов и неверующих, в
нужде и болезнях (особенно детских), для преодоления похоти и сохранения девства.
***
Акафист святителю Амвросию Медиоланскому:
Канон святителю Амвросию Медиоланскому:
- Канон святителю Амвросию Медиоланскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Амвросие Медиоланском:
Труды святителя Амвросия Медиоланского:
|