Амвросий Медиоланский. Слово на Святую Пасху
Амвросий Медиоланский (340-397) -
миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из
четырёх великих латинских учителей Церкви. Учитель блаженного Августина.
***
"Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в онь" (Пс. 117, 24).
Братья! Весьма справедливо к настоящему
дню применимы эти псаломские слова, которыми святой
пророк призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой
подвизает всех тварей к совокупному торжествованию
нынешнего дня: ибо в этот день Воскресением Иисуса
Христа заключается ад, отверзается Небо, побежденный ад
возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай,
телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к
живым. В этот день ад отпускает своих узников в Горние
селения, земля препровождает погребенных своих на
Небеса, Небо представляет ко Господу тех, которых
восприяло.
Воскресение Господа нашего для умерших
есть жизнь, для грешников - отпущение, для святых -
слава. Поэтому-то святой Давид подвизает всякое создание
и всю тварь к радостнейшему торжествованию настоящего
дня, говоря: "Сей день, егоже сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в онь!"
***
Воскресение Христово. Пасха
История праздника "Воскресение Христово" (Пасха), его значение, богослужение,
иконография, проповеди на Пасху, праздничные рецепты и многое другое...
Все о празднике "Воскресение Христово. Пасха" - раздел публикаций, посвященный празднику
Пасхальные рецепты:
Проповеди:
***
Сей День все проникает и освещает, небо
и землю и преисподнюю объемлет: ибо Свет Христов не
заграждается стенами, не разделяется стихиями, не
помрачается тьмою. Свет Христов есть день без вечера,
день бесконечный: он всюду блещет, везде освещает, ничто
от него не укрывается. И что еще сказать? День тот есть
Сам Христос, как говорится у Апостола: "нощь убо прейде,
а День приближися" (Рим. 13, 12): ночь прошла, говорится
(а не последует), чтобы мы разумели, что с приближением
Света Христова и диавольская тьма прогнана, и неведение
грехов прешло, и что настоящим светосиянием прежние
умозаблуждения истреблены, и обольстительное нечестие
прекращено. Что этот День (разумеется - Христос)
освещает Небо, землю и преисподнюю, об этом
свидетельствует Священное Писание: "Бе Свет истинный, И
же просвещает всякого человека, грядущаго в мир" "(Ин.
1, 9). Что этим Днем освещается самый тартар, О том мы
читаем у пророка: "Живущий во стране и сени смертней,
Свет возсияет на вы" (Ис. 9, 2). А что этот День сияет
на Небеси, о том читай у пророка Давида: "Положу в век.
века семя Его, и Престол Его яко Дние. Неба"(Пс. 88,30).
Кто же есть День Неба, как не Христос
Господь? (Пс. 18, 3). Он есть День Сын, Которому День
Отец открывает таинство Божества Своего; Он есть День, о
Котором пишется (у Соломона): "Аз сотворих, да возсияет
на Небеси Свет непрестанный..." И так как за Днем Неба
никогда не последует ночь, то и по явлении правды
Христовой тьма грехов исчезает. Так как День всегда
сияет и не может быть объят никакою тьмою, то и Свет
Христов сияет и не покрывается никакою темнотою грехов.
Потому евангелист Иоанн и говорит: "Свет во тьме
светится, и тьма Его не объят" (Ин. 1, 5).
Итак, в Воскресении Господа нашего все
стихии соторжествуют. В этот день и само солнце (думаю
я) бывает яснее обыкновенного: подобает, чтобы и солнце
при Воскресении Его возрадовалось, поскольку оно при
страдании Его покрыто было мраком сетования.
Поэтому, братья, все да возрадуемся в
этот Святой День! Пусть никто не" исключает себя из
общей радости, будучи обличаем совестью грехов своих;
пусть никто не избегает торжественнейших молитвословий,
будучи отягчаем множеством беззаконий своих. В настоящий
день грешник должен быть благонадежен в прощении грехов:
поскольку он имеет великое поручительство в Том, чрез
Кого разбойник удостоился рая.
И как христианину не надеяться на
прощение грехов? Если при распятии Христос Спаситель
помиловал того разбойника, то как Он не помилует
христианина по Воскресении? И если смиренный Страдалец
оказал столько милости кающемуся, то какую милость
окажет Воскресший во славе - просящему! Аминь.
Амвросий Медиоланский, святитель
Цитировано по:
Церковная проповедь на двунадесятые
праздники.
Слова, беседы и поучения святых
отцов и учителей Церкви".
Ч. 1, Киев, 1904, - С. 36-39.
Дано в сокращении.
Азбука веры
***
Молитва святителю Амвросию Медиоланскому:
- Молитва святителю Амвросию Медиоланскому.
Святитель Амвросий - яркая звезда Православного
Запада: образованнейший муж, мудрейший праведник
и церковный писатель, благотворитель, гимнограф и
апологет. Обладал даром исцелений. Покровитель
учителей и миссионеров, певчих. К нему обращаются за
помощью о вразумлении сектантов и неверующих, в
нужде и болезнях (особенно детских), для преодоления похоти и сохранения девства.
***
Акафист святителю Амвросию Медиоланскому:
Канон святителю Амвросию Медиоланскому:
- Канон святителю Амвросию Медиоланскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Амвросие Медиоланском:
Труды святителя Амвросия Медиоланского:
|