Этапы (календарь) Великого поста с разъяснениями
Приуготовив верующих к подвигам поста и
покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения
Великого поста, как и богослужения подготовительных к
нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию,
изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих
грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения
великопостных богослужений: в седмичные дни Великого
поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не
совершает полной литургии, этого самого торжественного и
праздничного христианского богослужения. Вместо полной
литургии по средам и пятницам служится литургия
Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб
изменяется сообразно со временем. В седмичные дни почти
прекращается пение, предпочитается чтение из
ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все
церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина
с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и
девятый часы соединяются с вечерней для указания
времени, до которого должен простираться дневной пост.
Календарь
Великого поста (рисунок с хорошим разрешением и
качеством - 4961х3509 - открывается
тут)
Святая Четыредесятница и ее богослужения
начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное
воскресенье называется еще в просторечии Прощеным
воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день
бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Чин прощения совершается так: на солею
выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией
Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и
лобызает их, затем он обычно произносит слово,
испрашивает прощения своих грехов у причта и народа,
говоря: "Благословите мя, отцы святии и братия, и
простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день
и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и
всеми моими чувствы". При этом он творит общий земной
поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также
земным поклоном, говоря: "Бог простит ти, отче святый.
Прости и нас, грешных, и благослови". Затем настоятель
берет напрестольный Крест, и все священнослужители в
порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое,
подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его,
держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них
подходят миряне, прикладываются к святым образам и
Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.
Во время обряда прощения принято петь
"Покаяния отверзи ми двери", "На реках вавилонских" и
другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют
также при этом и стихиры Пасхи, до слов "и тако возопим"
включительно (в последней стихире).
Сообразно со словами Евангелия,
читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним
согрешения и примиряться со всеми, в древние времена
пустынники египетские собирались в последний день сырной
седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга
прощение и благословение, при пении пасхальных стихир,
как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили
по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в
продолжение Четыредесятницы и собирались снова только
уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому
древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви
в знак примирения и прощения молятся об умерших и
посещают друг друга в сырную седмицу.
***
Читайте также по теме:
Великий пост:
Фильмы о Великом посте:
Великопостное богослужение:
Рецепты постных блюд:
***
Первая седмица Великого поста отличается
особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к
благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь
на первой седмице совершает богослужения
продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по
четверг на великих повечернях читается покаянный канон
святого Андрея Критского
(+ 712). Канон этот назван
Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем
заключенных, так и по количеству содержащихся в нем
тропарей - около 250 (в обычных канонах нх около 30).
Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на
четыре части, по числу дней.
В среду и четверг к Великому канону
прибавляется несколько тропарей в честь преподобной
Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого
духовного падения к высокому благочестию.
Великий канон завершается тропарями в
честь его творца - святого Андрея Критского.
В понедельник или вторник первой седмицы
после утрени или часов священник в епитрахили читает
прихожанам "Молитвы в начале поста Святыя
Четыредесятницы", положенные в Требнике.
В субботу первой седмицы Церковь творит
воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником
Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским
христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике
(+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой,
явившись архиепископу Константинопольскому, повелел
употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной
тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах
пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в
пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по
заамвонной молитве и молебном пении великомученику
Феодору.
Во многих храмах в пятницы или по
воскресеньям совершается умилительный богослужебный
обряд, именуемый пассией (от лат. passio - страдание).
Он введен в церковное употребление при митрополите
Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на
повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в
первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую
седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях
Христовых, пения песнопений Страстной седмицы - "Тебе,
одеющагося светом, яко ризою", "Приидите, ублажим Иосифа
приснопамятнаго" и других - и поучения. О пассиях в
Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые
помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году
архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским.
В конце описания чина сказано: "Сия вся воспоминаются по
совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение
Церкви Святыя Православныя подаются".
Первая Неделя (воскресенье) Великого
поста называется иначе Неделей, или торжеством,
Православия. В этот день совершается воспоминание
торжества Православия, установленного в Византии в
первой половине IX века в память окончательной победы
Православной Церкви над всеми еретическими учениями,
возмущавшими Церковь, особенно над последней из них -
иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в
787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение,
называемое чином Православия. Чин этот составлен
Мефодием, патриархом Константинопольским (842 - 846).
Победа Православия первоначально была отпразднована в
первую Неделю Великого поста, и, таким образом,
основание празднования в этот день торжества Православия
историческое.
Чин Православия состоит в основном из
молебного пения и совершается в кафедральных соборах
после прочтения часов пред литургией или после литургии
на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией
Матери.
Вторая седмица и воскресенье Великого
поста называются седмицей и Неделей светотворных постов:
Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся
и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья
наряду с сокрушением о греховном состоянии человека
восхваляется пост как путь к такому внутреннему
благодатному озарению.
Православное учение о посте с особенной
силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу
святого Григория Паламы, архиепископа Солунского,
чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий
подвижник Афона, известен как защитник Православия и
обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского
монаха, отвергавшего православное учение о благодатном
свете, просвещающем внутреннего человека и иногда
открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого
озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами
самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в
Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама,
названный сыном Божественного света, обличил еретиков и
защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым
озаряются подвижники, достигающие такого озарения
посредством молитвы и поста.
Церковная служба в честь святого
Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем,
патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон -
Геннадием Схоларием (XV в.).
Третья Неделя Великого поста называется
Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь
прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной
смерти Спасителя.
Значение Креста Христова для
подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных
песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно
сеннолиственному дереву, дающему густую тень и
доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику,
Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим
прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов,
как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к
радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест
Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды
Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая.
Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно
напоминают нам о приближающемся светлом празднике
Воскресения Христова.
Кроме прославления Святого Креста, на
котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении
четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская
гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево
смирение.
Начиная со среды Крестопоклонной седмицы
на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды
произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению
(крещению).
В богослужении четвертой Недели
(воскресенья) Церковь предлагает высокий пример
постнической жизни в лице подвижника VI века
преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет
подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении
"Лествица рая" изобразившего путь постепенного
восхождения человека к духовному совершенству по
лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей
славе. Таких степеней в "Лествице" указано 30, по числу
лет земной жизни Спасителя до Его вступления на
общественное служение роду человеческому.
В четверг пятой седмицы на утрени читают
весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и
Житие преподобной Марии Египетской (V - VI вв.) из
бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту
совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным
ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе
Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно
совершается в среду вечером. Житие разделяется при
чтении на две части: одна часть читается после кафизм,
вторая - по третьей песни канона. Житие преподобной
Марии составил святой Софроний, патриарх Иерусалимский
(638 - 644), а святой Андрей Критский, присланный от
патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI
Вселенский Собор (680 - 681), принес Житие святой Марии
вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и
Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на
утрени установлено на этом Соборе.
В среду пятой седмицы на вечерне,
относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на
"Господи, воззвах", поются 24 покаянных стихиры Великого
канона - творение святого Андрея Критского. Все стихиры
имеют окончание: "Господи! Прежде даже до конца не
погибну, спаси мя".
В четверг ради чтения Великого канона
совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон
бывает в "красныя", то есть не великопостный.
Суббота пятой седмицы называется
Субботой Акафиста, а сама служба получила название
"Похвалы Пресвятой Богородицы". В этот день на утрени
читается Акафист с греч. - неседальное (разумеется
пение) Божией Матери в память Ее заступления и
избавления Константинополя в дни поста от нашествия
иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов
составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков,
в которых воспеваются события Рождества Господа и
Благовещения Пречистой Богородицы.
В пятое воскресенье Великого поста
Церковь воспоминает и прославляет святую Марию
Египетскую.
В песнопениях канона на эту Неделю, а
также в богослужении седмичных дней следующей седмицы -
ваий раскрывается евангельская притча о богатом и
Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию,
которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает
верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача,
ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие
Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание
со святостью и милосердием.
В субботу шестой седмицы - ваий Церковь
воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом
Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.
Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил
Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и
всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении
умерших в день Суда Божия.
Неделя ваий посвящена воспоминанию
торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел
для страданий и Крестной смерти. Это событие описано
всеми евангелистами: (Мф.21:1-11); (Мк.11:1-11);
(Лк.19:29-44); (Ин.12:12-19). Этот праздник называется
Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в
просторечии у русских также Вербным воскресеньем от
обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые
у нас вербами.
Начало праздника восходит к глубокой
древности. Первое указание на праздник - в III веке
принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (+
312), оставившему поучение на этот день. В IV веке
праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский,
совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов
IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII -
IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн
Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император
византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул
прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет
Православная Церковь.
Праздник Входа Господня в Иерусалим
принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями
поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя
он и не имеет дней предпразднства, подобно другим
двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей
седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и
тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.
В пятницу седмицы ваий заканчивается
пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из
стихир на "Господи, воззвах" поется: "Душеполезную
совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти
Твоея просим видети, Человеколюбче".
Лазарева суббота и Вербное воскресенье
служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.
Православие.Ru
- 18.02.2007.
|