Как провести Страстную седмицу
Страстная седмица самая важная часть
Великого поста. Даже если вспомнить, как праздновали Пасху
христиане первых веков, то последние три дня Страстной
седмицы составляли для них главный, трагически окрашенный,
праздник Крестной Пасхи.
В эти дни основные воспоминания всех
верующих переносятся на страдания Спасителя нашего Иисуса
Христа. Великий Четверг - омовение ног ученикам, Тайная
вечеря, в ночь с четверга на пятницу арест Спасителя,
издевательство над ним во дворе дома первосвященника, потом
суд Пилата и приговор.
Распятие на Кресте в Великую Пятницу и
смерть за грехи всего мира. На границе Великой Пятницы и
Субботы Он пережил состояние, описанное в церковном
песнопении, которое в эти же дни поется в храмах: "Во гробе
плотски, во аде же с душе яко Бог, в Раи же с разбойником и
на престоле был еси Христе со отцем и духом вся исполняй и
неописанный".
В эти дни верующие пытаются молитвенно
понять состояние мира, бывшее накануне Воскресения, когда
телом Иисус Христос был во гробе, душою сходил в ад, чтобы
вывести оттуда ожидающих Его пришествия. Насколько мы
понимаем из Священного Писания, все праведники и грешники
Ветхого Завета находились в неком темном месте, где возможно
для них не было полных адских мук, но не было и радости рая.
Они при своей земной жизни жили верой в
пришествие Освободителя, Спасителя, и в аду ожидали момента,
когда закончится их бессмысленное существование. И эта вера
спасала их, когда Христос пришел, Он вывел всех, кто веровал
в Него, из ада в рай.
Об этом поется в другом церковном песнопении
"Изыдите верные в Воскресение".
***
Страстная седмица:
***
То есть для древних христиан, как и для
современных православных людей, последние три дня Страстной
седмицы - это дни особого духовного напряжения. Это не
удивительно, поскольку мы вспоминаем события, ставшие
центральными во всей человеческой истории.
И хотя официальная историческая наука не
признает этого, считая, что события, описанные в Евангелии,
если и были действительно, то вряд ли значат больше, чем
полеты человека в космос.
Для нас же эти события - средостение всей
земной истории.
Первые три дня Страстной седмицы
богослужения еще вполне великопостные: совершается Литургия
Преждеосвященные Даров, на которой читаются притчи из
Евангелия, в которых Спаситель рассказывал своим ученикам о
Царствии Небесном.
В этих притчах Господь не показал, где оно
находиться, но сказал гораздо более важные вещи: Царство
Божие внутри нас, то есть совсем недалеко и каждый человек
может достать до этого Царства. Туда нельзя приехать, но
можно войти, встретив Христа, и дни Страстной седмицы лучшее
время для этого.
Поучения, песнопения и молитвы Страстной
седмицы при внимательном к ним отношении очень удобны и
помогают человеку понять, что мы часто, надеясь на свои
силы, препятствуем Богу соделать в нас что-то великое и
преображающее.
Вторая часть Страстной седмицы - это
Крестная Пасха. Даже богослужения этих дней уникальны, и
служатся один раз в году. Таким образом, внимание верующих
обращается на важность событий, происходящих в те дни.
Это имеет и огромное воспитательное
значение, даже неверующие люди признавались, что после
посещения богослужений Страстной седмицы почувствовали, как
Господь постучался в их сердце.
Конечно, современный ритм жизни не всегда
позволяет провести эти дни в храме, но стоит постараться
посетить основные богослужения Страстной седмицы. Это и
Литургия Великого Четверга, когда мы вспоминаем установление
таинства Причастия, и причащающиеся в этот день словно
участвуют в самой Тайной вечери.
Вечером в четверг читается двенадцать
отрывков из Евангелия об установлении таинства Причастия, об
аресте Спасителя, о поругании, о распятии и последующих за этим событиях.
Днем в Великую Пятницу совершается
богослужение, традиционное только для Русской Православной
Церкви, его не знают даже греки - это вынос плащаницы, а во
время вечерней службы с пятницы на субботу - совершается чин
погребения Иисуса Христа.
Снятие со
Креста. Мозаика рядом с камнем помазания. Храм
Воскресения Христова, Иерусалим
В конце богослужения совершается скорбный
крестный ход вокруг храма с плащаницей, верующие поклоняются
плащанице как самому Господу Иисусу Христу, лежащему во
гробе, а крестный ход символизирует ход ко гробу жен-мироносиц.
Это должно настраивать и нас, мы тоже идем
ко Христу в эти дни. Но сейчас Ему не надо благовонных масел
и драгоценных тканей, сейчас Он хочет, чтобы мы принесли Ему свои сердца.
Не все они благовонны и чисты, но мы можем
дать их Богу: Господи вот наши сердца, очисти их и да будем мы в твоей власти.
Игорь Пчелинцев, протоиерей
Православный портал Приволжья - 25.04.2008.
|