Нервный пост
Почему во время поста люди ругаются, обижаются, а порой даже совершают
непоправимые поступки? Что происходит в душе человека,
решившего поститься? Об этом рассуждает игумен Савва Мажуко.
Каждый год - одно и то же. Ежегодная
встряска и испытание. Проверка на прочность и верность.
Экзамен на состоятельность. Проба на подлинность. Это
все - про Великий пост, время красивое и печальное,
торжественно-задумчивые службы, аскетические опыты
и духовные упражнения.
Мы постимся не просто так. Не исполняя
древний и непонятный обычай, семейную традицию или
национальный каприз. Вопрос - в доступности истины.
Нужно так изменить себя, чтобы та истина, то Откровение,
что является нервом всей христианской жизни - Благовестие Пасхи и Воскресения, победа над смертью -
стало доступно нам, было пережито реально
и действительно в моем личном опыте. Поэтому смысл
Поста - в Пасхе.
Мы изменяем себя, трудимся над собой,
чтобы эта весть достигла нас в ее не искаженном виде.
Не просто как нежный семейный праздник с таинственной
ночной службой и разговением за круглым бабушкиным
столом - это тоже важно и иметь такой опыт - огромное
счастье, - но преображение всего мира, единство этого
мира в единстве Жизни Божественной, всё пронизывающей, всевоскрешающей благодати Победителя Смерти. Вот для
чего мы очищаем себя, исправляем свои злые навыки, и еще
проще - знакомимся с собой, тем самым человеком,
к которому эта пасхальная весть обращена.
Многие православные люди замечают, что
Постом становишься сам не свой. Обостряются какие-то
черты характера, встают из гробов забытые пристрастия,
обиды и раздражительность. Неожиданно для себя можешь
обидеть человека - вот прямо на ровном месте
рассердиться из-за глупости, из-за чепухи, по инерции,
разволновавшись, как ребенок или капризная барышня.
Внезапно объесться какими-то булочками
до болей в животе, три ночи подряд смотреть слезливый
сериал, который и в жизни бы не включил просто
из брезгливости. И как-то вечером обозреть жизнь свою
серую и неуютную и разреветься от жалости к себе и ночью
отрыть пыльную бутылку рома, древнего, забытого давно
в шкафу и ненужного, и пить фужерами, давясь холодным
салом с запахом газеты - все равно пропаду, позабытый
и ненужный, так хоть сала поем, чтобы не так обидно.
Люди, давно бросившие курить, забывшие
вкус выпивки и эротики, веселые и ровные в обычной
жизни, совсем необидчивые и обходительные, неожиданно
срываются куда-то вниз и вяло падают без сопротивления,
виновато улыбаясь самим себе. Будто не Пост вовсе,
а нападение "зловещих мертвецов" - страстей и привычек,
преданных забвению и, казалось, истребленных и истлевших
в своих узеньких гробах.
Что это такое? Почему это с нами
происходит? И кто в этом виноват? Может быть - обычное
весеннее обострение, изменения погоды и гормональный
сбой, внезапный переход на пищу растительную
и завышенные требования православного благочестия? Это
всё, конечно, немаловажно, и опыт показывает, что самое
простое объяснение чаще всего - наиболее вероятное.
Однако.
Наша обычная размеренная жизнь,
размеренная даже внезапностями образа жизни хлопотливого
и суетного, не дает нам вглядеться в себя - что
за чудовища дремлют там внутри колодца, мирно так
посапывая. Так бывает, что человек, пришедший впервые
на исповедь, ничего про себя плохого и сказать
не может - и ведь не врет - действительно - приличный
человек, любит стихи и кошек, навещает родителей
по субботам, и с недоумением читает у прп. Иоанна
Лествичника о том, что в сердце каждого человека живут
семена всех, абсолютно всех грехов, и порок - в сердце
каждого, подчеркиваю - каждого человека, а значит
и в моем.
- Что же получается - и Гитлер во мне
гнездится, и Сталин скрывается?
- Непременно!
- И Джек-потрошитель, и вот этот
ужасный…
- Обязательно!
- Но как же, позвольте, я ведь приличный
человек…
- Поститься пробовали?
Это очень сложная тема, требующая
длинного и подробного разговора, и я здесь приведу лишь
один образ, намек, аналогию, которая поможет кое-что
прояснить. Есть люди, пристрастные к марихуане и гашишу,
молодые, в основном люди. Безжалостные социологи даже
утверждают, что в США 40% школьников хотя бы раз
пробовали "травку". Не об этом речь. Этот наркотик
содержит вещества с почти "лошадиной фамилией" - каннабиноиды. Эти хитрые "лошадки" очень любят
"устроиться" в жировых тканях человека, - уютнее там,
что ли?
Попали в организм человека, и сидят
смирно среди липидов - в мозге, легких и других тканях,
богатых жиром. И очень неохотно они из жира уходят,
порой могут и по 6 месяцев сидеть-посиживать и голоса
не подавать. Но вдруг - начал человек худеть. Заболел,
положим, поднялась температура, или сел на диету, или
перенервничал - "лошадки" вырываются из "жирных
объятий", и человек, давно уже марихуану не пробовавший,
в самом неподходящем месте, скажем, за рулем,
на экзамене, стоя на балконе, внезапно увидит море,
пальмы и акул, одним словом, испытает наркотическое
опьянение.
Нечто подобное происходит всякий раз,
когда человек решается на какой-нибудь духовный труд
и подвиг. Связанные в нашей душе суетой и хлопотами,
просыпаются наши "кони", целые кавалерии страстей
и страстишек и сметают пограничные заставы, а с ними
и надежды чего-то достичь, в чем-то преуспеть, просто
стать лучше Это нормально. Не надо отчаиваться. "Чадо,
аще приступаеши работати Господеви, уготовай душу свою
во искушение".
Если уж я берусь истребить зло из себя,
изгнать то, что не просто исподтишка отравляет мою
жизнь, но что вводит в заблуждение мой ум и волю, -
следует набраться мужества и решительности, смело
называя вещи своими именами, не боясь "давать имена"
демонам, живущим во мне, бороться с этим зверьем,
с достоинством перенося поражения, потому что даже эти
поражения учат нас не только ценить дар Пасхи,
но и совсем просто - быть снисходительными с ближним,
что и есть та мера мудрости, которая доступна самому
незадачливому постнику.
Савва Мажуко, игумен
Православие и мир - 10.04.2013.
|