Пятнадцать ступеней к Пасхе (о смысле пятнадцати предпасхальных паримий)
На богослужении в субботу перед Пасхой в
храмах вспоминается весь долгий путь к Воскресению, и, в
частности, читаются пятнадцать паримий (то есть
отрывков) из Ветхого Завета. Это не просто краткая
"историческая справка", но своего рода пунктирный взгляд
на историю. Выстроены паримии не в хронологическом и не
в каком-то ином формальном порядке, но, глядя на них,
можно постараться понять смысл и внутреннюю логику
именно такого их расположения.
![Страстная седмица](../../images/faith/people&church-52.jpg)
Вот они:
1. Бытие 1:1–13 говорит нам о начале
сотворения мира, не доходя даже до сотворения человека.
Эти строки напоминают нам, что для христиан Пасха –
явление космического масштаба, меняющее жизнь всего
мира.
2. Исаия 60:1–16, пророчество о грядущей
славе Иерусалима, сразу же напоминает нам, что при всем
своем космическом масштабе Воскресение произошло в
конкретном городе и в определенное время, что оно
глубоко связано с историей израильского народа.
3. Исход 12:1–11 – этот отрывок
описывает правила ветхозаветной Пасхи, которую и по сей
день отмечают иудеи, вспоминая исход израильтян из
Египта. Толпа рабов стала единым народом. Начиная с ночи
того самого Исхода, евреи приносили на Пасху жертву:
Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола...
пусть заколет его все собрание общества Израильского
вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих
косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть
его (Исх 12:5, 7).
В ночь первой Пасхи в Египте погибли все
первенцы, но еврейские дома, отмеченные кровью агнца,
остались невредимы: его смерть была искупительной.
Иоанн Креститель в самом начале служения
Христа назвал его Агнцем, берущим на себя грехи мира, и
христиане действительно верят, что Его жертвенная смерть
была искупительной для всего человечества.
4. Далее целиком читается Книга пророка
Ионы, что кажется очень странным. Здесь не упоминается
ни о какой Пасхе, это вообще странная история о пророке,
который не захотел исполнять повеление Господа и бежал
прочь, но в конце концов вынужден был проповедовать в
Ниневии, столице ассирийской империи (для израильтян
само название города означало примерно то же самое, что
для наших предков гитлеровский Берлин).
![Пророк Иона. икона](../../images/ikons/iona-01.jpg)
Пророк Иона
Еще прежде смерти Иисус говорил, что
проведет во чреве земли три дня и три ночи, как Иона
провел такое же время во чреве огромной рыбы. Это
совпадение можно было бы считать внешним, но есть в
книге Ионы и нечто другое: она рассказывает, что даже
самый жестокий и извращенный город, Ниневия, тоже дорог
Богу, что Господь желает не покарать его, а обратить к
покаянию.
Новозаветная Пасха – праздник прощения и
примирения Бога с людьми, и мы в каком-то смысле все
выходцы из такой же Ниневии, хотя порой ставим себя в
положение упрямого и немилосердного пророка, который "знает,
как надо".
5. Иисус Навин 5:10–15 – этот небольшой
отрывок рассказывает о первой ветхозаветной Пасхе,
которую израильтяне совершили после входа в Землю
обетованную. Прежде мы слышали предписания о празднике,
здесь идет рассказ об их исполнении.
6. Исход 13:20 – 15:19 повествует о
переходе израильтян через море при исходе их из Египта.
Конечно, это событие произошло раньше, чем события пятой
паримии, но здесь своя логика, связанная с праздником
Пасхи. До сих пор шла речь о ритуалах, здесь же звучит
ликование о сути праздника – состоявшемся Исходе.
7. Софония 3:8–15 – это снова
пророчество о грядущей славе. Ликуй, дщерь Сиона!
торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца,
дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою,
прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди
тебя: уже более не увидишь зла (Соф 3:14–15). Дочь Сиона
– так называли город Иерусалим, расположенный на горе
Сион, и в этих строках Церковь, называющая себя "новым
Израилем", слышит обращение к себе самой.
8. Третья книга Царств 17:1, 8–23 –
рассказ о чудесах, сотворенных пророком Илией. Чудесным
образом умножаются последние остатки пищи в доме бедной
вдовы, а затем, когда ее сын умирает от болезни, Господь
по молитве пророка воскрешает его. Основная тема здесь
по-прежнему – спасение, но теперь не общенародное, а
личное спасение простых и неприметных людей, оказавшихся
в отчаянном положении.
9. Исаия 61:10–11; 63:1–5 – здесь вновь
звучат пламенные слова пророка, но на сей раз мы слышим
в них грозное предупреждение. Как хотелось бы думать,
что праздник – это всеобщее торжество, и ждать можно
только хорошего... Но Господь говорит: Я топтал точило
один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их
во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их
брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо
день мщения – в сердце Моем (Ис. 63:3–4). Пасха – это еще
и праздник посрамления сил ада, пытавшихся поглотить
Христа, и всякий, кто выбирает ад, будет точно так же
побежден.
***
Страстная седмица:
***
10. Бытие 22:1–18. Этот рассказ уводит
нас в глубину тех времен, когда не было ни ветхо-, ни
новозаветной Пасхи. Праотец Авраам услышал обращенный к
нему Божий призыв: Возьми сына твоего, единственного
твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю
Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор,
о которой Я скажу тебе (Быт 22:2). Авраам встал и пошел,
куда позвал его Господь, взяв с собой сына. Уже когда он
готов был совершить заклание, Ангел остановил его
занесенную руку: это было всего лишь испытание, которое
Авраам с честью выдержал.
Именно Авраам с его безграничным
доверием Богу стоит у истоков ветхозаветного Израиля и
новозаветной Церкви, но дело не только в этом. Христиане
издревле видели в этом несостоявшемся жертвоприношении
прообраз другой жертвы, принесенной на Голгофе. Иисус
пошел на смерть беспрекословно, как Исаак, и Отец
Небесный был готов к этой жертве Сына "нашего ради
спасения", как и Авраам.
11. Исаия 61:1–9 – еще один отрывок из
самой цитируемой пророческой книги развивает тему
земного служения Христа: Господь помазал Меня
благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных
сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам
открытие темницы. Именно это и происходило до того, как
совершилась Голгофская жертва, и эти пророческие слова
Сам Иисус читал в синагоге Назарета, как повествует
евангелист Лука (4:17–19). Они были своего рода
признаком, по которому евреи должны были определить
время прихода Мессии, и об этом им напомнил Иисус.
12. Четвертая книга Царств 4:8–37
рассказывает о воскрешении еще одного мальчика, и на сей
раз это чудо произошло по молитве пророка Елисея. Этот
рассказ, как и аналогичный рассказ об Илии,
подчеркивает, что евангельские чудеса продолжают линию,
начатую в Ветхом Завете.
13. Исаия 63:11–64:5 – здесь пророк
древнего Израиля обращает к Богу удивительные на первый
взгляд слова: Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт
нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец
наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" (Ис 63:16). Это
звучит почти как отрывок из Евангелия: не стоит никому
надеяться на физическое происхождение от Авраама –
подлинным Отцом для верующего остается только Бог.
14. Иеремия 31:31–34 – эти слова Ветхого
Завета предсказывают заключение Нового Завета, что и
отмечается на пасхальном торжестве: Вот наступают дни,
говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с
домом Иуды новый завет... вложу закон Мой во
внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им
Богом, а они будут Моим народом. Нетрудно услышать здесь
прямую перекличку со словами Исаии из предыдущей паримии.
15. Даниил 3:1–88 – длинная и
торжественная песнь трех отроков в печи вавилонской
стала источником множества цитат в богослужебных
песнопениях; вновь и вновь звучит на вечерне голос хора,
повторяющий припев: "Господа пойте и превозносите Его во
веки". Но это не просто красивая поэзия – история из
Ветхого Завета повествует о трех юношах, которые за веру
в Единого Бога были брошены в огненную печь, но остались
там невредимыми. Их мучители, глядя на огонь со стороны,
видели не только их троих, но и таинственного
Четвертого. И христиане видят в этом явлении прообраз
схождения Христа во ад, откуда он вывел спасенных людей.
Андрей Десницкий
Фома - 05.04.2010.
|