О Страстной седмице
Бедный наш народ! Бедный и материально, и
духовно. Сколько сокровищ предлагает нам в эти дни
Православная Церковь, но много ли людей приходит в храмы,
чтобы насладиться ими, обогатиться духом, в Бога богатеть?
Снятие со
Креста. Мозаика рядом с камнем помазания. Храм
Воскресения Христова, Иерусалим
"Целомудрию Иосифа подражать будем, верные;
познаем Почтившего разумом человеческое естество, проводя
жизнь со всякой осторожностью, в деятельной добродетели"
(Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник).
В православных храмах проходят торжественные
и умилительные службы, многократно читается Евангелие,
поются дивные песнопения, призывающие нас задуматься о своем
спасении. Бог близко к нам настолько, что каждый день
Страстной седмицы мы сопереживаем последним дням Его земной жизни.
Что нужно в эти дни христианину? Смиренно
прийти в храм и прославить Бога, страдающего ради нашего
спасения. Поправить наш разум, пошатнувшийся от безумия
этого мира, священными песнопениями и чтениями и утвердить
нас в добродетельной жизни. Не только поверить, но и
довериться Богу.
А мы?..
Мы иной раз кичимся своей принадлежностью к
"народу-богоносцу", как некогда иудеи гордились
принадлежностью к богоизбранному народу, а сами охотно
доверяем свою жизнь не Богу, а суевериям и приметам.
Что толку, если мы, будучи русскими по
рождению и православными по крещению, не живем церковной
жизнью, а в трудных моментах своей жизни бежим к "бабкам" и
"целительницам" и потворствуем самому грубому суеверию?
Мы часто задумываемся, почему за несколько
лет после революции 1917 года Россия изменилась в прямо
противоположную сторону и с ревностью стала уничтожать то,
чему до этого с ревностью поклонялась? Ищут тут и заговор
масонов и работу евреев, находят и массу других причин. Но
ведь ответ так очевиден. Большинство русских, как тогда, до
февральско-октябрьской смуты, так и сейчас, приняв крещение,
так и не стали православными. И вместо того, чтобы извлечь
пользу из этого страшного исторического урока и всемерно
стремиться укреплять осмысленную веру, мы только ищем виноватых.
Ну, скажите, как может человек назвать себя
православным, когда вместо или даже вместе с посещением
храма в Великий Четверг, день святой и страшный, русские
крестьяне "варили кисель (обычно овсяный), выносили его в
миске на улицу и кричали: "Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не
бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник да крапивник!" или:
"Мороз, мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь, нас потешь!"
В этот день хозяин перед восходом солнца
выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше
родился. В иных деревнях выходили взрослые мужчины и женщины
и изображали пахоту, молотьбу, косьбу, даже разыгрывали
сцены полевых работ в доме, полагая, что это скажется лучшим
образом на самих работах и на урожае. Тверские мужики в
Великий Четверг садились верхом на кочергу и трижды
объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося при этом:
"Крот, крот, не ходи в мой огород, в день чистого четверга
вот тебе кочерга".
По отношению к домашнему скоту тоже
проделывается целый комплекс действий. Мальчики с восходом
солнца бегали с колокольчиками на шее вокруг деревни, "чтобы
скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала". На
Пинежье в Великий Четверг хозяйка открывала трубу и кричала:
"Пар Божья скотинка, коровушка Пестронюшка, в чистом поле –
обед, дома – ночлег. Не ночуй на бору, ходи ко двору!"
Еще в конце прошлого века в Вятской губернии
происходило следующее: в Великий Четверг до восхода солнца
хозяйка дома, нагая, бежит со старым горшком в руке на
огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остается
опрокинутым на колу в течение всего лета – он предохраняет кур от хищной птицы.
Чрезвычайно архаический обряд защиты дома и
скотины совершали на рубеже XIX–XX столетий в глухих
костромских деревнях. Здесь девушка "до солнца садилась на
помело, распускала волосы и в одной рубахе, без пояса,
объезжала дом с постройками. Подъехав к окну, обращалась к
матери: "Тетка Анна, скотина дома?" – "Дома!" Благословляла.
И так три раза".
И всё это, и многое другое, подчас совсем
непристойное, надо, согласно "народной мудрости", делать в
самые страшные и величественные дни церковного года.
***
Страстная седмица:
***
Перечислять все эти суеверия можно долго и
неприятно. В интернете они представлены широко. Такое
ощущение, что большинство россиян и вправду думают, что
можно быть православным, соблюдая лишь народные приметы.
Но что же на самом деле надо делать в
Страстную седмицу? Ответ прост – идти в храм.
Страстною седмицей называется последняя
перед Пасхою неделя Великого поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена
воспоминаниям страданий, смерти на Кресте и погребению
Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в
посте и молитве. Согласно расхожему представлению, этот
период траурный, и поэтому одеяния в церкви бывают черные.
Но черные облачения официально появились в России только в
1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что
впоследствии на панихидах "победили" белые облачения, а
чёрные с конца XIX в. "ушли" в Великий пост). Богослужебный
устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу
положено служить не в траурных, а тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.
По величию воспоминаемых событий все дни
Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны
воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.
В первые три дня на утрени после
шестопсалмия поется тропарь: "Се Жених грядет в
полуноши"..., а после канона поется песнь: "Чертог Твой
вижду, Спасе мой"... Все эти три дня совершается Литургия
Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. Евангелие
читается и на утренях.
В Великий Четверг совершается торжественная
литургия, за которой уместно причаститься всем христианам в
память об установлении Таинства Евхаристии.
В Великую Пятницу во время вечерни (которая служится днем)
выносится из алтаря и полагается на середину храма
плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во
гробе; это совершается в воспоминание снятия с Креста тела
Христова и погребения Его.
В Великую Субботу на утрени, при погребальном звоне
колоколов и при пении "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый
Бессмертный, помилуй нас" плащаница обносится вокруг храма в
воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он
пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.
***
"Неисполнение добрых дел уподобляет нас
смоковнице: уклонимся же от того, чтобы не иссохнуть, как
некогда она, синагогу, одними листьями покрытую
предначертавшая. Образ Владыки изображая, Иосиф в ров
ввергается, родными продается, все терпит, славный, как
поистине прообраз Христов" (Трипеснец на повечерии в Великий Понедельник).
Великий Понедельник посвящен воспоминанию
евангельской истории об иссушении в этот день Иисусом
бесплодной смоковницы, которая символизирует не приносящие
духовных плодов души. Эпизод об иссохшей смоковнице
знаменует и силу веры, и молитвы.
В богослужениях вспоминается также сын
Иакова – Иосиф Прекрасный, который из зависти был продан
своими братьями в египетское рабство, также как Иисус был
предан и осужден на смерть из-за ненависти и зависти иудеев.
Освобожденный из заточения Иосиф царствует над Египтом,
также как восставший из гроба Иисус царствует над миром. В
понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб,
овощи и фрукты (это называется сухоядение).
"Все ты услышала, душа, как Христос
Божественным ученикам Своим провозглашал, о кончине мира
говоря; ты же, познав (свой) конец, готовься впредь: время
исхода пришло. Уразумела ты, бесплодная душа, пример
лукавого раба; бойся и не пренебрегай дарованием, которое
приняла не с тем, чтобы спрятать в землю, но чтобы торговлю
вести. Да светлым будет светильник, да преизливается из него
как некогда у дев разумных и елей – сострадание, чтобы
обрести тебе, душа моя, тогда брачный чертог Христов
отверстым" (Трипеснец на повечерии в Великий Вторник).
В Великий Вторник думают о Страшном Суде и
воскресении мертвых, вспоминается обличение Христом
фарисеев, которые за наружной набожностью скрывали
холодность и бездушность.
Рассказывается также притча о 10 девах,
которая призывает к духовному бодрствованию. В основе притчи
лежит восточная традиция встречать с зажженными
светильниками жениха и провожать в дом отца невесты. Она
символизирует Второе Пришествие Христово в образе прихода
жениха в дом. Пять мудрых дев заранее запаслись маслом для
светильников, другие же, неразумные, поленились это сделать.
Когда Сын Божий (Жених Небесный) пришел ночью, мудрые девы
смогли его встретить и он забрал их с собой в Царство
Небесное. Неразумные девы побежали покупать масло для ламп и
в Царство не попали. Они напоминают нам о необходимости
всегда быть готовыми к встрече с Господом, проявлять
смелость и изобретательность на путях добра, не унывать.
Во вторник и четверг Страстной Недели
разрешается есть горячую пищу без растительного масла.
"Ароматами я богата, добродетелями же
скудна; что имею, Тебе приношу: дай мне Сам то, что
имеешь, и отпусти мне и прости", – взывает блудница
Христу. "О блаженные руки! О волосы и уста блудницы
целомудренной (т.е. благоразумной)! Ими она возлила,
Спаситель, миро на ноги Твои, отирая их и непрестанно
лобзая" (Трипеснец на повечерии в Великую Среду).
Великая Среда – день предания на страдания
Иисуса Христа. В Великую Среду сравниваются два жизненных
пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины и предателя
Иуды, выбравшего духовную гибель.
По преданию, в этот день Иисус отдыхал в
доме Симона прокаженного, здесь к нему пришла всеми
презираемая жена-блудница, чтобы излить свою душу и
раскаяться. Она омыла ноги Иисуса слезами и помазала его
голову благоуханной миррой, тем самым приготовив его к
погребению. В этот же день иудейские первосвященники
собрались на совет и решили взять хитростью и убить Христа,
а Иуда решается предать за 30 серебряников своего Учителя.
Церковь сравнивает два поцелуя: раскаявшейся грешницы Марии
и предателя Иуды.
***
"Горница устланая приняла Тебя, Творца, и в
Твои тайны посвящаемых, и там Ты Пасху совершил, и там
установил Свои Таинства; ибо там двумя посланными ныне
Твоими учениками была Пасха приготовлена Тебе.
Замысел богоубийц с поведением сребролюбца
сочетался: те к убийству вооружались, этот же к
сребренникам устремлялся; и вот, удавление тогда покаянию
предпочтя, он бедственно жизни лишился. Поцелуй твой обмана
полон; как меч – твое "Радуйся", льстивый Иуда; твой язык
произносит слова о единстве, ум же направляется к
разделению: ибо предать беззаконникам Благодетеля ты
замыслил коварно. Христос есть Пасха, великая и священная,
съеденный как хлеб и заколотый как овца; Ибо Он Сам был
вознесен за нас как Жертва. Его Тела благоговейно и Его
Крови мы все таинственно причащаемся.
Христос устроил для мира пиршество, Он, Хлеб
небесный и Божественный. Придите же, христолюбцы, бренными
устами, но сердцами чистыми примем с верою ;жертву Пасхи, в
нас священнодействуемую" (Трипеснец на повечерии в Великий
Четверг).
Великий Четверг особенно выделяется в
Страстной Неделе, в этот день вспоминаются следующие события
из жизни Христа: омовения Иисусом ног учеников – знак
смирения, Тайная вечеря – на ней было установлено Таинство
Причащения (Евхаристия), молитва в Гефсиманском саду и
предательство Иуды. По иудейской традиции в четверг
отмечался первый день Пасхи – праздник избавления от
египетского рабства. Под видом хлеба и вина ученикам
преподается Тело и Кровь Иисуса, которые символизируют
бескровную жертву, приобщение к Богу.
Ночь с четверга на пятницу считается самым
страшным моментом церковной истории, так как Иисус Христос
был осужден на смерть.
"Снова вы спите", – Христос ученикам
возгласил, – "бодрствуйте, уже приблизился час, встаньте,
идем друзья Мои: вот, предатель-ученик, имея с собою целый
отряд, идет предать Меня человекоубийцам!". Беззаконники,
крича еще громче Пилату: "Возьми, возьми, распни Христа!"
– просили убить Его, как осужденного. Но не Он ли
воскресил мертвых, прокаженных очистил, кровоточивую
исцелил, расслабленных укрепил? Бичевание претерпев,
Создатель мой, Ты и предан был ради меня на распятие, чтобы
спасение мое посреди земли совершив, источить миру жизнь и
драгоценною Твоею кровию бессмертие даровать поклоняющимся
Тебе (Трипеснец на повечерии в Великий Пяток).
Страстная Пятница – самый скорбный день.
Пятница – день воспоминания Спасительных Страстей (т.е.
страданий) Господа.
В этот день Иисус был предан иудейским
властям, совершил крестный ход на Голгофу, был распят и
умер. В честь празднования иудейской Пасхи Понтий Пилат
хотел отпустить одного узника в надежде, что народ выберет
Иисуса, но толпа остановила свой выбор на разбойнике.
В иудейской традиции в этот день приносили в
жертву непорочного ягненка. Распятие Иисуса Христа
символизирует заклание Христа как Агнца Божьего за грехи
мира. Также как и кости жертвенного ягненка не должны быть
переломаны, Иисусу не перебили колени, что в те времена
делали со всеми другими узниками.
В церквях в Страстную Пятницу прекращается
колокольный звон, в этот день ничего не едят до второй
половины дня – выноса плащаницы, что символизирует снятие
Иисуса с Креста.
Церковь в этот день призывает задуматься, не
похожи ли мы на тех, кто предал Иисуса, не ищем ли в
окружающих "врагов" и "еретиков", не поступаем ли против
совести, пытаясь добиться материальных благ.
Где, Сын Мой и Боже, благовестие давнее,
которое возвещал Мне Гавриил? Царем и Сыном Бога Всевышнего
он нарекал Тебя; ныне же вижу Тебя, Свет Мой сладкий,
нагим и покрытым ранами мертвецом. Избавляя от муки, ныне
возьми Меня с Собою, Сын Мой и Боже, да сойду и Я, Владыка,
с Тобой во ад: не оставь Меня одну, ибо уже жить не могу, не
видя Тебя, сладкого Моего Света. "Душевную Мою язву ныне
исцели, Чадо Мое", – со слезами Пречистая взывала, –
"воскресни и утоли Мою муку и печаль, ибо Ты можешь все,
Владыка, и творишь, что хочешь, хотя и был погребен
добровольно!". "Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и
поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыка: ибо желая
спасти Твое создание, Ты принял смерть", – возгласила
Пречистая, – "но Воскресением Твоим, Спаситель, помилуй
всех нас!" (Канон на повечерии в Великий Пяток).
В Великую Субботу вспоминают погребение
Христа, сошествие Его в ад для возвещения победы над злом и
освобождения душ верующих. Суббота – день покоя и ожидания.
Священники переодеваются из темных, черных одежд, которые
носят в течение всей Страстной недели, в белые, что
символизирует победу добра над смертью, грехом и дьяволом.
***
Вот такое понимание и празднование Страстной
Седмицы идет нам на пользу. Молитва в храме и достойное
причащение и будет самым лучшим воспоминанием великих дней
страданий Христовых.
Не будем же пытаться быть "своим" этому миру
и вымаливать у него здоровье себе и своим детям. Назвавшись
христианами, постараемся быть ими и иметь доверие Богу.
"Присоединившись к Господу, все претерпеть
стремящемуся, готовы будем к глумлению над собой, к
оплеванию, к осмеянию (и к унижению), чтобы с Его пречистым
страданием вместе прославиться, верные" (канон на повечерии
в Великий Понедельник).
"Мир – Церкви, народу Твоему – спасение
даруй Твоим воскресением" (Статии Великой Субботы).
Силуан Туманов, игумен
Православный портал Приволжье - 21.04.2008.
|