Так был ли Лев Толстой в Томске?
Еще четверть века тому назад,
подготавливая к печати своё историческое исследование
"Александр Благословенный - святой старец Феодор
Томский", я обратил внимание на одну выдержку из
книги Барятинского В.В. "Царственный мистик"...
Глава из книги Виктора Федорова "Император Александр
Благословенный - святой старец Феoдор Томский"
Моя статья "Так был ли Лев Толстой в
Томске?" с сокращением напечатана в газете"Красное
знамя" 19 января 2010 года.
Еще четверть века тому назад,
подготавливая к печати своё историческое исследование
"Александр Благословенный - святой старец Феодор
Томский", я обратил внимание на одну выдержку из книги
Барятинского В.В. "Царственный мистик", изд-во
Прометей, Лондон,1912. На стр. 116 автор, без всяких
ссылок на какой-либо первоисточник, написал: "Однажды на
пасеке у Латышева у него был граф Толстой, который
приехал к нему утром, просидел до позднего вечера, но о
чём говорили они между собой - неизвестно".
На эту тему на страницах Томской газеты
"Молодой ленинец" даже имела место полемика. Бывший
сотрудник краеведческого музея Н. Серебренников
утверждал, что восточнее Урала Лев Толстой никогда не
был. Я же сослался на эту выдержку, дескать "за что
купил, за то и продаю". Сам эту информацию не выдумал и
предположил, что приезд Толстого, вероятно, был тайным.
По мере накопления информации по данной
теме во мне созрело твёрдое убеждение, что Лев Толстой в
возрасте двадцати с лишним лет всё же тайно посетил если
не Томск, то Томскую губернию - точно (где-то с
13.12.1849 по 1851 год включительно).
И вот как это, по всей вероятности
произошло. Что послужило поводом и что причиной этой
тайной встречи молодого начинающего писателя с бывшим
императором- победителем Наполеона, ставшим пока ещё не
святым (канонизирован в 1985 г.) старцем?!
Лев Толстой мечется по жизни в своих
исканиях. Поступает в Университет на юридический
факультет, но, не окончив университетского курса,
бросает учёбу. Горяч, активен, пытается попробовать свои
силы где только представляется случай. Случай и свёл его
с другом Герцена, таким же как и он отчаянным молодым
человеком. Находясь в одной компании, они познакомились.
Огарёв предложил сыграть в карты под интерес, Лев был не
против.
В результате проиграл Огарёву более 100
рублей, по тем временам сумма немалая даже для графа.
Толстой играл в долг в надежде отыграться или, если не
повезёт, вернуть долг в ближайшие дни. Но у Огарёва на
этот счёт были другие планы. Играл с Львом под интерес
он не ради денежного выигрыша. Незадолго до этого он от
своих знакомых узнал ошеломляющую новость. Царь
Александр Благословенный не умер в Таганроге в 1825
году, в расцвете сил ( в неполные 48 лет), а,
инсценировав свою смерть, скрывается в сибирских лесах.
Его, якобы, опознали и по внешности и по голосу.
И вот удача. Друг Огарёва, Герцен
сообщил ему, как бы между прочим, что тётя Льва
Толстого, Александра Ильинишна Остен Сакен, так же
как и всё большое семейство Остен–Сакенов, в сравнительно
близких отношениях с царским двором.
Портрет Фабиана Вильгельмовича Остен–Сакена
(1752-1837). Художник Джордж Доу, не позднее 1825 года
Генерал Фабиан Вильгельмович Остен–Сакен был временным военным губернатором Парижа, когда
союзная армия во главе русской, в апреле 1814 года с
боем вошла в столицу Франции. Потом был парад русских
войск по главной улице Парижа.
Командовал парадом только что
произведённый в фельдмаршалы Барклай де Толли.
А принимал этот парад император
Александр I и руководители союзных государств и армий.
"107 тысяч русских солдат русской пехоты прошли строевым
маршем и ни один солдат не сбился с ноги…"
Так описан этот парад в отечественной
истории. После смерти в 1818 г. Барклая де Толли
фельдмаршалом становится Ф.В. Остен-Сакен. Он же по
совместительству и членом Государственного Совета.
Другой из семейства Остен-Сакенов, Карл Иванович, был в
своё время воспитателем брата Александра I- Константина
(тот дважды отказался от престола - в 1825 г. и в 1830
г.).
С появлением загадочного и таинственного
старца в Сибири просочился в светском обществе слух, что
старец ведёт скрытую, тайную и шифрованную переписку с
Дмитрием Ерофеевичем Остен-Сакен из Кременчуга. Там
он, больной от ран, доживал свой век. Кстати, тоже
генерал в отставке. Логическая цепочка для Огарёва
сомкнулась.
Молодой граф Лев Толстой
Кому как не молодому Льву Толстому,
начинающему писателю и племяннику Александры Ильиничны
Остен-Сакен, по силам внести ясность в эту запутанную и
волнующую воображение историческую версию.
А так как Лев Толстой играл в карты
неважно, то Огарёву без особого труда удалось обыграть
начинающего писателя. Огарёв предложил Льву Толстому
отработать карточный долг, "убив сразу двух зайцев". И
деньги отработать на тайное путешествие и набраться
впечатлений и опыта от поездки и встречи с таинственным
старцем.
Единственное, в чём засомневался
начинающий писатель, а примет ли загадочный старец в
Сибири его, пока ещё не известного никому молодого
человека. Но Огарёв его убедил, что, взяв через свою
тётю своеобразный пароль для встречи (масонский шифр),
Лев сможет без труда встретиться и пообщаться со
старцем. Ведь вся переписка со старцем велась через
Дмитрия Ерофеевича Остен-Сакена. И срок Огарёв оговорил
достаточный - несколько лет, но не более десяти.
И вот здесь подвернулся удобный случай.
Его старший брат, Николай Толстой, артиллерийский
офицер, направляется служить на Кавказ в
крепость-гарнизон под командование князя, генерала
Барятинского А.И. Лев уговорил брата взять его с собой
на любых условиях - хоть солдатом, хоть волонтёром.
Старший брат неохотно, но согласился (брат старше Льва
на 6 лет).
Князь Барятинский Александр Иванович
встретил братьев по- военному. Ознакомил с местными
порядками, как в крепости-гарнизоне, так и с тем, как
вести себя с местным населением, не провоцируя его. А
через день Лев Толстой уже участвует в военной операции
местного масштаба. Под ярким впечатлением и по горячим
следам он пишет свой первый напечатанный рассказ на
Кавказе. Даёт для прочтения своему брату, чтобы узнать
его мнение. Брату рассказ понравился, и он тайком от
Льва даёт его на своеобразную рецензию начальнику
гарнизонной крепости Барятинскому А.И. (командиру
Кабардинского полка).
Рассказ молодой писатель озаглавил как
"Набег". Концовка рассказа печальна, от тяжёлой раны
умирает солдат. Прототип командира, естественно, генерал
Барятинский А.И.
Несколько незамысловатых, но точных и
ярких штрихов и словесный портрет генерала готов. Не
мудрено, что и генералу рассказ также понравился. У Льва
приподнятое настроение, он окончательно решает для себя,
чем будет заниматься в будущем.
И здесь Лев Толстой слегка дерзнул. Его
только что зачислили в штат гарнизона и поставили на
довольствие. Ему определили жалованье, он теперь такой
же военный, как его старший брат.
Он просит князя Барятинского дать
ему бессрочный отпуск, чтобы навестить свою, якобы
больную тётю Александру Ильиничну Остен-Сакен.
Барятинский с удивлением спрашивает - уж не родственница
ли она умершего фельдмаршала (после смерти Ф.В.
Остен-Сакена
фельдмаршалом назначается И.И. Дибич). Лев Толстой
подтверждает родство и генерал
Барятинский, естественно, подписывает
рапорт на бессрочный отпуск. Его старший брат остаётся в
крепости и в случае ревизии или проверки легко
подстрахует.
А Лев, взяв в дорогу самое необходимое,
спешит к якобы больной тёте. Ей он рассказывает о
появлении в Сибири загадочного старца. И главное то, что
тот ведёт тайную переписку с Д.Е Остен - Сакеном. Тётя
взволнована и про это знает очень смутно и
приблизительно. Но обещает помочь, если получится.
Через несколько дней Лев Толстой,
получив заветную записку-пропуск (зашифрованный
масонским шифром в виде андреевского креста) для встречи
со старцем Феодором Кузьмичём, отправляется в путь, в
далёкую Сибирь.
И вот долгожданная встреча с загадочным
старцем состоялась.
Лев Толстой представился не только
родственником семейства Остен-Сакенов, но,
естественно, и начинающим писателем. Больше всего его
волнует военная тема и тема искупления своих грехов.
Называется "наступил на любимый мозоль". Старец как бы
ожил, встрепенулся и разоткровенничался. Ему есть, что
сказать в силу своего жизненного опыта именно по этим
темам. В той жизни его мало кто понимал и как человека и
как императора до конца, искренне, без лукавства и
утайки. Даже самые близкие люди не могли понять глубину
его мыслей. И вот перед ним сидит молодой человек,
готовый слушать его часами, как завороженный, не
перебивая. Их беседа продолжалась не менее 12-ти часов-
"с раннего утра и до позднего вечера"... И если бы у
Льва Толстого была возможность остаться на ночь, он,
вероятно, и весь следующий день провёл в беседе со
старцем…
Но беседа окончена и настало время
прощаться. На мой взгляд, существует несколько версий,
похожих одна на другую, - как "Посмертные записки старца
Фёдора Кузьмича" оказались в личном архиве Льва
Толстого.
1-я версия: Лев Толстой незаметно,
выбрав удобный момент, похитил первую тетрадь записок,
которая находилась в потаённом месте или за иконой.
2-я версия: Сам старец передал свою 1-ю
тетрадь Льву Толстому, чтобы тот передал её Дмитрию
Ерофеевичу Остен-Сакен в г. Кременчуг.
3-я версия: старец сам передал Толстому
свою 1-ю тетрадь. Но поставил условие, взяв священную
клятву, чтобы Лев Толстой не показывал её никому до тех
пор, пока жив старец.
4-я версия: старец разрешил переписать
1-ю тетрадь для себя с условием 2-й или 3-й версий. Но
она маловероятна из-за нехватки времени.
Здесь следует заметить, что перед своей
смертью, старец стал "наводить порядок" в своих вещах.
Вытаскивал из своего сундука все скопившиеся бумаги и
жёг их рядом со своей кельей во дворе дома Хромова и
Чистякова (ул. Крылова 26-а).
В передаче "Искатель" ведущий Андрей И.
показал этот пустой сундук, который находился на тот
момент в подвале дома (несколько лет тому назад).
Оставил только то, что потом купец Хромов повёз в
Петербург. "Пожар" во дворе купца Хромова видели многие
жители Томска. Этот момент зафиксирован в воспоминаниях
очевидцев.
"Посмертные записки старца" в моём
исследовании приведены полностью, они заканчиваются на
полу фразе. Взяты из ПСС Льва Толстого, том 36, 1928.
Предисловие действительно написал
писатель. Привёл пять веских доводов за то, что
император на самом деле не умер, а скрылся, инсценировав
с помощью нескольких лиц близкого окружения свою
кончину. И пять веских доводов за то, что именно Феодор
Кузьмич является скрывшимся императором. И лаконичный
переход писателя от своего предисловия к "Запискам".
" Все догадки и сомнения эти перестали
быть сомнениями и стали достоверностью вследствие
найденных записок Кузьмича. Записки эти следующие.
Начинаются они так:".
Всё в "Записках" говорит о том, что их
написал не писатель, а старец Феодор Кузьмич. Очень
много сокращений и даже есть орфографические ошибки.
Невероятно, чтобы писатель, по - несколько десятков раз
переписывающий черновики своих рукописей, прежде чем
отдать их в издательство, мог написать "Записки" с
такими огрехами. Да и стиль изложения явно не его. К
тому же не мог писатель знать такие мелкие, интимные,
семейные подробности жизни Александра I.
Следует заметить, что Лев Толстой только
ограничился перепиской с великим князем Николаем
Михайловичем (сыном родного младшего брата Александра I
- Михаила).
А тот, как ни странно, даже написал
брошюру под названием : "Легенда о кончине императора
Александра I в Сибири, в образе старца Фёдора Кузьмича",
СП б, 1907 г. (опубликована после его смерти).
В источниках имеется ссылка, что именно
младший брат Михаил, возмущённый, приехал вызволять
"бродягу Фёдора Кузьмича" в 1836 году во время ареста
около города Красноуфимска, Пермской губернии. Возмущен,
вероятно, был тем, что "бродягу", как положено, наказали
20-ю ударами плетью (формально, не в полную силу).
Думается, что именно Михаил внёс в постатейный список
№151 фальшивую поправку, сознательно занизив рост
"старца" более чем на 3 вершка ( вместо 2-х аршинов 9
2/3 вершков - 2 аршина 6 1/3 вершка, примерно 1 метр 71
см.). Ведь по всем первоисточникам рост старца был, как
и императора - более 2-х аршинов 9-ти вершков.
Следует заметить, что сразу после смерти
Д.Е. Остен - Сакена, к вдове в Кременчуг приехал тайный
советник из Петербурга, и, открыв сейф, взял всё его
содержимое и, опечатав, увёз в столицу. Именно Дмитрий
Ерофеевич Остен - Сакен, в присутствии императора
Николая I, выписывал пропуск во дворец любимице старца
Фёдора Кузьмича, Александре Никифоровне, когда она по
просьбе самого старца отправилась в далёкое путешествие
из Сибири в Киев (Киево - Печёрскую лавру) и в
Кременчуг. Там она встретилась с царём Николаем I и
после этого вышла замуж за майора в отставке и бывшего
камердинера Александра I - Ф.И. Фёдорова.
Хотя исследование князя В.В.
Барятинского слабовато по содержанию, но в нём есть одно
очень убедительное место в пользу того, что царь не умер
в Таганроге в 1825 году. Князь переписал в нескольких
экземплярах протокол вскрытия, якобы, тела Александра I
и разослал его четырем ведущим хирургам России с тем,
чтобы они дали авторитетное медицинское заключение, от
чего умер покойный. При этом сознательно опустил слова
"Его величество, император Александр I". И все без
исключения четверо ведущих хирургов России дали
медицинское заключение, что умерший погиб не от тифа или
малярии, а от истязания или сотрясения мозга (по
состоянию селезёнки и красновато-синих пятнах на спине и
на ногах).
Поэтому я абсолютно убеждён в том, что
Лев Толстой посетил старца в Томской губернии.
"Иван Григорьевич Латышев - зажиточный
крестьянин села Краснореченское Томской губернии, с
которым Фёдор Кузьмич познакомился и сошёлся в 1849
году, построил для старца, в стороне от дороги, в лесу
над обрывом, на своей пасеке келью. В ней и начал писать
свои записки Фёдор Кузьмич", продолжение которых он сжёг
вместе с другими бумагами, когда почувствовал свою
близкую кончину. В этой келье и произошла эта знаменитая
встреча с писателем.
Первая тетрадь обрывается на полу фразе:
"…Ланской подходит, подаёт открытую табакерку. Бабушка
нюхает и, улыбаясь, глядит на подходящую шутиху Матрёну
Даниловну…".
В феврале 1912 года "Записки" были
подготовлены к печати отдельным номером журнала "Русское
богатство". Но они были запрещены цензурой, и весь тираж
был конфискован. А редактор журнала, В.Г. Короленко, был
предан суду. Впервые они были опубликованы уже при
советской власти, в 1918 году.
Несколько лет, вплоть до развала
Советского Союза, я вёл переписку с журналистом из
города Канева (Украина), Е. Ямпольским. Он так же как и
Н. Серебренников был убеждён, что Лев Толстой в Сибири
не был. Только в отличие от него журналист дал подробную
библиографическую справку (по годам и месяцам) где был
Толстой с 1849 г. по 1859 год включительно. И выходило,
что в это время (с 1849 по 1851 год) он проходил службу
на Кавказе. Я сначала подумал, что журналист прав. Очень
сложно во время службы на несколько месяцев тайно
съездить в Сибирь. Но когда начал перечитывать его
рассказы "Казаки" (написаны на Кавказе в это время) и
наткнулся на фамилию князя Барятинского А.И., понял, что
это, в дополнение с другой известной мне информацией, в
первую очередь о взаимоотношениях с Огарёвым, говорит о
том, что Лев Толстой, в силу своего авантюрного и
решительного характера, осуществил замысел Огарёва. И
В.В.Барятинский автор книги -потомок А.И.Барятинского,
будущего фельдмаршала России.
Все мы знаем про Герцена… Герцен сказал,
Герцен написал, Герцен заявил…
А вот про его друга Огарёва почти ничего
не знаем. Это потому, что Огарёв был человеком дела, а
не слова ("мужик сказал - мужик сделал"). Меня,
например, восхитил один поступок Огарёва. До отмены
крепостного права (1861 г.) Огарёв, пожалуй,
единственный в России решил лично подать пример и
отменить крепостное право у себя в имении. Но крестьяне
так уважали и любили своего хозяина-барина, что на
сходе, во главе с приказчиком и старостой, стали
уговаривать Огарёва не делать этого. Им и без того
живётся хорошо. Хозяин их не притесняет, живут они
сравнительно вольготно, Но Огарёв был непреклонен… Через
несколько месяцев крестьяне, не способные сами вести
своё хозяйство, захирели, стали жить хуже. А пустая
усадьба Огарёва сгорела при невыясненных
обстоятельствах. Вот печальный итог хорошего начинания в
России. Как говорится, "благими намерениями вымощена
дорога в ад" или "хотели как лучше, а получилось как
всегда". То, что Лев Толстой переписывался и
неоднократно встречался с Герценом - зафиксированный в
истории факт. То, что Лев Толстой переписывался с
великим князем Николаем Михайловичем именно в отношении
старца Фёдора Кузьмича - тоже факт. А вот общение и
переписка его с Огарёвым особо не освещена. Вероятно,
Огарёв сам взаимоотношения с Толстым не афишировал и
Толстому не советовал этого делать по понятным причинам.
Лев Толстой в последние годы своей жизни
стал одеваться точно так же, как старец Феодор Кузьмич -
в холщёвую рубаху, подпоясанную тоненьким ремешком, и
бороду отрастил такую же. Даже конец своей жизни решил
прожить так же, как старец. Но болезнь в дороге и смерть
на станции помешали ему доехать до своей кельи и прожить
остаток жизни как старец Феодор Кузьмич. Умер он в 82
года.
В его личном архиве лежали нетронутые
"посмертные записки старца…", письма, наброски, этюды,
черновики. И здесь же его наброски - мысли о царствующей
династии Романовых. Больше всего досталось Петру I. Его
Лев Толстой назвал извергом. Вероятно, за казнь
стрельцов и сына Алексея. Не поздоровилось никому. Всех
раскритиковал. Вплоть до действующего царя, Николая II.
Про Александра Благословенного написал, что тот "лукавый
обманщик". Ещё бы. Всю Россию обманул своей
инсценировкой смерти и уходом от мира.
"Сфинкс, не разгаданный до гроба" - так
метко окрестил его Вяземский. Да и как о нём писать,
если в "Посмертных записках…" он сам себя назвал
"величайшим преступником"?
Ещё подростком, в возрасте 16-ти лет,
граф Толстой впервые посетил дом терпимости, попросту
бордель вместе со старшим братом Николаем. И ночь,
проведённая там, произвела неизгладимое, гнетущее
впечатление на неокрепшую психику подростка. И что бы не
говорили, настоящего семейного счастья Лев Толстой не
испытал. Была куча детей и жена - психопатка, от которой
он сбежал на закате своей жизни.
Его жизнь - как зеркальное отражение
жизни Александра Благословенного, только в другой
жизненной плоскости. Великий писатель был велик во всём.
Даже в своём подражании стать старцем, как Александр
Благословенный. Вот только не дотянул до этого великого
подвига - ухода от мирских забот в мир религиозных грёз.
P.S. 1. Смотрю сериал "Тайны
следствия". Информация по теме. "Главным экспонатом
музея, несомненно, является сабля князя Барятинского".
Это, по всей вероятности, тот самый Барятинский, у
которого проходил службу на Кавказе Лев Толстой (А.И.
Барятинский дослужился до звания фельдмаршала).
2. На центральном телевидении - тема
отечественной истории. С комментариями выступает историк
Барятинский…
3. Идёт передача о разведчиках Великой
Отечественной войны. Ольга Чехова-эмигрантка из России,
артистка, - вхожа в близкое окружение Гитлера. Через
Абакумова от Сталина задание - ликвидировать Гитлера. Но
потом Сталин ликвидацию Гитлера отменяет. Ольга Чехова в
смятении.…У её подруги в бою с немецкими асами погибает
жених - лётчик Барятинский, эмигрированный из России в
гражданскую…
А мне на ум приходит князь В.В.
Барятинский, написавший книгу - исследование
"Царственный мистик" (Александр I - старец Фёдор
Кузьмич), изд-во Прометей, Лондон, 1912 год. Он
единственный, кто до революции в своей книге утверждал и
не без оснований, что Александр Благословенный,
инсценировав свою смерть, скрылся в Сибири, в Томской
губернии. И только в его книге имеется утверждение, что
Лев Толстой тайно посетил старца.
Один томский писатель решил написать
книгу о посещении Чеховым нашего города (был проездом,
держа путь на остров Сахалин). Чехов отзывался о Томске
(по записной книжке) как о невзрачном захолустном
городишке. Ещё более не понравились ему томские женщины.
Абзац из записной книжки…и вот уже на выходе готовится
книга о посещении писателем Чеховым нашего города. Книга
- "высосанная из пальца".
Уже 6 лет в Театре юного зрителя идёт
спектакль "Северный сфинкс или сказание о старце Фёдоре"
(историческая фантазия в 2-х действиях). Автор сценария
- московский режиссёр А.Литвин.
В названии - три ошибки. Ну, во-первых,
это не "историческая фантазия", а, по крайней мере,
историческая версия как минимум. А как максимум-это
скрытый исторический факт. Далее в заглавии есть слово
"сказание". Сказание-это даже не легенда, а попросту
-
сказка, выдумка. И, наконец, у верующих христиан нет
имени Фёдор, а есть имя Феодор, что означает "Дар
Божий". А Фёдор - это светское имя, слегка изменённое.
Я посмотрел этот спектакль по
специальному приглашению, когда он впервые появился на
подмостках ТЮЗа - на премьере, в канун 400-летия Томска.
Был полный аншлаг. Стулья ставили в проходах… Тогда,
после спектакля, я высказал ряд замечаний, часть которых
потом учли и подправили. Но кое-что оставили без
изменений. Слова, произнесённые одним историческим
лицом, вложили в уста другого и т.д. Другими словами, из
исторической версии московский режиссёр А.Литвин
сознательно сделал "историческую фантазию".
Постановщики оправдывались тем, что
невозможно в 2,5 часа вместить информацию, которая тянет
на тома печатной информации. Поэтому, дескать, и А.
Литвин вынужден так вольно трактовать некоторые
исторические факты.
Сейчас на спектакль можно свободно
купить билеты, Есть свободные места. Кто хотел
посмотреть этот спектакль - давно посмотрел. К артистам
претензий нет - сыграли на подъёме, с полной отдачей
своих творческих сил. А вот название спектакля режет
слух как несуразное.
***
22 мая 2011г. Закончилась в
краеведческом музее выставка Лев Толстой "Война и мир.
Ясная поляна - Томск".
Оказывается 70 лет тому назад, в начале
войны, весь архив Л. Толстого был эвакуирован в Томск.
Упаковывая в ящики содержимое "архива" великого
писателя, администратор - экскурсовод Елена Георгиевна,
прочитав накануне мой исторический очерк, поведала мне
кое-что интересного по жизни и творчеству Льва Толстого.
Но при этом она поставила под сомнение
тайное путешествие Льва Толстого в Томскую губернию в
период со средины декабря 1849г. по 1852 год
включительно. Сослалась на то, что официально к этому
времени тетя А.И. Остен-Сакен уже скончалась. И если и
была тайная встреча Льва Толстого со старцем Феодором
Кузьмичом, то гораздо позднее, незадолго до его женитьбы
на Софье Андреевне. Есть информация, что перед женитьбой
он ездил к какому-то старцу. И сразу после этого
посещения он резко изменил свой образ жизни: женился,
перестал играть в карты под интерес, вести слегка
разгульный образ жизни. Более того с головой ушел в
православие, став истинно верующим. Впоследствии даже
написал "Библию для детей", переработав Евангелие.
Приняв эти сведенья, как информацию к
размышлению, я все же не стал полностью исключать тайный
приезд начинающего тогда писателя Льва Толстого в
далекую Сибирь к загадочному старцу, несмотря на выпад
существенного звена с непосредственным участием его
тети. И вот почему.
Для аргументации моей мысли приведу
выдержки из П.П.С. Л. Толстого, том 12, М., изд-во
Правда, 1987г. Сначала информация по князю А.И.
Барятинскому:
С. 374 "Кн. Барятинский - друг
наследника, бывший командир Кабардинского полка…" "Хаджи
- Мурат".
С. 513 "Барятинский Александр Иванович
(1815-1879г.г.) князь, генерал, с 1856г. - наместник
Кавказа. В 1859г. Он принудил Шамиля к сдаче. Толстой
был лично знаком с А.И. Барятинским…"
Теперь информация из 12-го тома о тети
Толстого - А.И. Остен-Сакен:
С. 441. "Семья отца состояла из
бабушки-старушки, его матери, ее дочери, моей
тетки-графини Александры Ильиничны Остен-Сакен…"
С. 447. "Александра, еще в Петербурге
была выдана за графа Сакена…"
С. 450. "Скоро после свадьбы Остен-Сакен
уехал с молодой женой (А.И.) в свое Остзейское имение и
там все больше и больше стала проявляться его душевная
болезнь, выражающаяся сначала только очень заметной
беспричинной ревностью…"
Якобы, из-за ревности граф Остен-Сакен
хотел убить тетю Льва Толстого… "Рана была в правой
стороне груди навылет (тетушка показывала мне оставшийся
след и была не тяжелая)".
"А когда мне было 12 лет, умерла она в
Оптиной Пустыни…"
С. 451. Более того, хотел отрезать ей
язык. "…как бы заботясь о ее здоровье, он попросил
показать ему язык, и когда она высунула его, схватил
одной рукой за язык, а другой выхватил приготовленную
бритву с намереньем обрезать его. Произошла борьба, она
вырвалась от него, закричала, вбежали люди, остановили и
увели его…"
С. 452. "Тетушка А.И. не только была
внешне религиозна, соблюдала посты, много молилась,
общаясь с людьми святой жизни, каков был в ее время
старец Леонид в Оптиной Пустыни, но сама жила истинно
христианской жизнью, стараясь не только избегать всякой
роскоши услуги, но стараясь, сколько возможно, служить
другим. Денег у нее никогда не было, потому что она
раздавала просящим все, что у нее было…"
То, что Лев Толстой в апреле 1851 года
вместе со страшим братом Николаем, артиллерийским
офицером, прибыл на Кавказ, в кабардинский полк и служил
там первое время в качестве волонтера, а потом и военным
под командованием князя генерала А.И. Барятинского -
факт вполне известный. Теперь, комментируя выдержки из
П.С.С. том 12 можно слегка изменить и дополнить
историческую версию по тайному приезду к старцу Феодору
Кузьмичу молодого Льва Толстого, не меняя сути.
Согласимся, что граф Остен-Сакен пытался
застрелить свою молодую жену из-за ревности. Но тогда,
почему после этого, не успокоившись, он пытался отрезать
ей именно язык? Я убежден, что причина этого действия
явно не ревность. Причина - в разглашении тайны и тайны
священной. А так как семейство Остен-Сакенов знало не
только об инсценировке смерти императора Александра
Благословенного, но и о перевоплощении его в
таинственного старца Феодора Кузьмича, то вот она и
причина, лежит на поверхности.
А сомневаться - право сугубо личное. Я,
к примеру, сомневаюсь, что тетя Льва Толстого (с его
слов) умерла, когда племянник был подростком. И вот
почему "Умерла" она не в родовом имении Ясная поляна, а
в Оптиной Пустыни. И после того, как граф Остен-Сакен -
ее старый муж совершил попытку убийства и попытку
отрезать ей язык, она решается инсценировать свою
смерть, перебравшись в Оптину Пустынь, к старцу Леониду.
Тем более что пример инсценировки своей смерти у нее
имелся и довольно яркий. Трое из царствующей династии -
император Александр I, его жена Елизавета Алексеевна и
брат Константин решились на этот подвиг.
Кстати, какой-то известный старец Леонид
посещал старца Феодора Кузьмича в Томской губернии. Для
светской жизни такие люди умерли. Они берут себе другое
имя, посвящая себя Богу и обрывают все старые связи со
светским обществом, часто инсценируя свою смерть перед
уходом в монастырь. В сериале "Улицы разбитых фонарей"
показан, пожалуй, классический пример этого. Талантливый
художник, рисовавший ранее церквушки и пейзажи
деревенской жизни, решает уйти иноком в монастырь.
Оставляет свою одежду на берегу, инсценируя свою смерть
как утопленник. И укрывшись за стенами монастыря, взяв
другое христианское имя, посвятил себя Богу, став
иконописцем.
А жена и дочь, посчитав его
утопленником, смирились с его "нелепой" смертью и
продолжали жить своей жизнью…
Хотя не исключен тайный приезд в Сибирь
Толстого незадолго до своей женитьбы, когда старец
Феодор Кузьмич доживал свои последние годы, живя у купца
Хромова на заимке (в настоящее время это бывший поселок
Хромовка между троллейбусным парком и Академ. городком,
на берегу Ушайки).
Тогда по этой слегка измененной
исторической версии по времени посещения уже
сформировавшийся писатель Толстой выкрал из сундука
старца первую тетрадь "посмертных записок…", что лежала
в сундуке на самом верху.
Перед своей кончиной, сжигая свой
"архив" старец Феодор Кузьмич наверняка сжег и
продолжение "посмертных записок…"
Журналист из города Канева (Украина) Е.
Ямпольский написал продолжение "посмертных записок…"
Читая и делая поправки в его рукописях я лишь предложил
исправить явные ляпсусы (их было более двадцати),
оставив суть без изменения. Даже советовал воздержаться
от публикации, опровергая крылатую фразу, что "рукописи
не горят".
Горят и еще как горят! И мы никогда уже
не прочтем того что сжег старец вынимая из своего
сундука перед самой своей кончиной, слегка удивив
томичей своим поступком (в ограде дома купца Хромова -
угол Фрунзе 11/1 и улица Крылова 26а).
Продолжение следует...
***
Оглавление книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный
- святой старец Феoдор Томский":
Оглавление
Отзывы об историческом исследовании В.И. Федорова
Часть I. Доказательство инсценировки "смерти"императора Александра I
Часть II. Доказательство логическим путем "перевоплощения"скрывшегося императора в таинственного старца
Часть III. Несостоятельность выводов противников перевоплощения Александра I в старца Феодора Кузьмича
Повод к написанию исследования о старце Феодоре Кузьмиче и императоре Александре I
"Царская глупость"
Использованная литература в книге "Император Александр Благословенный - святой старец Феoдор Томский
***
Молитва праведному Феодору Томскому:
- Молитва праведному Феодору Томскому. Своей аскетичной
жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар
прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему
приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные
- он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй
жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его
нынешнем небесном заступничестве люди получали и
получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в
искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в
болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.
Акафист праведному Феодору Томскому:
Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:
|