Отзывы об историческом исследовании Виктора Федорова
"Император Александр Благословенный – святой старец
Феoдор Томский"
Глава из книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский"
Отзывы на книгу историка А. Тобузова,
игумена Силуана Вьюрова и иеромонаха Иоанна Харина...
Император Александр I. Рисунок
***
Целью своего исторического исследования
В.И.Федоров избрал доказательство мнимой смерти
императора Александра I, а также идентификацию его
личности с личностью таинственного и святого старца
Феодора Козьмича. Доказательство можно считать
состоятельным, хотя привлекаемые в его ходе документы
трудно проверить.
Кроме чисто научной ценности, рукопись
уникальна еще и тем, что дает подлинное представление о
характере личности Александра Благословенного на основе
множества ссылок, выдержек и цитат из работ и
воспоминаний большого количества мемуаристов и
историков. Исследование ценно также тем, что касается
малоизвестных страниц национальной истории, в частности
общеевропейской войны 1813 -1815 г.г. против Наполеона.
Оно восполняет пробел, сделанный
советской историографией из ложно понятого классового
чувства, давая представление о роли русских армий в
победе над Наполеоном. Из него следует, что исторические
судьбы Европы в той же мере зависели от Александра
Благословенного во втором десятилетии прошлого века, как
и от Наполеона — в первом.
Не следует считать, что доказательство
идентичности личностей Александра Благословенного и
таинственного, святого старца Феодора Козьмича
представляет узко академический интерес. Анализ
обстоятельств и причин перевоплощения может послужить
иллюстрацией для определенного рода этических
построений, которые способствовали бы возрождению и
развитию национального самосознания, что чрезвычайно
важно и своевременно.
К недостаткам исторического исследования
следует отнести отсутствие:
- нравственной оценки поступка
Александра Благословенного, с точки зрения исторической
ответственности за судьбу народа, брошенного на произвол
реакции. Автор мог бы дать такую оценку "абсентизму"
Александра I Благословенного;
- обилие выдержек и цитат, не всегда
сопровождаемых авторскими комментариями, отчасти придает
исследованию компилятивный характер.
Историческое исследование написано в
хорошей повествовательной манере, способной привлечь
широкий читательский интерес. Популярность этого
исследования среди массового читателя должна оказаться
очень высокой.
А.К. Тобузов, историк,
Новосибирск, 1989
***
Предложенное читателю исследование
представляет собой попытку доказательства идентичности
Российского императора Александра I Благословенного и
Св.Пр. Феодора Томского, причисленного Православной
церковью к лику местно чтимых Святых. Историческое
исследование читается с интересом. Автор проливает свет
на некоторые новые данные из жизни святого Феодора
Томского и в тоже время дает возможность по новому
взглянуть на старые, всем известные данные из жизни
этого Святого. Наибольший интерес, благодаря удачной
подборке материала, вызывает описание жизни Александра I
Благословенного с рождения и до окончания разгрома
Наполеона во Франции.
Судя по содержанию, исследование
написано в начале 90-х годов и носит на себе отпечаток
материалистического мировоззрения автора в это время.
Вместе с тем В.И.Фёдоров, очевидно, и не ставил перед
собой цель создать строго церковное произведение.
В силу этого видение автора той или иной
проблемы может не совпадать с точкой зрения Православной
Церкви.
В целом книга Виктора Ивановича Фёдорова
является значительным вкладом в дело прославления
святого праведного Феодора Томского и достойным
памятником к 400-летию города Томска.
Силуан Вьюров, игумен, наместник
Богородице-Алексиевского монастыря, г. Томск
Иоанн Харин, иеромонах, насельник
Богородице-Алексиевского монастыря, г. Томск
Томск, 2001
***
Оглавление книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский":
Оглавление
Отзывы об историческом исследовании В.И. Федорова
Часть I. Доказательство инсценировки "смерти" императора Александра I
Часть II. Доказательство логическим путем "перевоплощения" скрывшегося императора в таинственного старца
Часть III. Несостоятельность выводов противников перевоплощения Александра I в старца Феодора Кузьмича
Повод к написанию исследования о старце Феодоре Кузьмиче и императоре Александре I
"Царская глупость"
Использованная литература в книге "Император Александр Благословенный - святой старец Феoдор Томский
***
Молитва праведному Феодору Томскому:
Молитва праведному Феодору Томскому. Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и
бедные, образованные и неграмотные - он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях.
Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.
Акафист праведному Феодору Томскому:
Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:
|