Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Праведный старец Феодор Томский


Основание для канонизации таинственного старца Феодора Томского

Мое историческое исследование было бы неполным и незаконченным, если бы читатель не узнал о том, что послужило основанием для канонизации старца в 1984 году как сибирского святого...

Глава из книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский"

Мое историческое исследование было бы неполным и незаконченным, если бы читатель не узнал о том, что послужило основанием для канонизации старца в 1984 году как сибирского святого. И здесь следует привести хотя бы некоторые выдержки из церковного издания "Житие святого праведного старца Феодора Томского" под редакцией составителя – епископа Силуана (Вьюрова). Томск (2014).

Святой праведный Феодор Томский

Святой праведный Феодор Томский

Чтобы читатель понял и осознал как православный христианин, да и просто как  верующий, каким остался и остается на века в памяти жителей Томской губернии таинственный святой старец Феодор Томский. При аресте в 1836 году назвался Федором Кузьмичом, а спустя годы его величали несколько иначе – Феодором Козьмичом, на религиозный лад. Приставку Томский он получил при канонизации. Некоторые моменты из жизнеописания таинственного старца повторяются. Если ранее они освещались в моем исследовании как косвенные факты по сравнению личностей императора Александра Благословенного и святого старца Феодора, то здесь упор делается на прозорливость и исцеление от болезней, что явилось основанием для канонизации таинственного старца.

"Святому старцу Феодору был дан от Бога дар прозорливости, который всегда сопутствует служению старческого попечения о ближних. Приведем лишь некоторые из многочисленных примеров прозорливости праведного старца.

Однажды к праведному Феодору приезжал купец Нацвалов. Когда он вошел в келью старца, тот внезапно обратился к нему с вопросом: "Зачем ты взял медные деньги? Они положены не для тебя". Незадолго перед этим Нацвалов действительно взял где-то несколько оброненных неизвестно кем медных монет.

В другой раз старец говорил Нацвалову: "Зачем ты читаешь без внимания и чувства "придите поклонимся"? Ты знаешь, какая это молитва, с каким вниманием ее следует читать!?"

Иногда, встречая приезжавших к нему посетителей, старец сразу называл их по именам: "Здравствуй, отец Израиль!" или  "Здравствуй, отец Иоанн!" - хотя никогда прежде не был с ними знаком и не мог быть извещен об их приезде.

Когда старец жил на Красной речке, однажды его посетил купец Хромов и его супруга. Перед отъездом Хромов велел жене взять старцу на рубашку хорошего тонкого холста. Но она подумала: "Зачем старцу хороший холст?" - и взяла похуже. Когда приехали к старцу, и она стала отдавать ему холст, то он обратился к ней со словами: "Ведь тебе было велено привезти тонкий холст, нужно было исполнить. Но, - добавил затем старец Феодор, - для меня, бродяги, и этот очень тонок".

Другой случай произошел, когда старец жил в селе Белоярском. Феодор Кузьмич очень любил свежий мед. И вот, однажды, казак Семен Николаевич Сидоров, у которого старец тогда жил, желая угодить старцу, велел своему брату Матвею Николаевичу купить в Ачинске для старца лучшего меда. Матвей Николаевич очень неохотно исполнил это поручение брата и в душе пожалел денег на мед. Когда мед был принесен к Феодору Козьмичу, то последний высказал все, что думал Матвей Николаевич Сидоров и отказался от меда.

Этот случай особенно ярко показывает, что при тех или иных внешних проявлениях нашего почитания святых, главным является то внутреннее устроение, с которым мы приступаем к угодникам Божиим или Самому Богу. И ответ на наши прошения зависит не столько от степени внешнего усердия, сколько от меры искренности наших намерений и нашей веры.

Важно отметить, что истинный дар прозорливости (или пророческое служение) всегда имеет своим смыслом нравственное исправление ближних, указание им на те их греховные язвы, которые они либо не видят в себе, либо стыдятся открыть на исповеди.

Во время пребывания старца в Зерцалах здесь поселился какой-то бродяга, сосланный на житье. Он пришел однажды к святому Феодору, желая познакомиться с ним. Но старец, у которого в это время было несколько зерцаловских крестьян, беседовавших с ним на духовные темы, как только вошел этот ссыльный, встал и сказал: "Иди, иди отсюда!" Ссыльный изумился, изумились и бывшие в кельи Феодора Козьмича крестьяне, не понимая, почему он гонит этого человека, тогда как вообще никому не отказывал в приеме. Но старец тот час же сказал: "Уходи, уходи… У тебя руки в крови. Свой грех другому отдал…".

Ссыльный побледнел как полотно и торопливо вышел из избы, а потом, через несколько дней, ушел в Томск, где принес повинную начальству, что он не тот, за которого себя выдавал, что он промышлял разбоем и должен был идти на каторгу. Но поменялся именем с одним из сосланных на поселение за бродяжничество, что на его совести до десяти убийств.

Однажды, когда старец жил уже в Томске, во время праздника Рождества Христова архиерейский хор пожелал прославить у Феодора Козьмича, на что старец охотно согласился. Один из певчих, Иван Васильевич Ефимов (в последствии протодиакон Московского Успенского собора), в это время имел какое-то недоумение о древе Животворящего Креста Господня и надеялся, что старец разъяснит при случае это недоумение.

Когда певчие пропели концерт, старец со слезами на глазах благодарил их и поклонился им до земли, а затем стал давать им наставления, что значит быть певчим; певчие, по его словам, принимают вид ангелов, прославляющих Господа. А И.В.Ефимову разъяснил, что значит древо Животворящего Креста Господня, но сказал об этом не по просьбе Ефимова, а по дару прозорливости.

За свою святую жизнь старец Феодор сподобился принять от Бога для пользы ближних еще один дар – дар исцелений. Причем, врачуя телесные  немощи, святой, как правило, указывал человеку на их истинный нравственный корень – грех.

Когда старец жил еще в селе Белоярском, местный священник, не видя его у себя на исповеди, первое время относился к нему недружелюбно, предостерегая крестьян и советуя им держаться подальше от Феодора Козьмича, который, по мнению священника, был раскольником. Однажды выведенный из терпения непонятным для него поведением старца священник назвал его при всем народе безбожником.

В тот же день священник этот почувствовал себя очень  плохо и к вечеру слег в постель. Приглашенный из Ачинска врач признал его положение безнадежным. Тогда, по совету односельчан, семейство священника обратилось к Феодору Козьмичу, и усердно со слезами стало просить  его простить умирающего и помолиться о нем. Старец, посетив больного, сделал ему строгое внушение, как нужно относиться к людям, которые никому не делают никакого зла, и как осторожно должно делать заключения и произносить над людьми приговор. А затем сказал, что больной скоро поправится. Через некоторое время священнику действительно стало лучше, и он сделался искренним почитателем святого Феодора.

Глубоко чтивший старца купец Семен Феофанович Хромов, у которого праведный старец жил последние шесть лет в Томске, был исцелен по молитвам святого от болезни глаз и до самой старости мог читать без очков.

Блаженная старица Домна Карповна уже после кончины праведного Феодора рассказывала о старце Хромову: "Я знаю, что он святой! Когда он жил в келии вашего сада, я была очень больна; пришедши в ваш сад, осталась на ночь в саду для того, чтобы пойти к старцу и получить от него исцеление. Стала стучать в дверь, старец отворил и, как только я вступила на порог, он исцелил меня совершенно от болезни. Святой был старичок!"

Даже ржаные сухари, высушенные старцем у себя в кельи, принимались людьми как благословение и помогали в недугах. По свидетельству С.Ф. Хромова, он от сухариков подвижника исцелился от холеры, которой заразился в 1860 году на Нижегородской ярмарке.

Многих, посещавших его, праведный старец своими проникновенными, исполненными духовной силы беседами направлял на путь исправления греховной жизни, других вразумлял не привязываться к земным вещам, третьих исполнял решимости к совершенному отречению от мира.

Благочестивый священник Томска отец Феодор Краснопевцев, служивший в Богоявленской церкви и бывший законоучителем Томской губернской гимназии, пришел к Феодору Козьмичу побеседовать. Беседа продолжалась довольно долго. На прощание старец дает отцу Феодору яблоко и велит съесть. Священник отказывается взять яблоко, говоря: "Яблоком Ева соблазнила Адама". Старец на это ответил: "Я даю тебе не то яблоко, а благолепное, о котором говорится в акафисте Божией Матери".

Отец Феодор взял яблоко и съел дома. Вскоре после этого он оставил приход и стал юродствовать Христа ради. Жил в своем доме совершенно один, не имея обычной по тем временам прислуги. Уходя из дома, двери никогда не запирал, но Бог хранил его скудное имущество. Отец Феодор стал вести самую строгую жизнь, все время проводя в посте и молитве.

Каждый день, летом и зимой, несмотря ни на какую погоду он неустанно ходил к Утрене и Литургии, потом шел в Иверскую часовню, где служил молебен с акафистом Пресвятой Богородице сначала для себя, а потом для приходящих богомольцев. Возвратившись ненадолго домой, он снова шел в храм к Вечерне. Праведность отца Феодора была засвидетельствована Самим Богом, ниспославшим Своему угоднику дар прозорливости…

Своей праведной жизнью и благодатным попечением о ближних святой старец Феодор Козьмич, по апостольскому слову, являлся "Христовым благоуханием Богу в спасаемых и в погибающих". Внешним знамением этого был постоянно ощущаемый в кельи старца необыкновенный благовонный запах, между тем, как было хорошо известно, старец Феодор не имел у себя никаких ароматических веществ.

Неоднократно также в кельи старца по ночам замечался какой-то свет, тогда как старец никогда не зажигал у себя ни свечей, ни лампады.

Необычность жизни сибирского подвижника, загадочность его происхождения в глазах некоторых духовно малоопытных и лично незнакомых со старцем людей иногда являлись поводом к ложному о нем мнению как о сектанте или раскольнике. Но люди, более близко знавшие Феодора Козьмича, и среди них известные подвижники благочестия отзывались о старце как о великом угоднике Божием.

Епископ Иркутский Афанасий часто посещал старца в Ачинском уезде и иногда по нескольку дней жил у него, назидаясь его глубоко поучительными беседами. Встречался со старцем и святитель Иннокентий Московский, просветитель Америки и Дальнего Востока, и выказывал ему знаки уважения.

Протоиерей Красноярской кладбищенской церкви отец Петр Попов (впоследствии епископ Енисейский Павел), который был постоянным духовником старца Феодора, - человек строгой жизни, получивший хорошее образование и горячо любимый своею паствою, - раза два – три в году заезжал к старцу, иногда подолгу оставался у него. Беседовал о нем с крестьянами и наставлял их относиться к подвижнику с особым уважением, так как это был, по его словам, "великий угодник Божий".

Замечательно высказывание о праведном Феодоре известного Киево-Печерского подвижника иеросхи монаха старца Парфения. Когда к нему за благословением приехала воспитанница Феодора Козьмича, простая крестьянская девушка, Александра Никифоровна, старец Парфений, узнав, кто ее послал, заметил: "Зачем тебе мое благословение, когда у вас на Красной речке есть великий подвижник и угодник Божий? Он будет столпом от земли до неба".

Томский епископ Парфений, желая проверить слухи о том, что старец якобы никогда не исповедуется и не причащается Святых Тайн, однажды имел по этому поводу беседу с Феодором Козьмичом. После которой в разговоре с Хромовым высказал мнение, что старец "едва ли не находится в прелести". Когда старец узнал об этом, то сказал Хромову: "Ваш преосвященный, хотя и ученый человек, но в духовной жизни неопытен: я каждый день вкушаю хлеба небесного".

Спустя некоторое время преосвященный Парфений видит сон: будто бы Иннокентий Иркутский чудотворец приобщил его и Феодора Козьмича из одной чаши. После этого сна преосвященный особенно расположился к старцу, проникся к нему, стал часто посещать святого Феодора и много времени проводить с ним в духовных беседах.

Сохранилось следующее высказывание святого Феодора о Православии. "Православная вера есть великий корабль, который плавает в море бытия. Все же секты – это маленькие лодочки, которые привязались к этому кораблю, как на веревке. Потому только держатся и не тонут".

Интересен случай помощи святого старца в устроении церковного благолепия. Последние годы своей жизни, пребывая в Томске и регулярно посещая храмы Богородице- Алексиевского монастыря, старец каждый раз после службы заходил к тогдашнему настоятелю архимандриту Виктору (Лебедеву). Отец Виктор относился к Феодору Козьмичу с глубочайшим уважением и ни одного серьезного дела не предпринимал без его совета и благословения. Так, однажды намереваясь приступить к отлитию благовестного 303 – пудового колокола для монастырской звонницы (самый большой в то время колокол в Томске), отец архимандрит обратился к старцу с письмом следующего содержания: "весьма желательно, чтобы колокол отлился благополучно и дело совершилось исправно; а я человек худой, слабоверный и малочувствующий пребольшие ко мне  Божии милости. Осмеливаюсь усердно просить тебя: помолись Господу Богу и Пречистой Госпоже Деве Богородице, да исполнится желание и намерение мое к умилению сердец, не радеющих о спасении, из них же первый есмь аз. Верую, что прошение твое будет услышано". Известно, что отлитый колокол не оставлял желать ничего лучшего.

Замечательно, что подобный случай помощи святого праведного Феодора уже в наши дни вновь произошел в возрождающейся Богородице-  Алексиевкой обители. В продолжение почти десяти лет после восстановления разоренного в годы безбожия монастырского храма, его  выделил всю сумму, необходимую колокольня молчала. Имея самые скудные возможности, братия не отваживалась на столь дорогостоящее дело, как приобретение колоколов. Наконец, возложив свое упование на предстательство святого Феодора и вознося ему усердные молитвы устроении этого дела, иноки обратились за помощью к руководителю одного из крупных предприятий Томска. К их удивлению, он не только не отказал (а это происходило вскоре после разорительного августовского кризиса 1998 года), но без промедления выделил всю сумму, необходимую для преобретения звонницы из шести колоколов. При перевозке в Томск колокола затерялись на какой-то железнодорожной станции, но спустя короткое время, молитвами старца Феодора, нашлись и были доставлены в Томский монастырь.

По независящим от братии причинам на колокольне они были установлены непосредственно перед самым праздником в честь святого Феодора, который совершается 5 июля. В этой "случайности" иноки увидели указание на то, кому в действительности обитель обязана своей звонницей, которая, как и прежние колокола, отличается высоким качеством звучания.

В Томске старца Феодора посещали и различные гражданские чиновники, причем вели себя с ним предельно почтительно. Каждый вновь назначенный губернатор считал своим долгом заезжать в келью старца и подолгу наедине с ним беседовал. Беседы эти касались как вопросов духовной жизни, так и общественного устройства. В проблемах государственной и общественной жизни старец разбирался также хорошо, как и в жизни духовной.

Поистине, Божественная благодать не тщетно пребывала в святом Феодоре, но приносила разнообразные и обильные плоды. "Для всех он сделался всем" (1Кор.9:22), чтобы послужить спасению ближних, в каком бы звании, состоянии, общественном положении и мере духовного возраста они не находились.

Прожив более восьмидесяти лет, праведный старец Феодор приблизился к пределу земной жизни. Для лучшего очищения чувственной природы, для облегчения перехода в вечность, Господь послал старцу болезнь, которая с каждым днем усиливалась. Летом 1863 года, совсем больной, к величайшему сожалению всей семьи Хромовых он покинул их гостеприимный кров и уехал в Белоярскую станицу, где и прожил некоторое время в своей старой келии у Семена Николаевича Сидорова. Во время болезни старца Бог утешал Своего угодника благодатными посещениями.

В декабре в Белый Яр приехал Хромов, и старец объявил ему, что намеревается вернуться в Томск. Феодор Козьмич в это время был настолько болен, что не мог передвигаться без чужой помощи. Простившись с хозяевами, праведный старец отправился в обратный путь, в Томск.

Перед рассветом второго декабря везшие старца приехали в деревню Турунтаево в 60-ти километрах от Томска. Отсюда выехали на восходе солнца. Вдруг недалеко от Турунтаево по обеим сторонам дороги показались два ослепительно светлых столба, поднимавшихся от земли до неба. Столбы эти как бы двигались перед повозкой со старцем Феодором до самого Томска и сделались невидимыми только на Воскресенской горе. Причем это знамение видели все, ехавшие с праведником. Дочь Хромова обратилась к старцу: "Батюшка, пред нами идут какие-то столбы". На это святой старец тихо промолвил: "О, Пречистый Боже, благодарю…" - и что-то долго шептал про себя.

После прибытия в Томск к старцу Феодору позвали иеромонаха Томского Богородице – Алексиевского монастыря отца Рафаила, который исповедовал больного и причастил Святых Таин.

С начала января 1864 г. старец все более и более слабел. Семья Хромовых очень печалилась, видя страдания старца, и принимала все меры, чтобы облегчить их. Видя их искренние слезы, святой Феодор говорил им: "Не плачьте и не жалейте меня. Страдания и болезни свойственны человеку и должны быть тягостны христианину, потому что он не только не должен ничем ублажать своего тела и покоить его, но всегда должен помнить, что оно должно умереть и предаться тлению, и потому ему нужно спокойно переносить боль и ждать неизбежного конца – смерти".

19 января было уже ясно, что конец приближается. Вновь прибыл о. Рафаил и приобщил старца Святых Христовых Таин.

Даже на смертном одре старец отказывался назвать свое настоящее имя. Впрочем, сохранился рассказ  С.Ф. Хромова об одной из его последних бесед с праведным Феодором.

Накануне кончины святого Хромов пришел в келью и, помолившись Богу, встал перед старцем на колени и сказал: "Благослови, батюшка, спросить тебя об одном важном деле". "Говори, Бог тебя благословит", - ответил старец. "Есть молва, - продолжал Семен Феофанович, - что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?...". Старец, услыша это, стал креститься и говорит: "Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась".

 На другой день старец продолжил разговор следующими словами: "Панок, хотя ты знаешь, кто я, но, когда умру, не величь, схорони просто"…

После смерти старца его могила и келья, в которой он жил, сделались местом паломничества множества людей из самых разных слоев общества…

Неоднократно могилу старца посещал глубоко чтивший праведника член Государственного Совета М.Н.Галкин-Врасский. Он лично прилагал усилия к украшению места погребения и явился инициатором проведения регулярных панихид по Феодору Козьмичу. С именем Галкина-Врасского связан и случай избавления от неминуемой смерти заступничеством святого Феодора.

Однажды Галкин-Врасский, возвращаясь из Восточной Сибири, куда он ездил по служебным делам, приехал в Томск и поведал здесь следующее: "Молитвами старца Феодора Козьмича я остался жив. Из Восточной Сибири я намеревался ехать морем и уже отправил все свои вещи на пароходе, но потом передумал и захотел побывать еще в Томске и поклониться на могиле старцу Феодору, поэтому и возвращался в Петербург сухим путем… И что же случилось?.. Пароход, на котором я должен был плыть, утонул, утонули все мои вещи, на нем находившиеся. Значит и я подвергся бы такой же участи, если бы не пожелал побывать в Томске и поклониться на могиле старцу Феодору Козьмичу".

Другой случай благодатной помощи святого праведного Феодора произошел с крупнейшим исследователем истории царствования Александра Благословенного Н.К.Шильдером. "Я страдал долгое время ужасными головными болями, - часто рассказывал Шильдер своим слушателям, - никакие средства не помогали. Однажды вечером я работал над историей Александра 1. Наконец, от усталости и головных болей я не мог продолжать и решил пройтись. Погода была отчаянная: дождь, слякоть, но меня что-то тянуло непременно пойти. Пошел я к одному знакомому букинисту. Просматривал разные разности. Вдруг он говорит мне: "Не хотите ли купить вот эту рукопись?" Смотрю и едва верю глазам. Это было рукописное "Жизнеописание великого старца Феодора Козьмича", составленное купцом Хромовым, у которого жил старец.

Я эту рукопись давно искал, но все не мог найти. Я ее, конечно, тот час же купил, вернулся домой и читал ее до глубокой ночи, несмотря на ужасную головную боль. "Неужели это правда, - все думалось мне. С мыслями о Феодоре Козьмиче я лег в постель, и последняя мимолетная мысль моя была: "Если это правда, так вылечи меня от головных болей". Я заснул и вижу во сне, но так ясно, как наяву, что в комнату входит Феодор Козьмич с большою белою бородою, совсем так, как снят на фотографии, но в шубе и меховой шапке. Он подошел к кровати, на которой я лежал, и протянул руку над моею головою. В это мгновение я проснулся в страшном испуге, отыскивая глазами Феодора Козьмича, до того ясно видел его перед собою…

Несмотря на ужасное потрясение, я снова заснул и когда проснулся утром, то к великому моему удивлению заметил, что головная боль прошла совершенно. В этот день я чувствовал такое блаженное состояние, которого не испытывал во всю свою жизнь. Это блаженное состояние, конечно, прошло на другой день, но головные боли уже не возвращались более никогда. Интересно еще и то, что когда мне прислали из Томска по моей просьбе фотографии со всех предметов, оставшихся после Феодора Козьмича, то я увидел среди них меховую шапку, сразу напомнившую мне шапку, в которой я видел Феодора Козьмича во сне".

В Томске совершались и совершаются многочисленные исцеления больных, которые посещали могилу старца и обращались к святому Феодору с теплой молитвою.

Об одном из таких случаев стало известно настоятелю Томского Богородице- Алексиевского монастыря, епископу Мелетию, от некоего Ивана Кирилловича Карлова, который в своем письме владыке сообщал: "В 1910 году 25 июля приехал я из Москвы в Томск на службу в Торговый Дом Голованова. 1 сентября того же года я заболел воспалением слепой кишки. Меня лечил доктор Либеров. Лечение мое шло медленно, то улучшаясь, то ухудшаясь. Наконец, доктор предложил мне сделать операцию и удалить отросток слепой кишки, я согласился, и он дал мне записку к доктору Зимину, который, осмотрев меня и найдя слабым, велел прийти к нему через неделю, обещая поместить меня в клинику. Приехав домой от доктора, я стал готовиться к операции: начал ходить  в мужской монастырь, говеть. 1 октября я исповедался, а 2-го приобщился Святых Таин. В ночь на третье число увидел следующий сон: будто бы я прихожу в монастырь и вижу – много народа стоит перед иконой Нерукотворного образа Спасителя; впереди всех стоял старец Феодор Козьмич. Я подошел ближе, старца уже не было; тогда я спросил, где же этот старец, а мне говорят: "Он пошел по домам подавать то, что кто у него просил". Я и говорю: "А я пришел к нему попросить его, чтобы он за меня помолился, так как мне хотят делать операцию".

Как только я это сказал, входит в храм сам старец и говорит мне: "Иди с Богом, здоровье тебе я уже дал, иди и молись" - и указал мне рукой своей на икону Нерукотворного образа Спасителя. Проснувшись утром, я почувствовал себя очень хорошо и легко, мне с каждым часом становилось лучше и лучше. В назначенный день для операции я отправился к доктору Зимину, который, выслушав меня и осмотрев, спросил: "Когда я нажимаю бока, Вам больно?" - я ему отвечаю: "У меня никакой боли не чувствуется", доктор спрашивает: "Когда Вы поднимаетесь вверх по лестнице, то Вам больно?" Я ему говорю, что по какой угодно лестнице поднимусь, ибо никакой боли не чувствую. Доктор Зимин пожал плечами и сказал: "В таком случае я не нахожу нужным Вам делать операцию, Вы совершенно здоровы" - и отпустил меня домой.

Я пришел домой, и мы радостные с женой поблагодарили Господа Бога и Его милость. В следующую ночь я вижу сон: подводят меня к иконам и говорят: "Это келья старца, а это, - указывая на икону Александра Невского, - икона его ангела, а эта икона его брата" - и указали на икону великомученика Пантелеимона,  так как и ему, старцу, дано от Бога исцелять больных. Теперь я, благодаря Бога, совершенно здоров".

В 1926 году, перед расстрелом последних монахов Богородице -  Алексиевского монастыря, здесь же заключенных, святой Феодор в продолжение некоторого времени стал являться в парящем полупрозрачном образе. Ясно видимый многочисленными свидетелями, в полночь он выходил сквозь стену часовни и по восточной стене монастыря медленно шел на юг до монашеского кладбища, где таял. Святой словно предупреждал заточенных иноков о необходимости готовиться к смерти.

И в наши дни не прекращается подаваться благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия. Особенно явно она проявляется от святых мощей праведного Феодора, открыто почивающих в Богородице- Алексиевском монастыре Томска. В обители ведется запись случаев благодатной помощи предстательством томского чудотворца. Вот лишь некоторые из них.

"Наш ребенок родился тяжелобольной, - сообщает семья прихожан Троицкого храма г.Томска, - с очень многими болезнями. Основной диагноз – поражение центральной нервной системы, внутричерепное кровоизлияние, судорожный синдром. 7 месяцев младенец проходил лечение, но уколы (всего около ста), лекарства и специальные противосудорожные порошки не дали явных результатов. Специально назначенный массаж также не улучшил состояния. Все это время ребенок находился под наблюдением врача. Наконец, мы решили приложить нашего ребенка к мощам святого Феодора и помазать освященным маслом из горящей перед мощами лампады.

Сделав это 28 августа 1995 года, на другой день увидели улучшение. На третий день наш сынок исцелился. Позднее педиатр, массажист и несколько разных врачей заметили  у больного ребенка исцеление".

"В 1996 г. – пишет Любовь С. Из Томска, - у меня был сильный приступ остеохондроза. Я собиралась пойти в монастырь на службу, потому что был день памяти святому праведному Феодору, но не могла идти. Да и сидеть, и лежать мне было трудно. Меня родные отговаривали, но  я пошла, правда, всю  дорогу стонала, плакала. Но шла. Просила Господа и отца Феодора помочь мне. Пришла на службу, а сама думаю, как бы мне достоять, ведь и народу очень много и служба дольше обычного. Однако, отстояв всю службу, почувствовала некоторое облегчение от болей, а когда пришла домой, мне стало значительно легче. И не заметила даже как все прошло".

"Это случилось летом 1997 года, - говорится в другой записи. – Мой сын Игорь, военный врач, приехал в отпуск с ожоговой раной на шее, которую излечить никакими средствами не удавалось. В первый же день приезда я предложила ему помазать рану освященным маслом, сохранившимся у меня со времени обретения мощей святого старца. Он охотно согласился. На следующее утро уже сам подошел ко мне и попросил помазать рану еще раз. Я с удивлением обнаружила, что язва затянулась розовой кожицей. После повторного помазания никакого следа не осталось в течении очень короткого времени".

Иеромонах Филофей из Ростовской области в своем письме пишет: "Совсем недавно к нам на приход попала газета "Томские Епархиальные ведомости" за февраль 2001 г., где напечатано житие св. праведного Феодора Томского. До этого я не знал об этом святом.

Прочитав житие, по силе стал молиться ему. У меня была операция на позвоночнике. Несколько лет боли мешали в полной мере совершать богослужения, выполнять все приходские дела. Буквально на другой день мне стало получше. Воспрянул духом, появилось желание еще и еще молится Праведному. Отслужил в ближайшее воскресенье молебен. Мне становилось получше, во Славу Божию. После долгих лет непрерывных изнуряющих болей почувствовал облегчение".

"После того, как мне сделали операцию по удалению грыжи, все было хорошо примерно год, - сообщает Любовь Б. из Москвы, - но потом стали появляться те симптомы, что были раньше. Мы с папой поехали в больницу, меня обследовали и обнаружили кисту в том месте, где прежде находилась грыжа. Папа позвонил бабушке в Томск, она пошла к мощам св. Феодора Томского и попросила о моем исцелении. Потом прислала нам святую воду, газету о св.Феодоре и фотографию с его мощами. Операция была назначена на 21 марта, но предоперационное обследование показало, что киста полностью исчезла. Хирурги отказались оперировать. Из больницы меня выписали в этот же день".

"Я, раба Божия Надежда, - говорится еще в одной записи, -  длительное время испытывала страдания от сильных болей в левой руке, которые начались летом 2001 года. Будучи в настоящее время безработной и не имея возможности приобретать лекарственные средства, я постоянно молилась святым угодникам Божиим Николаю Чудотворцу и Серафиму Саровскому, но боли не проходили. Осенью 2001 г. я получила совет от духовника обратиться к молитвенному представительству св. прав. Феодора, старца Томского. До этого времени я не имела особого расположения к старцу Феодору, однако, решив последовать совету, 1 февраля 2002 г. я пришла в Богородице- Алексеевский монастырь на всенощное бдение под празднование дня памяти св.прав. Феодора. Приложившись к его честным мощам и помазавшись святым елеем, я возвратилась домой. Боль в руке не только не уменьшилась, но была настолько сильной, что к ней невозможно было прикоснуться. В таком состоянии я уснула. Но, проснувшись утром, к своему великому удивлению и радости, я не ощутила никаких признаков столь долго мучившей меня болезни. Уверенная, что это исцеление произошло по молитвам старца Феодора, я сочла необходимым рассказать об этом случае братии монастыря".

"У меня, - пишет Татьяна А. из г. Стрежевой Томской области, - была опухоль над глазом, и она все увеличивалась. Я молилась св.прав. Феодору и помазала св. маслом от его мощей. Она (опухоль) стала уменьшаться и начала как-то скатываться к краю глаза. Так и исчезла. Вот такое чудо произошло со мной зимой 2002 года. Господь тому свидетель".

"моя дочь Маргарита, - сообщает Руфина Н. из г.Новосибирска, - распорола большой палец на руке куском льда, рана была очень глубокая и болезненная. Она помазала ее маслицем, освященным мощами Феодора Томского, которое дали в Богородице- Алексиевском монастыре, и на следующий день от травмы не осталось и следа. Благодарю Святого Феодора Томского за скорую помощь моей дочери".

В записи от 2006 года Наталья П. из г. Северска Томской области рассказывает о рождении у нее сына, "которое произошло по молитвам старца Феодора". В течении 12 лет супружеской жизни этой женщине не удавалось родить ребенка. Беременность, если и случалась, заканчивалась выкидышами. Обратившись в 1998 году к Богу, Наталья усердно просила у Господа помочь в ее беде. "С января 2004 г., - продолжает она, - по благословению моего духовного стала приезжать каждое воскресенье в монастырь на акафист праведному старцу Феодору Томскому. Была также и на праздничной службе 1 февраля. Просила старца об одном, - чтобы у нас с мужем были дети, и если родится мальчик, назову Феодором. 4 ноября 2004 года родился Феодор, весом 4 кг. 300 г.. Сынуля здоров, приятен лицом, смышленый, любознательный".

Почитание святого старца Феодора Томского не прекращалось после его блаженной кончины, но с каждым годом ширилось и крепло. Первоначально на могиле старца и в его келье служились регулярные, а со временем и ежедневные панихиды. В день его преставления ежегодно в монастыре совершалось особенно торжественное заупокоеное Богослужение при большом стечении людей.

В начале 20 столетия усердием многочисленных граждан Томска над его могилой была возведена часовня. При монастыре создался кружок почитателей старца, который собирал все известные о нем материалы и издавал их в печати. На епархиальном совете поднимался вопрос о необходимости тщательного попечения о сохранении и приобретении в церковную собственность всех тех вещей, которые сохранились от старца и были безгласными свидетелями его подвижнической жизни. Для всех была очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых.

Однако прославление это в силу известных причин состоялось лишь в 1984 году, когда по благословению Святейшего Патриархата Пимена, имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора сибирских святых. 5 июля 1995 года произошло другое замечательное событие – были обретены святые мощи угодника Божия и помещены в особой деревянной гробнице в храме Томского Богородице – Алексиевского монастыря.

Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в обители в день его преставления 2 февраля (20 января по старому стилю) и 5 июля – в день обретения честных его мощей, а также в Соборе сибирских святых 23 июля. В течении года каждый воскресный день по завершению Вечерни в монастырском храме соборно служится акафист праведному Феодору Томскому, по окончании которого священник помазывает богомольцев освещенным маслом из лампад, горящих перед гробницей Святого.

Некогда Бог открыл праотцу Аврааму, что мир стоит святостью угодников Божиих, их молитвенным представительством за людей, селения, города и целые народы. Счастливы мы, что в нашем суровом, далеком от святых мест краю имеем как бы некий источник произливающихся на нас Божественных милостей – святые мощи праведного Феодора. Они – словно знамение его особенного о нас попечения – являются твердым ограждением от разлитого и бурлящего в мире зла.

А пример его праведной жизни пусть послужит если не к возбуждению решимости следовать за ним путем совершенного самоотвержения, то, по крайней мере, к созиданию в нас духа смирения и сокрушения о своих немощах и грехах"… И это лишь незначительная часть "отзывов" из большой общей тетради по исцелению болезней в наше постсоветское время.

В заключении хотелось бы обратиться к читателям с вопросом. А что дает нам, православным россиянам и другим народам вера в Бога?! Вера укрепляет душу, формирует характер, делает человека более щедрым, более терпимым к негативу окружающих, более решительным и более сердечным, более благородным в своих поступках.

Мне бы хотелось в заключении, чтобы мое историческое исследование помогло читателю более глубже и основательней взглянуть на себя со стороны, помогло бы обрести веру в Бога людям пока не верующим в Бога или верующим пока формально, условно, в силу своего прежнего восприятия мира. Только бы при этом человек не впал в негативную крайность, прикрываясь верой в Бога, в реакционное сектантство.

А к чему оно может привести на практике, мы видим по событиям на Украине. Когда власть захватили два сектанта – Турчинов (пятидесятник) и Яценюк (секта сайентологии), которые в открытую пошли против своего народа в связке с неофашистами (недобитыми фашистами -бандеровцами) и преступниками всех мастей, выпущенных из тюрем только для того, чтобы жечь и убивать свой народ при активном участии США, их частной охранной фирмы. И как цинично выглядит на телевидении новый президент Порошенко в обнимку с иконой, отдавая приказ бомбить мирные города и села своей страны…По его приказам "Правый сектор" расстреливает своих военнослужащих только за то, что они отказываются воевать со своим народом.

Четверть века тому назад я посетил Киев, работал в Киево-Печерской лавре с кандидатом исторических наук Щаденко, фронтовиком и просто замечательным человеком. Работал и в архиве по данному историческому исследованию (фонд №128). Спускался в пещеры этой знаменитой Лавры. Украина (Киев, Кременчуг, Канев) оставила тогда в моем сознании и в памяти самые теплые воспоминания. На память в Киево-Печерской лавры  приобрел медаль в память "Тысячелетие крещения Киевской Руси".

Практически везде говорили на русском языке, даже сами украинцы предпочитали общаться на русском. А теперь сектанты и неофашисты хотят, чтобы народ Украины забыл русский язык, на котором говорит абсолютное большинство народа Украины и воспевал фашизм в родной стране…

Продолжение следует...

***

Оглавление книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский":

Оглавление

Отзывы об историческом исследовании В.И. Федорова

Часть I. Доказательство инсценировки "смерти"императора Александра I

Часть II. Доказательство логическим путем "перевоплощения"скрывшегося императора в таинственного старца

Часть III. Несостоятельность выводов противников перевоплощения Александра I в старца Феодора Кузьмича

Повод к написанию исследования о старце Феодоре Кузьмиче и императоре Александре I

"Царская глупость"

Использованная литература в книге "Император Александр Благословенный - святой старец Феoдор Томский

***

Молитва праведному Феодору Томскому:

  • Молитва праведному Феодору Томскому. Своей аскетичной жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные - он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его нынешнем небесном заступничестве люди получали и получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.

Акафист праведному Феодору Томскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru