Сравнение личности императора Александра I с личностью старца Феодора Кузьмича
Кроме сходства почерков императора
Александра I и старца Феодора
Кузьмича, набирается несколько десятков фактов,
подтверждающих их схожесть...
Портрет Императора Александра I. Художник Джордж Доу,
1826.
Праведный старец Феодор Томский
Глава из книги Виктора Федорова "Император Александр
Благословенный – святой старец Феoдор Томский"
Прежде чем непосредственно перейти к
сравнению личности императора с личностью старца,
целесообразно привести "психологический анализ",
сделанный господином Д.Д. по сходству личностей.
"В высокой степени интересные
соображения об этой возможности с психологической точки
зрения приводит некто Д.Д. в статье "Одна из последних
легенд", помещенной в саратовской газете "Волга" от 25
июля 1907 года.
Господин Д.Д.с детства знаком с
интересующей нас "легендой", много думал над ней,
собирал на месте сведения, спрашивал современников
события. И что же?.. "Из всего этого, – пишет г-н Д.Д.,
–
я вынес глубокое убеждение, что без признания этой
легенды невозможно нарисовать себе духовный образ
покойного императора Александра Павловича, что этой
именно легендой вполне объясняется и исчерпывается та
действенность личности, какая признана всеми историками,
бросалась в глаза всем современникам и толковалась
вкривь и вкось всеми, кого поражала эта невообразимая
смесь скрытности и искренности, активности и
пассивности, величия и унижения, гордости и скромности,
шума и тишины, вспышек характера и уступчивости,
царственного величия и сознания ничтожности.
Только глубокий разлад с самим собой,
только затаенное, не могущее быть высказанным кому бы то
ни было горе, несчастье, только сознание вольной или
невольной, но какой то ужасной вины могут быть объяснены
и приведенной легендой и теми легендарными мотивами,
которые я в молодости слышал на юге от лиц –
современников царствования и смерти Александра
Благословенного.
Больная, мятущаяся душа, осознавшая и
свой мировой грех, великая душа могла найти прощение и
утешение только таким искусом. Нам, мелким людям мелкого
и подлого времени, не понять глубины горя редкого по
духовной чистоте человека, не постичь истинного величия.
Здесь нужен не наш обыденный, а шекспировский полет и
масштаб.
Но не один Благословенный старец
страдал. Его страдания отразились известным образом на
его душе. Те же страдания иначе отразились, но
отразились сильно на другой, тоже не мелкой личности –
его брате Константине Павловиче. Опять таки, без этой
легенды, без этой подразумеваемой тайны, без этой малой
вины, безвинной, быть может, в большом чужом грехе, нет
и не может быть объяснения и второго крупного характера
и второй трагической личности – Константина Павлович.
Оба отказались от власти; гроза, прошедшая в молодости,
не сломила этих двух гигантов, не подорвала их корни, но
поставила перед их духовным взором нечто страшное,
великое, вечное...
Вот откуда мистика одного, нервность
другого... Я давно уже признаю эту легенду историческим
фактом. Я давно уже горжусь тем, что русская история
дала такого необыкновенного царя, такую страшную мощь
духовной силы. И я убежден, что таким мог быть только
русский царь..." [2.2].
Вот так оценивался поступок царя, его
уход из мира, в дореволюционный период. Совсем другая
трактовка этого поступка имеет место в повести Агнии
Кузнецовой "Долли". Автор, описывая пушкинскую эпоху и
его современников, как бы мимоходом, в сжатой форме,
посвятила одну главу легенде о старце Федоре Кузьмиче.
Интересны некоторые выдержки из этой главы.
"Слух о старце Федоре Кузьмиче шел
далеко за пределы Енисейской губернии. К нему приезжали
из других губерний, из разных городов. "Кто он?" –
спрашивали друг друга те, кто видел красивого, высокого
старца с длинной бородой, закрывающей медный крест. Он
выделялся из всех отшельников, которые побывали в
Сибири, своими манерами, каким-то особенным поворотом
головы, движением рук, как бы привыкших не к крестному
знамению, а к повелению.
Когда же спрашивали его, кто он, старец
улыбался и отвечал: "Бродяга, не помнящий родства"...
Слава о Федоре Кузьмиче распространилась далеко за
пределы Сибири. Его знали. О нем говорили. В редком доме
не было его фотографии. Эта известность была не по
сердцу старцу, и он неоднократно подолгу скрывался в
тайге...
И на пасеке народ посещал старца. Было
много приезжих издалека. От наблюдательного народа не
укрылось, что приезжали к нему люди и из
аристократического общества, ходоки приносили письма,
которые он сжигал".
И как оригинально и по новому автор дает
оценку этому поступку (уходу из мира) словами своего
героя. "А легенду о Федоре Кузьмиче, которую вы
рассказали Долли, я знала", – сказала Ирина Евгеньевна.
"И, конечно, не поверили в нее?" – спросил Григорий.
"Отношусь к ней, как к красивой легенде. Фантазия народа
неисчерпаема"…
Глаза Григория сразу вспыхнули упрямым
желанием спорить. "Красивая, говорите? А я, Ирина
Евгеньевна, уход из мира никогда не считал красивым
поступком. Его совершали предельные эгоисты ради
спасения самих себя, только себя и своей души. Они не
считались с тем горем, которое приносили родным своим
уходом из мира. А уход из мира царя – это его
позорнейший поступок… Он бросил не только родных, но,
главное, возложенную на него миссию и трусливо скрылся в
сибирских лесах. Он ловко снял с себя ответственность за
расправу с декабристами и перед Богом и перед народом. Я
верю в эту легенду, Ирина Евгеньевна. Даль в своих
воспоминаниях о Пушкине писал, что поэт уважал предания
народа и был убежден, что всегда есть смысл в этих
преданиях, только не всегда его легко разгадать
"...[3.27].
Выходит, и Л.Толстой был "предельным
эгоистом". Он решил повторить уход из мира так же, как
Александр I, но только открыто. Болезнь и смерть не дали
ему на закате жизни испытать до конца все то, что
испытал "таинственный старец". А может, виной этому не
"предельный эгоизм", а вызов обществу, его
несовершенству?
Но ведь "уход из мира" можно
истолковать и совсем по-другому. Александр I знал о
тайных обществах с 1819 года от графа Васильчикова и
генерала Бенкендорфа. Но он не преследует будущих
декабристов, дает созреть этому политическому движению,
ограничившись указом о формальном закрытии этих обществ.
Он также знает, что поводом к восстанию служит
"ненасильственная смерть императора". И он решает уйти
из мира, чтобы ускорить переход к республиканскому
правлению, о котором мечтал в юные годы. Он понимает,
что с ним республика не победит в России. Сам же он
разочаровался в республике на примере Франции и ее
республиканского лидера Наполеона. Своим уходом он дает
реальный шанс будущим декабристам провозгласить
республику мирным путем.
К тому же не следует так сильно
идеализировать декабристов. У них не было единой
программы, не было ясных целей, не было связи с простым
народом. Одни были за конституционную монархию, другие –
за республиканское правление. И поэтому вполне
закономерно, что такие прогрессивные деятели, как
Карамзин, Давыдов, Пушкин, Грибоедов, и многие другие
прогрессивные деятели того времени не примкнули к
декабристам.
Допустим, декабристы победили. Что
ожидало бы Россию в этом случае? В связи с тем, что
рабочий класс только зарождался, говорить о соц.
революции было бы просто несерьезно. А если при этом
допустить, что декабристам в случае победы удалось бы
провозгласить буржуазную республику на манер
французской, то Россию ожидал бы политический кризис и
политические репрессии. И конституционная монархия –
лучший из вариантов в случае победы декабристов…
Теперь непосредственно перейдем к
сравнению личностей императора и старца. Основным прямым
фактом, который бы доказал перевоплощение, мог явиться
почерк императора и старца. Но образцы почерка старца
Федора Кузьмича были уничтожены в 1909 году, после того
как с них сняли фотокопии и размножили их. На основании
этих фотокопий и фотокопий писем императора сделана
почерковедческая экспертиза.
И хотя на основании фотокопий без
образцов нельзя дать категорическое утверждение, но
вывод, что "почерк, вероятнее всего, принадлежит одному
лицу", говорит нам о многом. По ксерокопиям, учитывая
разницу во времени до 30 лет и отсутствие дополнительных
образцов почерка старца, такой вывод закономерен.
А вот ссылка на сходство почерков по
другим источникам.
"Великий князь Николай Михайлович
специально пошел по ложному следу в отношении почерков.
Хотя есть основания предполагать, что Федор Кузьмич
старался изменить почерк. Относительно сходства почерков
императора Александра Павловича и старца Федора Кузьмича
некоторые данные находим в письме библиотекаря бывшего
обер прокурора святейшего синода К.П.Победоносцева,
гражданина Митрополова к купцу Хромову от 2 ноября 1882
года.
Гражданин Митрополов в октябре 1882
года получил от барнаульского мещанина Ефрема Федоровича
Здобникова книгу с надписью: "Книжка, Заключающая в себе
Акафист Воскресению Христову и сказание об антихристе".
Книгу эту, написанную русскими буквами, но славянским
слогом, по словам Здобникова, подарил старец Федор
Кузьмич одной благочестивой чиновнице в г.Томске.
Гражданин Митрополов отправился в императорскую
публичную библиотеку сличить там почерк. Получилось
несомненное сходство. В то время в ней находился
известный знаток русской старины генерал Н.Ф.Дубровин.
Узнав, что гражданин Митрополов сличает почерки, он
обратился к нему со словами: "Покажите-ка мне, я знаю
руку
Александра Павловича и тотчас же скажу,
он ли писал". Увидав первую страницу акафиста, он
воскликнул: "Это Александр Павлович писал!" Затем
вместе начали сличать подлинные письма и заметки
Александра I, сличали буквы в отдельности, и сходство
получилось несомненное. Но, видимо, в акафисте почерк
намеренно изменен, так как одни и те же буквы писались
кое где различно" [2.2,с.129].
А вот к какому заключению пришел в
своей заметке Л.Д.Любимов.
"Поиски в архивах очень затруднены тем
обстоятельством, что Николай I, по-видимому, уничтожил
многое, касающееся конца царствования своего брата.
Сличение почерка Александра I с почерком записки,
оставленной Федором Кузьмичом, приводило к
противоречивым заключениям. Во всяком случае, подлинной
научной экспертизы до сих пор произведено не было"
[3.22].
"Противоречивое заключение" было
получено потому, что была состряпана фальшивка – "почерк
на конверте", согласно которой старец Федор Кузьмич на
последних минутах жизни, в возрасте 86 лет, твердым
почерком вывел на конверте слова "Милостивому государю
Семеону Феофановичу Хромову от Федора Кузьмича",
обращенные к человеку, который в день смерти старца
находился рядом с ним. То, что это фальшивка,
подтверждает и утверждение самого Хромова, который
говорил, что старец, показав на маленький мешочек,
сказал, что в нем "моя тайна", тайнопись – секретный
шифр и факсимиле – находились в мешочке, а не в
конверте.
Кроме сходства почерков императора и
старца, набирается несколько десятков косвенных фактов,
подтверждающих перевоплощение.
Во - первых, это чисто внешне
поразительное сходство личностей:
1) один и тот же рост императора и старца
– 2 аршина 9 вершков;
2) один и тот же предполагаемый возраст,
то есть один и тот же год рождения;
3) один и тот же цвет глаз – голубой с
сероватым оттенком;
4) один и тот же волос – немного
кудрявый, волнистый с проседью;
5) одна и та же плешивость – отсутствие
волос на лбу и на затылке;
6) одна и та же немного заметная
сутуловатость при ходьбе;
7) один и тот же голос – чудный, кроткий
и величественный;
8) одно и то же лицо – красивое,
правильное, величественное;
9) одна и та же привычка держать левую
руку на груди, когда стоит;
10) немного глуховат на левое ухо
(контузия от пушечной канонады) ;
11) мозоли на коленях от длительного
стояния во время молитв.
Во-вторых, старца опознали те, кто
очень хорошо знал императора:
1) казак Березин, служивший в охране
императора Александра I;
2) чиновница Бердяева, которая приехала в
Томск к Хромову;
3) бывший солдат Оленьев, проживающий у
церковного старосты;
4) бывшие царские истопники, сосланные в
Сибирь;
5) господин у Спасского собора в
Красноярске во время престольного праздника;
6) один ссыльный, шедший в партии этапом
в Сибирь;
7) бывший военный священник Петербурга
Иоанн Александровский;
8) С.Н.Голицын по карточке старца
обнаруживает поразительное сходство;
9) любимица старца Александра Никифоровна
по портрету Александра I.
В-третьих, это полупризнания самого
старца:
1) во время чтения вслух про
Отечественную войну в избе Хромова;
2) во время хождения в лесу – разговор с
самим собой;
3) невольное признание Хромову перед
смертью;
4) упоминание о великом князе Михаиле
Павловиче, как о равном себе.
В-четвертых, это вещи, найденные после
смерти старца:
1) икона Спасителя, которую император
увез в Таганрог из лавры;
2) дорогой перстень, который последние
годы носил император;
3) письмо Наполеона, написанное
Александру на французском языке;
4) метрическое свидетельство о
бракосочетании великого князя Александра Павловича.
В -пятых, на перевоплощение указывает
одинаковое отношение старца и императора к историческим
деятелям:
1) к полководцам Суворову и Кутузову;
2) к полководцу и святому Александру
Невскому;
3) к митрополиту Филарету и архимандриту
Фотию;
4) к графу Аракчееву и к военным
поселениям;
5) к императорам – Павлу I, Николаю I,
Александру II;
6) к Наполеону и австрийскому канцлеру
Меттерниху;
7) к графу Остен Сакену и отношение к
этому семейству Александра I;
8) к майору в отставке Ф.И.Федорову и
отношение Александра I к своему камердинеру Ф.Федорову;
9) отношение императора Александра I к
известным старцам.
В шестых, на перевоплощение также
указывает одинаковое отношение императора и старца:
1) к работе, к земледелию и к крестьянам;
2) к войнам, к царям и к архиереям;
3) к лаврам и к различным монастырям;
Результаты почерковедческой экспертизы почерков
императора Александра I и старца Федора Кузьмича
Запись на конверте, которая не
принадлежит по мнению эксперта старцу Федору Кузьмичу
Почерк императора Александра I
Фотокопия с оставленной записки старца
Фёдора Кузьмича
4) к путешествиям и разным передвижениям;
5) к различным сектам и масонским ложам.
В-седьмых, на перевоплощение указывают
следующие косвенные факты:
1) знание старцем иностранных языков,
хотя при аресте выдавал себя за безграмотного,
неспособного даже расписаться;
2) переписка старца с Киевом и с
Петербургом и то, что он прятал при этом бумагу и
чернила;
3) наличие печатного станка у юного
Александра и у старца;
4) трактовка старцем благословения
Александра на войну с Наполеоном;
5) "тайна" перед "смертью" Александра I
и "тайна" перед смертью старца Федора Кузьмича;
6) закаливание здоровья в воспитании
Александра и в жизни старца;
7) роль поучительных бесед в воспитании
Александра и их отражение в мировоззрении старца;
8) вензелевое изображение имени
Александра в жизни Александра I и в жизни старца;
9) нежелание императора и старца, чтобы с
них рисовали портреты;
10) нежелание императора и старца, чтобы
им целовали руки;
11) любимое блюда императора – жареные
гренки, любимое блюдо старца – жареные оладьи;
12) почти одинаковый распорядок дня –
ранний подъем и прием пищи один раз в день;
13) отношение Орловой Чесменской к
императору и его жене, к старцу и к "мольчальнице";
14) реакция старца на песню про
Александра I;
15) способность императора и старца к
внушению и самовнушению;.
16) часто употребляемое слово "панок"
Хромов в разговоре старца и Польша в царствовании
Александра как "польского короля";
17) старушки Марья и Марфа из
Новгородской губернии пользовались особым уважением
старца, так как они жили рядом с Фотием и
"молчальницей";
18) предсказание старца своей любимице
Александре, что она встретит царя, и не одного, которое
затем сбылось;
19) Александр II не захотел встретиться с
Хромовым в Петербурге, так как Хромов видел его
выходящим из кельи старца;
20) у императора и у старца в тяжелые
минуты жизни часто появлялись на глазах слезы;
21) старец во время молебна всегда
становился на правую сторону от входа в церковь, и
император в соборе Петропавловской крепости молился в
отведенном для него месте с правой стороны;
22) реакция старца на сообщение о
покушении на Александра II;
23) реакция старца на сообщение о смерти
императора Николая I;
24) отношение императора Александра I к
Даниилу и старца к старцу Даниилу (избегал встречи);
25) отношение императора Николая I в доме
Остен Сакена к старцу;
26) отношение императора и старца к
спиртному;
27) чистота и порядок в кабинете
императора и в келье старца;
28) приемы, с помощью которых император и
старец сдерживали себя;
29) часто повторяющаяся фраза в разговоре
императора и старца – "Так Богу угодно...";
30) отношение императора и старца к
лекарствам и самолечению;
31) сравнение физической силы императора
и старца;
32) тяга к труду императора и старца;
33) отношение императора и старца к
книгам и тяга к знаниям;
34) привычка императора и старца стоять
спиной к окну или ходить взад и вперед, как военный;
35) отношение императора и старца к добру
и справедливости;
36) способность императора и старца
оценивать личность по делам, а не по должности;
37) рано появившийся седой волос у
императора и седой старец;
38) правильная разговорная речь
императора и старца;
39) привычка императора и старца часто
произносить слово "любезный";
40) сходство императора и старца во
взглядах на религию;
41) ежедневное обмывание и смена белья
императора и старца;
42) отношение императора и старца к
нуждающимся людям;
43) отличное знание географии и истории
императором и старцем;
44) наведение порядка в бумагах перед
"смертью" императора и сжигание бумаг старцем перед
своей смертью;
45) отношение императора и старца к себе,
самокритичность;
46) Мария Федоровна в жизни императора и
в жизни старца;
47) Волконский в жизни императора и в
жизни старца;
48) отношение к различным почестям
императора и старца;
49) граф Толстой в жизни старца и
отношение императора к писателям и поэтам Карамзину,
Вяземскому, Жуковскому, Пушкину.
Вероятно, некоторые пункты в сравнении
личностей императора и старца требуют дополнительного
разъяснения. Например:
Как относился император к работе, к
земледелию и к крестьянам, говорят, кроме перечисленных
в первой части исследования, и другие факты из его
жизни: "26 марта 1784 года. Высоко рожденные
господа (Александр и Константин) занимаются изучением
столярного мастерства под руководством Майера, столяра
немца, и большую часть дня пилят, строгают. Не правда
ли, забавно, что будущие государи воспитываются
учениками столярного ремесла"...[1.1,т.1,с.26. Из писем
Екатерины II].
"Таким образом, от жестоких помещиков
отнимали крестьян и имения в опеку, а их самих заключали
в монастырь на покаяние" [1.4,ч.1,с.34].
"Лагарп поучал Александра: "Видишь ли
этих подлецов?– говорил он Александру.– Не верь им, но
старайся казаться с ними благосклонным, осыпай их
крестами, звездами и презрением. Найди друга вне этой
среды, и ты будешь счастлив". Уроки эти принесли плоды"
[Статья П.Каратыгина "Супружество императора Александра
I"].
"Великий князь восхищался цветами,
зеленью. Александр любил земледельцев и грубую красоту
крестьянок, сельские работы, жизнь простую, спокойную;
желал уединиться в захолустье, на каком-нибудь
веселеньком хуторе, вот роман, который он мечтал
осуществить и о чем он постоянно говорил со вздохом"
[1.6,с.22].
"Однажды все общество гуляло по полям и
встретило крестьянина, пахавшего землю. Государь встал
на его место и по пашне сохою провел борозду"
[1.2,т.6].
А теперь для сравнения приведем
соответствующие факты из жизни старца. "Нередко видела
она Федора Кузьмича работавшим в огороде вместе с
крестьянами... Проходя как то из лесу с корзиной
брусники мимо соседнего огорода, увидала она в
нескольких шагах от себя копающего картофель старца
"...[3.5].
"Кроме того, он обнаруживал немалое
знание крестьянской жизни, отдавал предпочтение
земледельцам, давал ценные сельскохозяйственные указания
относительно выбора и обработки земли, устройства
огородов и всякого рода посевов. Говорил о значении
земледельческого класса в государственном строе,
знакомил крестьян с их правами и обязанностями..."
[3.5].
"Узнав об этом, крестьяне соседних
деревень наперебой начали заманивать к себе старца,
предлагая ему большие удобства, очевидно, с расчетом
иметь около себя сведущего человека и добросовестного
руководителя" [3.4,с.81].
Поэтому можно заключить, что по
отношению к работе, к земледелию и к крестьянам
противоречия между императором и старцем нет, есть
только сходство.
Наличие печатного станка у юного
Александра и у старца так же требует разъяснения: "10
марта 1783 года. Прошу вас настоятельно, купите для
господина Александра карманную книгопечатную машину;
надо также, чтоб были буквы и несколько дюжин дощечек
для печатанья картинок. Это будет славное угощение для
господина Александра, который и без того все рыскает по
фабрикам, где только об них прослышит" [Письмо Екатерины
II барону Гримму.1.1,т.1,с.23].
"Однажды какой-то странствующий инок
посетил келью старца и увидел у него молитву, которая
чрезвычайно понравилась иноку. Последний попросил старца
списать ее для него. Федор Кузьмич велел прийти за ней
на следующий день. Инок пришел и получил от старца
молитву, но не переписанную, а напечатанную. Печатный
листок будто бы только что вышел из типографии: и
бумага, и краска были совершенно свежие. Дело
происходило в селе Краснореченском, где, конечно,
никаких типографий не было, да и быть не могло" [2.2,с.47].
А вот как трактует старец
благословение Александра на войну с Наполеоном: "Замечательно, что Федор Кузьмич никогда не упоминал об
императоре Павле I и не касался характеристики
Александра Павловича. Только события, тесно связанные с
именем этого императора, неизбежно должны были вызвать в
нем некоторые суждения. "Когда французы подходили к
Москве, – рассказывал Федор Кузьмич, – император
Александр припал к мощам Сергия Радонежского и долго со
слезами молился этому угоднику. В это время он услышал,
как будто бы внутренний голос сказал ему: "Иди
Александр, дай полную волю Кутузову, да поможет Бог
изгнать из Москвы французов! Как Фараон погряз в Чермном
(мертвом) море, так и французы на Березовой реке
(Березине)" [3.5,с.81].
А вот как этот факт фиксируется в
истории. "Подобно святому Сергию, некогда
благословившему великого князя Дмитрия на брань с
Мамаем, Платон 14 июля послал к императору с наместником
Троицкой лавры Самуилом образ преподобного Сергия,
написанный на гробовой доске угодника и сопутствовавший
Петру Великому в походах и сражениях. Тогда Платон в
духе пророческом писал императору из Вифании: "Покусится
алчный враг простереть за Днепр злобное оружие – этот
Фараон погрязнет здесь с полчищем своим яко в Чермном
море""...(Платон – митрополит, управлял Московской
епархией 37 лет и в 1812 году, по преклонным летам и
слабости здоровья, жил в Вифании)[1.2,с.285]
"Тайна" перед "смертью"
Александра I сильно схожа с "тайной" перед смертью
Федора Кузьмича: "Александр улыбнулся болезненно и
лукаво: вспомнил, что показал Голицыну конверт с
собственноручной надписью: "Вскрыть после моей смерти".
И Голицын успокоился. А в конверте были вложены две
"молитвы", написанные со слов Фотия, и ничего
больше..."Завещание" и векселя на имя танцовщицы
Телешовой были в золотом конверте (крупные счета, но не
платить по ним было нельзя)" [1.9]. "У покойного
государя было завещание. Когда мы, по смерти его,
вскрыли сии бумаги, то нашли, что в них были написаны
какие то молитвы" [1.1,т.4,с.389].
"После смерти старца найдено в его
мешочке, про который он сказал: "В нем моя тайна",
–
молитва и ключ к тайной переписке" [3.5].
***
"Тайна" Фёдора Кузьмича
Незадолго до своей смерти Феодор со
словами "В нём моя тайна" указал Хромову на мешочек,
висящий над кроватью старца. После кончины старца
мешочек был вскрыт, в нём обнаружились две записки -
узкие бумажные ленты, исписанные с обеих сторон. Кроме
этих записок сохранилась написанная старцем выдержка из
Священного Писания, датированная 2 июня 1849 года, и
конверт с надписью "Милостивому государю Семиону
Феофановичу Хромову".
Содержание записок было довольно
туманным и при желании позволяло интерпретировать их как
в качестве подтверждения, так и опровержения легенды об
императорском происхождении старца.
Попытки расшифровать данные записки
предпринимались неоднократно.
Подлинные записки считаются исчезнувшими
при неизвестных обстоятельствах в 1909 году. В настоящее
время сохранились лишь их фотокопии, причём не очень
хорошего качества, что значительно затрудняет
возможности по дальнейшей их идентификации и дешифровке.
Расшифровка В.В. Барятинского
Исследователь легенды о старце конца
XIX века В.В. Барятинский предлагал следующий вариант
расшифровки текстов записок:
Лицевая сторона первой записки: "Видишь
ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше
слово";
Оборотная сторона первой записки: "Но
когда Александры молчат, Павлы не возвещают" (в значении
- когда Александр хранит молчание, то его не терзают
угрызения совести относительно Павла);
Лицевая сторона второй записки: "Я
скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою
голову под крыло";
Оборотная сторона второй записки: "1837
г. МАР 26" (дата прибытия старца к месту ссылки), "в.
вол" (Б(В)оготольская волость - место ссылки), "43 Пар"
(сорок третья партия ссыльных).
Расшифровка И.С.Петрова
Иван Петров, преподаватель
Санкт-Петербургского театрального училища,
заинтересовавшись записками, путём перестановки букв
подобрал ключ для прочтения "тайны" старца. Данной
расшифровкой заинтересовался великий князь Николай
Михайлович и привёл её в своей работе про Фёдора
Кузьмича:
Се Зевес И.Е.В. Николай Павлович
без совести сославший Александра
от его (чего) аз нынче так страдающь
брату вероломно вопию
Да возсия моя Держава
1837-го г. Мар. 26-го
Николай Михайлович пишет, что это -
первая удачная попытка расшифровать записку, но всё же
эта расшифровка, сообщающая о том, что Александра сослал
его брат Николай, не соотносится с общим характером
легенды. Также он отмечает, что, по его мнению. "записка
есть плод воображения кого-то, кто видел и знал старца
и, будучи знаком с легендой, хотел ввести в заблуждение
всех тех, кому удалось бы разгадать смысл этой загадки".
***
Поучительные беседы имели
немаловажное значение, как в воспитании Александра, так
и в жизни старца: "Из инструкции видно, что Екатерина
придавала большое значение поучительным беседам и
чтению, как средству, которое скорей может укрепить
детей в правилах добра и нравственности" [1 4 ч.1,с.5].
"Нередко видела она Федора
Кузьмича... окруженного толпою крестьян, внимательно
слушавших его поучительные беседы" (Из рассказа
любимицы старца Александры Никифоровны)[3.5].
Вензелевое изображение имени
Александра в жизни Александра I и в жизни старца и их
отношение к нему также наводят на размышления: "На
другой день после рождения Александра. При этом случае
директор Академии наук Сергей Герасимович Домашнев
поднес цесаревичу (отцу Александра)новый календарь на
1778 год, украшенный...вензелевым именем великого князя
Александра Павловича в фронтисписе под короной"
[1.1,т.1,с.223,сн.3].
"14 июля, в Петергофе (1779 г.).
"Теперь отгадайте, чем я здесь забавляюсь. Показываю
азбуку господину Александру, который еще не умеет
говорить и которому всего только полтора года. Он так
хорошо знает А, которое заметил на собачке, что отличает
его везде, где ни увидит, а теперь мы заняты другими
гласными, после чего перейдем к слогам""
[1.1,т.1,с.12].
"При входе в танцевальную залу
император увидел на стене вензелевое изображение своего
имени. В результате этого Волконский получил выговор от
императора. Было приказано Данилевскому, чтобы впредь во
всех городах, где будут приглашать на балы,
предварительно осматривать комнаты и именем государя
воспрещать, чтобы в них находились портреты императора,
его изваяния или вензелевые изображения его имени, и
затем, чтоб отнюдь не пели стихов в похвалу его
величеству" [1.1,т.4,с.75].
"Оставляя в 1857 году навсегда селение
Зерцалы, Федор Кузьмич перенес из своей кельи в часовню
образ Печерской Божьей матери и евангелие. В день
отъезда пригласил он несколько крестьян в часовню и по
окончании молебна поставил в ней раскрашенный
разноцветными красками вензель, изображавший букву А с
короной над нею и летящим голубком вместо перечерка.
"Храните этот вензель пуще своего глаза", – сказал он
при этом зерцаловским крестьянам. И буква эта до сих пор
хранится в часовне, помещенная за поставленным Федором
Кузьмичом образом Печерской Божьей матери".[3.5].
Император и старец не желали, чтобы
с них рисовали портреты: "В его голосе и манерах было
бесконечное разнообразие оттенков... Ни одному живописцу,
без исключения, не удалось верно схватить черты его лица
и, в особенности, передать свойственные им тонкость и
выражение. Александр не любил, чтобы с него снимали
портреты, и они большею частью делались тайком" [Из
дневника графини Шуазель.1.1,т.3,с.78].
"Старец никак не соглашался, несмотря
на все просьбы его почитателей, снять с себя портрет..."
[3.2,с.217].
Император и старец не желали,
чтобы им целовали руки: "Заметив обычную улыбку на устах
Александра, Волконский обрадовался и хотел поцеловать
его руку, но государь живо отнял ее и сказал: "Какой
прекрасный день!" [1.4,ч.2,с.203].
"Когда я к нему подошел, то изволил,
взглянув милостиво, улыбнуться, и когда я поцеловал руку
его величеству, то изволил сделать мне знак глазами,
зачем я сие делаю, ибо я знал, что он не жаловал давать
свою руку целовать" [2.3,с.50].
"Мне показалось, что гусар поцеловал
ему руку, чего Федор Кузьмич никому не позволял..."
[2.2,с.27]. (Встреча с племянником – Александром 2)
Любимое блюдо императора – жареные
гренки, любимое блюдо старца – жареные оладьи: "Государь
в седьмом часу утра кушал чай, всегда зеленый, с густыми
сливками и с поджаренными гренками из белого хлеба..."
[1.1,т.4,с.311].
"Особенно старец любил жареные оладьи с
сахаром. "От таких оладий и сам бы царь не отказался!" –
говорил он, когда ему приносили их".[3.5].
Почти одинаковый распорядок дня –
ранний подъем и прием пищи один раз в день: "По рассказам очевидца, образ
жизни государя во время путешествий был весьма
однообразный. "Он просыпался часу в восьмом, в постели
кушал чай, потом надевал белый халат, молился Богу и
начинал, не торопясь, одеваться. Когда подают воду для
умывания, то зовут князя Волконского, который стал
недавно ходить в тулупе к государю. Туалет императора
продолжался с час; потом, отъехав верст 30 или 40, он
обедал с большим аппетитом и пил только бургонское вино,
которое нарочно присылалось из Петербурга; после кофея
вставал из-за стола и немедленно отправлялся в путь.
Верст через 60 подавали чай, что по прибытии на ночлег
опять повторялось. Таким образом, в сутки он один только
раз употреблял пищу" [1.1,т.4,с.126].
"Не всегда и везде бывали балы и обеды,
иногда приходилось питаться одним картофелем; иногда
неудобства пути доходили до такого предела, когда сама
жизнь путешественников подвергалась опасности" [2.3].
"Старец Федор Кузьмич кушал один раз в
день. В десять часов утра приносили жена Хромова Наталья
Андреевна или дочь их Анна Семеновна ему кушать и стакан
чаю и это оставалось до четырех часов пополудни. В
четыре часа приходили к нему брать посуду, и он всегда
говорил накануне, что ему готовить..." [2.2,с.151].
Отношение Орловой Чесменской к
императору и к старцу, и к "молчальнице": "Оперившись
миллионами "дщери девицы" графини А.А.Орловой
Чесменской, архимандрит Фотий решился выступить бойцом
за греко-российскую церковь, которую никто, в сущности,
не намеревался лишить первенствующего положения и
отклонить на ложный путь. Сидя в Юрьевском монастыре,
Фотий обдумывал замышляемый им крестовый поход за веру и
святую церковь Божию против министра духовных дел князя
А.Голицына".[1.1,т.4,с.316].
"Покровители Фотия через Орлову
Чесменскую выхлопотали архимандриту аудиенцию у
императора Александра..." [1.1,т.4,с.248].
О "молчальнице" Вере Александровне
точно знала графиня Анна Алексеевна Орлова
Чесменская...Графиня А А.Орлова Чесменская пожертвовала
в 1848 году в Томский Алексеевский монастырь пять тысяч
рублей (в ограде этого монастыря был впоследствии
похоронен старец) [2.2].
Вероятно, найдутся опять среди
историков авторитеты, которые в очередной раз посчитают
выводы относительно "перевоплощения" неубедительными и
приведут "дополнительные доводы", как это сделали в
свое время доктор исторических наук С.Б.Окунь, кандидат
исторических наук Н.Н.Белянчиков и кое-кто еще...
Продолжение следует...
***
Оглавление книги Виктора Федорова "Император Александр Благословенный – святой старец Феoдор Томский":
Оглавление
Отзывы об историческом исследовании В.И. Федорова
Часть I. Доказательство инсценировки "смерти" императора Александра I
Часть II. Доказательство логическим путем "перевоплощения" скрывшегося императора в таинственного старца
Часть III. Несостоятельность выводов противников перевоплощения Александра I в старца Феодора Кузьмича
Повод к написанию исследования о старце Феодоре Кузьмиче и императоре Александре I
"Царская глупость"
Использованная литература в книге "Император Александр Благословенный - святой старец Феoдор Томский
***
Молитва праведному Феодору Томскому:
- Молитва праведному Феодору Томскому. Своей аскетичной
жизнью в молитве и покаянии получил от Бога дар
прозорливости и рассуждения. За мудрым советом к нему
приходили и богатые и бедные, образованные и неграмотные
- он наставлял людей в вере, направлял на путь доброй
жизни и исправления. По его молитвам тогда и при его
нынешнем небесном заступничестве люди получали и
получают исцеление при многих заболеваниях, помощь в
искушениях. Старца Федора за дар помогать людям в
болезнях почитают за сибирского Пантелеимона.
Акафист праведному Феодору Томскому:
Житийная и научно-историческая литература о праведном Феодоре Томском:
|