Петров пост
Петров пост - история, значение, как
проводится...
Первоверховные апостолы Петр и Павел
О церковном установлении этого поста
упоминается в постановлениях апостольских: "После
Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь;
справедливость требует и радоваться по принятии даров от
Бога, и поститься после облегчения плоти".
Но особенно этот пост утвердился, когда в
Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от
Православия, были построены храмы во имя первоверховных
апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского
храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому
стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно
торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной
Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к
этому празднику постом и молитвой.
С IV века свидетельства отцов Церкви об
апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св.
Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев
Великий и Феодорит Кирский. Св. Афанасий Великий, описывая в своей
защитительной речи к императору Констанцию бедствия,
причиненные православным христианам от ариан, говорит:
"Народ, постившийся в неделю, следующую за св.
Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище".
***
- Молитва
апостолу Павлу. После посещения Господом, из
гонителя христиан сделался пламенным проповедником
Христовой веры. Обратил множество язычников.
Четырнадцать его посланий вошли в состав Нового
Завета. Апостолу Павлу молятся о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви
между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия
и сути веры, о помощи в учебе. Апостолу Павлу
молятся о вразумлении и обращении нехристиан и
маловеров ко Христу, о возвращении в лоно Церкви людей,
попавших в секты, а также обращаются за помощью в болезнях, одержимости бесовской и нападках бесовских.
- Молитва
первоверховному апостолу Петру. Прежде
апостольства был рыбаком, затем вместе с братом,
апостолом Андреем, был первым призван Господом в
число учеников. Имел различные благодатные дарования
- исцелил хромого, расслабленного, воскресил
умершую, именем Иисуса изгонял бесов. Апостолу Петру
молятся о благоустроении церковном, умножении веры
при маловерии, при искушениях и гонениях, о
вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о
возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты,
помощи в учебе, исцелении от различных недугов,
например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве.
***
Почему этот пост назван апостольским: Этот
летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или
апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.
Церковь призывает нас к этому посту по
примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в
день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в
изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте -
2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к
службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и
возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:3).
По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с
верою много придает крепости; ибо научает великому
любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет
против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и
притом постится, немногого требует; а кто требует немногого,
тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит
подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и
окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти,
умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то
апостолы всегда почти постились".
Почему Петров пост следует за днем
Пятидесятницы: День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день
после исшествия Своего из гроба и в десятый день по
вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал
Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из
величайших праздников. Это совершение нового вечного завета
с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот
наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом
Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я
заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку,
чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они
нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех
дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и
на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим
народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и
говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня,
от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу
беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.
31:31-34).
Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух
истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо
Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных,
но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3:3). Место
Синайского закона заступила благодать Святого Духа,
законополагающего, подающего силы к исполнению Закона
Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.
***
Читайте также по теме:
***
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в
эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он
Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного
поститься, когда с ними жених? (Лк. 5:34). Общение с
Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время
Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.
"После продолжительного праздника
Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его
очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого
Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством,
которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно
следует всенародный пост, благодетельно установленный для
врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы
провождали его с должным благоволением. Ибо мы не
сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились
обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их,
между прочими тайнами небесного учения, по внушению
Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании,
чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к
принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с
предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами
нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку
то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает
внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается,
чем больше умертвляется плоть.
Поэтому-то учители, просветившие примером и
наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа
ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против
духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании,
которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо
невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас,
если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в
искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно
остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в
нас стороны, с которой ему можно напасть...
По этой-то причине установлен неизменный и
спасительный обычай - после святых и радостных дней,
празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и
потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого
Духа, проходить поприще поста.
Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и
для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены
ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и,
более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы
не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны
служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не
осквернилось ничем нечестивым.
При помощи и содействии Божием мы все можем
достигнуть этого, если только, очищая себя постом и
милостыней, будем стараться освободить себя от скверн
греховных и приносить обильные плоды любви". Далее св. Лев
Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам
Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа,
первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать
с поста.
Это они сделали потому, что заповеди Божий
можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово
ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в
посте преимущественно в настоящее время, в которое
заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней,
протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа
и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас
от беспечности, в которую очень легко впасть из-за
долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались.
Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней
легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод,
который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием
хранить те семена, которые приняли в наши сердца от
небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг
как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю
добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло
можно только милостию и постом".
Бл. Семион Фессалоникийский пишет, что пост
установлен в честь апостолов, "потому что через них мы
сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и
учителями поста, послушания... и воздержания. Это против
воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в
их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими,
составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну
наделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем
предавших нам поститься апостолов".
***
Рецепты постных блюд:
***
Длительность Петрова поста: Петров пост
зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому
продолжительность его различна. Он всегда начинается с
окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и
прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и
Павла будет не в среду и не в пятницу.
Самый продолжительный пост заключает в себе
шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.
Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII
век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и
Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны
поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения
православных христиан".
Как правильно питаться в дни Петрова поста:
Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во
время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно,
по три дня - по понедельникам, средам и пятницам -
воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый
час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться
только от рыбы.
В субботние, воскресные дни этого поста, а
также в дни памяти какого-либо великого святого или дни
храмового праздника также разрешается рыба.
Православные посты и праздники
Икона - Святые апостолы Петр и Павел - Православный календарь с иконами и житиями -
www.days.pravoslavie.ru
***
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Петре:
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Павле:
|