О посте
Первая заповедь, данная Богом человечеству
- о посте. Она была необходима для нас в раю, до
грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы
должны поститься, исполняя Божию заповедь.
В книге пророка Иоиля сказано: Но и ныне еще
говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в
посте, плаче и рыдании... назначьте пост (Иоил. 2:12-15).
Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди
постились, если хотят получить Его милость. В книге
Товитовой Ангел Рафаил говорит Товии: Доброе дело - молитва
с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить
милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12:8).
В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий
священник Господень, обходил весь народ израильский и
говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в
посте и в молитвах.
В книге святого пророка Ионы рассказывается,
что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели
города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу,
чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали
пищи в течение трех дней.
Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он
сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу мою
(Пс. 34:13); и в другом псалме: Колени мои изнемогли от
поста (Пс. 108:24). Вот как постился царь, чтобы Бог был
милостив к нему!
Сам Спаситель постился сорок дней и сорок
ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет.
2:21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую
Четыредесятницу.
Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос,
изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: сей же род
изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).
Постились и святые апостолы, как об этом
говорится в Деяниях: Когда они служили Господу и постились,
Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к
которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и
возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:2-3).
***
Читайте также по теме:
***
Святой апостол Павел во Втором послании к
Коринфянам, увещевая верных всем являть себя, как служителей
Божиих, между иными богоугодными делами упоминает и пост: в
бдениях, в постах (2 Кор. 6:5), и затем, вспоминая свои
подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в
голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11:27).
"Поститься христианину необходимо для того,
- пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - чтобы
прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к
благой деятельности волю. Эти три способности человека мы
затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и
заботами житейскими (Лк. 21:34), а чрез то отпадаем от
Источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету,
извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и
сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать,
у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у
всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в
небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и
слышали там неизреченные глаголы, и там научились
Божественной премудрости. И как человек унижает себя
чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою
природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту
бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от
пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они
препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди
Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие,
коего конец - погибель вечная. Поститься и потому
христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия
природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к
Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и
мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17); Пища для чрева,
и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6:
13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным
удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не
зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в
удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого
Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть...
Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло
грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие
против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда
искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не
знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога
именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями
Содома и Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от
невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает
посты, тот отнимает у себя и у других оружие против
многострастной к плоти своей и против диавола, сильных
против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин
Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен
своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп
и не видит отношения между причинами и последствиями дел".
Таким образом, пост служит для нас
необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом,
средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и
славе Богочеловека и святых Его.
С давних пор христиане добровольно лишали
себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта,
противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения,
стояния, хождение по святым местам, паломничество ко
святыням. Это всегда считалось лучшим и живым
свидетельствованием нашей православной веры.
Некоторые считают, что при современном
бедственном положении в России, когда месяцами не
выплачивают зарплату, когда у многих нет денег даже на самые
дешевые продукты, пост - не тема для разговора. Напомним
слова Оптинских старцев:
"Не хотят поститься добровольно - будут
поститься недобровольно...".
Основа поста - борьба с грехом через
воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение
тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен
соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к
посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с
опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и
физическом состоянии и испросить благословения на совершение
поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост - это
лекарство, но даже самое полезное лекарство становится
бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.
Пост - это аскетический подвиг, требующий
подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже
в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился,
необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав
хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в
течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся
малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое
везде ведет к великому. Начни исполнять хотя заповедь о
посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся
худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди.
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен
и во многом (Лк. 16:10). Чтобы наше расположение к посту
сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша,
внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.
Каждый сам должен определить - сколько ему
требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо
уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до
того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не
подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу.
Тут главное - правило, данное Самим
Господом: да не... отягчают сердца ваша объядением и
пианством (Лк. 21:34). Некоторые необдуманно и поспешно
берутся за подвиги поста и начинают noститься безмерно,
строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от
голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на
всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они
бросают его. "От чрезмерного воздержания и происходящего от
него изнеможения человек делается неспособным к духовным
подвигам, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Сколь
вредно невоздержание, столь вреден (или еще более)
неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания,
не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с
должной силой".
Каждый, приступающий к подвигу поста, должен
знать: "Кто постится по тщеславию или считая, что он
совершает добродетель, тот постится неразумно и потому
начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то
значительным. И оказывается, что он не только не положил
камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением
ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он
совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как
постника..." (преподобный авва Дорофей).
Значение поста: Какое же значение имеет пост
для здоровья души? Как известно, пост, прежде всего,
выражается переходом с более питательной мясной пищи на
менее питательную рыбную, а иногда на еще менее питательную
растительную и, наконец, даже на сухоедение; этот переход с
одного рода пищи на другой предписывается Церковью не
потому, чтобы она один род пищи считала чистым, а другой не
чистым: всякая пища чиста и благословенна Богом! И не потому
даже, почему так называемые вегетарианцы отказываются от
мясной пищи, т.е. - из чувства жалости к животным тварям или
по сознанию большей полезности растительной пищи. Переменою
пищи Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать
перевес нашему духу над нашей плотью. Переходя с более
питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более
легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.
Насколько большое влияние имеет пища на нашу
духовную жизнь и работу, это легко можно увидать по
собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться
серьезною умственною работой, и вы увидите, как это трудно!
Говорят, что можно злоупотреблять и постною пищей. Это
верно, но мы должны иметь в виду не злоупотребления, а то,
что предписывает нам Церковь. Церковь же предписывает и в
постной пище соблюдать воздержание и умеренность.
Говорят некоторые, что постная пища вредна
для здоровья. Это неверно. Для здоровых она не вредна. Кому
же, по слабости здоровья, необходимо усиленное питание, тому
и Церковь разрешает облегчение от поста. Ибо она имеет в
виду, как сказано выше, не изнурение нашего тела, а лишь
ослабление нашей животной чувственности.
Что пост нисколько не вреден для здоровья,
это видно, во-первых, из того, что постящиеся меньше болеют,
чем не постящиеся, а во-вторых, из того, что они и живут не
меньше. Многие великие постники доживали, как это видно из
житий святых, до 80, 90, 100 и более лет.
Перемена пищи, предписываемая Церковью в
пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам
возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями
и привычками и в победе над ними. Переход со скоромной пищи
на постную нам неприятен. Но, побеждая это неприятное
чувство и подчиняя себя уставу Церкви, мы себя
дисциплинируем, проявляем власть свою над своими привычками
и вкусами, а это очень полезно. Это нас закаляет, делает
мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться
выше своих привычек и не быть их рабами. Иные добровольно
закаляют себя всевозможными лишениями. Но нам не нужно
изыскивать способы этих лишений - достаточно быть только
верными исполнителями правил Церкви.
Мы еще более оценим значение поста, если
вспомним, что пост состоит не только в том, чтобы заменить
скоромную пищу постною, но и в том, чтобы ограничивать себя
в излишествах и прихотях, например, меньше спать,
удерживаться от лакомств, от курения табака и т.п.
Наконец, Церковь требует от нас и духовного
поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о
подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек
и желаний.
По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил
так - ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь
простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты
зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь
злословить и сплетничать - воздержись и т.д. Делай в дни
поста побольше добра, будь участливее к людям, охотней
помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее
и т.п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое
поле для работы над самим собою - только имей охоту трудиться!
Итак, Церковь не напрасно приняла и хранит
святой пост. Научимся уважать пост, оценим его пользу, не
будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!
Как постится
Святые пребывали в непрестанных подвигах
поста и молитвы, постоянно стояли в духовной страже за
собой. Но нас, своих немощных членов, Церковь только
временно ставит на эту стражу.
Как воин, когда он находится на посту, не
ест и не пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы
в дни постов, назначенных Церковью, должны отказываться от
излишеств в пище, питии и вообще удовольствиях плоти,
бдительно наблюдая за собой, охраняя и очищая себя от греха.
В Церковном Уставе ясно изображено и время
употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано,
с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти,
возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы
не совсем расслабить нашу телесную природу, а, напротив,
сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям
духа и бодренно выполнять его требования. Время для
ежедневного принятия пищи в постные дни, по древнему обычаю,
назначается позднее обыкновенного, большей частью вечернее.
Устав Церкви учит, от чего следует
воздерживаться во время постов: "Все благочестиво постящиеся
строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть
воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды,
пищи], не как от скверных (да не будет сего), а как от
неприличных посту и запрещенных Церковию. Брашна, от которых
должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье
масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию
святых постов".
Существует пять степеней строгости поста:
– полное воздержание от пищи;
– сухоядение;
– горячая пища без масла;
– горячая пища с маслом (растительным);
– вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая
пища с растительным маслом. В православных календарях
растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в
определенные дни более строгой степени поста, чем
определено, нужно взять благословение у священника.
Истинный пост не цель, а средство - смирить
свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста
духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы
и покаяния, без воздержания от страстей и пороков,
искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от
супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных
мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего
лишь диетой.
"Постящеся, братие, телесне, постимся и
духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
"При телесном посте, - пишет святитель
Василий Великий, - чрево постится от пищи и пития; при
душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и
слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости,
злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от
празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы,
осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий
постник тот, кто удаляется от всякого зла...".
"Один телесный пост не может быть
достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не
будет соединен с ним и пост душевный, - пишет преподобный
Иоанн Кассиан Римлянин. - Ибо и душа имеет свою вредную
пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи
впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для
души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе
не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей
пищей. Зависть - пища души, которая растлевает ее ядовитыми
соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие - пища
ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает,
лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не
только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание.
Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца - тоже пища
души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая
без небесного Хлеба... Итак, воздерживаясь от этих страстей
во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь
полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с
сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную
обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного
духа. Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем
запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не
доставит нам никакой пользы при осквернении самой
драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем
Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце
бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно,
постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от
вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол
особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы
удостоиться принять в себя Гостя - Христа".
Сущность поста выражена в следующем
церковном песнопении: "Постясь от брашен, душа моя, а от
страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо -
если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена
будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам,
никогда не ядущим".
"Закон постничества такой, - пишет святитель
Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с
отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в
телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и
благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения
постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях
взаимнообщения".
Великому Посту предшествуют три подготовительные недели. В течение этих трех недель
Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.
Во время первой подготовительной недели нет
поста, поэтому она называется "сплошной седмицей".
Во время второй подготовительмой недели
среда и пятница постные.
Третья подготовительная неделя называется
"Мясопустною" или "Сырною" или по народному "Масляница". В
эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть
мясо; но молоко, яйца, рыбу и все другое можно. По старому
русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются
всякие увеселения.
Великий пост начинается за семь недель до
праздника Святой Пасхи и состоит собственно из
Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в
воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь
сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого
Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию
последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Православная Церковь, предписывая хранить
весь Великий пост, издревле установила проводить с особой
строгостью первую и Страстную седмицы.
В первые два дня первой недели установлена
высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи.
В остальные дни Четыредесятницы, кроме
субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую
степень воздержания - растительная пища принимается один
раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные
дни разрешается третья степень поста, то есть употребление
сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.
Последняя, легчайшая степень воздержания, то
есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник
Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в
Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В
Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.
В Страстную седмицу предписывается пост
второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.
Итак, пост в Святую Четыредесятницу, по
правилам Церкви, состоит в воздержании не только от мясных и
молочных продуктов, но даже и от рыбы и от растительного
масла; состоит в сухоядении (то есть без масла), а во время
первой седмицы - первые два дня предписывается проводить
вообще без пищи. Отцы Церкви строго обличали тех, кто
употреблял во время поста пищу хотя и постную, но
изысканную. "Есть такие хранители Четыредесятницы, - говорит
блаженный Августин, - которые более прихотливо, нежели
благочестиво, проводят ее. Они более изыскивают новые
удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и
дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти
разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых
варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и
гортани своей".
Как поститься детям, больным и престарелым людям
В нашем разделе приведены правила строгого
поста, указанные в Церковном Уставе. Но пост - это не
смирительная рубашка. Пожилые, больные люди, дети (до 14
лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого
поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.
Правила пощения с древних времен имеют
обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви.
Дети, больные и престарелые, которые не могут хранить
совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего
благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего
Владыки и Господа. Так, Устав Церкви о хранении поста в
первую седмицу Четыредесятницы говорит: "В понедельник
отнюдь не ясти, такоже и во вторник. Могущие же да пребудут
постящеся до пятка. Немогущие же сохранити двух первых дней
святой Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни во
вторник. Подобие же и старии творят".
В 69-м правиле свв. апостолов о хранении
вообще Четыредесятницы постановлено: "Кто не постится в
четыредесять дней, да извержется, разве только по болезни:
немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина".
"Относительно поста, когда нет здоровья, -
пишет святитель Феофан Затворник, - терпение болезни и
благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте
употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя
она и не постная".
Ослабление поста Отцы Церкви советуют
вознаградить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.
Отношение христаин к посту
Православные христиане и западные смотрят на
пост по разному. Западные христиане потеряли древнее понятие
о посте и о духовном самовоспитании, то есть борьбе с нашей
греховностью. Они считают этот период, периодом усиленной
молитвы и жертвой Богу; в виде отказа от какой-то любимой
привычки. Православный пост гораздо глубже и шире. Это время
усиленного духовного подвига, очищения и самовоспитания
которые совмещаются с телесным постом.
Пост духовный
Некоторые из простецов-христиан думают, что
пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и
только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина -
этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте. Но
так ли? Нет. Поститься, правда, и телесно должно, но с
воздержанием телесным непременно должен быть соединен и пост
духовный. Так учит и святая Церковь. "Постящеся, говорит
она, братие, телесне, постимся и духовно".
Что же это за духовный пост, и почему необходим он?
Св. отцы так определяют его. "Если
постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего,
помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в
счастии, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди.
Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и
руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от
присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения
на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и
пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения" Прол. Апр. 9).
Таков, братие, пост духовный. Он нам
необходим, потому что без него пост телесный теряет всякое
значение. "Что пользы, - говорит блж. Иероним, - истончевать
тело воздержанием, когда дух гордостию распыхается? Какую
похвалу получим за бледность от поста, когда мы обледнеем от
зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и
ненави-стию упиваться?" (Посл. 14, том. 2.) "Ничтоже бо
есть, - говорится в Прологе, - еже не ясти мяс или рыб,
снедати же плоти братий оклеветанием" (Прол. Апр. 9).
Итак, постящеся телесно, постимся и духовно,
т. е. внешние действия поста сообразим с внутренними. Очищая
тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и
сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и
страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому
подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу
добродетелями: милосердием, кротостию, смирением, с врагами
примирением, милостынею. Вот это и будет истинный пост, и
Богу приятный, и для нас, следовательно, спасительный.
Послушание паче поста и молитвы
Говорят, что послушание паче поста и
молитвы. Можно ли верить сему? Два родных брата пришли жить
в монастырь. Один из них был постник, а другой отличался
великим послушанием и, что ему ни приказывали старцы, он все
тотчас же беспрекословно исполнял и через послушание получил
славу в монастыре. Брат его постник стал завидовать ему и
сказал: "Вот я искушу его, тогда и узнаем, насколько он
преуспел в послушании". И с этими словами пришел к игумену и
сказал: "Отче, отпусти со мною брата моего, нам нужно
сходить в одно место". Игумен отпустил. Братья отправились.
Когда они пришли к одной реке, постник сказал преуспевшему в
послушании брату: "Войди в реку и перейди ее". Послушливый
брат вошел, и крокодилы окружили его - и стали всячески
ласкаться к нему. Увидев это, постник сказал: "Выдь из
реки". Брат вышел. Когда же они шли далее, то увидали тело
мертвого человека, брошенное при дороге. Постник сказал
брату: "Как жаль, что нам нечем прикрыть его!" Послушливый
отвечал: "Станем молиться, он, может быть, и воскреснет".
Стали на молитву, и после нее мертвец действительно ожил.
Тогда постник стал хвалиться и говорил: "Ведь вот мертвец,
ради поста моего ожил!" На самом же деле это было не так.
Игумену было открыто, что мертвец ожил не ради постника, а
ради брата его, в послушании преуспевшего. Игумен позвал к
себе постника и сказал ему: "Зачем искушаешь брата? Не за
твой пост воскрес мертвец, а за послушание твоего брата;
поэтому вперед не искушай никого, чтобы не погубить труда
своего постного".
Так, братие, как сейчас слышали, подлинно
послушание паче поста и молитвы; да иначе и не может быть.
Послушание вносит в монастырь мир и тишину. А мир и тишина
суть первые условия к процветанию обителей. Подумайте, что
же бы было, если б в монастырях каждый бы захотел жить по
своей воле и вышел бы из послушания настоятелю? Тогда бы
ссорам и смятениям не было бы конца, и монахи жили бы в
монастыре, как в аду. Ведь хорош только тот дом, где хозяин
один; а когда хозяев много, там никогда нет ни порядка, ни
лада. Так и в монастыре. Да и в монастыре это особенно.
Монах всегда должен быть сосредоточен в себе, всегда должен
иметь ум и сердце устремленными к Богу, всегда должен быть
благоспешен к молитве. А какая тут может быть
сосредоточенность, какое богомыслие, какая молитва, когда
вокруг тебя самоволие и разнузданность? Тут ничего при таких
условиях не может быть хорошего, а могут следовать тьма за
тьмою и нечистота за нечистотою. Помните же это, братие, и
держитесь послушания, как самого надежного якоря для спасения себя и других.
Православные посты и праздники
Икона - патриарх Иоанн Постник Царьградский
– дни памяти 12 и 15 сентября (н.с.).
Святой Иоанн IV Постник, Патриарх
Константинопольский (582 - 595), известен в Православной
Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника),
который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но
основа их одна и та же. Это - наставление духовникам, как
принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех
уже совершенный или состоящий в одном только греховном
помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и
сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для
явных, уличенных грешников. Нужно было икономически
приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных
кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном
номоканоне (или "канонарии") из того, что добровольная
исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует
о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью,
и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и
больше. Зато он более точно определяет характер епитимий:
строгий пост, ежедневное совершение установленного числа
земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки
епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона,
составленного святым Патриархом, заключается в назначении
епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для
кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности
наказания, а по степени его переживания кающимся, по его
духовному состоянию.
Православный календарь с иконами и житиями - www.days.pravoslavie.ru
|