Второе миссионерское путешествие
апостола Павла. Часть 3
"Истина - едина, а ложь многолична"
Святитель Григорий Богослов
Завершив евангельскую проповедь во время
своего второго путешествия в Малой Азии, святой апостол
Павел отправился в европейскую часть континента -
Македонию. Здесь апостол Христов посетил Неаполь,
Филиппы и Фессалоники. Затем, пройдя около ста тридцати
километров по пустынным дорогам и проповедовав Слово
Божие в Верии, святой Павел отправился по морю в Афины.
Столица древней Греции, Афины, не могла
не удивить Павла своим величием и красотой. Однако всё
убранство языческого города было чуждо духу учения
Христова.
Возвышающийся над городом Акрополь с
храмом богини Афины был символом многовекового
идолопоклонства греков. На всех улицах и перекрёстках
столицы стояло множество идолов.
Апостол Павел. Фреска, 1263-1268 годы. Церковь
Троицы, Сопочаны. Сербия
Жители Афин были людьми образованными, и
главный интерес для них представляли ораторское
искусство и философия.
"Афиняне же все и живущие у них
иностранцы, - повествует Книга Деяний апостольских, - ни
в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы
говорить или слушать что-нибудь новое".
Бродя по улицам города и видя царящее
здесь язычество, апостол Павел "возмутился духом" и
начал открыто осуждать идолопоклонство.
Некоторые из эпикурейских и стоических
философов стали спорить с ним. Одни с возмущением
говорили: "Что хочет сказать этот суеслов?" Другие:
"Кажется, он проповедует о чужих божествах", потому что
он благовествовал им Иисуса и воскресение.
Желая подробнее узнать о новом учении
Павла, афиняне привели его в ареопаг - древнейшее
судилище в Афинах, располагавшееся на холме Ареса, у
Акрополя.
"Можем ли мы знать, - обратились они к
апостолу, - что это за новое учение, проповедуемое
тобою? Ибо что-то странное влагаешь ты в уши наши;
посему хотим знать, что это такое?" (Деян.17:19-20).
Тогда Павел, став посреди ареопага, выступил с речью.
"Афиняне! - сказал он, - по всему вижу я, что вы как бы
особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши
святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано
"неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите,
я проповедую вам" (Деян.17:22-23).
Бог, сотворивший мир и всё, что в нём,
будучи Господом неба и земли, живёт не в рукотворенных
храмах и не требует служения рук человеческих, имея в
чём-либо нужду. Он Сам даёт всем и дыхание, и жизнь.
"Мы, будучи родом Божиим, не должны
думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или
камню, получившему образ от искусства и вымысла
человеческого".
Этими смелыми словами апостол Христов
как бы ниспроверг все могущественные языческие храмы
афинян, созданные гением эллинского искусства, и открыто
провозгласил веру в Единого Живого и Истинного Бога.
Ареопаг насторожился, а Павел продолжал
свою речь. "Итак, - сказал он, - оставляя времена
неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду
покаяться, ибо Он назначил день, в который будет
праведно судить вселенную, посредством предопределённого
Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из
мёртвых" (Деян.17:30-31).
Услышав о воскресении мёртвых, философы
решили обратить слова апостола в шутку. Одни насмешками
стали прерывать речь проповедника, другие прямо заявили:
"об этом послушаем тебя в другое время". Слушатели стали
расходиться. Покинул ареопаг и апостол Павел. Однако,
несмотря на неприятие слов апостола, его евангельская
проповедь не прошла бесследно. Некоторые из афинян по
слову Павла уверовали в Господа Иисуса Христа и стали
учениками апостола.
Как повествует Книга Деяний, среди
уверовавших во Христа был святой Дионисий Ареопагит,
ставший впоследствии первым афинским епископом, некая
женщина по имени Дамарь и другие жители города.
Все эти люди стали первыми чадами
молодой христианской Церкви, основанной святым апостолом
Павлом в Афинах.
***
"Полная истина есть нечто абсолютное и потому несовместимое с миром" (Священник Александр Ельчанинов).
Закон Божий
***
Молитва апостолу Павлу:
Молитва
апостолу Павлу. После посещения Господом, из
гонителя христиан сделался пламенным проповедником
Христовой веры. Обратил множество язычников.
Четырнадцать его посланий вошли в состав Нового
Завета. Апостолу Павлу молятся о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви
между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия
и сути веры, о помощи в учебе. Апостолу Павлу
молятся о вразумлении и обращении нехристиан и
маловеров ко Христу, о возвращении в лоно Церкви людей,
попавших в секты, а также обращаются за помощью в болезнях, одержимости бесовской и нападках бесовских
Акафист апостолам Петру и Павлу:
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Павле:
|