Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел
Слово Блаженного Августина, Епископа Иппонийского
Память: 29 июня / 12 июля
В настоящий день Церковь Святая
благочестно воспоминает страдания святых славных и
всехвальных апостолов Петра и Павла.
Святой Петр, ревностнейший последователь
Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества:
"Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", - удостоился от
Спасителя услышать в ответ. "Блажен еси, Симоне... Аз
тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени
(petra) созижду Церковь мою" (Мф.16:16-18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: "Ты еси Христос,
Сын Бога Живаго", на этом исповедании твоем созижду
Церковь Мою. Ибо "ты еси Петр": от "камня" (petra) Петр
(Petrus), а не от Петра (Petrus) "камень" (petra), точно
так же, как от Христа христианин, а не от христианина
Христос. Хотите знать, от какого "камня" (petra) апостол
Петр (Petrus) так назван? - Послушайте апостола Павла:
"Не хощу же вас не ведети, братие, - говорит апостол
Христов, - яко отцы наши вси под облаком быша, и вси
сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во
облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и
вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго
последующаго камене: камень же бе Христос" (1Кор.10:1-4). Вот от какого "Камени" Петр!
Первоверховные апостолы Петр и Павел с житием. Икона,
XVI век. Новгород
Господь наш Иисус Христос, в последние
дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду
человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать
Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол
Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать
первое место (Мф.10:2) и быть как бы представительным
лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по
преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи
Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет
связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет
разрешено на Небесех" (Мф.16:19). Ибо эти "ключи" и право
"вязать и решить" получил не один человек, но Единая
Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила
это право, а не одно исключительно лицо, то обратите
внимание на другое место Писания, где Господь то же
самое говорит и во всем Апостолам Своим: "Приимите Дух
Свят", - и вслед за тем: "Имже отпустите грехи,
отпустятся им: и Имже держите, держатся" (Ин.20:22-23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана
на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут
разрешена на Небесех" (Мф.18:18). Так, Церковь
связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на
краеугольном Камне - Самом Иисусе Христе (Еф.2:20),
связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и
разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому
же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же
состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, - говорит
Премудрый, - кийждо затязается" (Притч.5:22); а кроме
Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.
И по Воскресении Своем Господь
препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не
потому, что между учениками одному только Петру
предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается
Христос главным образом к Петру потому, что Петр был
первым между Апостолами и как бы представителем Церкви;
притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к
верховному апостолу, Христос тем самым одобряет единство
Церкви. "Симоне Ионин, - говорил Господь Петру, - любиши
ли Мя?" И Апостол отвечал: "Ей, Господи: ты веси, яко
люблю Тя"; и во второй раз был так же спрошен, и во
второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий
раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как
мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому,
после этого Петр отвечал: "Господи, Ты вся веси; Ты
веси, яко люблю Тя". "И глагола ему Иисус" во все три
раза: "Паси овцы Моя" (Ин.20:15-17). Кроме этого,
троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное
исповедание Петрово пред своим Господом имело еще
особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому
даны были "ключи Царствия" и право "вязать и решить",
сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф.26:69-75), и Господь троекратно же разрешает его Своим
воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти
словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и
преемникам их. "Внимайте себе и всему стаду, - взывает
апостол Павел к пресвитерам церковным, - в нем же вас
Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и
Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян.20:28); и апостол
Петр к старцам: "Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе
не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными
прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи
бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приимете
неувядаемый славы венец" (1Пет.5:2-4).
Замечательно, что Христос, говоря Петру:
"паси овцы Моя", - "не сказал: паси овцы своя", - но
паси, благий рабе, овцы Господни. "Еда бо разделися
Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово
или павлово крестистеся" (1Кор.1:13)? "Паси овцы
Моя". Ибо "волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и
наемники, не щадящии стада" (Мф.7:15, Деян.20:29; 2Пет.2:1; Ин.10:12), расхищая чужое стадо и делая из
добычи как бы собственное стяжание, думают, что они
пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри
Господни. "Пастырь добрый душу свою полагает за овцы"
(Ин.10:11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1Пет.5:4). И апостол Петр, верный своему призванию,
положил душу свою за словесное стадо Христово,
запечатлев апостольство свое мученической смертью, ныне
по всему миру прославляемой.
И апостол Павел, будучи прежде Савлом,
сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был
врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде
преследователем ее, потом проповедником. Получив от
первосвященников власть представлять всех вообще
христиан во узах на казнь, он был уже на пути, "дышал
прещением и убийством на учеников Господних" (Деян.9:1), жаждал крови, но - "Живый на Небесах посмелся ему"
(Пс.2:4). Когда он, "гоня и озлобляя" таким образом
"Церковь Божию" (1Кор.15:9; Деян.8:5), приближался
к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: "Савле,
Савле, что Мя гониши?" - Я и здесь, Я и там, Я везде:
здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться
этому; мы сами - члены Тела Христова. "Савле, Савле, что
Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати" (Деян.9:4,5). Савл же, "трепеща и ужасаяся", возопил: "Кто
еси, Господи?" "Аз есмь Иисус, - ответствовал ему
Господь, - Егоже ты гониши". И Савл внезапно
переменяется: "Что мя хощеши творити?" - восклицает. И
бысть к нему Глас: "Востани и вниди во град, и речется
ти, что ти подобает творити" (Деян.9:6). Тут Господь посылает Ананию: "Востав поиди на стогну" к человеку, "именем
Савла", и крести его, "яко сосуд избран Ми есть сей,
пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами
Исраилевыми" (Деян.9:11,15,18). Сосуд этот должен
преисполниться благодатью Моею. "Отвеща же Анания:
Господи, слышах от многих о мужи сем, колика зла сотвори
святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от
архиерей связати вся нарицающия Имя Твое" (Деян.9:13,14). Но
Господь настоятельно повелевает Анании: "Иди и взыщи
его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика
подобает ему о Имени Моем пострадати" (Деян.9:11,15,16).
И действительно Господь указал апостолу
Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он
наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах,
темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его
страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день
совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо,
хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по
близости страданий своих они составляют одно. Петр
предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, -
прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший
в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus),
то есть "малый, немногий, меньший", показывает это. Что
же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на
это отвечает: "Аз есмь, - говорит он, - мний Апостолов:
но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия,
яже со мною" (1Кор.15:9,10).
Итак, братья празднуя ныне память святых
апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их
страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь,
возлюбим неповинность, страдания их и чистоту
исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая
их великим подвигам, "во еже уподобитися им" (2Сол.3:9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое
уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была
тяжелее, тернистее, труднее, но "толиким облежащим нас
облаком свидетелей" (Евр.12:1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и
удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам "Начальник
веры и Совершитель" Господь наш Иисус Христос (Евр.12:2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом
мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто
же действовал в них и помогал им на этом пути? - Тот,
Кто сказал: "Без Мене не можете творити ничесоже" (Ин.15:5).
ОВЦС - 12.07.2013.
***
Молитва первоверховному апостолу Петру:
Молитва
первоверховному апостолу Петру. Прежде
апостольства был рыбаком, затем вместе с братом,
апостолом Андреем, первым призван Господом в
число учеников. Имел различные благодатные дарования
- исцелил хромого, расслабленного, воскресил
умершую, именем Иисуса изгонял бесов. Апостолу Петру
молятся о благоустроении церковном, умножении веры
при маловерии, при искушениях и гонениях, о
вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о
возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты,
помощи в учебе, исцелении от различных недугов,
например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве
Акафист апостолам Петру и Павлу:
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Петре:
|