Апостолы Петр и Павел: два непохожих
апостола
Память: 29 июня / 12 июля
Прославляя апостолов Петра и Павла в
один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о
разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к
Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и
первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из
ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел
вообще не имел никакого отношения к евангельским
событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже
не был "официально утвержден" в роли одного из
двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в
самых общих чертах две эти судьбы.
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Симон, позднее прозванный Петром, как и
его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком.
Галилея была самой дальней от Иерусалима областью
Палестины, там проживало немало язычников. Столичные
жители относились к галилеянам свысока, как к
провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по
которому Петра однажды опознали во дворе
первосвященника. А рыбак - самая простая и
непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском
озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал
выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были
слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем,
жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и,
может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав
приглашение странствующего Проповедника: "Идите за Мною,
и Я сделаю вас ловцами человеков", сразу послушались
Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли
полагалось чистить и чинить. И так стали первыми
призванными апостолами.
Павел, или, точнее, Савл (как назывался
он прежде обращения ко Христу), напротив, был из
тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе
Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена
Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его
назвали. Одновременно он по рождению был римским
гражданином - редкая для провинциалов привилегия,
дававшая ему множество особых прав (например, требовать
суда лично у императора, чем он в последствии и
воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). P
aulus , то есть "малый", это ведь римское имя -
вероятно, оно было у него с самого начала, но только
после обращения в христианство он стал использовать его
вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в
Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени
Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев -
ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все
его требования и все "предания старцев". Хотя Христос
обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда
именно фарисеи становились Его преданными учениками, так
что Савл-Павел был в этом не одинок.
А вот в характере у Симона и Савла было
немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто
погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо
было применять и даже насаждать этот Закон на практике -
а самой подходящей областью применения ему показалась
борьба с недавно возникшей "ересью", сторонники которой
рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что
вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести
не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями
диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду
побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь,
чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути
произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.
А Симон, с самого начала бывший учеником
Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот
Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу,
заново закинуть сети после безуспешного ночного лова - и
он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов,
говорит Учителю: "Вый ди от меня, Господи! потому что я
человек грешный " (Лк.5:8). Настолько остро ощущал он
свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее,
увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот,
немедленно просит: "… Повели мне придти к Тебе по воде"
(Мф.14:28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но
остальные-то апостолы даже попробовать не решились!
Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно
должен отреагировать на него, все для него свершается
здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний
произносит свое вероисповедание, еще задолго до
Воскресения Христова: " Ты - Христос, Сын Бога Живаго"
(Мф.16:16) . А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко
Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле…
Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и
называет его камнем, на котором Он созиждет Свою
Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения
скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми
именами Симона.
В жизни каждого из них был переломный
момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по
дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: "Савл,
Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян.9:4). С этого момента в
его жизни изменилось все - точнее, его собственной эта
жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того,
Кого он прежде гнал.
А для Петра таким моментом стало,
наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу,
что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос
ответил: "…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух,
трижды отречешься от Меня" (Мф.26:34). Может быть, если
бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел
бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов
и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от
Христа, по будничному, сам того не заметив - вплоть до
самого петушиного крика. На собственном примере первый
из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И
только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные
к нему слова Спасителя: "…Паси овец Моих" (Ин.21:17). Но
прежде Он задал ему очень простой вопрос: "Любишь ли ты
Меня?" Задал его трижды, так что Петр даже расстроился,
но после ночи с петухом это было не лишним: трижды
отрекшийся трижды исповедал свою любовь.
А что за эту любовь придется платить
спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел,
прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей
любви Иисус пророчествует о его смерти: "Прострешь руки
твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь"
(Ин.21:18) Мученическая смерть была своего рода условием
апостольства, и как не понимать это было Петру,
видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу,
который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в
Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем
была закончена последняя книга Нового Завета.
Об их проповеди рассказывает книга
Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде
всего "к погибшим овцам дома Израилева", и Петру
потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться:
язычников Бог точно так же призывает к вере, как и
иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим
собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому
галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и
иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у
образованного Павла, который и сказал: "…Мне вверено
благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных"
(Гал.2:7).
Вообще, различий между ними довольно
много. Например, Петр еще до встречи со Христом был
женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы
семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем,
и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей
(см. 1Кор.9:5), значит, семейная жизнь не обязательно
должна быть помехой миссионерству.
Первоверховные апостолы Петр и Павел
Сравнивать двух апостолов, которые
впоследствии были названы первоверховными, можно долго и
подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из
них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они
сказали нам, что это такое - быть первыми среди
апостолов.
Петр: "Пастырей ваших умоляю я,
сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в
славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо,
какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и
богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не
господствуя над наследием Божиим, но подавая пример
стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите
неувядающий венец славы" (1Петр.5:1-4).
Павел: "…Я, обрезанный в восьмой день,
из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев,
по учению фарисей, По ревности - гонитель Церкви Божией,
по правде законной - непорочный. Но что для меня было
преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все
почитаю тщетою ради превосходства познания Христа
Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и
все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так
не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но
стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос
Иисус" (Флп.3:5-8,12).
Андрей Десницкий
Православие и мир
- 11.07.2011.
***
Молитва апостолу Павлу:
Молитва
апостолу Павлу. После посещения Господом, из
гонителя христиан сделался пламенным проповедником
Христовой веры. Обратил множество язычников.
Четырнадцать его посланий вошли в состав Нового
Завета. Апостолу Павлу молятся о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви
между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия
и сути веры, о помощи в учебе. Апостолу Павлу
молятся о вразумлении и обращении нехристиан и
маловеров ко Христу, о возвращении в лоно Церкви людей,
попавших в секты, а также обращаются за помощью в болезнях, одержимости бесовской и нападках бесовских
Акафист апостолам Петру и Павлу:
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Павле:
|