О генезисе Петрова поста
В III веке в принципе не могло быть
никакого "Петрова поста", схожего с нашим, по той причине,
что в то время в Церкви еще не было практики
многодневных постов. Когда появился этот пост и для
чего?
Первоверховные апостолы Петр и Павел
***
Совсем уж раскольническая "Русская
народная линия" имитирует научную полемику со мной о
Петровом посте.
Почему я так резко говорю об этом сайте?
Потому что его политика – это индустрия страха. Это
бесконечное запугивание самих себя и своих читателей.
Это постоянное провоцирование волн ненависти,
подозрительности и осуждения. Вот и в этом случае из-за
повторения апостольского принципа "ядущий да не осуждает
неядущего" (и наоборот) эта полицейская линия стала
провоцировать своих собеседников и читателей на крайне
раздраженные комментарии. Они даже не поняли, что своей
волной осуждения и возмущения они нарушили столь якобы
ценимый ими пост в гораздо большей степени, чем человек,
который просто кушал в эти дни сосиски.
***
Итак,
Русская народная линия:
Отец Владимир, что за издевательский тон?
"Он такой
просветитель-популяризатор-журналист, и, наверное, ему
некогда учиться. Допускаю, что в библиотеке Духовной
Академии руки у него до Скабалановича не дошли, но в
1995 году Михаил Скабаланович был переиздан".
Именно читаный и чтимый мною
Скабалланович (с двумя л) и дает информацию о том, что
Петров пост – установление отнюдь не апостольских
времен. "Кроме среды и пятницы и пасхального поста
других постов еще не существовало" – это о III веке (стр
123)
Вот цитируемые им Египетские каноны III
века: "...не может вмениться пост тому, кто не воздержится
до часа, который составляет окончание поста. Но если кто
болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по
крайней мере постится в день субботы, но пусть
довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в
плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает
его, свой пост отложит на после 50-цы (у Скабалановича
с. 127)
Там же можно встретить ту же мысль в
изложении св. Ипполита Римского:
"Никто на Пасху пусть не вкушает до
причащения. Ибо кто так поступает, тому пост на
засчитывается. Если же кто будучи в плавании или по
другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об
этом, пусть постится за прошедший пост после
Пятидесятницы" (см. также: св.Ипполит Римский.
Апостольское предание. // БТ-5. М.,1970. с.293. При этом
этот же памятник продолжительность пасхального поста
определяет всего в два дня. Соответственно, во весь
период 50-цы считался невозможным пост по средам и
пятницам.
В III веке и в принципе не могло быть
никакого "Петрова поста", схожего с нашим, по той
причине, что в то время в Церкви еще не было практики
многодневных постов (о чем см. в статье священномуч.
Илариона Троицкого "Пост и постное").
Так что Петров пост – это пост а)
поздний, не-апостольского происхождения б)
факультативный в) компенсаторный - для тех, кто не
постился перед Пасхой.
В 4-5 веках в Иерусалимской церкви, по
словам аквитанской паломницы, "со следующего дни 50-цы
все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как
может, исключая дни субботние и воскресные"
восстанавливается и обычное богослужение. "После нее
(50-цы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы
вы и веселились о даре Божием и постились после
послабления", предписывают Апостольские Постановления.
Т.о. теперь же получил начало Петров пост, в качестве
торжественного восстановления обычных постов года после
50-дневной отмены их (с. 296).
Диакон Владимир справедливо усматривает
фиксацию зарождения традиции Петрова поста в
"Апостольских постановлениях": ""После нее
(Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо,
что вы и веселились о даре Божием и постились после
послабления", предписывают Апостольские постановления.
Это 5 Книга Апостольских постановлений, глава 19". На
самом деле это глава 20, но дело не в этом. Открыв
"Православную энциклопедию", можно убедиться в том, что
сам текст "Апостольских постановлений" сегодня не
считается ни апостольским, ни даже имеющим отношение к
Клименту Римскому, ни к 3 веку, а составлен он неким антиохийским арианином около 380 года.
Ну, и насчет квадризимитов. "Мы,
согласно преданию апостолов, соблюдаем один 40-дневный
пост, они устраивают три 40-дневных поста в год, как
если бы три Спасителя пострадали" (Иероним. Маркеллу.
Послание 39 // Творения ч.1. с. 215).
Диакон Владимир решил попенять мне за мою ненаучность. Но научно ли вообще разражаться статьей по
поводу телепередачи, которую он сам не видел и
основываться лишь на чьем-то пересказе? А если бы он видел передачу, то знал бы, что в ней я говорил
именно о 3 веке и цитировал выше приведенные тексты…
Знал бы, что я говорил о том, что "копился аскетический
духовный опыт Церкви", а не "всяческий духовный опыт".
Что же касается обвинения меня в
протестантизме – это не очень адекватно: пересказывать
мне главу "История после Христа: растрата или
накопление" из моей же книги "Протестантам о
православии". Надеюсь, у ученого диакона Владимира нет
сомнения в том, что хотя бы эту книжку я прочитал.
Андрей Кураев, протодиакон
Живой журнал - 12.06.2010.
***
- Молитва
апостолу Павлу. После посещения Господом, из
гонителя христиан сделался пламенным проповедником
Христовой веры. Обратил множество язычников.
Четырнадцать его посланий вошли в состав Нового
Завета. Апостолу Павлу молятся о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви
между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия
и сути веры, о помощи в учебе. Апостолу Павлу
молятся о вразумлении и обращении нехристиан и
маловеров ко Христу, о возвращении в лоно Церкви людей,
попавших в секты, а также обращаются за помощью в болезнях, одержимости бесовской и нападках бесовских.
- Молитва
первоверховному апостолу Петру. Прежде
апостольства был рыбаком, затем вместе с братом,
апостолом Андреем, был первым призван Господом в
число учеников. Имел различные благодатные дарования
- исцелил хромого, расслабленного, воскресил
умершую, именем Иисуса изгонял бесов. Апостолу Петру
молятся о благоустроении церковном, умножении веры
при маловерии, при искушениях и гонениях, о
вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о
возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты,
помощи в учебе, исцелении от различных недугов,
например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве.
***
Просто в подборку суждений на эту тему:
Пост в Православной Церкви
Ответы Святейшего Патриарха Сербского
Павла на вопросы журнала Сербской
Православной Церкви "Гласник"...
ВОПРОС: От священников я слышал, что для
Всеправославного Собора, который должен состояться как
Восьмой Вселенский, нашей Сербской Православной Церкви
доверено разработать тему "Согласование церковных
определений о посте с требованиями современной эпохи". В
разработке этой темы, говорят, участвовали и Вы. Но
среди верующих ходят слухи, что в связи с этим Вы
предложили некоторые из существующих постов отменить,
некоторые сократить, а в некоторых разрешить "пост на
молочной скоромной пище". Ради выяснения истины в этом
деле, надеюсь, что Вы ответите на данный вопрос.
ОТВЕТ: Это правда, что несколько лет
назад я, по поручению Священного архиерейского синода,
разрабатывал тему с вышеупомянутым названием.
Сохранение неизменным того, что Церкви
как неизменное передано, не означает мертвенности,
окаменелости, поскольку способ изложения неизменных
истин в новое время может и должен быть новым, а также
их введение в жизнь всегда означает "новую тварь",
облечение в нового человека, созданного по Богу (2 Кор.
5, 17; Еф. 4,24).
Так и в деле поста имеется одна сторона,
доступная для изменений и доверенная Церкви, чтобы она
ими руководила. Эта сторона связана с продолжительностью
поста и родом пищи, которую во время поста можно
употреблять; ведь история Церкви в разных странах на
протяжении времен содержит определенные различия. Даже
пасхальный пост, самый древний из всех многодневных, в
конце ІІ и начале ІІІ веков не всюду исполнялся
одинаково. Святой Ириней Лионский (+202) говорит, что
некоторые этот пост соблюдают "один день, некоторые два,
некоторые еще больше, а некоторые сорок часов дневных и
ночных засчитывают в свой день". Тертуллиан на Западе в
начале ІІІ века отмечает, что этот пост начинается в
Великую Пятницу, в день смерти Христовой, и продолжается
в субботу, длясь два дня, как это отмечает и святой
Ириней. В середине ІІІ века имеются сведения, что этот
пост длится целую седмицу, а святой Афанасий Великий
(+373) говорит о его продолжительности в 40 дней. 69-е
Апостольское правило устанавливает общеобязательность
этой четыредесятницы, равно как и пост в среду и пятницу
на протяжении года [4] .
***
Читайте также по теме:
***
Точно так же было и с тремя остальными
многодневными постами. Они появились не сразу в той
продолжительности, которую имеют сейчас. Еще в середине
ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка,
обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов,
Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор
Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует
соблюдать по семь дней, "ибо один только пост
сорокадневный – святой и великой Пасхи"
[5] . Об Успенском
посте, самом позднем из многодневных, нет упоминаний ни
в Студеницком, ни в Хиландарском типиконах нашего
святого Саввы, ХІІІ века.
Также и насчет пищи, которая
употреблялась в пост, не существовало изначально
единообразия во всех частях Церкви. Некоторые соблюдали
пост так, как иудеи – в течение дня не ели ничего, а
вечером ели то, что имеется, скоромное или постное.
Некоторые принимали пищу в девятый час дня пищу
неживотного происхождения, тогда как другие из такой
пищи ели рыбу, а некоторые мясо птицы и яйца и т.д.
На основании этих принципов я в
упомянутой работе сделал заключение, что позиция
Сербской Православной Церкви на Всеправославном соборе
по вопросу поста должна быть такой:
1. Пост – это божественное установление
и о безусловном его соблюдении в Православной церкви не
может быть споров.
2. Церковь Христова как "столп и
утверждение истины" всегда была вправе принимать
общеобязательные решения о продолжительности постов,
равно как и о пище, которая в постные дни может
употребляться.
3. Пост в среду и пятницу,
засвидетельствованный во времена самой глубокой
христианской древности и Святыми Отцами, предписан 69-м
Апостольским каноном и утвержден авторитетом VI
Вселенского собора [10] , остается безусловно и далее.
4. Великая четыредесятница, также
предписанная 69-м Апостольским каноном, остается
безусловно в целости: первая седмица – без елея , а
также Великая [11] . В остальные седмицы: среда и пятница
без елея, в другие дни с елеем, а в субботу и
воскресенье, считаю, можно согласиться позволить рыбу
мирянам. Для монашествующих употребление рыбы должно
остаться так, как было доныне – соответственно, она
может быть позволена в Неделю Крестопоклонную или
какую-то иную.
Разумеется, для больных, для беременных
и кормящих женщин, равно как и для выполняющих тяжелые
работы и для престарелых, пусть остается так, как
предусмотрено сейчас – елей и рыба.
1. Учитывая, что еще в ХІІ веке
Рождественский и Апостольский посты были короче, что
церковнославянский Типикон указывает, как некоторые
Уставы предписывают начало Рождественского поста 10
декабря 12 , а также в Х V веке и 20 декабря, при том,
что никакое общеобязательное решение Церковью о
продолжительности этих постов не принималось, то если
такой вопрос будет поставлен, считаю, что наша Церковь
могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост
длился две недели, а Петров – одну. Успенский пусть
останется таким, каков есть, с разрешением елея, как это
сказано о Великом посте. Для монашествующих должно
остаться строгое правило, как сейчас, и относительно
пищи.
2. Поскольку Шестой вселенский собор
выразил православную точку зрения, что в пост не могут
употребляться сыр и яйца, считаю, что при всем этом
необходимо остаться, в противном случае это бы означало,
что Вселенский собор принял ошибочное решение и что
Церковь до нынешнего времени ошибочно поступала, его
исполняя. А это бы идейно и практически означало
уклонение от православной позиции, с чем клир,
монашество и верующие никогда бы не могли согласиться.
3. В связи с тем, что сейчас
распространенным стало крещение взрослых, следовало бы,
конечно же, и для таких случаев установить обязательный
пост одно- (или двух- , трех-) дневный для того, кто
принимает крещение, для священника, который совершает
крещение, а также для родственников и знакомых
крещаемого, если они этого хотят.
***
Рецепты постных блюд:
***
4. Что касается тяжелобольных, особенно
в случаях болезней, когда нельзя употреблять пищу иную,
нежели молоко, мясные бульоны и т.п. – например, после
операций на желудок, кишечник и др., если такие операции
должны быть сделаны во время поста – считаю, что здесь
не будет неуместной аналогия с грудными детьми, которые
питаются материнским молоком и физиологически не могут
принимать иную пищу, так что от них и невозможно
требовать соблюдения поста. Поэтому нашей Церкви
следовало бы занять позицию, чтобы таких больных
освободить от поста, пока не выздоровеют. Без желания
быть "строже, чем закон, правильнее, чем правила и
больше, чем заповеди" (святой Григорий Богослов), а
также и милостивее, чем святые Отцы, считаю, что по
данному вопросу следовало бы принять определенное
решение ради успокоения совести и верующих, и
врачей-христиан. Ибо мнение Валсамона, что даже и в час
смерти нельзя позволять никому оскоромиться, то есть
употреблять мясо, все-таки является мнением, которое
нигде не подтверждено прямым решением Церкви.
То же самое относится и к отдельным
категориям работающих в химической промышленности , где
необходимо ежедневное употребление молока с целью
предохранения от отравления.
1. Нужно бы также рассмотреть вопрос о
посте военнослужащих и участников военных действий.
Ясно, что они не могут продолжительное время поститься
из-за своеобразных условий жизни даже в состоянии мира.
Считаю, что после краткого, в два-три дня, поста они
могли бы приступать к Причастию, а чтобы обязательно
постились в первый день Святой Четыредесятницы, Великую
Пятницу и Великую Субботу.
2. Я придерживаюсь также мнения, что
следовало бы принять определенное решение, с какого
возраста надо поститься детям – конечно же, смягченным
постом, с употреблением елея и рыбы.
Вот какова позиция, изложенная мною в
работе о посте, на упомянутую тему, для Великого
Всеправославного собора. Соответственно, в ней нет ни
слова об отмене каких-то постов, а тем более о
разрешении поста "на белых (молочных) продуктах", чего
Православная Церковь никогда не знала. Думаю, что люди,
приписывавшие мне то, чего я не выражал, делали это не
злонамеренно, чтобы внести смятение или чтобы себя
представить единственными охранителями Православия, а по
причине неосведомленности либо легковерности.
Октябрь 1984 г.
Перевод с сербского Ивана Чароты
www.pravpost.org.ua
Использованная литература и примечания
1. См. : Гласник, 1976. С. 12-19;
Гласник, 1978. С. 91-94.
2. Слово о посте… // Творения… С.-
Петербург, 1981. Т. ІІ. С.82.
3. Там же. С. 77.
4. Ср.: Гласник, 1976. С.13.
5. Атин. Синтагма. Атина, 1854. Т. IV .
С. 488. "Ежели кто постится и более семи дней, –
продолжает Валсамон, – пред праздником Святых апостолов
и перед Рождеством Христовым, будь то постится
добровольно, будь то по предписанию ктиторского
Типикона, не посрамится". Соответственно, к
продолжительности этих постов более семи дней, пожалуй,
пришли прежде всего в отдельных монастырях, по
предписанию ктиторского Типикона, а оттуда уже перешло в
народ. Но еще Григорий Протосингел в 1431 году пишет,
что тогда в Царьграде Рождественский пост некоторые
соблюдают от 14 ноября, некоторые от 6 декабря, а
некоторые от 20 декабря (Нектарну Кефала, митроп.
Пентаполеос. Историки мелети пери тон диатетагменон
нистион. Атина, 1956. С.12).
6. Ср.: Гласник, 1976. С.14.
7. Разумеется, это наказание
предусматривалось для тех, кто из еретических
соображений не постился (Ср.: Милаш Н. Правила
Православнее цркве с тумаче њ има. І. Н.Сад, 1895.
С.45).
8. Милаш. Указ. с оч. ІІ . С.534.
9. Ср.: Гласник, 1976. С.17.
10. Ибо 2-м каноном этого Собора
провозглашена общеобязательность Апостольских правил.
11. Для монахов первый день без пищи и
воды – которые могут, и до среды, – а так же и Великий
пяток.
12. Ср.: 14 декабря о начале поста
второе "Зри".
|