Второе Послание к Коринфянам
Повод к написанию Послания
Прежде, чем отправиться в Коринф,
святой Апостол Павел хотел узнать, какое впечатление
произвело там его первое послание. Кроме того он хотел
ранее посланному туда Тимофею дать возможность закончить
сбор милостыни для Иерусалимских христиан (1Кор.4:17
[1.113]). В то же время он предполагал задержаться в Ефесе, чтобы закончив тут свою миссию, иметь возможность
больше времени посвятить Коринфянам. Однако, возмущение
Димитрия-среброковача заставило Апостола оставить Ефес
немедленно. Идти сразу в Коринф было бы рано, ибо
Тимофей с милостыней не мог еще быть там, а главное -
Апостол не знал, каковы были результаты его первого
послания. Поэтому он послал в Коринф другого своего
ученика Тита, а сам отправился в Троаду, дав Титу наказ
вернуться к нему туда же с собранными сведениями о
происходящем в Коринфе. Ожидание состояние Апостола в
Троаде было столь напряженно, что он, не имея, по
собственному выражению (2Кор.2:12-13 [1.114]), покоя
духу своему, пошел в Македонию, чтобы скорее встретиться
с Титом. Встреча с Титом в Македонии успокоила святого
Апостола Павла. Здесь же он встретился и с Тимофеем,
который еще только направлялся в Коринф. Тит сообщил
святому Апостолу Павлу много радостного о том действии,
которое произвело на Коринфян его первое послание, но
вместе с тем и кое-что неприятное. Все эти, полученные
святым Апостолом Павлом от Тита вести о положении в
Коринфе, и послужили для него поводом к написанию
второго послания. Это ясно видно из самого послания 7
гл. ст. 6-16.
Апостол
Павел. Миниатюра Евангелия (фрагмент), 1133 год.
Византия
Святой Тит сообщил Апостолу, что после
первого послания Коринфяне сильно "опечалились ради
Бога", и печаль сия привела их к покаянию, пробудила
страх Божий и желание исправиться, воспламенила
негодование на кровосмесника (2Кор.7:11 [1.115]) и
возбудила отвращение ко всему нечистому - языческому.
Но, с другой стороны, святой Тит сообщил Апостолу и то,
как упорные противники его изо всех сил стараются
поколебать апостольский авторитет его у Коринфян. Не
будучи в состоянии обвинить Апостола в чем-либо
явно-предосудительном, они усиливались придать какое-то
необычайно важное значение в глазах Коринфян тому
например, что Апостол несколько раз изменял свой план
относительно посещения Коринфа (2Кор.1:16 [1.116]; 1Кор.16:3 [1.117], 6-7 [1.118]). Из этого они,
по-видимому хотели сделать вывод, что настроение
Апостола непостоянное, изменчивое, а потому и к самому
учению его, как человека легкомысленного и несерьезного,
нельзя питать доверия. Смирение Павла и его необычайную
скромность и бескорыстие, проявленные во время
пребывания в Коринфе, они пытались истолковать, как
признаки его слабости, малодушия. "В посланиях он строг
и силен", говорили они, "а в личном присутствии слаб, и
речь его незначительна" (2Кор.10:10). Это не могло не
обеспокоить Апостола, ибо набрасывало тень не только на
него лично, но и на проповедуемое им учение, почему он
считал необходимым разъяснить Коринфянам всю
неосновательность распускаемых о нем слухов. Упомянул
Тит и о том, что не все Коринфяне образумились, что
некоторые, глубоко закосневшие в нечистоте, блудодеянии
и непотребстве, не думают исправляться (2Кор.12:20-21
[1.119]). Надлежало их с особой силой побудить к
покаянию, дабы, как выражается святой Апостол во 2
послании "в присутствии не употребить строгости по
власти, данной мне Господом к созиданию, а не к
разорению" (13:10).
Кроме того Апостолу хотелось расположить
Коринфян к щедрым жертвам палестинским христианам, дабы
не постыдиться за них перед Македонянами, ибо Апостол,
по его словам, заранее похвалился их
благотворительностью (2Кор.9:4 [1.120]).
Все эти побуждения и послужили поводом к
написанию второго послания к Коринфянам.
Время и место написания Послания
По ходу дела видно, что это послание
написано в том же самом 58 или 59 году, как и первое
послание. А местом написания несомненно была Македония,
вероятнее всего г. Филиппы, что видно из самого послания
(2Кор.2:12-13 [1.121]; 7:5-7 [1.122]; 8:1-2 [1.123];
9:2-4 [1.124]). Послание было отправлено с Титом и
другим братом, "похваляемым за благовествование" (2Кор.8:18 [1.125]), видимо, Лукою.
Содержание и состав Послания
Второе послание к Коринфянам содержит в
себе всего 13 глав и по содержанию распадается на
следующие отделы, или части:
1) Вступление, которое вместе с
надписанием содержит обычные приветствия и благожелания
- 1:1-11;
2) Часть теоретическая, где святой
Апостол излагает причины, по которым не мог прибыть в
Коринф (1:12-2:11), потом рассуждает о высоте
проповедуемого им учения (2:12-7:1) и, наконец,
возвращаясь к прежней речи, выражает радость,
доставленную ему возвращением Тита и всем, что видел и
встретил он в Коринфе (7:2-16);
3) практическая часть посвящена
рассуждениям о сборе милостыни для иерусалимских братий
- главы 8-ая и 9-ая;
4) защитительная часть посвящена защите
Апостолом своей проповеднической деятельности и своего
высокого апостольского достоинства - гл. 10-13:10;
5) заключение из трех стихов 13:11-13
содержит наставление о мире и единодушии, приветствия и
благословение Апостола.
[1.113] Для сего я послал к вам Тимофея,
моего возлюбленного и верного в Господе сына, который
напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во
всякой церкви.
[1.114] Придя в Троаду для
благовествования о Христе, хотя мне и отверста была
дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что
не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я
пошел в Македонию.
[1.115] Ибо то самое, что вы опечалились
ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие,
какие извинения, какое негодование на виновного, какой
страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!
По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
[1.116] и через вас пройти в Македонию,
из Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы
меня в Иудею.
[1.117] Когда же приду, то, которых вы
изберете, тех отправлю с письмами, для доставления
вашего подаяния в Иерусалим.
[1.118] У вас же, может быть, поживу,
или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а
надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь
позволит.
[1.119] Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по
пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю,
также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете:
чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор,
клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда
приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не
оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не
покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое
делали.
[1.120] и чтобы, когда придут со мною
Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде
мы, - не говорю "вы", - похвалившись с такою
уверенностью.
[1.121] Придя в Троаду для
благовествования о Христе, хотя мне и отверста была
дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что
не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я
пошел в Македонию.
[1.122] Ибо, когда пришли мы в
Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы
были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри -
страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас
прибытием Тита, и не только прибытием его, но и
утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о
вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне,
так что я еще более обрадовался.
[1.123] Уведомляем вас, братия, о
благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они
среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью;
и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их
радушия.
[1.124] ибо я знаю усердие ваше и
хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена
еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не
оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я
говорил, были приготовлены, и чтобы, когда придут со
мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в
стыде мы, - не говорю "вы", - похвалившись с такою
уверенностью.
[1.125] С ним послали мы также брата, во
всех церквах похваляемого за благовествование.
Аверкий Таушев, архиепископ
Библиотека православного христианина "Благовещение"
***
Молитва апостолу Павлу:
Молитва
апостолу Павлу. После посещения Господом, из
гонителя христиан сделался пламенным проповедником
Христовой веры. Обратил множество язычников.
Четырнадцать его посланий вошли в состав Нового
Завета. Апостолу Павлу молятся о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви
между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия
и сути веры, о помощи в учебе. Апостолу Павлу
молятся о вразумлении и обращении нехристиан и
маловеров ко Христу, о возвращении в лоно Церкви людей,
попавших в секты, а также обращаются за помощью в болезнях, одержимости бесовской и нападках бесовских
Акафист апостолам Петру и Павлу:
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Павле:
|