Первое Послание к Коринфянам
Основание Коринфской Церкви
Коринф лежит на перешейке, соединяющим
Грецию с Мореей, или Пелопонесом. Построен он за полторы
тысячи лет до Р.Хр. В 44 г. при Юлии Цезаре он был
восстановлен после разорения и стал цветущим первым
городом римской провинции Ахаии - резиденцией
проконсулов. Он славился науками, искусствами и веселой
жизнью, что привлекало в него множество жителей.
Отличием его были так называемые "истмийские игры" и
храм Афродиты. Можно сказать, что во времена
апостольской проповеди Коринф был представителем
греческого легкомыслия, ветренности и чувственных
наслаждений.
Апостол Павел. Икона из деисусного чина, 1410 год. Иконописец Андрей Рублев
Церковь в Коринфе была основана святым
Апостолом Павлом во время его второго благовестнического
путешествия около 53 года, после того, как он прошел с
проповедью Филиппы, Солунь, Верию и Афины. Оставив в
Македонии для утверждения веры своих учеников Силу и
Тимофея, святой Павел направился в Грецию, и прибыл в
Коринф после краткого пребывания в Афинах, как
повествует об этом книга Деяний Апостольских (18:1
[1.62]). В Коринфе святой Апостол встретил добрых и
гостеприимных людей Акилу и Прискиллу, иудеян родом из
Понта, которые жили прежде в Риме, но переселились в
Коринф по случаю изгнания имп. Клавдием всех Иудеев из
Рима. Акила был "скинотворцем", то есть делателем
палаток. Так как святой Павел знал это ремесло, то и
поселился у них, чтобы трудами рук своих снискать себе
пропитание. Если Акила и Прискилла не были еще прежде
христианами то, надо полагать, они теперь были обращены
святым Павлом, крещены им и стали ему помощниками в деле
евангельского благовестия.
Каждую субботу Апостол проповедовал в
иудейской синагоге, убеждая иудеев и еллинов-прозелитов,
что нет иного спасения, как только в Господе Иисусе
Христе. Когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, святой
Павел получил возможность усилить и расширить свою
проповедническую деятельность, и учил уже не по субботам
только, но и в остальные дни недели. У иудеев эта
проповедь, однако, мало имела успеха. Они противились
Апостолу, злословя его и Господень путь, им
проповедуемый. Тогда святой Павел оставил синагогу с
вразумительным для Иудеев действием и словом. Он отряс
прах одежд своих и сказал им: "кровь ваша на главах
ваших; я чист; отныне иду к язычникам" (Деян.18:6).
Смысл этих слов: "вина в вашей погибели на вас самих: я
чист от нее. Я указывал вам путь спасения, а вы не
хотите принять его. Оставайтесь в вашей пагубе."
Дальнейшие христианские собрания с
проповедью о Христе святой Павел стал устраивать
неподалеку от синагоги, в доме некоего Иуста, чтущего
Бога. Сюда собирались и язычники, и дело благовестия
пошло успешнее: многие уверовали и крестились. Среди
уверовавших был и сам начальник синагоги Крисп со всем
домом своим. Но все же успех проповеди, видимо, не был
велик, так что святой Павел хотел было вовсе удалиться
из развращенного Коринфа, в котором он стал испытывать
даже покушения на жизнь свою (2Фесс.3:2 [1.63]).
Поэтому Сам Господь явился ему в видении ночью, чтобы
ободрить и воодушевить его на дальнейшее служение в
Коринфе (Деян.18:9-10 [1.64]). Укрепленный этим
явлением святой Апостол остался в Коринфе на полтора
года, и в этот период времени проповедь его произрастила
в Коринфе обильные плоды, так что церковь Коринфская
стала знаменитой и прославилась обилием духовных
дарований (1Кор.1:5-7 [1.65]).
Когда Церковь Коринфская устроилась,
святому Павлу предлежало направиться в другие места для
проповеди. Отбытие его из Коринфа ускорилось в
результате одного прискорбного происшествия.
Раздраженные проповедью Апостола иудеи схватили его и
привели на суд к проконсулу Галлиону с жалобой, что он
"учит людей чтить Бога не по закону" (Деян.18:13).
Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел
сделался основателем какой-то новой секты, сверх
дозволенных законами Римской Империи вероисповеданий. Галлион был братом известного римского философа Сенеки и
дядей поэта Лукана, высокообразованным и благородным
человеком. Он отказался разбирать дело, касающееся веры,
а не гражданских отношений, и прогнал Иудеев от
судилища. Презиравшие иудеев еллины, услышав такое
решение Галлиона, устремились на них тут же в той же
судебной палате и, схватив главного вожака возмущения
начальника синагоги Сосфена, "били его перед судилищем;
и Галлион нимало не беспокоился о том" (Деян.18:14-17).
Возможно, что этот Сосфен потом обратился ко Христу и
это о нем упоминает святой Апостол, пиша к Коринфянам в
1Κор.1:1. [1.66]
По особому, несомненно, Промыслу Божию,
продолжателем дела Павлова в Коринфе явился некий
иудеянин, по имени Аполлос. Он родился и воспитался в
Александрии, откуда прибыл сначала в Ефес, а затем в
Коринф. Это, по словам Дееписателя, был человек
красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян.18:24
[1.67]). Отплывши из Коринфа, святой Павел на короткое
время прибыл в Ефес, где оставил Акилу и Прискиллу, а
сам отправился в Иерусалим и оттуда в Антиохию, откуда
начал затем свое третье Апостольское путешествие. По
отбытии святого Павла из Ефеса, туда прибыл Аполлос,
бывший уже христианином и горевший духом, но знавший
только крещение Иоанново. Он начал смело учить в
синагоге. "Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и
точнее объяснили ему путь Господень" (Деян.18:26).
Когда ему явилась нужда ехать в Ахаию, столицей которой
являлся в то время Коринф, ефесские верующие дали ему
рекомендательные письма к тамошним христианам. Прибыв в
Коринф, Аполлос много содействовал уверовавшим,
опровергая иудеев всенародно и "доказывая Писаниями, что
Иисус есть Христос" (Деян.18:27-28 [1.68]). Значение
проповеди Аполлоса для утверждения христианства в
Коринфе было столь велико, что святой Апостол Павел
называет его поливателем насажденных им семян веры
Христовой: "я насадил, Аполлос поливал, но возрастил
Бог" (1Кор.3:6). Как долго Аполлос пробыл в Коринфе,
неизвестно, но при написании первого послания к
Коринфянам мы опять видим его в Ефесе вместе с Апостолом
(1Кор.16:12 [1.69]).
Апостол
Павел. Деталь иконостаса Благовещенского собора
Московского кремля, 1405 год. Иконописец Феофан Грек
Повод к написанию Первого послания к
Коринфянам
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе
святой Павел, осуществив свой план о посещении
Иерусалима на Пасху, начал свое третье Апостольское
путешествие из Антиохии и "проходил по порядку страну
Галатийскую и Фригию"(Деян.18:22-23 [1.70]), прибыл в Ефес для утверждения здесь Церкви Христовой (Деян.19:1
[1.71]). Тут до него стали доходить разные
неблагоприятные слухи об оставленной им Коринфской
Церкви. Он хотел было сам отправиться в Коринф прямо из Ефеса морем (2Кор.1:15-16 [1.72]), но не решившись
оставить Ефеса, вместо себя, отправил в Коринф своего
возлюбленного ученика Тимофея, поручив ему пройти через
Македонию и затем донести ему обо всем происходящем в
Коринфской церкви. Между тем неблагоприятные слухи о
Коринфской церкви стали повторяться и умножаться. Будто
бы один из коринфских христиан допускал такой вид блуда,
какой и у язычников не допускается (1Кор.5:1 [1.73]).
Затем пришли в Ефес домашние одной христианки Хлои и
подтвердили Апостолу этот слух, рассказав при этом и
многое другое недоброе, огорчив особенно Апостола
рассказами о разных религиозных спорах и состязаниях (1Кор.1:11-12 [1.74]). Создавалось впечатление, что в
Коринфе возникли отдельные религиозные партии или секты.
Прибывшие из Коринфа посланные от Коринфской Церкви
Стефан, Фортунат и Ахаик несколько успокоили дух
Апостола (1Кор.16:17 [1.75]), но все же подтвердили
наличие многих нестроений. Подтвердив слухи о блуде и о
распрях, они передали и многое другое вновь: о тяжбах в
языческих судах, о беспорядках на вечерях любви, о непокровении женщинами голов своих в церкви, о неверии
некоторых в воскресение мертвых. Апостолу были
предложены также в особом послании и вопросы: о
супружестве и девстве, о ядении идоложертвенного, о даре
языков и т.п.. Вследствие этого святой Апостол Павел и
решился отправить в Коринф свое Послание, чтобы
уврачевать все нестроения и дать ответ на все
недоумения. При этом он обещает и сам придти к ним (1Кор.4:19-21 [1.76]). Дополнительным поводом к написанию
послания, как видно из 1Кор.16:1-4 [1.77], было
устройство сбора денежного вспомоществования для
палестинских христиан.
Время и место написания послания
Как это ясно видно из самого послания,
оно было написано в Ефесе. "Не хочу видеться с вами
теперь мимоходом", пишет Апостол, "надеюсь пробыть у вас
несколько времени, если Господь позволит. В Ефесе же я
пробуду до Пятидесятницы" (1Кор.16:7-8). В послании
святой Павел пишет, что он отправил в Коринф святого
Тимофея (1Кор.16:10 [1.78]), а в Деяниях мы находим,
что он послал его из Ефеса уже перед тем, как сам
собирался уходить из него (Деян.19:21-22 [1.79]). По рассчету годов, это приходится на 58 или 59 год по P.Хр.
Содержание и состав послания
Содержание послания, как требовал и
повод к написанию его, весьма разнообразно: оно касается
многих предметов, давая исчерпывающие ответы на вопросы,
поставленные коринфянами. Состоит оно из 16 глав.
Начинается обычным надписанием и приветствием, кончается
также передачей приветствий.
[1.62] После сего Павел, оставив Афины,
пришел в Коринф.
[1.63] и чтобы нам избавиться от
беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
[1.64] Господь же в видении ночью сказал
Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою,
и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много
людей в этом городе.
[1.65] Итак очистите старую закваску,
чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо
Пасха наша, Христос, заклан за нас.
[1.66] Павел, волею Божиею призванный
Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат.
[1.67] Некто Иудей, именем Аполлос,
родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в
Писаниях, пришел в Ефес.
[1.68] А когда он вознамерился идти в
Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая
их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал
уверовавшим благодатью, ибо он сильно опровергал Иудеев
всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
[1.69] А что до брата Аполлоса, я очень
просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак
не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.
[1.70] Побывав в Кесарии, он приходил в
Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию. И,
проведя там несколько времени, вышел, и проходил по
порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех
учеников.
[1.71] Во время пребывания Аполлоса в
Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и,
найдя там некоторых учеников
[1.72] И в этой уверенности я
намеревался придти к вам ранее, чтобы вы вторично
получили благодать, и через вас пройти в Македонию, из
Македонии же опять придти к вам; а вы проводили бы меня
в Иудею.
[1.73] Есть верный слух, что у вас
появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние,
какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены
имеет жену отца своего.
[1.74] Но я писал вам не сообщаться с
тем, кто, называясь братом, остается блудником, или
лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или
пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
[1.75] Я рад прибытию Стефана, Фортуната
и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше.
[1.76] но я скоро приду к вам, если
угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся,
а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе. Чего вы
хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом
кротости?
[1.77] При сборе же для святых
поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В
первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и
сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не
делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то,
которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для
доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично
будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
[1.78] Если же придет к вам Тимофей,
смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает
дело Господне, как и я.
[1.79] Когда же это совершилось, Павел
положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в
Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим.
И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и
Ераста, сам остался на время в Асии.
Аверкий Таушев, архиепископ
Библиотека православного христианина "Благовещение"
***
Молитва апостолу Павлу:
Молитва
апостолу Павлу. После посещения Господом, из
гонителя христиан сделался пламенным проповедником
Христовой веры. Обратил множество язычников.
Четырнадцать его посланий вошли в состав Нового
Завета. Апостолу Павлу молятся о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви
между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия
и сути веры, о помощи в учебе. Апостолу Павлу
молятся о вразумлении и обращении нехристиан и
маловеров ко Христу, о возвращении в лоно Церкви людей,
попавших в секты, а также обращаются за помощью в болезнях, одержимости бесовской и нападках бесовских
Акафист апостолам Петру и Павлу:
Житийная и научно-историческая литература о апостоле Павле:
|