Слово на Сретение Господне
Празднование: 2 / 15 февраля
Какую умилительную картину представляет
нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий
на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его –
Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали –
Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и
молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем
исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость,
питающую души их. Можете судить, как велико было
блаженство сих душ!
Сретение Господне. Икона, XVI век
Но, братие, и мы все призваны не к
мысленному только представлению сего блаженства, а к
действительному его вкушению, потому что все призваны
иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми
силами своего духа. И вот, когда достигнем мы сего
состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет
блаженства тех, кои участвовали в Сретении Господнем. Те
были блаженны – видевше; мы же будем блаженны – не
видевше, но веровавше. Приложите внимание. Я коротко
укажу вам, как сего достигнуть. – Вот что сделайте и
делайте.
1. Прежде всего покайтесь. Помните, что
в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя.
Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние.
Как без фундамента нельзя строить дома и как, не
очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так
без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных
наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все –
всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все
худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет
то же, что обращение взора и всего тела на путь в
сретение Господу и первое вступление на сей путь.
2. Затем, храня постоянно неизменным
чувство покаяния, устройте для себя такой род жизни и
поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при каждом
движении был как бы преднаписываем в вашем внимании
Господь и Спаситель наш. Такой порядок сам собою
устроится в вас, если: а) все, что ни делаете, вы будете
делать во славу Господа и Спасителя, делать ради Христа.
Тут разумеются не одни большие дела, а всякое вообще
действие. Ибо смотрение и слышание, молчание и
говорение, ястие и питие, сидение и хождение, труд и
покой, все вообще может быть посвящаемо Господу и
освящаемо Его именем Всесвятым. Так как минуты не
бывает, чтоб мы не были за каким-либо делом, то,
устроившись так в делах своих, вы поминутно будете
сретать Господа, во славу Его обращая все дела свои. Сие
исполнить и плод от сего получить вы можете тем удобнее,
если при этом: б) в порядок дел своих повседневных
вставите чины молитвенные – и церковные, и домашние, и
вообще поставите законом быть строгими исполнителями
всякого устава Святой Церкви до малой иоты, без
суемудрий и кривотолкований, в простоте сердца. Как
содержание каждого молитвословия есть Господь и наше к
Нему обращение, то, совершая его или участвуя в нем, вы
будете сретать Господа в сочувствиях и услаждениях
своего сердца. Если затем: в) промежуток остающегося
времени вы наполните чтением Писаний о Господе, или
слушанием беседы о Нем, или своеличным размышлением о
Нем и о великом деле спасения, совершенном Им на земле,
то сами увидите, что ни внутри вас, ни вне не останется
ничего, что не носило бы напоминания о Господе, не
преднаписывало Его вниманию вашему, не изводило ваш дух
во сретение Ему.
3. Не должно, однако ж, забывать, что
все сии труды и занятия суть только приготовительные. На
них одних останавливаться не должно, а надо устремляться
далее. Как из пищи, принимаемой нами в грубом виде,
выделываются потом тонкие стихии жизненные, так из сих
занятий, видимо совершаемых, осязаемых, должны
образоваться в духе тончайшие расположения или
устремления ко Господу, именно: под трудом посвящения
всех дел Господу должно качествовать устремление всех
желаний нашей души единственно к Господу; под
исполнением всех молитвословий или участием в
богослужениях должно слагаться в сердце сочувствие
только ко Господу и Господнему; под чтением и слышанием
Писаний о Господе должно лежать в основе охотное
устремление внимания ума нашего к единому Господу. Те
труды суть возделывание поля, а сии стремления – восход
посеянного; те – ствол и ветви, а сии – цвет и плод.
Когда возникнут в нас сии расположения, это будет
значить, что дух наш весь своим сознанием и своим
настроением изшел в сретение ко Господу. И как Господь
везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то
взаимное их сретение после сего устрояется само собою. С
тех пор дух наш начнет вкушать блаженство Симеона
Праведного, то есть начнет носить в объятиях своих сил и
стремлений Господа, Который есть полное их насыщение и
удовлетворение. Это то, что называют вкушением Господа,
покоем в Нем, умным Богу предстоянием, хождением пред
Господом, непрестанною молитвою – предмет трудов,
желаний и исканий всех святых Божиих.
***
Читайте также:
***
Сего блага сподобиться желаю всем вам,
празднующим ныне Сретение Господне. Если б кто, жалуясь,
сказал: желателен плод, но труд достать его слишком
тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть легче
способ, или способ простее сложенный. Вот он! Покайся;
затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи
неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем
вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями
воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в
тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона
Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в
искании сретения Господа, уже нет никакой возможности.
Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя – сильно и мощно может помогать в сем труде.
Но, опять, не сама по себе, а под условием устремления
всех сил нашего духа к Господу! – Трезвитеся убо и
бодрствуйте (1 Пет. 5, 8). Вышних ищите… и живот ваш
сокровен да будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). –
Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор. 6, 17),
узрите и обымете сего Господа, и возрадуется сердце
ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (Ин. 16,
22), ни в сей век, ни в будущий. Аминь.
Феофан Затворник, святитель
Православие.Ru - 15.02.2010.
***
Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
- Молитва
святителю Феофану Затворнику Вышенскому. В
1872 году святитель Феофан уходит в затвор в
Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его
великие литературно-богословские труды: истолкование
Священного Писания, перевод творений древних отцов и
учителей, многочисленная переписка с разным лицам,
обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с
просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал:
"Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее
употребление дара писать и говорить есть обращение
его на вразумление грешников". Святитель Феофан
оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на
духовное состояние общества. Святитель Феофан
Затворник покровитель церковных учителей и
миссионеров, семинаристов. Ему молятся для
вразумления маловеров и близких, попавших в секты,
иноверцев, в искушениях для укрепления веры
Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:
Труды святителя Феофана Затворника:
|