Феофан Затворник. Как надобно молиться
Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)
В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор
в Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его
великие литературно-богословские труды:
истолкование Священного Писания, перевод творений
древних отцов и учителей, многочисленная переписка с
разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными
вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он
отмечал: "Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее
употребление дара писать и говорить есть обращение его
на вразумление грешников". Святитель Феофан оказал
и оказывает сейчас глубокое влияние на
духовное состояние общества.
***
Содержание
- Урок первый
- Урок второй
- Урок третий
- Урок четвёртый
- Урок пятый
Дело молитвы есть первое дело в жизни
христианской. Если в отношении к
обычному порядку дел верно присловье: "Век живи, век
учись", то тем более идет оно к молитве, действие
которой не должно иметь перерыва и степени которой не
имеют предела.
Древние святые отцы, приветствуя друг
друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье
и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет
или как действует молитва. Действие
молитвы было у них признаком жизни духовной, и они
именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – и тело
живет; прекращается дыхание – прекращается и жизнь. Так
и в духе: есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет и
жизни в духе.
Но не всякое
совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва.
Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не
есть еще молитва, а только принадлежность молитвы.
Читать молитвы на память или по книжке или слушать
читающего их – опять не молитва, а только орудие молитвы
или способ обнаружения и возбуждение ее. Сама же молитва
есть возникновение в сердце нашем одного за другим
благоговейных чувств к Богу: самоуничижения, преданности,
благодарения, славословия, прощения, усердного
припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочих.
Вся наша забота должна быть о том, чтобы во время наших
молитвований эти и подобные им чувства наполняли душу
нашу так, чтобы, когда язык читает молитвы или ухо
слушает и тело кладет поклоны, сердце не оставалось
пустым, но чтобы в нем было какое-либо чувство,
устремленное к Богу. Когда эти чувства есть,
молитвословие наше есть молитва, а когда их нет, то она
еще не молитва.
Кажется, чего бы
проще и естественнее для нас, как молитва, или
устремление сердца к Богу? А между тем оно не у всех и
не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить,
или, что то же, воспитать в себе дух молитвенный. Первый
способ для этого есть читательное или слушательное
молитвословие. Совершай его как следует – и непременно
возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем ко Богу,
войдешь в дух молитвенный.
В наших молитвословах помещены молитвы
святых отцов Ефрема Сирианина, Макария Египетского,
Василия Великого, Иоанна Златоустого и других великих
молитвенников. Будучи исполняемы
духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в
слове и передали то нам. В их молитвах движется великая
молитвенная сила, и кто приникнет (всмотрится. – Ред.) в
них всем усердием и вниманием, тот, в силу закона
взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по
мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.
Чтобы молитвословие
наше сделалось действительным для нас средством к
воспитанию в себе молитвы, надо совершать его так, чтобы
и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв,
составляющих его. Вот для этого три самых простых приема:
– не приступай к молитвословию без
предварительного, хотя краткого, приготовления;
– не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством;
– не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.
Положим, что
молитвословие есть у нас дело обычное. Но никак нельзя
сказать, чтоб оно не требовало приготовления. Что,
например, обычнее читания или писания для умеющих читать
и писать? Однако ж и тут, садясь читать или писать, не
вдруг начинаем дело, а медлим несколько перед тем, по
крайней мере столько, сколько требуется для того, чтобы
поставить себя в пригодное положение. Тем более
необходимы приготовительные действия к молитве перед
молитвой, и особенно тогда, когда предшествовавшее тому
занятие было совсем из другой области, а не из той, к
которой принадлежит молитва.
Итак, приступая к
молитвословию утром или вечером, постой немного, или
посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить
мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем
помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто
ты, имеющий теперь начать молитвенное к Нему обращение,
и возбуди в душе соответственное тому настроение
самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого
предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление –
благоговейно стать перед Богом, приготовление малое, но
не малозначительное. Тут полагается начало молитвы, а
доброе начало – половина дела.
Так установившись
внутренне, стань затем перед иконой и, положив несколько
поклонов, начинай обычное молитвословие: "Слава Тебе,
Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный..." Читай не
спешно, а вникай во всякое слово и мысль всякого слова
доводи до сердца, сопровождая то поклонами. В этом,
собственно, и дело читания молитвы, приятного Богу и
плодоносного. Вникай, сказал я, во всякое слово и мысль
слова до сердца доводи – это значит вот что: понимай,
что читаешь, и понятное прочувствуй.
Других правил не требуется. Эти два –
"понимай" и "чувствуй", – исполненные как следует,
украшают всякое молитвословие полным достоинством и
сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь,
например: "Очисти ны от всякия скверны" – восчувствуй
скверноту свою, возжелай чистоты и взыщи ее от Господа,
с упованием на Него. Читаешь: "Остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим..." – и в душе
своей прости всем, и сердцем, все и всем простившим,
проси себе у Господа прощения. Читаешь: "Да будет воля
Твоя..." – и в сердце своем совершенно предай участь
твою Господу и изъяви беспрекословную готовность
благодушно встретить все, что Богу будет угодно. Если
будешь так мыслить, чувствовать и поступать при всяком
стихе твоей молитвы, то у тебя будет настоящее
молитвословие.
Чтобы успешнее совершать молитвословие
надлежащим образом, делай вот что:
1. Имей молитвенное правило с
благословения духовного твоего отца, не большое, но
такое, которое мог бы ты исполнять неспешно при обычном
течении твоих дел.
2. Прежде чем молиться, вчитывайся,
когда есть у тебя более свободное время, в молитвы,
которые входят в твое правило; пойми вполне каждое слово
и прочувствуй его, чтобы тебе наперед знать, что при
каком слове должно быть у тебя на душе; а еще лучше,
если положенные молитвы заучишь на память. Когда
сделаешь так, то во время молитвословия легко тебе будет
понимать и чувствовать. Останется одно затруднение:
мысль летучая все будет отбегать на другие предметы. Тут
надо вот что:
3. ...надо употребить напряжение на
сохранение внимания, зная наперед, что мысль будет
отбегать. Потом, когда во время молитвы она отбежит, –
вороти ее, опять отбежит – опять вороти, и так всякий
раз. Но всякий же раз что будет прочтено во время отбегания мысли и, следовательно, без понимания и
чувства, не забывай прочитывать снова, хотя бы мысль
несколько раз отбегала на одном месте, читай его
несколько раз, пока не прочтешь с понятием и чувством.
Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может
быть, оно и не повторится, а если и повторится, то уже
не в такой силе. Но может случиться и то, что иное слово
так сильно подействует на душу, что ей не захочется
простираться в молитвословии далее, и хоть язык читает
молитвы, а мысль все отбегает к тому месту, которое так
подействовало на нее. В таком случае –
4. ...остановись и не читай далее, а
постой вниманием и чувством на том месте, попитай душу
свою им или теми помышлениями, которые оно будет
производить, и не спеши отрывать себя от этого
состояния. Если время не терпит, оставь лучше правило
недоконченным, а этого состояния не разоряй. Оно, может
быть, будет осенять тебя целый день, как
Ангел-Хранитель. Такого рода благодатные воздействия на
душу во время молитвословия означают, что дух молитвы
начинает внедряться, и потому надо хранить такое
состояние, ибо оно есть самое надежное средство к
воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного.
Кончив свое молитвословие, не тотчас
переходи к каким-либо занятиям, а тоже хоть немного
постой и подумай, что это совершено тобою и к чему тебя
это обязывает, стараясь, если дано тебе что
восчувствовать во время молитвы, сохранить то и после
молитвы. Впрочем, если кто совершит свое молитвословие
как должно, то и сам не захочет тотчас озабочиваться
внешними делами. Таково уж свойство молитвы! Что
говорили предки наши, возвратясь из Царьграда: "Кто
вкусит сладкого, тот не захочет горького" – то сбывается
со всяким, кто хорошо помолится во время своего
молитвословия. Вкушение этой молитвенной сладости и есть
цель молитвословия, и если молитвословие воспитывает дух
молитвенный, то именно через это вкушение.
Но на начальном способе воспитания в
себе духа молитвенного, то есть на сообразном со своим
назначением совершением молитвословий, останавливаться
нельзя: надо идти далее. Припомните, как учатся,
например, языкам. Сначала заучивают слова и обороты речи
по книгам, но на этом не останавливаются, а стараются с
помощью того доходить (и действительно доходят) до того,
что сами, без пособия заученного, ведут правильно речь
долгую на изучаемом языке. Так надо поступать и в деле
молитвы. Мы навыкаем молиться по молитвенникам, то есть
по готовым молитвам, переданным нам Господом и святыми
отцами, преуспевшими в молитве, но на этом одном
останавливаться не должно. Надо простираться далее и,
навыкнув умом и сердцем обращаться к Богу со сторонней
помощью, делать опыты и своего собственного возношения к
Нему, доходить до того, чтобы душа сама, своею речью
вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась
к Нему, сама открывала себя Ему и исповедовала, что
такое есть в ней и чего ей желательно. Надобно и к этому
приучить душу. А как успеть в этой науке, укажу кратко.
И навык с благоговением, вниманием и
чувством молиться по молитвенникам ведет к тому же. Как
из переполненного сосуда сама собой изливается вода, так
и из сердца, посредством молитвословий исполнившегося
светом чувств, сама собою начнет исторгаться своя
молитва к Богу. Но есть и особые, исключительно к этой
цели обращенные правила, которые должен принять к
исполнению всякий желающий успеха в молитве.
Отчего это, скажете, сколько лет иные
молятся по молитвенникам, а все еще не имеют молитвы в
сердце? Думаю, между прочим, оттого, что только в ту
пору несколько и напрягаются возноситься к Богу, когда
совершают молитвенное правило, а потом, во все
продолжение дня, о Боге и не вспомнят. Кончат, например,
свои утренние молитвы и думают, что по отношению к Богу
все уже и сделано; затем целый день дело за делом,
забота за заботой, а о Боге ни слова, ни помину; разве
уж к вечеру (да и то слава Богу) придет на мысль, что
вот опять скоро надобно становиться на молитву. От этого
происходит то, что если Господь и дает какое-либо доброе
чувство утром, то его заглушает суета и
многодеятельность дневная. Оттого и вечером не бывает
охоты молиться: человек никак не совладает с собой, чтоб
хоть немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо
спеется и зреет. Вот эту-то почти всеобщую неправость и
надобно исправить, то есть надо сделать так, чтобы душа
не тогда только обращалась к Богу, когда человек стоит
на молитве, но в продолжение всего дня сколько можно
непрерывно возносилась к Нему и пребывала с Ним.
Чтобы душа непрерывно возносилась к Богу
и пребывала с Ним, нужно, первое, в продолжение всего
дня как можно чаще взывать ко Господу краткими словами,
смотря по нужде души и текущим делам. Например,
начинаешь что – говори: "благослови, Господи"; кончаешь
дело – говори: "слава Тебе, Господи!", да не языком
только, но чувством сердца. Поднимется какая-нибудь
страсть – говори: "спаси, Господи, погибаю"; находит
тьма смутительных помышлений – взывай: "Изведи из
темницы душу мою". Предстоят неправые дела, и грехвлечет
к ним – моли: "настави мя, Господи, на путь" или: "Не
даждь во смятение ноги моея". Грехи подавляют и влекут к
отчаянию – взывай мытаревым гласом: "Боже, милостив буди
мне, грешному!" Так и во всяком случае. Или просто
говори чаще: "Господи, помилуй; Владычица Богородица,
помилуй мя; Ангел Божий, хранитель мой святый, защити
мя", или взывай другим каким-либо словом молитвенным.
Только старайся как можно чаще делать эти воззвания,
домогаясь всячески, чтоб они исходили из сердца, как бы
выжатые из него. Когда мы будем так делать, тогда у нас
будут частые умные восхождения к Богу из сердца, частые
обращения к Богу, частая молитва, а это учащение сообщит
навык умного собеседования с Богом.
Но чтобы душа стала так взывать, надобно
наперед заставить ее обращать во славу Божию все, всякое
свое дело, и большое, и малое. Это второй способ, как
научить душу днем чаще обращаться к Богу, ибо если
положим себе в закон заповедь апостольскую творить вся
во славу Божию, даже аще ямы или пиемы (1Кор. 10:31),
то непременно при каждом деле вспомним о Боге, и
вспомним не просто, а с опасением, как бы не поступить
неправо и не оскорбить Бога каким-либо делом. Это и
заставит обращаться к Богу со страхом и молитвенно
просить у Него помощи и вразумления.
Но чтобы и делание
всего во славу Божию душа исполняла как должно, надо
настроить ее к этому с раннего утра, с самого начала дня,
когда человек исходит на дело и делание свое до вечера.
Настроение это производится богомыслием. Это третий
способ обучения души частому обращению к Богу. Богомыслие есть благоговейное размышление о Божественных
свойствах и действиях и о том, к чему служит ведение их
и к чему обязывает нас их отношение к нам, есть
размышление о благости Божией, правосудии, всемогуществе,
вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об
устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати
и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном.
О каком из этих предметов ни стань размышлять,
размышление непременно наполнит душу благоговейным
чувством к Богу. Начни, например, размышлять о благости
Божией – увидишь, что ты окружен Божиими милостями и
телесно, и духовно, и падешь пред Богом в излиянии
уничиженных чувств благодарения. Начни размышлять
о вездесущии Божием – уразумеешь, что ты всюду пред
Богом и Бог перед тобою, и ты не возможешь не
исполниться благоговейным страхом.
Начни размышлять о всеведении Божием – познаешь, что
ничто в тебе не сокрыто от очей Божиих, и непременно
положишь себе быть строго внимательным к движениям
своего сердца и ума, чтоб не оскорбить как-нибудь
всевидящего Бога. Начни размышлять о правде Божией – и
уверишься, что ни одно худое дело не остается без
наказания, и непременно решишься очистить все грехи твои
сердечным сокрушением пред Богом и покаянием.
Таким образом, о
каком бы свойстве и действии Божием ты ни стал
рассуждать, всякое такое размышление наполнит душу твою
благоговейными к Богу чувствами и расположениями. Оно
прямо устремляет к Богу все существо человека и потому
есть самое простое средство приучить душу возноситься к
Богу. Самое приличное и удобное для этого время есть
утро, когда душа еще не обременена множеством
впечатлений и заботами деловыми, и именно после утренней
молитвы. Кончишь молитву – сядь и с освященной в молитве
мыслию начинай размышлять ныне об одном, завтра о другом
свойстве и действии Божием и произведи соответственное
тому расположение в душе твоей. Труда тут не много, было
бы только желание и решимость, – а плода много.
Феофан Затворник, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
- Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому.
В 1872 году святитель Феофан уходит в затвор в
Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его
великие литературно-богословские труды: истолкование
Священного Писания, перевод творений древних отцов и
учителей, многочисленная переписка с разным лицам,
обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с
просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал:
"Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее
употребление дара писать и говорить есть обращение
его на вразумление грешников". Святитель Феофан
оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на
духовное состояние общества. Святитель Феофан
Затворник покровитель церковных учителей и
миссионеров, семинаристов. Ему молятся для
вразумления маловеров и близких, попавших в секты,
иноверцев, в искушениях для укрепления веры
Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:
Труды святителя Феофана Затворника:
|