Уроки праведного старца. Сретение Господне
Празднование: 2 / 15 февраля
Сегодня Православная Церковь вспоминает
событие, примечательное не только своим духовным
значением, но и исключительной эмоциональностью. Это
событие встречи любящей души с Богом. Глубокой духовной
радостью, выношенной и выстраданной не годами даже, а
столетиями пронизано это событие. Дивный старец
принимает на руки Богомладенца и возвещает благую весть
о спасении мира: "ибо видели очи мои спасение Твое!"
По закону в сороковой день Пресвятая
Богородица приносит младенца Иисуса в Храм и здесь
встречает праведного старца Симеона. В сердечной тишине
хранит Пресвятая Владычица великую тайну Боговоплощения,
но радость, непонятная ещё большинству людей, уже
известна старцу, и "от избытка сердца" глаголют его
уста. Он говорит о спасении человечества от грехов, о
восстановлении утраченного богосыновства, в то время,
когда Иисус ещё бессловесным Младенцем покоится на руках
Праведника.
Сретение Господне. Миниатюра Менология Василия II,
первая четверть XI век. Библиотека Ватикана (Vat. gr. 1613)
Удивительная глубина и ясность
прозрения! Через многие годы люди услышат глаголы,
исходящие из уст Божиих, будут свидетелями величайших и
невиданных доселе чудес, но в глухоте и в слепоте своей
многие из них так и не увидят, не поймут, не примут
своего Спасителя…
Примерно за 300 лет до рождества
Христова египетский царь Птолемей пожелал перевести
Священное Писание с еврейского языка на греческий. По
преданию праведный Симеон был одним из семидесяти двух
толковников, кому была доверена эта высокая миссия.
Старцу выпало переводить известное пророчество пророка
Исайи, где говорится, о том, что "Дева во чреве приимет
и родит Сына". И вот премудрому толковнику показалось,
что в текст вкралась ошибка, и вместо слова "Дева",
нужно написать "Жена". Это он и собрался сделать, но тут
явился ангел, остановил руку Симеона и предрёк, что тот
не умрёт, пока не увидит осуществление пророчества о
рождении Бога от Девы…
И вот настал долгожданный миг, когда
восприняв на руки Божественного младенца, праведный
Старец воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка,
по глаголу твоему с миром!"
Для нас эта история, поучительна,
во-первых, тем, что нельзя "исправлять" и толковать
Священное Писание по своему разумению. Святые Книги
настолько превосходят наш естественный разум, что каждый
из нас должен много потрудиться, чтобы понять их
правильно. Но ещё более мы призваны потрудиться в том,
чтобы стать не читателями только, но исполнителями
Святых слов. Именно этот труд вводит человека в духовную
жизнь.
***
Читайте также:
***
Кроме того, своё понимание Священных
текстов надо сверять с пониманием общецерковным, потому,
что можно ложь принять за истину, и в обольщении своём
всё дальше уходить от истины, мня себя чуть ли не
избранным боговидцем. К сожалению, так случается. Это
страшное помешательство называется прелестью, и оно
всегда основано на самолюбии, стремлении себя и своё
мнение поставить выше мнения Церкви. Очень многие отпали
таким образом от Христа и погибли, потому, что именно
Церковь это – Тело Христово и вне Церкви единства со
Христом нет и не может быть. Вообще для спасения
человеку нужна не только вера в Бога, но и доверие
всему, что составляет содержание Церковной жизни. Очень
многое может быть не понятно в духовной жизни, но мы не
можем проверить – истина это или нет, если не доверимся,
опытно не пройдём путь воцерковления. Вот это доверие со
смирением и приводит нас, в конце концов, к Богу. И путь
такого смирения указал нам Праведный Старец.
Сретение Господне, XII век. Часть тимпана западного
фасада в Ла-Шарите-Сюр-Луар, Бургундия, Франция
Удивительно ещё то, что Симеон Богоприимец узнал Спасителя в безмолвном младенце! Мы
скажем: Духом Святым прозрел Старец великую тайну
Боговоплощения. Да, но что мешало так же Духом прозреть
Истину множеству других людей? Сколько их – прохожих,
случайных, мудрых и простецов, пытливых да глумливых…
сколько их встречали Господа на своём пути. И что?
"Осанна, осанна!" А через неделю: "Распни!" Тоже ведь
встреча… но только иная, страшная.
Праведный Старец всей своей жизнью
готовился к встрече с Богом, ждал этой встречи, и с
каждым днём ожидание его превращалось в крайнюю жажду.
Вот, поди, отними у человека воду: о чём он будет думать
через несколько дней? И что ему будет тогда до денег, до
вещей, до приятелей, до развлечений… Из великой,
непонятной другим и, может быть, не заметной жажды
родилась эта великая встреча. И нам без этой жажды
крайней никак нельзя, невозможно спастись. Потому, что
Спаситель является тем, кто понимает гибельность своего
положения и жаждет спасения!
Сердце праведного Симеона было очень
тонко и точно настроено на познание Истины. Никакие
мнения человеческие, связанные со страстями, его не
интересовали. Это был по настоящему Боголюбивый муж и
именно за эту чистоту и пламенность веры Господь привёл
Симеона в такое состояние духовной трезвенности, что он
просто не мог ошибиться. Вдумайтесь только – сколько
младенцев перевидал Праведный старец на своём веку,
скольких он держал на руках и ни разу никого он не
дерзнул назвать Спасителем.
Ребёнок, потерявший мать, не может
успокоиться никем и ничем. Он будет плакать всё громче и
безотраднее, пока не отыщется та единственная, кого он
ищет и ждёт. Вот такая же тесная связь существовала
между Святым старцем и Богом. И причиной этой связи было
не что иное, как искренняя и бескорыстная любовь
Симеона. Он именно любил Бога ради Него Самого. Не ждал
никаких выгод, пусть даже духовных. Никаких! Просто
любил Бога и всё! Больше своей жизни! И за это Господь
дал ему так ясно ведать Себя, как это только возможно
для человека. И это второй урок Праведного старца.
Ну и третий урок заключается в том
исключительном терпении, которое показал Праведный
старец, прежде чем сбылось пророчество.
Вы подумайте только – триста лет он ждал
исполнения обетования! Да каждый из нас и за тридцать
лет уже сто раз отчаялся бы, разнюнился бы, опустил
руки… Почему? Да потому, что мы нетерпеливы. Всё нам
подавай здесь и сейчас! А терпения нет единственно
потому, что нет настоящей веры. Не просто веры в Бога, а
жизни, деятельного исполнения своего упования. Вот
апостол Павел говорит: "Вера есть осуществление
ожидаемого". Заметьте, не ожидание только, а
осуществление! То есть нужно не сидеть, сложа руки и
ждать, когда сбудется то, во что мы верим, а самим
строить с Божьей помощью свою вечную жизнь. Дорасти нам
ещё нужно до встречи с Господом, доболеть, доплакать,
доотдать своё, кровное… дораспяться со всеми своими
Я-ками.
Старец святой дождался, и встреча была
подстать! "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по
глаголу Твоему, с миром". Здесь "отпускаешь" имеет
обратное значение, то есть: "Разрешаешь меня от земных
уз, от грубой телесности, допускаешь меня к Себе, даёшь
насладиться всей полнотой общения и единства с Тобой!"
Какая любовь, какая привязанность, какая жажда!.. и за
триста лет она ничуть не иссякла, а напротив – достигла
своего пика, когда уже действительно было невмоготу
терпеть. И вот в этот самый миг явился Господь.
Жизнь для Симеона была как темница и не
потому, что он триста лет прожил и устал, а потому, что
знал, что такое подлинная Свобода! А знал потому, что
искал её всем сердцем и всей душей и всем своим
разумением. Свобода во Господе! А мы что о свободе
знаем? Билль о правах? Гуманитарные штаны… вера в
рассрочку… надежда на килограммы… любовь под залог
имущества… и запсчастье в придачу!..
Сретение - это не просто встреча души с
Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в
последней степени, ничего больше не желающей знать кроме
Господа своего… души, совершенно забывшей себя и весь
мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога,
встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только
возможно для человека! Праведный Симеон – это живой
образчик боголюбивой души, и таким должен стать каждый
из нас. Только так и никак иначе!
Дмитрий Шишкин, иерей
Православие и Мир - 15.02.2011.
***
Молитва праведному Симеону Богоприимцу:
- Молитва праведному Симеону Богоприимцу. По преданию был переписчиком Септуагинты
(книг Ветхого Завета перевода семидесяти толковников,
сделано в III веке) прожил около 270 лет в ожидании обещанного Богом - того дня,
когда увидит Мессию вместе с Его Пречистой Матерью.
Находился при Иерусалимском храме и, встретив
долгожданного Богомладенца, принял Его на руки.
Праведный Симеон - помощник в старости, молитвенник о
мирном отшествии из жизни и христианском напутствии. Ему
молятся о даровании терпения, смирения мудрости
Акафист праведному Симеону Богоприимцу:
Житийная и научно-историческая литература о праведном праведном Симеоне Богоприимце:
|