Размышления на Рождество Христово святителя Феофана Затворника
Память: 10 / 23 января, 16 / 29 июня (перенесение мощей)
Слава Тебе, Господи! И еще дождались мы
светлых дней Рождества Христова: повеселимся же теперь и
порадуемся. Св. Церковь нарочно для того, чтоб возвысить
наше веселие в эти дни, учредила перед ними пост –
некоторое стеснение, чтобы вступая в них, мы чувствовали
себя как бы исходящими на свободу. При всем том Она
никак не хочет, чтобы мы предавались услаждению только
чувств и одним удовольствиям плотским. Но исстари,
наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое
веселие наше в течение их было свято, как они святы. А
чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам
краткую песнь во славу родившегося Христа, которою
остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные
дней этих занятия: "Христос рождается – славите" и проч.
Святитель Феофан Затворник
Славьте же Христа, и славьте так, чтоб
этим славословием усладились душа и сердце, и тем
заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию,
обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то,
что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но
если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя,
вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе,
Господи, что родился Христос! – этого и довольно; это
будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же,
небеса и войдет к Самому Богу. Воспроизведите немного
пояснее то, что совершено для нас Господом – и вы
увидите, как естественно ныне нам такое воззвание.
Чтоб это было для нас легче, приравняем
к этому следующие случаи. Заключенному в темнице и
закованному в узы царь обещал свободу… Ждет заключенный
день – другой, ждет месяцы и годы… не видит исполнения,
но не теряет надежды, веря цареву слову. Наконец,
показались признаки, что скоро-скоро, внимание его
напрягается; он слышит шум приближающихся с веселым
говором: вот спадают запоры и входит избавитель… Слава
Тебе, Господи! восклицает невольно узник. Пришел конец
моему заключению, скоро увижу свет Божий!
Другой случай: больной покрытый ранами и
расслабленный всеми членами, переиспытал все лекарства,
и много переменил врачей; терпение его истощилось, и он
готов был предаться отчаянному гореванию. Ему говорят:
есть еще искуснейший врач: всех вылечивает и именно от
таких болезней, как твоя; мы просили его – обещал
прийти. Больной верит, возникает к надежде и ждет
обещанного… Проходит час, другой, более – беспокойство
снова начинает точить душу его… Уже под вечер кто-то
подъехал… идет… отворилась дверь, и входит желанный …
Слава Тебе, Господи! вскрикивает больной.
Рождество Христово. Икона - VII - IX в. Монастырь святой Екатерины, Синай
Вот и еще случай: нависла грозная туча;
мрак покрыл лицо земли; гром потрясает основания гор и
молнии прорезывают небо из края в край: от этого все в
страхе, словно настал конец мира. Когда же потом гроза
проходит и небо проясняется, всякий, свободно вздыхая,
говорит; Слава Тебе, Господи!
Приблизьте эти случаи к себе и увидите,
что в них вся наша история. Грозная туча гнева Божия
была над нами, – пришел Господь-Примиритель и разогнал
эту тучу. Мы были покрыты ранами грехов и страстей –
пришел Врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства –
пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все
это к сердцу своему и восприимите чувствами своими, и вы
не удержитесь, чтоб не воскликнуть: слава Тебе, Господи,
что родился Христос!
Не усиливаюсь словами моими привить к
вам такую радость: это недоступно ни для какого слова.
Дело, совершенное родившимся Господом, касается каждого
из нас. Вступающие в общение с Ним приемлют от Него
свободу, врачевство, мир, обладают всем этим и вкушают
сладость того. Тем, которые испытывают это в себе,
незачем говорить: "радуйтесь", потому что они не могут
не радоваться, а тем, которые не испытывают, что и
говорить: "радуйтесь"; они не могут радоваться.
Связанный по рукам и по ногам, сколько ни говори ему:
"радуйся избавлению" – не возрадуется; покрытому ранами
грехов откуда придет радость уврачевания? Как вздохнет
свободно устрашаемый грозою гнева Божия? Таким можно
только сказать: "пойдите вы к Младенцу повитому,
лежащему в яслях, и ищите у Него избавления от всех
обдержащих вас зол, ибо этот Младенец – Христос Спас
мира".
Желалось бы всех видеть радующимися
именно этою радостью и нехотящими знать других радостей,
но не все сущие от Израиля – Израиль. Начнутся теперь
увеселения пустые, буйные, разжигающие похоти:
глазерство, кружение, оборотничество. Любящим все это
сколько ни говори: "укротитесь", они затыкают уши свои и
не внемлют – и всегда доведут светлые дни праздника до
того, что заставят милостивого Господа отвратить очи
Свои от нас и сказать: "мерзость Мне все эти празднества
ваши"! И действительно, многие из наших увеселений
общественных воистину мерзость языческая, то есть, одни
прямо перенесены к нам из языческого мира, а другие,
хотя и позже явились, но пропитаны духом язычества. И
как будто нарочно они изобретаются в большем количестве
в дни Рождества м Пасхи. Увлекаясь ими, мы даем князю
мира – мучителю своему, противнику Божию, повод говорить
к Богу: "Что сделал Ты мне Рождеством Своим и
Воскресением? Все ко мне идут!" Но да проносятся чаще в
глубине сердца нашего слова 50-го псалма: "Ты праведен в
приговоре Твоем и чист в суде Твоем"...
Нас увлекает просвещенная Европа… Да,
там впервые восстановлены изгнанные было из мира
мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят и
к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся как
помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый
год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их
истребить то зло, которое мы у них же переняли.
Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь,
кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся,
конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто
весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же
учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили
на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем
врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Это не
пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви.
Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает; и
ведая это, веселитесь и радуйтесь в эти дни со страхом.
Освятите светлый Праздник святыми делами, занятиями и
увеселениями, чтоб все, смотря на нас, сказали: у них
святки, а не буйные какие-нибудь игрища нечестивцев и
развратников, не знающих Бога.
Феофан Затворник, святитель
Православие.Ru - 07.01.2010.
***
Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
- Молитва
святителю Феофану Затворнику Вышенскому. В
1872 году святитель Феофан уходит в затвор в
Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его
великие литературно-богословские труды: истолкование
Священного Писания, перевод творений древних отцов и
учителей, многочисленная переписка с разным лицам,
обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с
просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал:
"Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее
употребление дара писать и говорить есть обращение
его на вразумление грешников". Святитель Феофан
оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на
духовное состояние общества. Святитель Феофан
Затворник покровитель церковных учителей и
миссионеров, семинаристов. Ему молятся для
вразумления маловеров и близких, попавших в секты,
иноверцев, в искушениях для укрепления веры
Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:
Труды святителя Феофана Затворника:
|