Сретение Господне: "Видеста очи мои…"
Празднование: 2 / 15 февраля
Один из самых известных псалмов – 90-й:
"Живый в помощи Вышняго". У нас он читается в чине
шестого часа, на панихидах и погребении. Его мы также
читаем, желая оградить себя Божественной помощью в
сложных или даже опасных обстоятельствах. Подобным
образом он использовался и в иудейской традиции. Его
читали на погребениях, в утренних молитвах и в молитвах
субботы. Это, кроме прочего, значило и то, что псалом
был хорошо известен всем сынам Израиля. Псалом составлен
так, что речь в нем ведется от лица наставника,
перечисляющего наставляемому различные блага,
проистекающие из надежды на Бога. А заканчивается псалом
тремя стихами, произнесенными уже от лица Самого Бога.
Последний стих звучит так: "Долготою дней исполню его, и
явлю ему спасение Мое".
Сретение Господне. Мозаика триумфальной арки
базилики Санта Мария Маджоре в Риме, 432-440-е годы.
Это одно из самых ранних изображений этого праздника
Вчитываясь в рассказ евангелиста Луки о
событии, называемом Сретение, можно заметить, что
Божественное обещание 90-го псалма исполнилось на старце
Симеоне. Этот "праведный и благочестивый" (Лк. 2: 25)
муж был стар и "насыщен днями" (Пс. 90). И было ему
обещано Духом Святым, что он не умрет ранее, нежели
увидит собственными глазами Христа Господня.
А ведь это и было заветным чаянием всех
древних праведников. Они хотели жить как можно дольше не
для того, чтобы наслаждаться благами этой грустной
земли, а для того, чтобы дождаться Искупителя и увидеть
Его собственными глазами. Поколение сменялось
поколением, праведники с печалью закрывали глаза и с
верой уходили в смертную тьму. Свои надежды они
препоручали своему потомству. И именно поэтому
бездетность ощущалась как проклятие. Ведь в этом случае
не только ты не дожил до пришествия Христа, но и семя
твое не укоренилось на земле и не стало причастным
радости.
Шли столетия. Вера оскудевала и
засорялась земными мечтами о могущественном царе,
который должен дать Израилю политическую свободу и
земную славу. Только некий "священный остаток", слишком
малый числом, чтобы его заметить, жил чистой надеждой и
терпеливой молитвой. Первым среди этого остатка был
Симеон. До него многие праведники "умерли в вере, не
получив обетований, а только издали видели оные, и
радовались" (Евр. 11:13). А рядом с ним, в одно и то же
время, жило множество нечестивых и суетных людей,
которые, хотя и дожили до пришествия Мессии, не ощутили
дня посещения из-за черствости души. И это – урок для
всех. Мало жить во времена Праведника. Мало находиться
вблизи Праведника. Все это не будет на пользу, если не
будет веры, которую подает Дух Святой.
***
Читайте также:
***
О Симеоне сказано, что "Дух Святой был
на нем" (Лк. 2: 25). Сей Дух предсказал старцу о будущей
встрече с Мессией. И Сей же Дух повел Симеона в храм,
когда Мать Иисусова с Сыном на руках пришла для
исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда
не был пуст. Это было одно единственное святилище, кроме
которого нигде и никем не мог быть создан иной Храм.
Весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты и
приносил жертвы в этом Храме. Для этого туда со всех сел
и городов ежедневно, не говоря уже о праздничном
многолюдстве, стекались людские толпы для принесения
жертв: жертв повинности, жертв благодарственных, жертв
по обету. И в этом многолюдстве Симеон, ведомый Духом,
без труда различил Тех, Кого он так долг ждал – Мать и
Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки
и произнес ту молитву, с которой теперь мы заканчиваем
прожитый день и надеемся закончить жизнь.
В этой молитве он исповедал, что
обещанное ему исполнилось. "Видели очи мои спасение
Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов".
Исполнились и слова 90-го псалма: "Явлю ему спасение
Мое".
Симеон видел прозорливым внутренним
взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него
на руках, он видел уже распятым за грехи мира. Поскольку
именно Крест с распятым на нем Праведником – это и есть
"спасение, которое Бог уготовал".
То, что Симеон предчувствовал тайну
Креста, видно и из слов старца к Марии. "Тебе Самой, –
сказал он, – оружие пройдет душу, да откроются
помышления многих сердец". Эти странные слова
исполнились, когда Мать-Дева стояла под Крестом,
терзаясь сердцем о страдании Своего Сына. Так очи,
слепнущие от старости, приобретают орлиную зоркость в
вещах духовных, если сердце человека очищено верой и
терпеливым ожиданием.
Мало сказал Симеон, но вся будущая
история мира нашла отображение в его словах. Он
предсказал, что Христос просветит язычников; что в
Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать
"предметом пререкания". Из-за Него многие падут и многие
поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее,
но последующая история оправдала их полностью.
Увидев все, чего так долго дожидался, и
сказав все необходимое тем, кто продолжал земное
странствование, Симеон покинул землю. Покинул без страха
и сожаления. Он видел Мессию! Он шел теперь в темноту
шеола, чтобы рассказать Давиду и Соломону, Исаие и
Иеремии о том, что обетование исполнилось и время
всеобщего освобождения близко. Мария с Иисусом на руках
осталась за его спиной. Старец медленно и твердо шел к
черте, отделяющей этот мир от мира иного. И об этих его
шагах нельзя сказать лучше, чем уже сказано:
Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(Иосиф Бродский. "Сретение")
Андрей Ткачев, протоиерей
Православие.Ru - 15.02.2011.
|