Феофан Затворник о чтении келейного
правила – ответы на вопросы
Современники
святителя Феофана
Затворника, видя какой молитвенный подвиг несет этот
подвижник, обращались к нему с практическими вопросами о
молитве. Среди вопросов были, например, такие темы. Что
делать если не хочется читать правило? Что делать если
сильно устал и читать правило уже нет сил? Как быть,
если мало времени на молитву? Как читать правило, если ты в дороге? С
какой скоростью читать правило и как правильно эту
скорость настроить? Как правильно сокращать правило и
можно ли это делать? Как быть если вместо правила
хочется помолится своими словами?
Святитель Феофан Затвориник
По мысли святого, наша домашняя молитва
по молитвослову - это своего рода обучение молитвенному
духу: "Молитве надо учиться, надо приобресть навык к
молитвенным оборотам мыслей и движениям чувств, по чужим
молитвам, как учатся иностранным языкам по печатным
разговорам".
На само же молитвенное правило,
святитель Феофан смотрел, как на инструмент, который
помогает человеку вознести ум и сердце к Богу. К
сожалению, сегодняшний христианин, зачастую видит чтение
утреннего и вечернего правила, как некий долг перед
Богом. Непонимание сути в молитвенном правиле приводит
человека к сокрушению оттого, что по немощи или по
другим обстоятельствам он был вынужден временно
сократить своё домашнее молитвенное правило. Часто можно
встретить и такое, когда чтению правила определяют
больший вес, чем даже любовь к родными и близким.
В одном из своих писем владыка Феофан
пишет: "Правило не существенная часть молитвы, а есть
только внешняя его сторона. Главное дело есть - молитва
ума и сердца к Богу, возносимая со славословием,
благодарением и прошением, и наконец с преданием себя
Господу всецело. Когда есть такие движения в сердце,
есть там и молитва, а когда нет, и молитв нет, хотя бы
вы целые дни простояли на правиле. У вас именно на это и
обращено должное внимание. Так продолжайте стараться к
сему придти. Ищите и обрящете. Господь близ. Вы любите
Господа, как написали, к Нему и обращайтесь со всеми
нуждами своими, как дитя к Отцу" (Том 3. Письмо от 22
февраля 1888 года.)
Говоря о молитвенном правиле, святитель
Феофан всегда подвигал свою паству к тому, чтобы люди
уходили от механического вычитывания правила. Владыка
разделял само чтение правила и плод от этого правила.
Плодом, как мы увидели из его письма, он называл
вознесение ума и сердца к Богу, а не саму цель прочитать
все от корки до корки. В другом письме владыка пишет –
"Собираетесь вычитывать правило... Добре! Выполняя свое
правило, не то имейте в мысли, чтобы только вычитать все
положенное, а чтобы в душе возбудить и укрепить
молитвенное движение" (5 том. Письмо 773).
Бывает, что человек не ощущает плода от
чтения молитв. С этим вопросом к святителю обращалась
одна женщина, и вот ответ: "Беспокоит совесть вашу
поспешное совершение молитвословий... И правильно. Зачем
врага слушаете? Это враг гонит вас... скорей,
поскорей... От этого вы и никакого плода от молитвы не
ощущаете... Но положите себе законом не спешить... Но
так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не
произносилось без сознания смысла и по возможности и
чувства... Наложите на себя труд сей с решительностью
главнокомандующаго, чтобы отнюдь никакаго не пораждалось
возражения против сего... Враг внушает, то надо и другое
надо, а вы ответьте: без тебя знаю, поди
прочь...Посмотрите, как пойдет молитва... А то у вас
молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу
одна молитва... Вот вы и чувствуете себя
неудовлетворенною...По часам сличите, сколько времени
пройдет, если не станете спешить... и увидите, что
несколько минут. А ущерб от поспешности какой!!" (5 том.
Письмо 814)
А какой темп и ритм чтения молитвы
должен быть у правила? Ведь причиной отсутствия плода,
святитель Феофан указывает на поспешность чтения,
которое не дает пережить, пропустить через свое сердце
то, о чем говорится в молитве.
***
- Чтение псалмов на всякую потребу - какие псалмы читать в различных обстоятельствах, искушениях и нуждах
- Молитвы о благополучии и счастье семьи - подборка известных православных молитв о семье
- "Православные акафисты" - сборник акафистов
- Молитвы православных воинов - сборник молитв для духовной помощи и защиты православных воинов, а также молитвы во время бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных..
- Смотрите также иные молитвы в нашем разделе "Православный молитвослов" - молитвы разные на все случаи жизни, молитвы святым,
молитвы путешествующих, псалмы, Молитвы воинов, молитвы за болящих, молитвы на разные случаи семейной жизни: благословление на вступление в брак,
молитвы о покровительстве Бога вступающим в брак, молитвы о счастливом браке, молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей, молитвы родителей о детях молитвы при бесплодии, молитвы о учащихся детях и многие другие.
- Православные акафисты и каноны. Постоянно пополняемый сборник канонических православных акафистов и канонов с древними и чудотворными иконами: Господу Иисусу Христу, Богородице, святым...
***
В одном из своих писем, Феофан Затворник
пишет: "…никогда спешно не читайте, а читайте будто
нараспев... близко к тому. В древности все читаемые
молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова:
читать, а везде петь" (5 том. Письмо 773). И в этом же
письме он продолжает: "Чтоб подсечь позыв на спешное
чтение, положите не то и то вычитать, а простоять на
читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час...
сколько обычно выстаиваете... и затем не заботьтесь,
сколько прочитаете молитв, - а как пришло время, если
нет охоты стоять далее, переставайте читать... на часы,
однако ж, не посматривайте, а так становитесь, чтоб
стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед..."
(5 том. Письмо 773).
Подвизающиеся на Валаамском подворье
монашествующие, соблюдают это правило святителя Феофана
Затворника следующим образом. Определяют, сколько
времени у них уходит на прочтение при обычном темпе
молитвы. Затем ставят будильник на этот отрезок времени,
то есть 20, 40 минут, кто-то и на час и более, у кого
какое правило, и читают не спеша молитвы в этот отрезок
времени. Это практика помогает уйти от механического
быстрого чтения молитв.
Святитель уводит нас от фарисейской
молитвы в духе: "мир рухнет, а правило я прочту", и
приводит нас к живому общению с Богом: "Если живости
чувства мешает поспешность исполнения правила, а
поспешность производится боязнью длительности, то лучше
назначить … известное время, в часах и минутах, и потом
молиться теми молитвами, которые входят ….в частное ваше
правило, не спеша, с ясным сознанием и прочувствованием
всего читаемого, нимало не заботясь о том, чтоб догнать
до конца чин … правила, а лишь о том, чтоб известное
время пробыть в живом молитвенном устремлении к Богу.
Вот главное! А что не успеете иное прочитать или
дочитать, беда не велика. Привыкли вы к прочитыванию
определенного, и совестно не прочитать. Беретесь читать
и спешите, чтоб не долго вышло. От того труд молитвенный
не всю приносит пользу. Без правила нельзя; надо
непременно его иметь, но стараться исполнять его так,
чтоб это была молитва" (Том 1. Письмо 53).
Святитель не ставит в укор, что не
получилось вычитать до конца, а наоборот пишет - "А что
не успеете иное прочитать или дочитать, беда не велика".
А где же тогда беда? Ответ в этом же письме – "нимало не
заботясь о том, чтоб догнать до конца чин … правила, а
лишь о том, чтоб известное время пробыть в живом
молитвенном устремлении к Богу. Вот главное!"
Живое общение возможно ли по чужим
молитвам? "Никогда не читайте без перерыва молитвы... а
всегда прерывайте их своеличною молитвою с поклонами, в
середине ли молитв придется это сделать, или в конце.
Как только вспадет что на сердце, тотчас
останавливайтесь читать и кладите поклоны... Это
последнее правильце - самое нужное и самое необходимое
для воспитания духа молитвенного... Если иногда какое
чувство займет очень, вы будьте с ним и кладите поклоны,
а читание бросьте... так до самого конца положенного
времени." (5 том. Письмо 773).
"Если иногда какое чувство займет очень,
вы будьте с ним и кладите поклоны, а читание бросьте..."
- эти слова возвращают к тому письму, которое
процитировано в начале: "Правило не существенная часть
молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело
есть - молитва ума и сердца к Богу". Захотелось что-то
сказать Господу, захотелось излить душу, почувствовали
движение сердца? Тогда и говорите Богу своими словами.
В другом письме святой учит: "Что
касается до правила, то относительно сего этак думаю:
какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, - коль
скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще:
читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там
самому молиться, излагая свои нужды, или без всего.
"Боже милостив буди..." Еще: иногда все время,
назначенное для правила, можно провесть в читании однаго
псалма на память, составляя из всякаго стиха свою
молитву. Еще - иногда можно все правило провесть в
молитве Иисусовой с поклонами... А то из таго, другаго и
третьяго понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23,
26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и
довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы
всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом
правило есть только подтопка, или подкинутие дров в
печь." (Том 1. Письмо 2).
В отведенное на утреннее и вечернее
правило время, можно посветить чтению и псалмов и в
молитве Иисусовой и пр. Если есть желание читать
псалтирь или же душа тянется почитать акафист или канон,
так читай. Феофан Затворник резюмирует - "Богу сердце
нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно
пред Ним стоит, то и довольно".
Конечно, в молитве должно быть и
понуждение, но с рассуждением. Свяитель Феофан хоть и
дает свободу молитвы, но при этом учит, что к молитве
нужно себя подвигать – "Что делать, когда молитва нейдет
на ум? Если это домашняя молитва, то можно немножко - на
несколько минут отложить ея... Если и после нейдет...
нудьте себя исполнить молитвенное правило насильственно,
напрягаясь и понимать глаголимое и чувствовать... похоже
на то, как, когда дитя не хочет поклониться, его берут
за чуб и нагинают." (Том 1. Письмо 113).
Как научится переживать молитву? "Во
всякое слово вникайте и не мысль только читаемого
воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное
возбуждайте…. Чтоб пособствовать движению молитвенных
чувств, в свободное время перечитайте и передумайте все
молитвы, которые входят в ваше правило, - и
перечувствуйте их, чтобы когда на правиле станете их
читать, и знать наперед, какое чувство должно быть
возбуждаемо в сердце" (Том 5. Письмо 773).
***
***
О сокращении молитвенного правила Феофан
Затворник дает такой совет: "После утомления плохо
совершаете вечернее правило... Прежде правила походите
немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного,
пока отдохнет голова и впечатления пережитыя
развеются... Тогда становитесь на правило... если время
не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте
его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и
благословитесь на исполнение его у свояго духовнаго
отца. Или сократив в нужде, после дополняйте
пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию.
Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и
произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и
благословляет сие творящаго." (Том 3. Письмо 447).
О чтения правила в дороге, дается такое
поучение: "Спрашиваете об исполнении правила. Уж теперь
какое правило? Дорога! Пришлось поклонник положить,
хорошо; а не пришлось, так и быть. Лежа про себя
что-либо поговорите Господу. Где тут, утомившись,
правило справлять? Когда воротитесь на свое место, тогда
все пойдет своим чередом" (Том 4. Письмо 699).
Некоторые христиане исполняют древнее
христианское правило – прибавлять к молитвам чтение
Евангелия и Апостола: "Правило ваше хорошо и утреннее и
вечернее. Требуете решения, как читать Евангелие и
Апостол, - по главе подряд, или, как указывается в
церкви, по зачалам? Как вы уже привыкли читать
по-церковному, то и продолжайте так... Утром прочитать
зачало из Евангелия, а вечером из Апостола. Читать по
главе - много." (Том 3. Письмо 487).
Бывает, что неофит, воодушевившись,
берет на себя не только чтение утренних и вечерних
молитв, но и прилагает к этому чтение акафистов и
канонов. Но потом, когда воодушевление проходит и
человек сталкивается с ленью и "занятостью", и оставляет
каноны и акафисты. Отчего человека мучает угрызение
совести по этому поводу. "Спрашиваете, не есть ли
неблагодарность прекращение чтения акафистов и канонов?
Нет. Неблагодарность - совсем забыть тех, кому читали
акафисты и каноны. А если вы, вместо печатных слов,
мысленно, или своими словами будете призывать их и
благодарить, это тоже, что и читания молитв, канонов и
акафистов, и даже не лучше ли? Мысленно с поклонами ко
всем обращайтесь. - Чем больше своеличной усердной
молитвы, тем лучше." (Том 4. Письмо 713).
И наконец, актуальный вопрос: сильно ли
вредит молитве интернет и подобные вещи? Ответ на этот
вопрос, переложив его на наше время, можно найти так же
в письмах святителя Феофана: "Не читать газет и романов
хорошо, но не связывайте себя законом. Можно решительно
только определить не читать дурных романов: ибо есть
очень назидательныя. Из газет пробегайте телеграммы... и
довольно. Но главное старайтесь всегда помнить, что
Господь близ... и все видит, и соответственно тому
держите себя и внешне и внутренне" (Том 3. Письмо 487).
Иными словами, святитель не предлагает полностью от
всего отказываться, но рассудительно выбирать из всего
полезное и назидательное для себя.
Анатолий Баданов
Живой журнал - 15.03.2015.
Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
- Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому. В
1872 году святитель Феофан уходит в затвор в
Вышенской Пустыне. С этого времени начинаются его
великие литературно-богословские труды: истолкование
Священного Писания, перевод творений древних отцов и
учителей, многочисленная переписка с разным лицам,
обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с
просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал:
"Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее
употребление дара писать и говорить есть обращение
его на вразумление грешников". Святитель Феофан
оказал и оказывает сейчас глубокое влияние на
духовное состояние общества. Святитель Феофан
Затворник покровитель церковных учителей и
миссионеров, семинаристов. Ему молятся для
вразумления маловеров и близких, попавших в секты,
иноверцев, в искушениях для укрепления веры
Акафист святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Канон святителю Феофану Затворнику Вышенскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феофане Затворнике:
Труды святителя Феофана Затворника:
|