Афанасий Великий. Слово о терпении
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Учитель наш Апостол Павел заповедует нам
"представить телеса свои в жертву живую, благоугодную
Богу" (Рим. 12, 1). Хотя заповедь сия общая; однако в
особенности она относится к тем, которые подвизаются в
целомудрии. Девственница, по природе своей, конечно,
подобна всем другим женам, но по благому изволению
своему, она превосходит природу. Возжелав соединиться с
существом Святейшим, если она благоуспешно окончит
великий сей подвиг; то поистине совершит великое чудо.
Если же не устоит в своем намерении; то падение ея будет
самое бедственное. Ибо гораздо тягче упасть стоящему на
высоте, нежели долу, и чем выше обет, тем ниже падение;
а обет девственницы превышает природу, возносит ее на
небо, и присоединяет к сонму Ангелов. Превосходство сего
благаго намерения открывается еще из того, что по
воскресении мертвых, как говорит Спаситель,
сподобившиеся вступить в иную жизнь, не будут "ни
жениться, ни посягать" (Матф. 22, 30); т. е. известные
люди, по причине своего обета девства, наперед уже
получают и приобретают то, что обещано только в будущей
жизни на небе. И это потому, что святые, устремившие все
помышление свое к Богу, и вкусившие небесной пищи, мир
сей почитали темницею, предавали тела свои на мучение, и
дабы Бог благоволил обитать в них, соблюли душу свою
чистою. Т. е. сии люди терпели, "а претерпевый до
конца", как говорит Господь, "той спасен будет" (Марк
13:13); или как вещает Псалмопевец: "утрудися в век, и
жив будет до конца" (Псал. 48, 9). Ибо по той мере, как
святые возлагали надежду свою на Бога, они не заботились
уже о телесном покое, который мог отлучить их от Бога;
но постоянно пребывали в трудах, ничего не страшась, и
ни мало не сомневаясь в обетованиях Божиих, а напротив
охотно претерпевали скорби, помня Того, Кто сказал
устами Апостола: "и разграбление имений ваших с радостию
приясте" (Евр. 10, 34). Притом сие говорится еще о тех,
кои не приняли "избавления" (Евр. 11, 35), и
возвратившись вспять, не захотели наследовать царствия
небеснаго. Мы же отнюдь не должны прилепляться к мирским
вещам, но должны отрешаться от них, дабы соединиться с
Богом.
Итак, братия возлюбленные, не
предавайтесь ныне нерадению, и не уподобляйтесь народу,
согрешившему во времена Моисея в краткое пространство
сорока дней, когда сей восходил на гору для принятия
закона Божия; почему, как виновные, они и пали в
пустыне. Напротив, будем подражать Моисею, который
постился сорок дней и ночей, не употребляя ни пищи ни
пития; и притом постился не сии только сорок дней и
ночей, но и еще столько же, имея и сердце и очи и самую
плоть устремленными к Богу. Не будем похотствовать
подобно Израильтянам, падшим в пустыне; "еще брашну сущу
во устех их", говорит Псалмопевец, "и гнев Божий взыде
на ня", "и уби множайшия их" (Псал. 77, 30–31): но
сохраним себя подобно тому, кто дал им заповеди, или
подобно сынам Ионадава, получившим от Бога такое
обетование: "не оскудеет муж от сынов Ионадавлих, сына
Рихавля, стояй пред лицем Моим вся дни земли" (Иер. 35,
19). Они не строили себе домов, не насаждали
виноградников, и были в обличение для народа Иудина; и
потому, когда все множество сего народа отведено было в
плен, сии не многие спасены были Богом. И вы также,
шествующие путем отеческим, почитайте себя сынами сынов
Ионадавовых. Подобно мужественному и благодушному
Навуфею, сохраним наследие отцов наших. Навуфей, при
всех угрозах Ахава, желавшаго отнять у него виноград и
обратить в огород, не захотел послушаться его, и
мужественно противоборствуя ему; был убит. Но сам Бог
отмстил за него; потому что Навуфей не хотел обратить
своего виноградника в огород, где родятся лук, чеснок и
другия растения, коих он отвращался, но предпочел
виноградник всякой другой радости, хотел лучше иметь ум
твердый, а не разсеянный или разслабленный, подобно
садовому проскурнику, или "свекле недоваренной" (Ис. 51,
20), коим уподобляются нынешние вероломцы. Ибо, если бы
Навуфей отказался от виноградника; то душа его, может
быть, лишилась бы отеческаго благочестия, так как он
назывался Израильтянином, потому что имел ум зрящий
Бога. А те, кои не терпят ныне ничего прискорбнаго или
труднаго, сад свой, насажденный истинным виноградом,
предают Ахаву, и он наполняется всякаго рода худыми
растениями.
Не будем сребролюбивы, подобно отроку
Елиссееву, который за сие поражен был проказою Неемана;
но лучше претерпим скорби и лишения, дабы получить за то
покой от трудов; ибо никто без скорби не войдет в
царствие небесное. Будем подражать святым предкам нашим.
Первый праведник был Авель, который от первородных овец
своих и от тука их принес жертву Богу, и на котораго
вознегодовал за сие брат его. Какое зло Каину причинил
Авель? Причина зависти Каина заключалась в том, что
жертва его, поелику была не право принесена, не принята
была Богом. Посему-то он и убил Авеля, думая таким
образом погасить к нему любовь Божию, и не зная того,
что душа его будет вопиять к Богу (Евр. 12, 24). Сам
Спаситель наш в Евангелии своем воспоминает об Авеле
(Матф. 23, 35), между тем память Каинова давно уже
истребилась. И ныне также убивают невиннаго Авеля; но
кровь его вопиет к Господу, и мы твердо надеемся, что
кровь стольких мучеников не умолчит. Настоящее время,
действительно, подобно тогдашнему.
Вспомним еще терпение Еноха, который
триста шестьдесять лет имел мысль свою устремленною к
Богу, пока не преложил его Бог. Не будем и мы ослабевать
в бодрости, тем более, что время жизни нашей не
продолжительно. Ной прожил пятьсот лет в совершенной
праведности посреди всеобщаго развращения, доколе
повелел ему Бог строить ковчег, и даже в продолжении
многих лет строения его он тревожим был людьми
строптивыми. Однако сии нечестивые насмешники погибли во
время потопа; а Ной, надеявшийся на Бога, спасся со
всеми своими домочадцами, и был спасителем миру.
Авраам, повинуясь Богу, оставил дом
свой", и сподобился за сие великих обетований. Искушение
его столь было велико, что ему повелено было принесть в
жертву Богу даже возлюбленнаго сына своего; за что он и
удостоился получить имя друга Божия. Исаака
преогорчевали Филистимляне, так что зарыли все его
колодези и спорили с ним о воде; когда же он удалился от
них, то Бог распространил его, и уста его исполнил
благословения. Есть и ныне такие люди, кои силятся
заградить источники; но вы не позволяйте им сего делать,
а возьмите отроков Исааковых, и выкопайте кладези, т. е.
воспользуйтесь силою Апостольскаго учения, поколику
Апостолы суть поборники истины. Иакова преследовал брат
его Исав, так что он принужден был удалиться в
Месопотамию, где пас стада Лавана, бодрствуя день и
ночь, и подобно бедному наемнику, великодушно перенося
долговременные труды. Здесь он с особенным искусством и
благоразумием вложил в корыто испещренныя лозы, дабы
таким образом размножить для себя разношерстных овец. В
последствии Бог обогатил его; ибо он пришел в
Месопотамию один, а возвратился из ней с большим
имуществом. Здесь он приобрел детей и богатство, и не
только стяжал сие, но и целые легионы Ангелов готовы
были защищать его. Придет некогда и истинный Иаков с
Ангельским небесным воинством, т. е. придет Пастырь
словесных овец, и воздаст каждому по делам его. На
Иосифа подвиглись завистию собственные его братья, дети
одного с ним отца, продали его за деньги, которыя и
разделили между собою. Смотрите, какое преступление они
совершили! Но праведник терпеливо и великодушно перенес
сие несчастие, и не только перенес зависть братьев, но и
страсть известной жены. И сего-то долготерпеливаго мужа
Бог наконец поставил правителем Египта. Таким образом он
сделался наследником не только земнаго царства, но и
небеснаго. Есть и ныне такие люди, которые предают своих
братьев, и делят между собою цену их. Вспомним еще
терпение Иова, который ни в счастии, ни в многоразличных
искушениях не уклонился от правоты, но все претерпел
великодушно, пока сугубо награжден был Богом. О нем
сохранилось свидетельство даже доныне, т. е. что он все
сие претерпел, дабы всякому очевидно было, что он муж
праведный (Иак. 5, 11). Моисей не восхотел также
приобретать богатства в Египте, но убежал из него, и был
пришельцем в земле чуждой, т. е. оставил временное, дабы
получить вечное. Почему оба сии мужа и сподобились
царствия небеснаго.
Но нам недостало бы времени, если бы мы
захотели воспоминать о каждом святом. Посему, чтобы
скорее окончить речь нашу, скажем кратко об Илие,
котораго преследовала Иезавель, и который за претерпение
оскорблений взят был на небо. Елиссей с своими учениками
питался огородными только растениями; но поелику имел
внутрь себя слово живое, то и мертвыя кости его
воскресили умершаго; а отсюда видно, что надежда
праведнаго никогда не погибает. Иеремия, по зависти
лжепророков, ввержен был живой в пропасть. Иезекииль
лежал на одном боку целые сто девяносто дней, употребляя
в пищу один только хлеб и пия вино в меру, и даже не
обратился на другую сторону, доколе не повелел ему
Господь. Те же, кои уклоняются от Бога, обращаются на
другой бок для собственнаго успокоения, за что и
получают мзду свою. Итак, возлежите и вы на одном боку,
пока велит Господь; так, как и для Иезекииля крепчайшими
узами были крепчайшия словеса Божии. Сатрапы обвинили
Даниила, желая сим отклонить его от молитвы; но поелику
он никак не хотел прекратить оной, то и был ввержен за
сие вь ров на съедение львам, которых, впрочем, уста
заградил Бог. Есть и ныне такие же люди, которые
обвиняют нас, дабы тем отклонить от молитвы к Богу; это
видно из того, что они преследуют нас и отцев наших
Епископов. Блажен праведный муж тот, для обвинения коего
не нашли инаго предлога, кроме того, что он молился
Богу. Сие-то и значит претерпеть до конца! Итак, да не
ослабевает никто из вас. Помышляйте сверх сего и о трех
святых отроках, не поклонившихся образу
Навуходоносорову, и своею святостию и терпением
угасивших пламенную пещь, так что и в одежде их нельзя
было обонять ни малейшаго запаха огня. Пусть и в ваших
одеждах также не будет никакого запаха огня
Навуходоносорова, или нечистых и растленных помыслов
диавола. Пусть не обольщают вас яства; пусть никто не
говорить: я состарелся, и потому не могу поститься.
Такой человек пусть вспомнит старца Елеазара, который
никакими хитростями не был склонен к тому, чтобы вкусить
хотя несколько нечистой пищи. Юные же между вами пусть
приводят себе на память семь мужественных и благодушных
Маккавеев, и пусть взаимно поощряют один другаго, т. е.
брат брата, пока претерпят мученичество, и таким образом
соделаются в храме Божием как бы светлыми столбами.
Подобно сему и матери пусть увещавают детей своих,
подражая матери Маккавеев, которая увещавала чад своих
не в припадке безумия или ослепления, но дабы ввесть их
в царство небесное, и вселить вместе с собою. Если бы
преследовали вас враги, и желали вашей погибели; то
довольно для вас знать то, что тело ваше соделалось
храмом Божиим. Вспомните об Апостолах, которые некогда
гонимы и ввергаемы были в темницу, и которые однакож
радостно благодарили Бога за то, что сподобились "за
имя" Его "принять безчестие" (Деян. 5, 41). Вспомните и
о великом множестве святых мучеников, с которыми так
жестоко поступали, что или совершенно выкалывали им очи,
или оставляли с одним глазом: но и в сем состоянии
сердце их ведало Бога, и им точно приличествовали слова
Спасителя: "блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят"
(Матф. 5, 8). Напротив, ныне есть такие люди, кои явно
обнаруживают, что они не могут переносить скорбей и
огорчений, и в особенности по трем причинам, т. е. по
причине сребролюбия, удовлетворения плотских пожеланий
пищею и питием, и наконец, по причине тщеславия или
властолюбия, и страха человеческаго.
Сие написал я для увещания вашего;
впрочем, для всякаго назначена своя мера, смотря по
образу жизни его. Посему каждый из вас должен стараться
приобресть себе друга, высшаго себя. Ибо Писание
говорит: "на всякое время друг да будет тебе: братия же
в нуждах полезни да будут: сего бо ради раждаются"
(Прит. 17, 17). Таким образом всякий, кто только будет
подражать мужам, выше нами указанным, соделается и
сонаследником их, и будет иметь их друзьями в случае
нужды. Если ты Пресвитер; то подражай Тимофею, который
добре пресвитерствовал, который приобрел себе и высокий
сан и многое дерзновение о Христе. Если ты диакон;
подражай оным седми мужам, на которых вместе с Стефаном
возложена была сия служебная должность, и кои были верны
и исполнены Духа Святаго. Если ты чтец; подражай тому,
который сказал: "язык мой яко трость книжника
скорописца" (Псал. 44, 2); или исполняй заповедь
Петрову: "аще кто глаголет, яко словеса Божия" (1Петр.
4, 11). Слова праведнаго, как словеса Господни, "чисты",
и подобны "сребру разженному и очищенному седмерицею"
(Псал. 11, 7). Монахи, уже совершившиеся, пусть имеют
себе друзьями сих святых: Илию, Елиссея и Иоанна;
юнейшие же между ними пусть подражают трем святым
отрокам и Маккавеям. Девы пусть ожидают себе венцев
небесных вместе с Мариамою, сестрою Аарона, с
Преблагословенною Девою Мариею, с Феклою, поправшею и
отвергшею плотскую похоть, а также и с четырьмя дщерями
Филиппа прорицающими. Вдовицы пусть провождают жизнь
свою подобно Девворе, судившей некогда народ
Израильский, и названной матерью в Иерусалиме; или
подобна Иудифе, которая, отличаясь благоразумием и
чистотою жизни, поразила гордаго Олоферна; или наконец
подобно Анне, дочери Фануиловой, которая в продолжении
целых осьмидесяти четырех лет служила в храме постом и
молитвою, и после исповедала Господа. Старцы по
возрасту, в оказании другим гостеприимства, пуст
подражают доброму старцу Аврааму, а равно Исааку,
Иакову, Иову и Лоту. Старицы же вдовицы пусть поревнуют
вдовице Сарептской, и той, которая в церковную
сокровищницу положила две лепты.
Но ныне, возлюбленные о Господе, вместо
того, чтобы много говорить, надобно плакать. "И бысть
повнегда в плен отведен бе Израиль, и Иерусалим
опустошен бяше, сяде Иеремия Пророк плачущ, и рыдаше
рыданием сим над Иерусалимом, и глаголаше: како седе
един град, умноженный людьми? бысть яко вдовица" (Плач.
1:1). Так плачут святые о падении человеческом. Но вот,
ныне и Церковь Божия сделалась как бы вдовицею; вот пути
Сиона плачут ныне, потому что нет уже более ходящих по
ним на праздник; вот священники его воздыхают, девы
ведутся в плен, прекращено празднование субботы и
новомесячий. В другом месте Пророк плачет так: "плачем
Иазировым восплачуся о тебе, винограде Асеримль!
Леторасли твоя проидоша море, градов Иазировых
коснушася, на жатву твою, и на винное собрание твое
хищник нападе. Отъята есть радость и веселие от Кармила,
и от земли Моавли, и вино от точил отъях; никакоже
изгнетаяй винну ягоду, по обычаю песни воспоет" (Иер.
48:32–33). И еще в одном месте Пророк так плачет: "кто
даст главе моей воду, и очесем моим источник слез, и
плачуся день и нощь о побиенных дщере людей моих? Понеже
вожди людей моих Мене не познаша: сынове буии суть и
безумни, мудри суть, еже творити злая, благо же творити
не познаша" (Иер. 9:1, 4:22). Так-то, говорю, плачут
святые о грехах человеческих! Подобным образом Пророк
Иезекииль плакал о всех падших, как было ему повелено:
"сыне человечь, возми плачь на князя Тирска" (Иез. 28,
12). Он плакал не об одном только Царе Тирском; но
оплакивая его, разумел здесь и многих других; потому что
святые люди бдят над всеми, и всех оплакивают. Подобно
сему и Давид так плакал о падении сильных: "како падоша
сильнии? Не возвещайте в Гефе, ниже поведайте на
исходищах Аскалоних, да не возвеселятся дщери
иноплеменничи, ни да возрадуются дщери необрезанных"
(2Цар. 1, 19–20). Вот и ныне пали сильные и сокрушились
сосуды бранные, о которых должно плакать! Давид плакал
также и о самом Авессаломе, не потому, впрочем, что сей
умер, но потому, что согрешил. Будем и мы плакать не об
умерших, но о тех, кои отреклись от своей веры. Вникнем
также в слово Пророка Иоиля, и исполним его повеления,
коими он внушает нам плакать о тех, кои идут в погибель.
"Да изъидет жених от ложа своего", – говорит он, – и
невеста от чертога своего. Между степе́ньми жертвенника
восплачутся жерцы, служащии Господу, и рекут: пощади,
Господи, люди твоя, и не даждь достояния твоего на
укоризну, да не обладают ими языцы, да не рекут во
языцех: где есть Бог их?" Может быть, после сего будет
сказано нам и сие: "возревнова Господь о земли своей, и
пощаде люди своя" (Иоил. 2, 16–18). В книге: Плачь
Иеремиев, мы читаем: "стены дщере Сиони да излиют якоже
водотеча слезы день и нощь" (Плач. 2, 18). Ужели
говорится это стенам и камням? Нет, сие в особенности
говорится святым, кои составляют стены Церкви. И это
точно исполнилось над всеми ими: ибо слезы их повсюду
пролились, как источники.
Итак, обратим ныне внимание на слова
Псалмопевца: "ходящи хождаху и плакахуся, метающе семена
своя", подобно нынешним Предстоятелям и Пастырям Церкви,
не имеющим куда бы бросить семена свои; но, продолжает
Пророк, "грядуще они приидут с радостию, вземлюще
рукояти [1] своя" (Псал. 125, 6). По истине, "блажени
плачущие"; потому что "они утешатся" (Матф. 5, 5).
Вспомним также и сие изречение Царя Пророка: "вечер
водворится плачь, и заутра радость" (Псал. 29, 6). Так и
Апостолы вечером плакали а утром возрадовались. И Мария
Магдалина, приникши ко гробу, плакала; но явившийся ей
Господь отъял от очей ея слезы, и таким образом
исполнилось сказанное прежде: "и отъимет Господь всяку
слезу от очию их" (Ис. 25, 8). Вспомним о Господе нашем,
который столь много претерпел ради нас. С Него сняли
собственныя Его одежды и облекли Его хламидою червленою;
возложили на Него терновый венец, плевали на Него,
насмехались над Ним; слуга бил по ланите Владыку
всяческих. Далее Он повешен был на древе, напоен желчию
и оцтом; в Его же глазах разделили одежды Его, пронзили
Его копием в ребро, и после сего Он предал дух свой в
руки Отца, а тело Его положено было во гробе. Наконец Он
воскрес в третий день, и вознесся со славою на небо, как
предвозвестили о Нем святые Ангелы, говоря: "возмите
врата князи ваша"(Псал. 23, 9). Итак, взирайте мысленно
на Того, Кто показал такое терпение, дабы каждый из вас
мог подражать Ему, возсесть вместе с Ним, и быть, по Его
же обещанию, сонаследником Ему в царстве небесном во
веки веков. Аминь.
Афанасий Великий, святитель
Цитировано по:
Святаго Афанасия Александрийскаго,
Слово о терпении. /
Журнал "Христианское чтение, издаваемое
при
Санктпетербургской Духовной Академии".
–
СПб.: В Типографии Министерства
Внутренних Дел. – 1837 г. – Часть II
Азбука веры
Примечание
1. рукояти – церковносл.: снопы.
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|