Афанасий Великий. Послание к инокам
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Послание всем, которые повсюду в области
сей подвизаются в иноческой жизни, утверждены в вере
Божией, освящены во Христе и говорят: "се мы оставихом
вся и в след Тебе идохом" (Мф 19:27), возлюбленным и
превожделенным братиям, желаю премного о Господе
радоваться
1) Уступив вашему благорасположению и по
многократным от вас убеждениям написал я кратко о том,
что претерпели и я, и Церковь, по мере сил моих обличил
скверную ересь зараженных арианством и показал, сколь
далека она от истины. Но что было со мною, когда писал
это, признал я необходимым сделать известным вашему
благочестию, чтобы из этого видеть вам, как справедливо
сказал блаженный апостол: "о глубина богатства и
премудрости и разума Божия" (Рим 11:33), а потому
извинить и меня, человека по природе немощного. Как
скоро намеревался я писать и принуждал себя помыслить о
Божестве Слова, всякий раз далеко от меня отступало
ведение, и сознавал я, что в такой мере остаюсь я
позади, в какой думал постигнуть. Ибо не мог написать
того, чтo, по-видимому, представлял умом, а что писал,
то делалось слабее даже и той малой тени истины, какая
была у меня в мысли.
2) Посему, видя, что написано в
Екклесиасте: "рех, умудрюся: и сия удалися от мене
далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю"
(Еккл.7:24–25), и в Псалмах: "удивися разум Твой от
мене: утвердися, не возмогу к нему" (Пс.138:6), и что
Соломон говорит: "слава Божия крыет слово" (Притч 25:2),
не раз (поверьте) намеревался я удержаться и перестать
писать. Но чтобы не показалось, будто бы молчанием и вас
огорчаю, и тех, которые спрашивали у вас и упорствуют в
своем мнении, поощряю в нечестии, принудил я себя
написать немногое и послал это вашему благочестию. Ибо
хотя постижение истины само по себе далеко ныне от нас
по немощи плоти, однако же возможно, как сказал тот же
Екклесиаст, разумети нечестивых безумие, и обретши оное,
сказать: "горчайше есть паче смерти" (Еккл.7:26–27).
Посему-то, как умею и могу обрести сие, написал я, зная
при сем и то, что для верных осуждение нечестия есть
достаточное уже к благочестию ведение. Ибо хотя и
невозможно постигнуть, чтo такое Бог, однако же можно
сказать, чтo Он не есть. Знаем же, что Он не то же, что
человек, и что непозволительно представлять себе о Нем
что-либо свойственное тварям. Так и о Сыне Божием, хотя
по природе весьма далеки мы от того, чтобы постигнуть
Его, но и возможно, и удобно осудить произносимое
еретиками и сказать: не таков Сын Божий, и подобного
тому, что говорят еретики, непозволительно о Божестве
Его даже и помыслить, не только, что говорить устами.
3) Посему-то, сколько мог, написал я. А
вы, возлюбленные, примите это не как полное изложение
учения о Божестве Слова, но как обличение нечестия
христоборцев, которое служит и желающим подает повод к
благочестию здравой о Христе веры. Если же что в
написанном неполно (а думаю, что и все неполно), то
извините меня в этом с чистою совестью и обратите
внимание только на смелость намерения стоять за
благочестие. А к совершенному осуждению арианской ереси
достаточен суд Господень, совершившийся в Ариевой
смерти, 104 о которой предварительно и от других уже
знаете. "Яже бо Бог святый совеща, кто разорит" (Ис
14:27). И кого Господь осудил, кто тому оправдатель? Из
такого бывшего знамения кто не уразумеет, наконец, что
богоненавистна эта ересь, хотя бы и покровительствовали
ей люди? Прочитав это, помолитесь обо мне и друг друга
убеждайте делать то же, но и немедленно возвратите мне
это и вовсе никому не давайте списка, не списывайте и
для себя, но, как искусные торжники, удовольствуйтесь
прочтением, прочитав, если пожелаете, и не раз. Ибо
небезопасно оставлять будущим родам писанное мною,
немотствующим и невеждою. Приветствуйте любовью друг
друга и всех приходящих к вам в благочестии и вере, ибо
аще кто, как сказал апостол, не любит Господа, да будет
проклят. "Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами"
(1Кор 16:22–23). Аминь.
Афанасий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|