Афанасий Великий. Послание к императору
Иовиану
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский - богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
1) Царю боголюбивому прилично
предпочитать всему любоведение и вожделевать небесного;
ибо в таком случае подлинно будет сердце твое "в руце
Божией" (Притч. 21, 1). Итак, поелику благочестие твое
пожелало от нас узнать о вере вселенской Церкви; то,
возблагодарив за сие Господа, вознамерились мы паче
всего напомянуть твоему благочестию веру, исповеданную
Отцами в Никее. Некоторые, отвергнув эту веру, строили
нам много различных козней за то, что не согласились мы
на арианскую ересь, и они сделались виновниками ереси и
расколов во вселенской Церкви. Истинная же и
благочестивая вера в Господа явна для всякого; она
познается и изучается из божественных Писаний; ею
тайноводствуемые Святые сделались мучениками, и ныне,
разрешившись от тела, пребывают в Господе. Эта вера
соблюдалась бы всегда неповреждаемою, если бы лукавство
некоторых еретиков не дерзало искажать ее. Некто Арий и
его последователи покусились растлить ее, и вместо нее
ввести свое нечестие, говоря, что Сын Божий из несущих и
есть тварь, произведение, и изменяем. И этими речами
обольстили они многих, почему люди, даже значительные,
увлечены их хулою, хотя святые Отцы наши, как сказали мы
прежде, сошедшись на Собор в Никее, предварительно уже
предали ее анафеме, веру же вселенской Церкви исповедали
письменно, чтобы, проповедуемая повсюду, угасила она
ересь, воспламененную еретиками. Посему и была она
всюду, по всей Церкви, без обмана проповедуема и
познаваема. Но поелику ныне некоторые, вознамерившись
возобновить арианскую ересь, осмелились отвергнуть эту
веру, исповеданную Отцами в Никее, и принимают вид,
будто бы исповедуют ее, в самой же истине отрицают,
перетолковывая речение: "единосущный", и хулят Духа
Святого, говоря, что Он тварь и произведение Сына: то
мы, по необходимости, усмотрев, сколько хулы эти
вредоносны людям, потщились сообщить твоему благоговению
веру, исповеданную в Никее, чтобы богочестие твое
ведало, и что написано со всею точностью, и сколько
заблуждаются учащие вопреки вере никейской.
2) Ведай же, боголюбивейший Август, что
это проповедуемо было от века, эту веру исповедали и
Отцы сошедшиеся в Никее, ее подтвердили все повсюду
поместные Церкви в Испании, Британии, Галлиях, во всей
Италии, Далматии, Дакии, Мисии, Македонии и по всей
Элладе, также во всей Африке, Сардинии, Кипре, Крите,
Памфилии, Ликии, Исаврии, Египте, в Ливиях, в Понте, в
Каппадокии, и Церкви ближайшие к ним, и Восточные,
исключая немногих, мудрствующих по-ариански. Мнение же
всех выше исчисленных Церквей знаем мы по опыту, и имеем
у себя их послания. Да будет ведомо тебе, боголюбивейший
Август, что, хотя некоторые, числом немногие, и
прекословят сей вере, однако же не может это служить
предосуждением, когда целая вселенная содержит
апостольскую веру. Эти немногие, с давнего времени быв
заражены арианскою ересью, с большим упорством ныне
противятся благочестию. И чтобы ведало благочестие твое
(что уже и не безызвестно тебе), потщились мы приложить
здесь веру, исповеданную Епископами в Никее. Итак, сия
вера, исповеданная Отцами в Никее, такова:
3) Веруем в единого Бога, Отца
Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И в
единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от
Отца, единородного, то есть от Отчей сущности, Бога от
Бога, Свет от Света, Бога Истинного от Бога Истинного,
рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, - Сына,
Которым приведено в бытие все, что на небе и что на
земле, - ради нас человеков и нашего спасения сшедшего с
небес, воплотившегося, вочеловечившегося, пострадавшего,
воскресшего в третий день, восшедшего на небеса,
имеющего прийти судить живых и мертвых. И в Духа
Святого. А утверждающих, что было, когда Сына не было,
что не был Он, пока не рожден, что произошел Он из
не-сущих, или полагающих, что Сын Божий от иной
ипостаси, или сущности, или что Он создан, или
удобопреложен, или изменяем, анафематствует вселенская и
апостольская Церковь.
4) В этой вере, как божественной и
апостольской, необходимо и нам пребывать всем, Август, и
никто не должен извращать ее хитрыми умствованиями и
словопрениями, как делают ариане, утверждая, что Сын
Божий из не сущих, что было, когда Его не было, что Он
сотворен, есть произведение и удобопреложен. Ибо за это,
как сказали мы прежде, и Собор Никейский анафематствовал
таковую ересь, исповедал же веру истинную. На Соборе не
наименовали Сына просто подобным Отцу, чтобы
исповедовали Его не просто подобным Богу, но истинным
Богом от Бога; написали же, что Он Единосущен, как
свойственно это преискреннему и истинному Сыну истинного
по естеству Отца. И Духа Святого не признали чуждым Отцу
и Сыну, а напротив того, спрославили Его со Отцом и
Сыном в единой вере во Святую Троицу; потому что в
Святой Троице Божество едино.
Афанасий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|