Канон библейских книг Афанасия Великого. Из 39
праздничного послания
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Но поелику упомянул я о
еретиках, как о мертвых, о нас же самих, яко имеющих ко
спасению Божественныя Писания, и боюся чтобы, как писал
к Коринфянам Павел (2Кор.11:3), некоторые из
простодушных не были уклонены от простоты и чистоты,
хитростью человеков, и потом не начали внимать иным
книгам, так называемым апокрифическим [наименование книг
апокрифических, по переводу с греческаго, значит книги
сокровенныя; еретики давали сие наименование
составляемым ими подложным книгам, дабы лучше уверить,
будто оныя не вновь составлены, а токмо не известны
были, как сокрываемыя], будучи обмануты единоименностию
их с истинными книгами: то потерпите, молю, аще о
известном вам, еще и я воспоминаю, ради нужды и пользы
церкви.
Желая же о сем воспомянути употребляю,
для оправдания моего дерзновения, образ словес
евангелиста Луки, и реку и я: понеже некие начали
слагати себе так именуемыя апокрифическия книги, и
смешивати оныя с Богодухновенным Писанием, о котором мы
удостоверены, якоже предаша отцам от начала самовидцы и
слуги бывшии словесе, изволися и мне, побужденным
истинными братиями, и дознавшему сначала по ряду
изложити, какия книги приняты в канон, преданы и
веруются быти Божественными, дабы каждый обольщенный
отверг обольщающих, и каждый пребывший чистым
возрадовался о новом предостережении.
И так всех книг Ветхаго Завета числом
двадесять две: ибо столько же, как я слышал, и букв в
употреблении у евреев. По порядку же и по именам оныя
суть следущия: во первых Бытие, потом Исход, далее
Левит, посем Числа, и наконец Второзаконие; за сими
следует Иисус Навин, Судии, и потом Руфь; далее по
порядку четыре книги Царств, из коих как первая так и
вторая считаются за одну книгу, так равно третья и
четвертая за одну; после сих Паралипоменон первая и
вторая, также считаемыя за одну книгу; далее Ездры
первая и вторая так же за одну; после сих книга Псалмов,
и потом Притчи, потом Екклесиаст, и Песнь песней. По сих
Иов; наконец пророки дванадесять, считаемыя за одну
книгу, потом Исайя, Иеремеия, и с ним Варух, Плач и
Послание; а по них Иезекииль и Даниил; сии составляют
Ветхий Завет. Но должно без укоснения рещи и о книгах
Новаго Завета.
Оне суть следующия: четыре Евангелия: от
Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; по сих Деяния
апостолов, и седмь так именуемых соборных посланий
апостолов, как то: Иакова едино, Петра два, потом Иоанна
три, и Иуды едино; к ним четыренадесять посланий Павла,
которыя пишутся следующим порядком: первое к Римлянам,
потом к Коринфянам два, по сих к Галатам, далее к
Эфесянам, потом к Филипписиам, к Колоссаям, к Солунянам
два, ко Евреем, к Тимофею два, и к Титу едино, и
последнее к Филимону едино; и наконец Апокалипсис
Иоанна. Сии суть источники спасения, да сущими в оных
словесами жаждущий утолит жажду, в сих токмо
благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не
прилагает, ниже да отъемлет от них что либо. О сих
Господь посрамляя саддукеев глаголал: прельщаетеся, не
ведуще Писаний ни силы их (Мф.22:29). Иудеев же
увещевал: испытайте Писания, яко та суть
свидетельствующая о Мне (Ин.5:39).
Ради больщия же точности, поелику пишу
ради нужды, присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и
другия книги, не введенныя в канон, но назначенныя
отцами для чтения нововступающим, и желающим огласитися
словом благочестия: премудрость Соломонова, премудрость
Сирахова, Эсфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое
Учение апостолов, и Пастырь.
Впрочем, возлюбленные, сверх сих
читаемых и оных канонических, нигде не упоминается об
апокрифических: но сие есть умышление еретиков, которыя
пишут оныя, когда хотят, назначают и прибавляют им
время, дабы представляя их, аки бы древния, имети
способы к прельщению оными простодушных.
Афанасий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|