Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святитель Афанасий Великий - творения


Афанасий Великий. Против Аполлинария. Книга первая

Память: 18 января / 31 января, 2 мая / 15 мая

Святитель Афанасий Великий (295-373), епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius contra mundum" (Афанасий против всего мира).

Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век

Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век

***

1) Таков у благочестиваго неослабный образ действования, возлюбленный, – все чествовать молчанием, и благодарными возглашениями песнословить благодетеля Бога, по изречению Писания, которое говорит: сядет наедине, и умолкнет (Плач. Иер. 3, 28), и в безмолвии будет делать свойственное себе. Слова же: наедине, и: свойственное себе – означают, что и поведение свое взвешивает он разсудительно, и прилагает попечение о Божией заповеди. Но ты, усмотрев весьма тяжкое утомление в тех, которые, по-видимому, говорят то-же, спрашиваешь о вере, какая у нас, и желаешь знать, какова вина тех, которые, думая о себе, что мудрствуют право, не боятся с великою неумеренностию говорить недозволенное, чем увлекшись неутвержденные в вере даже не примечают, что они в заблуждении. Ибо если бы утверждены были в вере, то не убедились бы такими словами. Но поелику не хотят подумать сами, то легко приемлют такия предания, от которых прозябают чрезмерная кичливость и многие пороки. Отвращая же взор по ненависти, оставляют они без внимания и Пророческия указания, и Апостольския заповеди, и Отеческия вразумления, даже самыя ясныя изречения Владыки. Посему необходимо, по мере сил, обличить их, чтобы – или из них самих некоторые образумившись прозрели, или не могли они обманывать других, обещая им самое ясное понятие о Христе, тогда как не разумеют, ни яже глаголют, ни о нихже утверждают (1Тим. 1, 7).

2) Отцы сказали, что Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог от истиннаго Бога, совершенный от совершеннаго, а также, что Он для нашего спасения снисшел, воплотился, вочеловечился, и потом пострадал и воскрес. Но чтобы, слыша о страдании и воскресении, не представил кто себе, будто бы Бог Слово изменяется, угрожая осуждением, постановили они исповедывать непреложность и неизменяемость Сына.

Еретики же – или представляют себе изменяемость в Слове, или предполагают, что домостроительство страдания совершено только по видимости, называя плоть Христову то несозданною и небесною, то единосущною Божеству. Сверх того говорят, что во Христе, вместо внутренняго нашего человека, небесный ум; потому что Христос употреблял облекавший Его внешний образ, как орудие, и невозможно Ему быть совершенным человеком. Ибо где совершенный человек, там и грех, и два совершенные не могут стать единым; иначе и во Христе, как и в нас, произойдет борьба греха, и Христос, подобно нам, будет иметь потребность в очищении, если и Он, соделавшись человеком, приял в Себя то, что в нас мыслит и движет телом. Напротив того, говорят еретики, Христос восприял на Себя неразумное, чтобы в сем неразумном Ему самому быть умом, и совершенно не вкусить греха, как по Божеству, так и по неразумной плоти. Ибо плоть того, кто приводит ее в движение, то-есть мыслит, не могла бы согрешить, если бы сам он не предизмыслил греховнаго дела, и не действовал посредством тела к приведению греха в исполнение. Посему-то Христос показал в Себе по подобию обновление плоти, обновление же того, что мыслит в нас, каждый сам показывает в себе чрез подражание, уподобление и воздержание от греха. И таким образом, Христос уразумевается сущим без греха.

3) Таковы их лжеумствования и умышления об уклонении; но не одного они держатся основания, потому что много уклонений неверия, примышленных человеческим разсудком. Посему, укажем им на изволение Божия благоволения (ибо сказано: клятся Господь, и не раскается – Пс. 109, 4), на исполнение самаго истиннаго домостроительства, на благодать всесовершеннаго благодеяния, вопросив вместе об умышлениях их: согласны ли они с Пророческими указаниями, последуют ли Апостольским заповедям, сообразны ли с Отеческими вразумлениями, не отмещут ли ясных изречений Владыки, чтобы из Пророческих указаний и Апостольских заповедей и дел совершенных Господом проистекли и исповедание истины, и обличение заблуждения.

Итак, скажите вы, изобретатели новаго вашего евангелия, тогда как Евангелие одно, и нет иного, – где возвещено вам называть плоть несозданною, а таким образом или Божество Слова представлять изменившимся в плоть, или домостроительство страдания, смерти и воскресения почитать только призраком? Ибо единая Святая Троица Божества несозданна, вечна, непреложна и неизменяема. Поелику же Христос воздвигнут по плоти от человеков, от братии нашея, как написано (Деян. 3, 22), и по предвозвещению Закона должен был пострадать и соделаться перворожденным от воскресения мертвых (Деян. 26, 23); то как несозданное называете удобостраждущим, или удобостраждущее именуете несозданным? Ибо, называя несозданную сущность Слова удобостраждущею, хулите вы Божество; а удобостраждущую плоть, с костями, кровию, душею, сопряженную в целый состав нашего тела, соделавшуюся осязаемою и видимою, именуя несозданною, впадаете в две погрешности: или ощущение и претерпение страдания, согласно с нечестивыми манихеями, признаете мечтою, или тем-же предполагаете сущность несозданнаго Божества. И после этого за что же порицаете тех, которые представляют Бога в человеческом по плоти образе?

4) Но вы говорите, что плоть стала несозданною от единения с несозданным. Это самое и покажет, что заблуждение ваше обличает само себя. Единение плоти с Божеством Слова произошло в матерней утробе, потому что Слово, снисшедшее с небес, из утробы возставило Себе плоть, не предсуществовавшую до снисшествия Слова или до Богородицы Марии, которая одна происходит от Адама, и ведет род от Авраама и Давида вместе с обрученным Ей Иосифом; так как оба они, по написанному, суть в плоть едину (Быт. 2, 24) не по плотскому союзу, но по происхождению от единаго; ибо засвидетельствовано, что пребыли они неприкосновенными друг к другу. Итак, Христос раждается в Вифлееме иудейском, именует отцем Иосифа, происходящаго так же, как и Мария, от Давида, полагается в пеленах, Симеоном вносится во храм, приемлет по закону обрезание плоти и возрастает с годами. Посему, если плоть чрез единение стала несозданною, то почему же не явилась она вдруг совершенною, но, по изволению Слова, тело возрастало? Несозданному же приписывать возрастание нечестиво. Ибо несозданное именуется по самому естеству несозданным, и не допускает ни возрастания, ни умаления. А что в общении или единении с несозданным, то именуется, хотя собственно принадлежащим несозданному, однако-же не самым несозданным, чтобы не пришло в забвение благодеяние единения, не уничтожилась обязательная сила благодеяния, и человечество, подверженное еще немощи, когда из вашего учения узнает. что нет у него никакого союза с Богом, не впало в безнадежность, и не была тем уничижена благодать. Ибо кто, слыша, что тело Господне несозданно. и зная о себе, что сам он сотворен и создан, не придет к той мысли, что святыя Писания лживы, и что не имеет он никакого общения со Христом? Если несозданный восприял на Себя несозданное тело, то уничтожилось первое создание, погиб первообраз Адам, от котораго мы по преемству плоти и доныне ведем род свой. Посему, как же Христос соделал нас Своими причастниками? Почему и Апостол говорит: святяй и освящаемии, от единаго вси (Евр. 2, 11)?

5) Никто да не осмеливается думать о Божестве Сына, будто бы Он, как дерзают говорить злочестивейшие ариане, от Бога так же, как и мы; или, от Бога по явлению только плоти, по тому зраку раба, т. е. первозданнаго Адама, какой приял на Себя во образе Божии сущий Бог. В тварях несозданным вообще называется еще неосуществившееся, что не пришло в бытие. Поэтому, не предполагая ли, что у Слова не было плоти, вы умышляете в благовидном речении заключить вместе и отрицание бытия плоти, чтобы, наименовав плоть несозданною, тем самым не признать ея? Ибо единое бытие Божества представляем себе несозданным. Посему, нечестиво и несозданную плоть называть удобостраждущею, и удобостраждущую плоть именовать несозданною; нечестиво думать, что сотворенное естество человечества не по единению с Словом стало Его собственностию, но совечно Ему, и по тождеству естества равно естеству Божию. Ибо Господь ясно показывал, что имеет и плоть, и кровь, и кости, и душу, которая скорбит, возмущается и тужит (Матф. 26, 37; Иоан. 12, 27). Но никто не скажет, что это в естестве Божества; соделалось же это по естеству собственным Богу, когда Слово благоволило приять человеческое рождение, и создание Свое, разслабленное грехом, тлением и смертию, возстановить в Себе в обновленном образе. Посему, осуждение греха сотворил Он на земле, отменение клятвы на древе, избавление оть тления во гробе, разрушение смерти во аде, прошед всюду, чтобы соделать спасение всего человека, показав в Себе зрак нашего образа. Ибо какая была потребность Богу раждаться от жены, Творцу веков возрастать с продолжением времени и исчислять Себе годы, или еще претерпеть крест, гроб и ад, которым подпали мы, если бы не нас взыскал Он, нас оживотворяя восприятием на Себя нашего зрака, нас призывая к уподоблению и подражанию совершенному образу? И если бы не предсуществовало не имеющее ни в чем недостатка совершенство, то как возможно было бы подражание совершенству, согласно с тем, что говорит Апостол: совлекшеся ветхаго человека (Кол. 3, 9) и облекшеся в новаго, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины (Ефес. 4, 24)?

6) Посему, откуда же научившись, называете плоть несозданною? Если естество вследствие претворения делается несозданным, то значит, что делается оно и невидимым и безсмертным, и притом не чрез смерть, но как недоступное смерти. Как же Господь умер, если Он несозданный несозданно снисшел на землю? Или как соделался Он видимым и осязаемым, по написанному: еже видехом, и руки наша осязаша (1Иоан. 1, 1)? Почему же говорите, чего не написано, и о чем непозволительно даже и мыслить? Ибо всем еретикам подадите самую нечестивую мысль, какой держался некогда называемый так Риторий, о нечестии котораго страшно и выговорить. Поэтому, или отриньте божественныя Писания, или, признавая их, не умышляйте сверх написаннаго произносить иные глаголы, исполненные неисправимой лжи.

Но говорите еще: "мы не покланяемся твари". Несмысленные! почему же не разсудите, что и сотворенное тело Господне должно восприимать не твари подобающее поклонение? Оно соделалось телом несозданнаго Слова, и поклонение приносите вы Тому, Чьим соделалось оно телом. Итак, достодолжное воздается ему поклонейие, поклонение подобающее Божеству; потому что Слово есть Бог, а тело есть Его собственное тело. Когда жены приближались ко Господу, Он, удерживая, говорил: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему (Иоан. 20, 17), давая тем разуметь, что нужно восшествие и что восшествие будет одно. Оне же приступлше, ястеся за нозе Его, и поклонистеся Ему (Матф. 28, 9); держались за ноги, а покланялись Богу; ноги для осязания имели кости и плоть, но были Божии, и жены покланялись Богу. В другом месте Господь сказал: осяжите Мя, и познайте, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39), хотя был Он Дух; ибо Дух есть Бог (Иоан. 4, 24). И для чего, говоря и доказывая, что имеет плоть и кости, сказал: Дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите, не сущаго плоть и кости, но имущаго их? – не научает ли Он этим, что естество Духа неизреченно, самая же осязаемость есть свойство тела, подобнаго нашему, какое заимствовал Он Себе от Девы не иным каким способом, но естественным рождением, чтобы по естеству было оно тело, и также по естеству неотлучно было от Божества Слова? Так произошла и смерть, тело прияло ее по естеству, а Слово потерпело по изволению, и свободно собственное Свое тело предало на смерть, чтобы и пострадать за нас естественно, и воскреснуть ради нас Божески Так и все дело рождения и смерти имеет целию наше взыскание и возстановление.

7) Когда же это так действительно, так и исповедуется Божиею вселенскою Церковию, то почему опять называете телом с неба? И скажите, для чего сотворил его Христос? Ужели для того, чтобы с небес принести на землю тело, невидимое соделать видимым, недоступное поруганию приемлющим поругание, безстрастное и безсмертное смертным и удобостраждущим? Какое же оказано этим благодеяние, о суетные, если, как говорите, во Христе совершилось то-же, что происходило в первозданном Адаме, если Христос Адамова падения не возстановил несравненным возстановлением, явившись в подобии плоти греха и осудив грех во плоти (Рим. 8, 3), так что во плоти пожил на земле, и недоступною греху показал ту плоть, какую и Адам по первом создании имел безгрешною, но чрез преступление соделал доступною греху, и ниспал в истление и смерть? Эту-то самую плоть Христос снова творит в сообразность с естеством безгрешною, в доказательство того, что Создатель не виновник греха, и возстановляет ее по первообразному созданию собственнаго естества, чтобы Самому быть образцом безгрешности. Поэтому, напрасно думают так обольщенные, утверждая, что тело Господне с неба. Что Адам низринул с неба на землю, то Христос возвел с земли на небеса; что в Адаме было безгрешно и неосужденно, и им низринуто в тление и осуждение смерти, то Христос показал в Себе нетленным и искупительным от смерти, так как имеет власть на земле отпущать грехи, из гроба явить нетление, снисшествием во ад разрушить смерть, и благовествовать всем воскресение. Бог создал человека для нетления и сотворил его во образ Своего присносущия: завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 24). И над кем царствовала смерть во истление, не презрел того, Сам соделавшись человеком, не превратился в человеческий образ, и не примрачный показал только вид, пренебрегши бытием человеческим; но сущий по естеству Бог раждается человеком, да то и другое естество будет единый, по всему совершенный, показавший естественное и самое истинное рождение. Почему сказано. и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 9), чтобы царствовать на небесах и иметь власть творить суд.

8) Ибо Слово – Зиждитель вселенной – явилось сыном человеческим, соделавшись не иным кем, но вторым Адамом, чтобы из имени познали мы истину И Апостол показывает, что Первозданный первороднее, указуя сперва на душевное, а потом на духовное. Именуя же душевное и духовное, показывает не два различныя тела, но одно и то-же тело, первое во власти и естестве души, и потому душевное, а второе во власти и естестве духа, и потому духовное; потому что Бог-Слово есть Дух Ибо так должно понимать и сказанное о нас в словах: духовный же востязует вся; душевен же человек не приемлет, яже духа (1 Кор. 2, 14–15) Хотя у того и другого тело одно, но Апостол показывает, что причастное духа разумееися духовным, а пребывающий под властию только души оказывается душевным.

Почему же, наконец, если согласиться с вами, Христос не именуется просто человеком, как новый человек, пришедший с небес, но говорится, что соделался Он сыном человеческим? Поэтому, если на земле соделался Он сыном человеческим, хотя родился не от семени мужескаго, но от Святаго Духа; то пусть разумеется сыном единаго первозданнаго Адама. Ибо не упоминается какой-либо иной человек, существовавший на небе, кроме Адама, созданнаго из земли, чтобы Христу иметь тело с небес и быть сыном иного человека, кроме Адама. Посему, Матфей именует Его сыном Авраамовым и Давидовым по плоти, а Лука в родословии своем называет сыном Давидовым и Божиим.

Поэтому, если вы ученики Евангелий, то не говорите неправды на Бога, но сообразуйтесь с тем, что написано и совершилось. Если же хотите говорить иное сверх написаннаго, то для чего препираетесь с нами, убежденными ничего не слушать и не говорить сверх написаннаго; потому что Господь говорит: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну свободни будете (Иоан. 8, 31).

9) Посему, как же почитать верными или христианами вас, которые не сообразуетесь с написанными речениями, не убеждаетесь событиями, но осмеливаетесь определять то, что выше естества? Еда мало есть вам труд даяти человеком, и како даете Господеви труд (Ис. 7, 13)? Если осуждены были неверовавшие Пророкам, то кольми паче будете осуждены вы, неверующие самому Владыке? Как осмеливаетесь переиначивать то, или мудрствовать иначе о том, что сам Он восхотел и благоволил совершить во отметание греха и смерти (Евр. 9, 26)? Если Его исповедуем мы, то и Он исповедует нас. А если мы отрицаемся от Него, то и Он отречется от нас. Аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может (2Тим. 2, 13). Как безмерно ваше неразумие – говорить, чего не написано, и держаться мнений чуждых благочестию!

Вы предприемлете и плоть называть единосущною Божеству, не примечая, что впадаете в сугубое нечестие. Ибо утверждать это придумано вами для того, чтобы или отрицать вам плоть, или хулить Божество, говоря: "конечно, Рожденнаго от Марии называем мы единосущным Отцу". Но это, как думаете вы, благохваление ваше окажется или излишним, или несмысленным. Ибо кто из верных не исповедует, что пришедший Бог-Слово и от Девы Святой Марии происшедший Человек, будучи единосущным Отцу, соделался человеком от семени Авраама, котораго и сыном именуется, и что Слово, единосущное Богу, по плоти соделалось сыном Давидовым? Посему-то от Давидова семени производят Христово по плоти родословие и Пророки, и Апостолы, и Евангелисты. Какь же вы не стыдитесь утверждать и говорить, что плоть, ведущая свое родословие от Давидова семени, единосущна Слову? Или еще, как сказали мы, несмысленно станете утверждать это, не понимая, что единосущное, как имеет тождество естества, так показывает в себе и собственное совершенство. Как Сын, исповедуемый единосущньш в отношении к Отцу, исповедуется и совершенным в отношении к совершенному, так и Дух Святый; потому что Троица единосущна. Поэтому и единосущной плоти, при совершенстве Слова, дадите свое совершенство. И, по-вашему, вместо Троицы проповедуема будет четверица. Какой нечестивый вымысл!

10) Но вы говорите: "плоть соделалась единосущною Слову". Скажите же: как соделалась единосущною? Соделалась она Словом, но соделалась и Духом? Если же, не будучи Божеством по естеству, делается она Божеством чрез претворение; то для чего порицаете ариан, которые то-же понятие дают о Слове? Писание говорит: Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14). Не сказано: плоть соделалась Словом, потому что соделалась плотию Слова, а не какого-либо человека; но: Слово плоть бысть, то-есть, Бог соделался человеком. И говорится: плоть бысть, что-бы не опускали вы из вида наименования: плоть. Ужели же не довольствуетесь неслитным естественным единением Слова с плотию, которая соделалась Его собственною, и не слушаете уже, и не хотите веровать, что Бог соделался человеком, не довольствуясь тою превосходящею всякое примышление хвалою, какая приписуется телу Бога, по слову сказавшаго: Иже преобразить тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3, 21)? В этом заключается указание будущаго века, и притом сказуется тело славы Его. Да и Господь говорит: егда приидет Сын человеческий, разумеет же Сына Божия, соделавшагося сыном человеческим, и вместе Судию живых и мертвых, Царя и Владыку, и истиннаго Бога. Ужели хотите уничтожить именование тела, или даже и то, чтобы Христос нарицаем был человеком? Как можете вы читать Божественныя Писания? Матфей пишет: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Матф. 1, 1); а Иоанн написал: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1). Если Слово хотите разсматривать в отдельности, как Бога, и как сына Давидова; то, по вашему мнению, сказуются два Христа. Если же, научаемые божественными Писаниями, уверуете, что Слово, будучи Богом, соделалось сыном человеческим: то познаете, что един есть Христос, вместе и Бог и человек; и двоякая проповедь о пришествии Его послужит для вас убедительным удостоверением в Его страдании и безстрастии, когда, например, Апостол говорит: человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас (1Тим. 2, 5–6), сый над всеми Бог, благословен во веки, аминь (Рим. 9, 5); и еще, пиша к Тимофею, сказал: поминай Христа Иисуса воставшаго от мертвых, от семене Давидова (2Тим. 2, 8); и он же опять говорит: смерть Его возвещаем, дондеже приидет (1Кор. 11, 26).

11) Посему, если, вследствие исповедания единосущным, уничтожите вы именование плоти и то, чтобы Христос нарицаем был человеком; то – или, в ничто обращая Писания, не возвещаете уже смерти Его, дондеже приидет, или, возвещая смерть единосущнаго, по словам вашим, Отцу и Святому Духу, и не исповедуя, что Христос пострадал плотию, самое Божество Отца и Святаго Духа называете доступным смерти. И в этом стали вы нечестивее всех еретиков. Ибо смерть касалась плоти единосущнаго Слова; не Отец, не Святый Дух понес на Себе плоть, как воображают нечестивые последователи Валентина, но Слово плоть бысть. Почему мы, исповедуя Христа Богом и человеком, говорим это не для разделения (да не будет сего!), но согласно опять с Писаниями, чтобы, поелику страдание и смерть совершились, и возвещаются, дондеже приидет, то и страдание и смерть исповедывать нам относящимися к плоти Слова, о самом же Слове веровать, что Оно непреложно и неизменно. Поэтому, один и тот-же и страждет и не страждет; по Божескому естеству безстрастен, непреложен и неизменяем, страждет же плотию, как сказал Петр (1Петр. 4, 1), и восхотел вкусить смерть, потому что соделался Ходатаем Бога и человеков человек Христос, давый Себе избавление за нас (1Тим. 2, 5–6), и еще потому, что соделался Ходатаем Бога и человеков, – ходатай же единаго несть, Бог же един есть (Гал. 3, 20).

12) Посему, заблуждаются утверждающие, что иной есть страждущий Сын, а иной нестраждущий. Ибо не другой кто, кроме Слова, приял смерть и страдание. Но само безстрастное и безплотное Слово, восприяв рождение человеческой плоти, исполнило все, чтобы иметь Ему, что принести за нас. И о Сыне сказуется: лучший быв Ангелов (Евр. 1, 4). Не само Слово, – Творец Ангелов, соделалось лучшим, как будто бы оно было когда ниже Ангелов; но рабий зрак, какой само Слово присвоило Себе естественным рождением, возсиял лучшим по рождении от первозданнаго, и усвояет Себе нас, соделавшихся, как сказано, сожителями Святым и присными Богу (Еф. 2, 19). По естеству соделалась Божиею плоть, которая собственно принадлежит Божеству Слова, но не единосущна Ему, какбы совечная. Она соделалась собственною Ему по естеству и нераздельною по единению, происходит же от семени Давида, Авраама и Адама, от котораго и мы родились. А если плоть единосущна и совечна Слову; то, вследствие сего, и все твари наименуете совечными сотворшему всяческая Богу.

Христиане ли уже опутавшие себя такими сетями? Единосущное, безстрастное и недоступное смерти допускает единение с единосущным Ему не по ?постаси, но по естеству; по ?постаси же являет в Себе собственное Свое совершенство; а потому своим, как полагаете, благочестным изобретением, или отрицаете вы плоть приятую от Девы Богородицы, или хулите Божество. Если же и Сына и Святаго Духа признаете в том же смысле единосущными Отцу, в каком и пострадавшую плоть; то за что же порицаете нас, будто бы вводим вместо Троицы четверицу, когда и сами невольно признаете вместо Троицы четверицу, говоря, что плоть единосущна Троице? Посему, суетна вера ваша; ибо мудрование ваше подобно мудрованию нечестивых ариан; и худо разумеете сказанное: Слово плоть бысть. Слово соделалось плотию не для того, чтобы Слову не быть уже Словом; но, чтобы Слову быть во плоти, соделалось Оно плотию: то-есть, чтобы Слову и всегда быть Словом, и иметь плоть, в которой Бог-Слово приял в образе человеческом страдание и смерть, снисшедши до гроба и ада, в которой совершил Он и воскресение из мертвых, представив доказательство плоти, крови и души в собственной и неотдельной плоти, по написанному, от семени Давидова. Что отличное от вашего утверждал Маркион? Не то ли, что тело явилось с неба в подобии человеческом, а не в действительности? Что иное говорил Манихей? Не то ли, что тело боговидно, имеет одно подобие с нашим телом, но чуждо человеческой плоти, которой самое естество, а не деятельность, нечестиво называл он грехом? Таково их злочестие.

13) Посему, благочестивому не должно прибегать к таковым вымыслам; он должен исповедывать, что сущее прежде веков единосущное Отцу Слово напоследок от Святыя Девы и Богородицы вновь произвело образование и создание Адама, усвоив оное Себе единением с ним, и таким образом явился человек Христос предвечный Бог. И мы уди есмы Христовы, по написанному, от плоти Его и от костей Его (Ефес. 5, 30).

Посему, что значит такое соревнование ваше в изобретениях, чтобы человеческим мудрованием определить то, что выше человеческаго разумения. и говорить: "во Христе, вместо внутренняго в нас человека, пренебесный ум"? Какая беззаконная мысль; Какия безсильныя и неприличныя слова неразумеющих, во-первых, того, что Христос именуется так не единовидно, но что в сем одном имени заключается значение того и другаго, и Божества и человечества. Посему-то Христос именуется человеком, Христос именуется и Богом; Христос есть Бог и человек, и един есть Христос. Поэтому, суетно ваше лжеумствование, по которому намереваетесь видеть во Христе что-то иное, кроме Христа. Ибо тех, может быть, которые называются христами в несобственном смысле, и можно разсматривать, как вы это полагаете. Но единый по естеству истинный Христос неописуем человеческим разумом, как вы на то осмеливаетесь в своей кичливости. Ни Пророк, ни Апостол, ни один из Евангелистов не сказал того, что вы предприемлете говорить, утратив всякий стыд в душе. Ежели есть другой Христос, кроме бывшаго в Нем небеснаго ума, а сей ум совершен; то, по вашим словам, будут два Христа. И оказывается, что сами вы держитесь той мысли, которую, по-видимому, осуждаете. Но небесный ум имели и Пророки, которые небесное и будущее изрекали, как настоящее. Вообще, для чего замышляете утверждать сие, будто бы во Христе не признается внутренний наш человек?

Что же скажете о душе? То ли, что и тело и душа есть внешний человек, как иной назовет плоть и кровь? Но как тело и кровь, будучи видимы, не избегають осязания и уязвления, так докажите нам, что и душа не избегает сего, что и она видима. А если не можете этого доказать, то явствует, что душа не бывает, подобно телу, ни видима, ни убиваема человеком, как сказал Господь (Матф. 10, 28). Посему убедитесь, что внутренний наш человек есть душа. Это доказывает и первое создание, это открывает и последнее разрешение, и не только доказывается это в нас, но видимо было и в самой смерти Христовой. Тело достигло только гроба, а душа снизошла до ада; тогда как места эти разделены великим разстоянием, гроб приял в себя телесное пришествие, и в нем было тело, а ад – безплотное.

14) И почему, когда Господь пребывал там без тела, смерть признала Его человеком? Потому что образ собственной Своей души, неудержимой узами смерти, как удерживаемый ими, явил душам содержимым во узах, Сам представ среди них, чтобы расторгнуть узы душ содержимых во аде, и положить твердый предел воскресению, и чтобы Создателю и Творцу человека, который подверг Его осуждению, Самому собственным Своим присутствием в Своем образе всецело освободить человека. Ибо и смерть превозмогши не покорила себе человеческую душу Слова для удержания во узах, и также тление, мучительски восхитив тело, не производит разрушения, конечно – не без особеннаго о том промышления. Нечестиво представлять себе что-либо подобное. Напротив того, Подвергший изследованию преслушание и Произведший суд произнес двоякий приговор о наказании, сказав земному: земля еси и в землю отидеши (Быт. 3, 19), почему, по Владычнему приговору, тело подвергается тлению, – а душе: смертiю умреши (Быт. 2, 17). И таким образом, человек делится на две части, и осуждается идти в два места. Посему-то потребно стало, чтобы Произнесший приговор Сам отменил приговор Свой, явившись в образе осужденнаго, но неосужденном и безгрешном, чтобы совершилось примирение Бога с человеком, и освобождение целаго человека соделано было человеком в обновлении образа Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. А если можете указать иное еще место осуждения, то справедливо будет сказать вам, что человек делится на три части. И хотя воззван он из двух мест, но остается еще связанный узами в третьем месте. Если же не можете указать иного места, кроме гроба и ада, из которых человек освобожден совершенно, потому что Христос освободил нас в Своем подобном нашему, но совершенном и самом истинном, образе; то почему же утверждаете это, как будто человек не примирен еще с Богом? Для чего приходил Спаситель? Или безсилен был освободить целаго человека? Или возгнушался умом единожды согрешившим? Или убоялся, чтобы Самому не стать причастным греху, если Он-Бог соделается совершенным человеком? Но думающие так исполнены злочестия. – Как определяете вы грех, согласно с злочестивейшим Манихеем утверждая, что грех естествен?

15) Таким мудрованием обвиняете Зиждителя естества. Когда Бог созидал вначале Адама, ужели врожденным соделал ему грех? Какая же была нужда в заповеди? Почему осудил его согрешившаго? Почему Адам до преслушания не знал добраго и лукаваго? Кого Бог создал для нетления по образу Своего присносущия, того сотворил Он по естеству безгрешным и по воле свободным. Завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2, 24), потому что диавол изобрел мысль о преступлении. И таким образом, от преслушания заповеди Божией человек соделался доступным враждебному в нем всеянию. И грех в естестве человека воздействовал уже на всякое вожделение. Не самое естество произвел в нем диавол. Да не будет сего! Диавол – не создатель естества, как нечестиво именуют его манихеи; но преступлением он произвел совращение естества; и таким образом, воцарилась смерть над всеми людьми.

Посему-то, сказано, пришел Сын Божии, да разрушит дела диаволя (1Иоан. 3, 8). Какия же дела диаволя разрушил Сын Божий? Поелику то естество, которое Бог сотворил безгрешным, диавол совратил в преступление заповеди Божией, и в изобретение греха смерти; то Бог Слово возстановил в Себе естество недоступное диавольскому совращению и изобретению греха. И потому, сказал Господь: грядет сего мира князь, и во Мне не обретает ничесоже (Иоан. 14, 30). Если же князь мира сего не обрел во Христе ни одного из своих дел; то тем паче Христос ни одного из Своих творений не предоставил князю мира сего. Или, когда явил Христос совершенное обновление, диавол не нашел в Нем ничего, чтобы соделано было совершенное спасение целаго человека, и разумной души, и тела, и воскресение было совершенно.

Посему, напрасно лжеумствуют ариане, предполагая, что Спаситель восприял на Себя одну плоть, и понятие страдания нечестиво перенося на безстрастное Божество. Напрасно и вы, по другому примышлению мудрствуя подобно им, утверждаете, что Христос употребил в дело совне облекающий, т. е. членосоставный образ, вместо же внутренняго в нас человека во Христе небесный ум. Как же Он скорбел, тужил, молился? Написано: и возмутися духом Иисус (Иоан. 11, 33). Сие же свойственно не плоти неразумной и не Божеству непреложному, но душе, которая помышляет, скорбит, смущается, тужит и разумно чувствует страдание.

16) Поэтому, если не хотите разуметь сие так, то какой изберете из трех предлежащих образов представления, то-есть, мечтания, хулы и истины? Если предположить, что сказанное имеет только вид истины; то и совершившееся должно будет признавать мечтою. А если сказано по самой истине, душа же Господня, имея умом Бога Слово, соделалась совершенно чуждою свойственнаго ей помышления; то нечестиво думать, что непременяемое пременилось до скорби, тоски и смятения. И если в Евангелиях говорится, что возмутися духом Иисус; то Господь указывает на ум, сказав: душа Моя возмутися (Иоан. 12, 27). Если же Господь изъявляет помышление Своей души; то делает сие по сочувствию с нашею душею, чтобы таким образом уразумели мы, что Его это страдание, и исповедали Его безстрастным. Ибо, как искупил Он нас кровию плоти Своей, так помышлением души Своей одерживает за нас победу, говоря: Аз победих мир (Иоан. 16, 33). И в другом месте сказано: давшему нам победу (1Кор. 15, 57). Но как кровь Христова признается у благочестивых не какою-либо обыкновенною, какова она для неверующих, но спасительною; так и сказанное помышление Христово не человеческою обложено немощию, но изъявляет Божеское естество. И таким образом, Христос именуется совершенным Богом и совершенным человеком; не потому что Божеское совершенство переменилось в совершенство человеческое (что нечестиво), не потому что в Нем признаются отдельно два совершенства (что чуждо благочестию), и не по преспеянию в добродетели и присвоению правды (да не будет сего!); но по полноте бытия, да то и другое будет единый, по всему совершенный, вместе Бог и человек. Посему-то и сказал Господь: ныне душа Моя возмутися и прискорбна. Сказал: ныне, то-есть, когда восхотел; однако-же показал то, что было действительно; ибо не то, чего не было в Нем, назвал присущим Себе, так какбы шла речь о чем-либо мнимодействительном; потому что все сие совершалось по естеству и в самой действительности.

17) Итак, поелику Господь соделался человеком по естеству, а не по так называемому присвоению, то не можете приписывать Создателю греха в естестве, или в деятельности. Ибо в нашем естестве. по немощи нашей, продолжается еше греховная борьба и произрастание всеяннаго; но воплощение Слова, совершившееся сообразно с Божиим естеством, соделалось недоступнымь тому, что делается еще, по нашему обветшанию, в нас. Посему-то и преподано нам учение – совлекаться человека ветхаго и облекаться в новаго. И в сем чудно то, что Господь соделался человеком, и человеком кроме греха, потому что совершилось всецелое обновление, да явлено будет могущество Его. И из того, что Сам по воле Своей установил в естестве, восприял на Себя, что восхотел, то-есть, рождение от жены, возрастание, счисление лет, утомление, голод, жажду, сон, печаль, смерть, воскресение. Посему-то, где сотлевало человеческое тело, там Иисус попускает положить и собственное Свое тело, и где душа человеческая удерживаема была смертию, там Христос показывает, что и Его душа есть человеческая, чтобы Ему, и как человеку не быть держиму смертию, и как Богу разрушить державу смерти, чтобы, где посеяно было тление, произрасло там нетление, чтобы, где царствовала смерть, там Ему безсмертному, представ в образе души человеческой, явить безсмертие; и таким образом, соделать нас причастниками Своего нетления и безсмертия, в надежде воскресения из мертвых, да, по написанному, тленное сие облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в безсмертие (1Кор. 15, 54), и как еще написано: якоже единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, так единым человеком Иисусом Христом благодать воцарится правдою в жизнь вечную(Рим. 5, 12. 21).

Посему, как же говорите вы: "вместо внутренняго в нас человека во Христе небесный ум?" Не разделив ли человека на двое, на внешнее и внутреннее, явился Он и во гробе и во аде? Да и невозможно было в искупительную цену дать одно вместо другаго; напротив того, дал Он тело за тело, и душу за душу, совершенное бытие за целаго человека. Таков замен Христов, над которым ругались при кресте враги жизни – иудеи, мимоходя и кивая главами своими. Ибо ад не вынес бы пришествия непокровеннаго Божества. О сем свидетельствуют и Пророки и Апостолы.

18) Но утверждаемое нами можно усматривать и в домостроительстве крестном. Господь излиянием крови показал несомненное бытие плоти; истечением же с кровию и воды открыл нескверную чистоту, и то, что тело было Божие; а тем, что возопил, преклонил главу, предал дух, обнаружил внутреннее в теле Своем, т. е. душу, о которой и сказал: полагаю, ее за овцы Моя (Иоан. 10, 15). И потому, предаяние духа должно назвать не отступлением Божества, но разлучением души. Ибо, если бы за отступлением Божества последовала смерть или омертвение тела, то умер бы Он Своею собственною, а не нашею, смертию. И как сошел бы во ад непокровенным Божеством? И где будет душа, которую Господь обетовал положить за овец, и о которой предвозвещают Пророки? Если же произошло разлучение души, то посему и сказано, что нашу восприял Он смерть, то-есть, также потерпел подобное нашему разрешение, как потерпел и рождение.

19) Поэтому, суетно ваше лжеумствование. Ибо как произошла бы смерть, если бы Слово не образовало Себе и внутренняго и внешняго, то-есть, души и тела? Как воздал бы Христос искупительную цену за целаго человека? Или как держава смерти потерпела бы совершенное разрушение, если бы согрешившее по разумению, т. е. душу, Христос не соделал в Себе безгрешным? Смерть царствует еще над внутренним человеком. Да и над чем иным когда-либо царствовала она, как не над душею, согрешившею по разумению? Так сказано: душа согрешающая, та умрет (Иезек. 18, 20); за нее-то Христос положил собственную Свою душу, дав ее в цену искупления. Что вначале осудил Бог? создание ли Создавшаго, или дело создания? Если создание Создавшаго осудил Бог, то осудил самого Себя. И Он будет то-же, что и люди. Если же нечестиво думать так о Боге и осудил Он дело создания, то изглаждает посему дело и обновляет создание: Того бо есмы творение, создани на дела благая (Ефес. 2, 10).

20) Но вы говорите еще: "от Марии рожденнаго именуем мы Богом". Почему же именуете, как Маркион, Богом явившимся и Богом неприкосновенно пришедшим, имеющим естество неприемлющее на Себя человеческой плоти? Или почему именуете Богом, как Павел Самосатский? Ибо это знак его нечестия – рожденнаго от Марии исповедывать Богом, предопределенным прежде веков, начало же бытия получившим от Марии. Но Самосатский, при нечестии своем, уступая Христу более, нежели вы, исповедует в Нем действенное Слово с неба и Премудрость; а вы допускаете только небесный ум в одушевленном теле. Но ни одушевленное тело не есть еще совершенный человек, ни небесный ум не есть еще Бог. Тело называется одушевленным, поскольку в нем заключается душа как самостоятельная сущность. Тело же человека называется телом, а не душею: и душа человека называется не телом; отлично одно от другаго, то-есть, дух от тела. Сказано: кто разуме ум Господень (Рим. 11, 34)? Господень ум еще не Господь, но Его воля, или совет, или на что-либо обращенная действенность. Как же умышляете говорить это, самосоставленными речениями извращая мысль о Божием Слове?

Но не так прияла, не так предала Божия Церковь. Напротив того, учит она, как написано, что Бог – Слово, сущий прежде веков у Бога, при скончании веков пришел, и от Святыя Девы и от Духа Святаго родился сыном человеческим, по написанному: дондеже роди Сына своего Первенца (Матф. 1, 25), яко быти первородну во многих братиях (Рим. 8, 29) Ему, истинному Богу, и пострадать за нас, как человеку, и искупить нас от страдания и смерти, как Богу.

Поэтому, напрасно воображаете себе, думая, что можете чрез подражание произвести в себе обновление того, что мыслит и движет плотию, не разумея, что подражание бывает подражанием предшествующему действию; иначе, не может и называться подражанием. Во Христе же исповедуя обновление одной плоти, вы заблуждаетесь и изрекаете хулу. Ибо, если людям можно без Христа произвести в себе обновление того, что движет плотию, и движущему последует движимое; то какая была нужда в пришествии Христовом?

21) Суемудрствуют и утверждающие, будто бы Слово снизошло, как на единаго из Пророков. Ибо кто из Пророков, будучи Богом, соделался человеком? Почему и закон ничтоже совершил (Евр. 7, 19)? Почему царствова смерть и над не согрешившими по подобию первозданных (Рим. 5, 14)? Почему и Господь сказал: аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете (Иоан. 8, 36)? Не по обновлению ли, которое в Нем, не по совершенству ли, которым обновляемся и мы верующие, чрез подражание совершенному обновлению Христову и по общению в нем? Но вами придумано все с тем, чтобы вести к одной мысли – отрицанию. И вы, уклоняясь от точнаго значения, именуете душу – то умом несмысленным, то врожденным грехом, а иногда изгоняете ее, как делательницу греха; и плоть называете – то несозданною, то небесною, то единосущною Слову, чтобы твердо стоять вам в совершенном отрицании. Так и Арий, отпав от веры, в неизреченном и самом истинном рождении Сына от Отца находил и страдание, и сечение, и истечение, чтобы нечестивыми сими речениями неутвержденных в вере низринуть в ров беззакония. Ибо яма глубока уста законопреступнаго (Притч. 22, 15). Так опять и Савеллий, измыслив не?постаснаго Сына и неимеющаго бытия Святаго Духа, а нас обвиняя в разделении Божества, в многочисленности начал и богов, утверждается в иудейском мнении. Так и Манихей, не веруя воплощению и вочеловечению Господа, по всему соделался нечестивым, утверждая, что человек подчинен двум создателям, лукавому и доброму. Так и вы клевещете на нас, что признаем двух сынов, и называете нас человекопоклонниками, или укоряете нас во грехе не для того, чтобы самим стоять во благочестии, но, чтобы сими худыми изобретениями придать успеха вашему заблуждению, и нечестивыми вашими речениями отклонить от веры неутвержденных в ней. Но твердое основание Божие стоит, имущее печать сию (2Тим. 2, 19).

22) Это написал я, возлюбленный (хотя всего более надлежало ничего не писать, потому что достаточно Евангельскаго предания); так как ты вопрошал о вере у нас, и ради тех, которые хотят стоять за свои изобретения, и не разсуждают, что глаголет лжу, кто от своих глаголет (Иоан. 8, 44). Ибо разумом человеческим невозможно выразить красоты и славы тела Христова; должно же совершившееся исповедывать, как написано, и покланяться сущему Богу, во славу и исповедание Его человеколюбия и в надежде спасения нашего о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Афанасий Великий, святитель

Перевод под редакцией проф. П.С.Делицына

Цитировано по:

Творения иже во святых отца нашего

Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго.

Часть третья. / Издание второе исправленное и

дополненное. – М.: Издание Спасо-Преображенскаго

Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 315–340

Азбука веры

***

Молитва святителю Афанасию Великому:

  • Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский – богослов, апологет, толкователь, один из великих отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным христианским епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius contra mundum" (Афанасий против всего мира).

Акафист святителю Афанасию Великому:

Канон святителю Афанасию Великому:

Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:

Труды святителя Афанасия Великого:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Творения православных Святых Отцов"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru