Афанасий Великий. Изложение веры
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
1) Веруем во единого нерожденного Бога
Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому,
имеющего бытие от Себя. И во единого Единородного –
Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца
рожденного, не устно и мысленно произносимое слово, не
излияние Совершенного, не отсек и не отпрыск
бесстрастного Естества, но Сына самосовершенного, живого
и действенного; истинный, равночестный и равнославный
Образ Отца; ибо сказано, что "такова воля Отца: да...
якоже чтут Отца, тако чтут и Сына" (Ин.5:23); Бога
истинного от Бога истинного, как говорит Иоанн в
соборных посланиях: "И да будем во истиннем Сыне Его
Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный"
(1Ин.5:20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем
начальствует и чем обладает Отец, над всем тем
начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от
всецелого, подобный Отцу, как говорит Господь: "видевый
Мене, виде Отца" (Ин.14:9). Рожден же Он неизреченно и
недомыслимо: "род бо Его кто исповесть" (Ис.53:8)? Иначе
сказать: никто. И при скончании веков нисшел из недр
Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего
человека, Христа Иисуса, Которого по собственному
изволению предал за нас на страдание, как говорит
Господь: "никтоже возмет душу Мою от Мене;... область
имам положити ю, и область имам паки прияти ю"
(Ин.10:18). По сему-то человеку распятый и умерший за
нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса.
Созданный для нас "в начало путей" (Притч.8:22),
пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от
заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из которого
Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как
сказал Господь: "днесь со Мною будеши в раи" (Лк.23:43),
в который восходил и Павел; показал вхождение на небеса,
"идеже предтеча вниде о нас" Господний человек
(Евр.6:20), в котором будет судить живых и мертвых.
2) Равно веруем и в Духа Святого, "вся
испытующего, и глубины Божия"(1Кор.2:10), анафематствуя
все учения, мудрствующие противное этому.
Не представляем себе Сыно-Отца, подобно
Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным
(μονοούσιον καί ούχ όμοούσιον) и тем отрицая бытие Сына.
Не приписываем Отцу удобостраждущего тела, какое понес
на Себе Сын для спасения всего мира. Три Ипостаси должны
быть представляемы нераздельными между собою, как о
людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно
язычникам, не ввести многобожия; но представляй как бы
реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него,
хотя два здесь вида и два имени. Ибо Отец – не Сын, и
Сын – не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын
есть Отчий Сын. Как исток – не река, и река – не исток,
но тот и другая суть одна и таже вода, из истока
льющаяся в реку: так и Божество от Отца неизлиянно и
неотлучно пребывает в Сыне, как Господь говорит: "Изыдох
от Отца,... и иду ко Отцу" (Ин.16:28). "Сый в лоне Отчи"
(Ин.1:18) всегда у Отца; и в лоне Отчем никогда не
истощалось Божество Сына, ибо сказано: "Aз бех при Нем
устрояющи" (Притч.8:29). Не представляем себе тварью или
созданием, или из не сущего происшедшим Творца вселенной
Бога, Сына Божия, Сущего от Сущего, Единого от Единого,
потому что превечно рождена от Отца равная Ему Слава и
Сила; ибо кто видел Сына, тот видел и Отца. Все
сотворено чрез Сына, но сам Он – не тварь, как говорит
Павел о Господе: "всяческая Тем... создашася, и Той есть
прежде всех" (Кол.1:16–17). Не говорит, что прежде всего
сотворен, но есть прежде всех; и слово создашася относит
к слову всяческая, а выражение: есть прежде всех
прилагает к одному Сыну.
3) Итак, Он по естеству есть Совершенное
от Совершенного Рождение, рожденное прежде всех холмов,
то есть прежде всякой словесной и разумной сущности; как
и в другом месте Павел называет Его "перворожденным всея
твари" (Кол.1:15); но назвав перворожденным, показывает
этим, что Он – не тварь, а рождение Отца; ибо странно о
Божестве Его употребить сказуемое: тварь. Все сотворено
Отцом через Сына; один Сын превечно рожден от Отца;
потому "перворожден есть всея твари" Бог Слово,
Неизменный от Неизменного.
Тело, которое Он нас ради понес на Себе,
есть тварь. О Нем говорит Иеремия, по переводу
семидесяти толковников: "созда Господь спасение в
насаждение ново, в немже спасении обыдут человецы"
(Иер.31:22), а у Акилы то же изречение излагается:
"созда Господь новое в жене". Созданное же в насаждение
нам спасение новое, а не древнее, при нас, а не при
живших прежде нас, есть Иисус, как Спаситель,
соделавшийся человеком; имя же Иисус переводится иногда
словом: спасение, и иногда – словом: Спаситель. Спасение
от Спасителя точно так же, как освещение от света. Итак,
Спасителем созданное спасение есть новое, как говорит
Иеремия: "созда нам спасение... ново"; и как выражает
Акила: "создал Господь новое в жене", т. е. в Марии,
потому что ничего нового не создано в жене, кроме
Господня тела, рожденного от Девы Марии без плотского
общения, как и в Притчах от Лица Иисусова говорится:
"Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя"
(Притч.8:22); не сказано же: прежде дел "созда мя",
чтобы изречения сего не принял кто о Божестве Слова.
4) Итак, оба изречения написаны об
Иисусе, относительно к телу. Ибо "в начало путей" создан
Господний человек, которого явил Он нам во спасение,
"зане Тем имамы приведение... ко Отцу" (Еф.2:18). Он
есть путь, приводящий нас к Отцу, а путь есть нечто
телесно видимое; и это есть Господний человек.
Все сотворило Божие Слово, Само будучи
не тварию, но Рождением, потому что в числе тварей
ничего не сотворило равного или подобного Себе. Рождать
– прилично Отцу, а творить – художнику. Произведение и
тварь есть тело, которое нас ради понес на Себе Господь,
"Иже бысть нам, – как говорит Павел, – премудрость от
Бога, и освящение, и правда..., и избавление"
(1Кор.1:30), хотя Слово – прежде нас и прежде всякой
твари, и было, и есть Отчая Премудрость.
Святый же Дух, исходя от Отца, всегда
пребывает в руках, посылающего Отца и носящего Сына, и
Им Он наполняет всяческая. Отец, имея бытие от Себя, как
сказали мы, родил Сына, а не создал, – родил как реку от
истока, как растение от корня, как сияние от света, все
же это видим в природе нераздельным. Через Него Отцу
Слава, держава и величие прежде всех веков и во все веки
веков! Аминь.
Афанасий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|