Афанасий Великий. Окружное послание
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Поместным сослужителям, возлюбленным
господам, Афанасий желает о Господе радоваться.
1) Что потерпели мы, это ужасно и
невыносимо; нет возможности и памяти передать это
достойным того образом. Но чтобы скорее можно было
выразуметь ужас совершившегося, за лучшее признал я
привести на память сказание из Писания. Однажды "муж
левитин", жене которого нанесено было поругание (а она
была евреянка и из колена Иудина), увидев чрезмерность
злодеяния, и пораженный беззакониями, на какие против
него отважились (Суд. 19), раздробив тело жены на части,
послал во все колена Израилевы, чтобы все убедились – в
этом злодеянии видеть обиду не ему одному, но всем
вообще, и если будут сострадательны, отмстили, а если
останутся равнодушными, на себе понесли стыд, как
ставшие уже участниками в причинении обиды. Посланные
известили о случившемся; и всякий слышавший и видевший
сказал: никогда не бывало ничего подобного с того дня,
как вышли сыны Израилевы из земли египетской. Почему
подвиглись все колена Израилевы, и все, как бы сами
потерпели обиду, собрались против преступников. Наконец,
учинившие беззаконие были преследованы войною и стали
для всех отверженными; потому что собравшиеся не
смотрели на единоплеменность, но имели в виду
преступление.
Знаете, братия, это сказание и
подробности дела, изображенные в Писании. Я не намерен
распространяться об этом более; потому что пишу людям
знающим, и спешу вашему благоговению указать на события
настоящие, которые важнее и тех. Ибо для того и упомянул
об этом сказании, чтобы, тогдашнее сравнив с настоящим,
и уразумев, сколько последнее превосходит жестокостью
древнее, вознегодовали вы еще более, нежели израильтяне
на тогдашних беззаконников; потому что лютость гонений,
воздвигнутых на нас, гораздо выше; и бедствие левита
маловажно в сравнении с тем, на что ныне отваживаются
против Церкви; лучше же сказать, этого и не слышно было
никогда во вселенной, и никто не изведывал подобных зол.
Тогда поругана была одна женщина и один левит потерпел
насилие; а теперь поругана целая Церковь, оскорблено
святилище и, что еще важнее, благочестие гонимо
нечестием. Тогда каждое колено Израилево, видя
отторгнутый член одной женщины, приходило в ужас; а
теперь видимы расторгнутые члены целой Церкви, и
посланные, частью к вам, а частью к другим, извещают о
поругании и обиде, какие претерпели они.
Потому, умоляю, подвигнитесь и вы, как
будто обида нанесена не нам одним, но и вам; пусть
каждый подаст помощь, как будто и сам страждет, чтобы не
повредились в скором времени и правила церковные, и
верование Церкви; потому что – в опасности теперь то и
другое, если Бог вскоре чрез вас не исправит допущенных
беспорядков, и Церковь не будет защищена. Не теперь даны
правила и уставы церквам, но прекрасно и твердо преданы
Отцами нашими; не теперь началась вера, но от Господа
перешла к нам чрез учеников Его. Посему да не погибнет в
настоящие дни, что соблюдалось в церквах издревле и до
нас, и да не будет взыскано с нас, что вверено было нам.
Подвигнитесь, братия; потому что вы – строители тайн
Божиих, и видите, как расхищаются они другими.
Подробности услышите от письмоподателей; а я поспешил
изобразить кратко, чтобы в подлинности узнать вам, что
никогда не бывало еще ничего подобного с Церковью, со
дня, как вознесшийся Спаситель заповедал ученикам,
сказав: "шедше... научите вся языки, крестяще их во имя
Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф. 28, 19).
2) А что в отношении ко мне и к Церкви
сделано противозаконно, это было так: По обычаю
собирались мы мирно, народ радовался нашим собраниям, и
все преуспевали в житии по Богу, сослужители мои в
Египте, Фиваиде и Ливии, сохраняли любовь и мир и друг к
другу и ко мне; вдруг египетский епарх обнародывает
писания, имеющие вид указа, что некто Григорий из
Каппадокии поступает моим преемником, по царской воле.
Такой слух всех привел в смятение; это было нечто новое
и в первый только раз слышимое. Народ тем паче стал
сходиться в церкви, а чрез это еще более узнали, что ни
сами они, ни епископ, ни пресвитер, и ни другой кто
вообще, никогда не приносили на меня жалоб; с Григорием
же видели одних ариан, узнали, что и сам он – арианин,
присланный Евсевиевыми единомышленниками. А вы знаете,
братия, что единомышленники Евсевиевы всегда были
покровителями и сообщниками нечестивой ереси
арианствующих, и чрез них всегда строили мне козни, и
были виновниками удаления моего в Галлию. Поэтому народ
справедливо вознегодовал, все вопияли, свидетельствуясь
другими судиями и целым городом, что; поелику не было на
меня никакой жалобы от священнослужителей, сделано же
это в поругание мне еретиками арианами, то явное это
нововведение и нарушение церковных законов.
Если бы и действительно имела силу
какая-нибудь на меня жалоба; то не арианину, не кому
либо из держащихся арианских мудрований, но – по
церковным правилам и по слову Павлову, – собравшемуся
народу и тем, которые прияли власть от Духа, "с силою
Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор. 5, 4), надлежало
законно все исследовать и произвести, в присутствии
изъявляющих свое требование мирян и клириков;
постороннему же, при содействии ариан, как бы купив имя
епископа, где не просили, не имели в намерении и вовсе
не знали дела, не должно было вторгаться в церковь, по
предстательству и принуждению мирских судей. Ибо все это
нарушает церковные правила и вынуждает язычников хулить
и подозревать, что поставления совершаются у нас не по
Божественному закону, а вследствие купли и по
ходатайству.
3) Итак, поставление Григория арианами
было странно и такое имело начало. Какие же беззакония
произвело и скольких зол было причиною вступление его в
Александрию, – об этом можете узнать из написанного и
расспросить у приходящих. Когда народ, при таком
нововведении, изъявил свое неудовольствие, и потому
собрался в церквах, чтобы арианское нечестие не
примешалось к верованию Церкви; Филагрий, который и
прежде оскорблял Церковь и ее дев, а теперь стал епархом
египетским, этот отступник, соотечественник Григориев,
человек нечестных нравов, а сверх того имеющий
заступниками единомышленников Евсевиевых, и потому
усильно действующий против Церкви, своими обещаниями,
впоследствии исполненными, склоняет на свою сторону и
раздражает язычников, иудеев и людей беспорядочных; и
вдруг напускает их с мечами и дрекольем на народ в
церквах.
А что из этого вышло, – не легко уже
сказать это, да и невозможно вполне изобразить; даже и
малой части никто не вспомнит без слез и рыданий. Ибо
описаны ли где у древних такие плачевные события? Или,
бывало ли когда-нибудь что подобное во время гонения и
войны? Храм и святая крещальня объемлются пламенем.
Вдруг, в городе жалобы, вопли, плач; граждане негодуют
на случившееся, вопиют на градоправителя, и
свидетельствуют о совершаемых насилиях; потому что
святые и непорочные девы были обнажаемы и терпели
непозволительные поступки; а которые противились, тех
жизнь подвергалась опасности; монашествующие были
затоптаны ногами и умирали; в одних бросали свинцовыми
кругами, других убивали мечами и дрекольем, иные были
изранены и избиты. А на святой Трапезе какое совершалось
нечестие и беззаконие! Приносили в жертву птиц, жгли
сосновую кору, восхваляя своих идолов, и хуля в самых
церквах Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Сына
Бога Живаго; книги Божественного Писания, какие находили
в церкви, жгли; богоубийцы иудеи и безбожные язычники,
без опасения входя в святую крещальню (какая дерзость!),
обнажались там, делали и говорили такие мерзости,
которые стыдно и пересказывать. И некоторые нечестивцы,
подражая жестокости гонений, хватали дев и постниц,
влекли за руки, и влача, принуждали хулить Господа и
отрекаться от Него; а которые не отрекались, тех терзали
и топтали ногами.
4) И сверх того, дивное и торжественное
это вступление арианина Григория, увеселяясь подобными
бедствиями, как бы предлагая воздаяние и награду за
такую беззаконную победу язычникам, иудеям и всем, так
поступавшим с нами, предает на разграбление церковь. И
как скоро дозволено было такое беззаконие и бесчиние, –
поступают хуже, чем на войне, и с большим уже
ожесточением, чем разбойники. Одни расхищают все, что ни
встречалось; другие грабят положенные некоторыми на
сохранение вещи; вино, которого было довольно много,
пьют, льют, уносят; стоявший елей расхищают; двери и
решетки берет всякий как добычу; подсвечники влекут и в
тоже время кладут у ограды; церковные свечи зажигают
перед идолами. Одним словом, в церкви грабеж и убийство.
И злочестивые ариане не стыдились таких
дел, но присовокупили еще худшее и более жестокое.
Пресвитеры и миряне были терзаемы; девы без покрывал
отводимы были в судилище к градоправителю и ввергаемы в
темницу; у иных описывали имение, а самих бичевали;
возбранялось выдавать хлебы священнослужителям и девам.
И все это происходило в самую святую Четыредесятницу,
около Пасхи, когда братия постились, а чудный Григорий,
подражая Каиафе с игемоном – Пилатом, ругался над
благочестно чтущими Христа. В пяток, вошедши в одну из
церквей с градоправителем и с толпою язычников, как
скоро увидел, что народ с отвращением смотрит на его
насильственное вторжение, заставил жестокого
градоправителя – в один час всенародно высечь и
ввергнуть в темницу тридцать четыре человека, – дев,
замужних жен и благородных мужей; в числе их была дева
любительница чтения; она держала еще в руках Псалтирь,
когда велели сечь ее всенародно; книга была вырвана
исполнителями казни, сама же дева заключена в тюрьму.
5) После всего этого они не успокоились,
не щадили и прочего, но вознамерились повторить тоже
самое в другой церкви, где всего более пребывал я в те
дни. Старались же простереть неистовство свое и на эту
церковь, чтобы уловить и убить меня. Так и было бы со
мною, если бы не помогла благодать Христова, чтобы,
избежав гибели, мог я по крайней мере пересказать хотя
немногое. Ибо видя, что буйство их доходит до крайности,
и признав лучшим, чтобы церковь не потерпела вреда, не
пострадали в ней девы, не произошли опять убийства, и
народ в другой раз не подвергся оскорблениям, – скрылся
я от народа, вспомнив Спасителя. Который говорит:
"егда... гонят вы во граде сем, бегайте в другий" (Матф.
10, 23). По злодеяниям же, какие совершены ими в другой
церкви, знал я, что не откажутся от жестокости и в этой;
потому что не устыдились даже дня Господня в святой
праздник, но и в этот день заключали людей церковных в
темницу.
Когда Господь всех освободил от уз
смертных; тогда Григорий и бывшие с ним, как бы в
противоборство Спасителю, положившись на покровительство
градоначальника, и этот день свободы для рабов Христовых
обратили в плач. Язычники, уважая день сей, веселились;
а Григорий, исполняя, может быть, приказания Евсевиевы,
доводил христиан до необходимости плакать, обременял их
узами.
С таким насилием градоправитель отнимал
церкви, и отняв, передавал Григорию и арианам. И
отлученные нами за нечестие радуются похищению церквей;
а народ Божий и служители соборной церкви принуждены –
или приобщиться к нечестию еретиков ариан, или не
входить в церкви.
Даже корабельщикам и другим
мореплавателям Григорий делал не мало насилия и
принуждения чрез градоправителя, подвергая их
истязаниям, побоям, узам и заключению в темницу, чтобы
не противоречили его беззакониям, но даже приняли от
него письма.
Не довольствуясь и этим, но чтобы
насытиться моею кровью, побудил он жестокого сообщника
своего, градоправителя, как бы от лица народа, написать
представление благочестивейшему царю Констанцию в
укоризненных против меня выражениях, вследствие чего
должно мне не только бежать, но и ожидать себе тысячи
смертей. Писал же это представление один отступник из
христиан, бесстыдно поклоняющийся идолам; а подписались
язычники, служители идольских капищ, и с ними – ариане.
И чтобы не распространяться в слове,
напишу: Здесь – гонение на Церковь, такое гонение,
какого никогда еще не бывало. Ибо в гонение, пред этим
бывшее, по крайней мере, кто спасался бегством, тот мог
молиться и креститься втайне: а ныне жестокость велика и
уподобляется вавилонскому безбожию. Как тогда было с
Даниилом; так и теперь чудный Григорий доносит
градоправителю на тех, которые молятся в домах, а за
священнослужителями наблюдает, преследуя их всякими
оскорблениями; почему, вследствие такого насилия, многие
– в опасности умереть некрещеными; многие в болезни
остаются без посещения духовными, и сетуют о таковом
бедствии, почитая его тягостнейшим самой болезни; потому
что, при гонении на служителей церкви, те из народа,
которые гнушаются нечестием еретиков ариан, предпочитают
лучше так болеть и быть в смертной опасности, нежели
дозволить, чтобы рука арианина взошла на их главу.
6) Итак, Григорий – арианин и прислан
арианами; ибо никто не требовал его, кроме их одних. И
потому, как наемник и как чужой, христианам соборной
церкви, как ему не принадлежащим, чрез градоначальника
причиняет бедствия и огорчения. Прежде, когда
единомышленники Евсевиевы поставили арианам какого-то
Писта, – как скоро написал я вам о нем (известно это
всем вам епископам соборной церкви), – справедливо
предали вы его анафеме и отлучению за нечестие. По
этой-то причине прислали теперь к арианам этого
Григория; а чтобы и в другой раз не остаться в стыде,
после того, как опять напишу к вам против них, –
употребили против меня внешнюю силу, думая, что, овладев
церквами, избегнут подозрения в арианстве Но ошиблись и
в этом; потому что никто из церковных не действует с
ними заодно, и на их стороне одни еретики, еще –
отлученные от Церкви за вины, и те, которые лицемерят по
принуждению, боясь градоправителя. Вот что произведено
единомышленниками Евсевиевыми! Это замышляли и слагали
они издавна, теперь же нашли возможность привести в
исполнение, при помощи клевет, какими очернили меня пред
царем. Конечно же, и на этом не успокоятся; они так
домогаются моей смерти, и столько страшными показывают
себя моим знакомым, что все обращаются в бегство и
ожидают себе от них смерти.
Но поэтому не должно и вам оставаться в
бездействии при их беззакониях; напротив того, надлежит
вступиться в дело и вознегодовать на такие против нас
нововведения. Ибо если, когда страждет один член,
состраждут с ним и все члены, и по слову блаженного
Апостола, должно плакать с плачущими (Рим. 12, 15); то,
когда страждет такая Церковь, – пусть каждый, как бы сам
страдал, вступится в дело. Ибо хулится ими общий наш
Спаситель и нарушаются ими общие всем нам правила. Если
бы, когда восседаете вы в церкви и неукоризненно
собираете народ, вдруг пришел кто-нибудь, по указу
объявляя себя преемников кого-либо из вас, и с вами
случилось что-либо подобное; то не вознегодовали ли бы
вы, и не пожелали ли бы, чтобы вступились за вас? Посему
справедливо прийти вам в негодование, чтобы, если при
этом умолчите, подобное зло не стало постигать и каждую
церковь, и училище наше не обратилось, наконец, в место
купли и торжища.
7) Об арианах знаете уже вы,
возлюбленные; потому что нечестие их неоднократно
подвергали отлучению, и каждый порознь, и все вообще;
знаете же, что и единомышленники Евсевиевы, как прежде
сказал я, держатся той же ереси, почему и злоумышляют
против меня издавна. Теперь чрез них и от них постигшие
нас бедствия, жесточайшие бедствий военного времени,
описал я вам, чтобы вы, согласно с упомянутым в начале
сказанием, восприняв ненавидящую лукавства ревность,
исторгли творящих подобное лукавство против Церкви. Если
в прошлом году, когда еще не было этого, римские братия
писали, учредить Собор по прежним делам, чтобы наказать
за них, и единомышленники Евсевиевы, боясь этого Собора,
предупредили возмутить Церковь, и хотели убить меня,
чтобы, не имея обличителя, небоязненно делать уже, что
им угодно; то кольми паче, по совершении стольких
беззаконий, должны вы вознегодовать и произнести на них
осуждение, по мере того, что к прежнему присовокупили
еще и это?
Умоляю вас, не оставьте этого без
внимания, и не потерпите, чтобы знаменитая
александрийская Церковь попрана была еретиками. И народ
и священнослужители, естественным образом, не могут
действовать совокупно, они молчат, боясь насилий от
начальника области, но отвращаются нечестия арианского.
Итак, если Григорий, или другой кто из окружающих его,
будет писать к вам, – не принимайте, братия, писаний
его, но отлучите и посрамите доставивших письма эти, как
служителей нечестия и лукавства. Если же осмелится
написать в виде примирения, и сего не принимайте, потому
что доставят это к вам взявшиеся из боязни
градоначальника, вследствие многих его насилий. Поелику
же, вероятно, будут писать к вам об этом и Евсевиевы
единомышленники, то по этой же причине, наперед
напоминаю вам, – и в этом случае, подражая Божию
нелицеприятию, гоните от себя присланных ими, потому
что, по их настроению, в такое время язычниками и
иудеями произведены в церквах гонение, растление дев,
убийство, разграбление церковных вещей, пожар и
богохульства.
А злочестивый и неистовый Григорий не
может отречься, что он – арианин, имея обличителем
подписавшегося в его посланиях. Ибо этот подписавшийся
есть Аммон, который давно уже за многие худые дела и за
нечестие извержен из Церкви блаженной памяти
Александром, прежде меня бывшим епископом.
Ради же всего этого благоволите отписать
ко мне и осудить нечестивых, чтобы, как находящиеся
здесь священнослужители и народ, видя ваше православие и
вашу ненависть к лукавству, возвеселились теперь о
единодушной вашей во Христа вере, так решившиеся на
такое противозаконное дело против Церкви, вразумившись
вашими писаниями, хотя со временем когда-нибудь, могли
раскаяться.
Приветствуйте братство ваше. Все со мною
сущие братия приветствуют вас. Здравыми и памятующими о
мне да сохранит Господь вас, истинно возлюбленные
Господа!
Афанасий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|