Афанасий Великий. Послание к Аммуну монаху
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Все творения Божии добры и чисты.
Ибо ничего неполезнаго или нечистаго не сотворило Божие
Слово. Христово благоухание есмы в спасаемых, по
апостолу (2Кор.2:15). Поелику же различны и многообразны
суть стрелы диавола, и непорочно мыслящих доводит он до
возмущения, отвлекает братий от обыкновеннаго
упражнения, всевая в них помышления нечистоты и
осквернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими
словами, и лукаваго обольщение да отженем, и мысль
простейших да утвердим. Вся убо чиста чистым, нечистых
же и совесть осквернится и все (Тит.1:14).
Удивляюсь же
ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба,
влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое
им есть паче навет, или искушение. Ибо, как и сказал,
дабы отвлещи подвижников от обычнаго и спасительнаго
попечения, и в сем, как мнится ему, победити их, для
сего возбуждает он такую молву, которая не приносит
никакой пользы для жизни, а токмо пустые вопрошения и
суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи мне,
возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховнаго
или нечистаго какое либо естественое извержение, как
например, аще бы кто восхотел поставити в вину
исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст? Можем
рещи и о большем сего, о извержениях чревом, которыя
необходимы для жизни животнаго. Еще же, аще по
Божественному Писанию веруем, яко человек есть дело рук
Божиих, то како могло от чистыя силы произыти дело
оскверненное, и аще род Божий есмы, по Божественному
Писанию апостольских деяний (Деян.17:28), то не имеем в
себе ничего нечистаго. Ибо тогда токмо мы оскверняемся,
когда грех, всякаго смрада худший, соделываем. А когда
происходит какое либо естественное невольное извержение,
тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено,
по необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо
прекословити справедливым словам, паче же сотворенному
от Бога, неправо приводят и слово Евангелия, яко не
входящая сквернят человека, но исходящая: то нужно и сию
нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличити.
Во-первых они и Писания, по невежеству своему, яко
неутвержденные, превратно употребляют. Разум же
Божественнаго Слова есть следующий: когда некие, подобно
сим, сомневалися о пище, тогда Сам Господь, разрешил их
неведение, или паче, обличая заблуждение, рек: не
входщая сквернит человека, но исходящая (Мф.15:11).
Посем прилагает: откуда исходящая - от сердца. Ибо
ведает, что тамо суть злыя сокровища скверных помыслов и
иных грехов. Сокращеннее же апостол, сему наученный,
глаголет: брашно нас не поставит пред Богом (1Кор.8:8).
Благословно может кто рещи и в настоящем случае:
естественное некое извержение не поведет нас к
наказанию. Может быть и врачи (да убедятся хотя внешними
прекословящие) в защищение сего скажут, что животному
даны некие необходимые исходы для отложения излишества
влаг, питаемом в каждом у нас члене, каковы суть
излишества главы власы, и влажности из главы
отделяющияся и исходящее из чрева, такожде и оный
избыток в семенных сосудах. И так Боголюбезнейший
старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший
животное Господь восхотел и сотворил, чтобы сии члены
имели таковые исходы? Но нужно предупредить противоречия
лукавых. Ибо могут рещи: посему не будет грехом и самое
употребление, когда орудия Творцем устроены. Таковых
вопрошением заставим умолкнути, глаголя на сие: о каком
употребление глаголеши, о законном ли? о том ли, которое
Бог позволил, глаголя: раститеся и множитеся, и
наполняйте Землю (Быт.1:28): о том ли, которое апостол
допустил, глаголя: честна женитва, и ложе нескверно
(Евр.13:4)?
Или о том, которое бывает между людьми, но
происходит тайно и прелюбодейно? Ибо и в других случаях
жизни обретаем различие, бывающее по некоторым
обстоятельствам, на пример: не позволительно убивать, но
убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и
воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их
деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и
в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в
других обстоятельствах, и благовременно, допускается и
позволяется. Такожде разсуждати должно и о телесном
совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную
чету, употребляет естество к деторождению, но аще к
любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются
казни, возвещенной апостолом (Евр.13:4). Ибо два пути в
жизни относительно сего предмета.
Един обыкновенный и и житеский, то есть брак, другий же ангельский и коего нет
превосходнее, то есть девство. Аще кто избрал мирский
путь, то есть брак: то не подлежит порицанию, но не
получит толиких даров, хотя впрочем получит некие, ибо и
он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто восприял
чистый и премирный путь, хотя путь его жесточае и
труднее перваго, то таковый приемлет более чудныя
дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный. Тако
нечистыя и лукавыя их вопрошения имеют собственныя
решения, Божественными Писаниями древле приготовленныя.
И так утверждай, отче, подчиненное тебе стадо
апостольскими увещеваниями, евангельскими утешениями,
псаломскими советами, глаголя к Господу: живи мя по
слову Твоему (Пс.118:25).
Слово же его состоит в
служении ему от чистаго сердца. Ибо зная сие тот же
пророк, как бы себя изъясняя, говорит: сердце чисто
созижди во мне, Боже (Пс.50:12), дабы скверныя
помышления не возмущали меня и паки: и Духом Владычним
утверди мя (Пс.50:14), дабы, естьли когда помышления и
возмутят меня, мощная некая сила от Тебя исходящая,
укрепляла меня, аки некая твердыня. Таковые и подобные
советы преподав и ты, глаголи тем, которые медленно
покоряются истине: научу беззаконныя путем Твоим
(Пс.50:15), и уповая на Господа, яко убедишь их
отступити от таковыя злобы, воспевай: и нечестивыя к
Тебе обратятся. Да престанут злонамеренно вопрашающие от
таковаго суетнаго труда, а сомневающиеся по простоте, да
утвердятся Духом Владычним, вы же, которые твердо
ведаете истину, содержите оную ненарушимо и
непоколебимо, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же
Отцу слава и держава, со Святым Духом, во веки веков,
аминь.
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|