Афанасий Великий. Свиток к антиохийцам
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский - богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
1) Возлюбленным и вожделеннейшим
сослужителям: Евсевию, Люциферу, Астерию, Киматию и
Анатолию Афанасий и пребывающие в Александрии Епископы
из Италии, Аравии, Египта и Ливии, Евсевий, Астерий,
Гаий, Агаф, Аммоний, Агафодемон, Драконтий, Аделфий,
Ермеон, Марк, Феодор, Андрей, Пафнутий, другой Марк,
Зоил, Мина, Георгий, Лукий, Макарий и прочие желают
премного о Христе радоваться.
Уверены мы, что, будучи служителями
Божиими и добрыми строителями, имеете вы достаточныя
силы благоустроить все дела церковныя. Но поелику дошло
и до нас, что весьма многие, прежде по упорству от нас
отделявшиеся, желают ныне быть в мире с нами; а многие,
отступив от сношения с арианами, ищут общения с нами: то
почли мы необходимым, что написано нами и возлюбленными
нашими Евсевием и Астерием, то написать и к вашей
доброте, о возлюбленные и подлинно вожделеннечшие
сослужители. Мы радуемся таковому известию. и желаем,
чтобы, если и остается еще кто далеким от нас, и если
кто, повидимому, сходится еще с арианами, то и он бежал
бы арианскаго их безумия, и наконец все и повсюду могли
бы сказать: един Гасподь, едина вера (Ефес 4, 5). Ибо,
как сказал Песнопевец, что добро, или что красно, но еже
жити братии вкупе (Псал. 132, 1)? А дом наш - Церковь, и
у нас прилично быть одному и тому-же образу мыслей, ибо
веруем, что в таком случае будет с нами обитать и
Господь, сказавший: вселюся в них и похожду (2Кор. 6,
16), и: зде вселюся, якоже изволих? (Псал. 131, 14). Где
же - зде, как не там, где проповедуется одна вера, одно
благочестие?
2) Посему, действительно, и мы
египетские вместе с возлюбленными нашими братиями,
Евсевием и Астерием, намеревались идти к вам, как по
многим причинам, так особенно для того, чтобы облобызать
любовь вашу и сообща насладиться таким миром и
единомыслием. Но поелику, как объясняли мы и в других
посланиях, и как можете узнать от самих сослужителей
наших, удерживают нас церковныя нужды; то мы поскорбели
и упросили этих сослужителей наших, Евсевия и Астерия
идти к вам вместо нас. И благодарение их богочестию,
что, хотя сами и могли поспешить в свои епархии,
однако-же всему предпочли путешествие к вам ради
настоятельной церковной нужды. Получив их согласие,
утешились мы тем, что, когда они и вы будете там, и мы
все почтем себя соприсутствующими с вами.
3) Итак, всех желающих быть в мире с
нами, особливо же имеющих собрания в старом городе, а
также отступивших от ариан, пригласите к себе, приимите
их, как отцы детей, присвойте себе как учители и
попечители, и соедините их с возлюбленными нашими,
сущими с Павлином; ничего же не требуйте от них больше,
а только, чтобы предали анафеме арианскую ересь, и
исповедали веру, святыми Отцами исповеданную в Никеи,
предали также анафеме утверждающих, что Дух Святый есть
тварь и отделен от сущности Христовой. Ибо не разделять
Святую Троицу, и не говорить, будто бы нечто из Нея есть
тварь, значит истинно отступить от ненавистной ереси
ариан. А те, которые притворно приписывают себе веру,
исповеданную в Никеи, дерзают же произносить хулу на
Духа Святаго, не более делают, как только на словах
отрицаются арианской ереси, содержат же ее в сердце.
Всеми да будут преданы анафеме нечестие Савеллия и Павла
Самосатскаго, безумие Валентина и Василида и
безразсудство манихеев. Ибо, когда будет все это, тогда
все соделаются свободными от всякаго худого подозрения,
и видима будет единая чистая вера вселенской Церкви.
4) А что эта вера содержится и нами, и
имевшими всегда с нами общение, это, думаем, не
неизвестно и вам и всякому другому. Поелику же участвуем
в радости намеревающихся вступить в единение, как всех,
так преимущественно имеющих собрания в старом городе, и
как за всех, так за доброе преднамерение последних,
наипаче прославили мы Господа; то умоляем вас на этих
условиях пребывать с ними в единомыслии, и, по
сказанному прежде, как вам ничего бoльшаго не требовать
от имеющих собрания в старом городе, так и сущим с
Павлином не выставлять на вид ничего иного, кроме
Никейских определений.
5) Объявляемый же некоторыми лист, будто
написанный о вере на Сардикийском Соборе, запретите
вовсе читать или ссылаться на него; потому что Собор не
определял ничего такого. Хотя некоторые, под видом, что
изложение веры Никейскаго Собора недостаточно, желали
писать о вере и усильно покушались на это: однако-же,
святый Собор, сошедшийся в Сардике, вознегодовал на то,
и определил - не писать больше о вере, но
довольствоваться верою, исповеданною Отцами в Никеи;
потому что исповедание это ни в чем не имеет недостатка,
но исполнено благочестия; и не должно вторично излагать
исповедание веры, чтобы исповедание, написанное в Никеи,
не могло быть почтено недостаточным, и не было дано этим
повода желающим часто писать и делать определения о
вере. Почему, еели кто будет выставлять на вид это или
другое изложение веры, останавливайте таких, и убеждайте
их пребывать лучше в мире; и мы ничего более не видим в
этих людях, кроме одного упорства.
Скажем и о тех, которых порицали иные,
за употребление речений - три ? постаси, - так как
речения эти взяты не из Писания и подозрительны. Хотя мы
и просили ничего большаго не требовать, кроме Никейскаго
исповедания; однако-же, по причине спора спрашивали их:
не именуют ли они, подобно арианам, ?постаси сии
отчужденными, разобщенными, и взаимно иносущными, каждую
же ?постась особо отдельною, как отделены другия твари и
раждаемые от людей; или, не именуют ли ?постасей
различными сущностями, каковы например золото, или
серебро, или медь; или, как другие еретики именуют три
начала и трех богов, не так ли и они, думая об
?постасях, именуют их? - И они подтвердили, что не в
таком смысле именуют, и что никогда так не думали. Когда
же спросили мы их: почему же говорите это, и вообще, для
чего употребляете такия речения? - они отвечали: для
того, что веруем во Святую Троицу; знаем же Троицу не по
имени только, но истинно сущую и пребывающую, истинно сущаго и пребывающаго Отца, истинно сущаго и
пребывающаго самосущим Сына, пребывающаго и сущаго Духа
Святаго; не именуем же трех богов или трех начал, и
вовсе не терпим утверждающих это или мудрствующих так;
но ведаем Святую Троицу, и единое Божество, и единое
Начало, и Сына единосущнаго Отцу, как изрекли Отцы, и
Духа Святаго - не тварь и не чуждаго, но собственнаго
сущности Сына и Отца и нераздельнаго с Ними.
6) Приняв же от них такое объяснение и
оправдание речений, спросили мы и обвиняемых ими, будто
бы именуют одну? постась: не в том ли смысле, как
мудрствует Савеллий, и они именуют так, отрицая чрез сие
Сына и Святаго Духа, или предполагая, что Сын не самосущ
и Дух Святый не самостоятелен? - Но они подтвердили, что
не в этом, смысле именуют и никогда так не думали;
именуем же, говорили? постасию, почитая
равнозначительным сказать? постась или сушность; а
разумеем одну? постась, потому что Сын от Отчей
сущности, и признаем тождество естества в Отце и Сыне.
Ибо веруем, что Божество одно, и естество Его одно, а не
иное естество Отца, и не чуждое Ему естество Сына и
Святаго Духа.
И действительно, обвиненные, что именуют
три? постаси, стали в этом согласны с последними, а
утверждавшие одну сущность и сами одобрили мнение первых
в том виде, как объяснили они его; те же и другие
предали анафеме Ария, как христоборца, Савеллия и Павла
Самосатскаго, как злочестивых, Валентина и Василида, как
чуждых истине, и Манихея, как изобретателя зол. И все,
по благодати Божией, после таких объяснений совокупно
соглашаются, что лучше и точнее подобных речений вера,
исповеданная Отцами в Никеи, и что наконец лучше
довольствоваться и пользоваться теми речениями, какия
употреблены в Никейском исповедании.
7) А поелику некоторые, повидимому,
спорят друг с другом и о домостроительстве Спасителя в
воплощении; то и об этом спрашивали мы тех и других, и
что исповедали одни, с тем согласились и другие, именно
же: не как Слово Господне было в Пророках, так при
скончании веков вселилось Оно в Святаго Человека;
напротив же того, само Слово плоть бысть, и во образе
Божии Сый приял зрак раба, и от Марии по плоти соделался
человеком ради нас; и таким образом, род человеческий, в
Нем совершенно и всецело освобождаемый от греха и
оживотворяемый из мертвых, вводится в царство небесное.
Они исповедывали также, что Спаситель имел тело не
бездушное, не безчувственное и не неразумное; ибо,
поелику Господь ради нас соделался человеком, то и
невозможно телу Его быть неразумным; потому что самим
Словом совершено спасение не тела только, но и души.
Будучи же истинно Божиим Сыном, соделался Он и Сыном
человеческим; и будучи единородным Божиим Сыном,
соделался и первородным во многих братиях. Почему, не
иной был Сын Божий, сущий прежде Авраама, а иной - сущий
после Авраама; не иной был воскресивший Лазаря, а иной
вопрошавший о нем; но Один и Тотъ-же по-человечески
сказал: где положен Лазарь? а по Божеству воскрешает
его. Один и Тотъ-же телесно, как человек, плюну, и
Божески, как Сын Божий, отверз очи слепому от рождения;
и пострадав плотию, как сказал Петр (1Петр. 4, 1),
Божески отверз гробы и воскресил мертвых. Таким же
образом, из сего уразумевая и все, повествуемое в
Евангелии, они утверждали, что одинаково разсуждают о
воплощении и вочеловечении Слова.
8) Поелику же так они исповедали, то
умоляем вас: не осуждайте поспешно, и не отвергайте так
исповедующих и так объясняющих употребляемыя ими
речения; но лучше принимайте желающих мира и
оправдываюшихся. А которые не хотят так исповедывать и
объяснять сии изречения, тех удерживайте и пристыждайте,
потому что образ их мыслей подозрителен Но, не терпя
последних, и первых, правильно толкующих и мудрствующих,
увещавайте не предлагать больше вопросов другь другу, не
входить в словопрения о безполезном, не состязаться о
подобных речениях, но согласно держаться благочестнаго
образа мыслей. Ибо разсуждающие иначе, любящие спорить о
таких речениях и доискивающиеся чего-то сверх
написаннаго в Никеи, не иное что делают, а только, как
ненавистники мира и любители расколов, напаяют подруга
развращением мутным (Аввак. 2, 15). Вы же, как люди
добрые, рабы верные, и Господни строители, чтo
соблазняет и отчуждает, то прекращайте и воспрещайте,
всего же более предпочитайте таковый мир, храня здравую
веру; Господь, может быть, помилует нас и соединит
разделенное. Когда же соделается единое стадо, тогда все
мы паки будем иметь единаго вождя, Господа нашего Иисуса
Христа.
9) И мы, оставшиеся в Александрии, обще
с со служителями нашими Астерием и Евсевием (потому что
большая часть из нас разошлись по своим епархиям), хотя
не должно было спрашивать ни о чем, кроме Никейскаго
Собора, и не терпеть спорных речений, однако-же ради
мира, и чтобы не отвергнуть желающих веровать право,
предлагали им эти вопросы, и что они исповедали, то
изложили кратко. И вы также сообща, и где обыкновенно
имеете свои собрания, прочтите это, и удостойте
пригласить туда всех. Ибо справедливо прочесть сперва
послание там, и там же вступить в единение с желающими и
домогающимися мира, и уже, по присоединении их, где
угодно будет всему народу, там в присутствии вашей
доброты и совершать церковныя службы и всем сообща
прославлять Господа.
Приветствуют вас сущии со мною братия;
желаю, чтобы вы здравствовали и творили о нас память
пред Господом.
Подписали сие: я - Афанасий - и другие
собравшиеся Епископы, и присланные Епископом острова
Сардинии Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и
присланные Павлином Максим и Калимер также диаконы; были
же при сем и некоторые монашествующие от Епископа
Аполлинария, для сего им и присланные.
10) Поименованные же вначале Епископы, к
которым писано это послание, были: Евсевий - города
Верчелли в Галлии, Люцифер - острова Сардинии, Астерий -
Петры аравийской, Киматий - Палтоса в Келесирии,
Анатолий - Евбеи.
А писавшие послание были: Папа Афанасий
и пребывающие с ним в Александрии Евсевий и Астерий, и
прочие: Гаий - Епископ Паратония близ Ливии, Агаф - Фрагона и части Елеархии
египетской, Аммоний - Пахнемуниса и остальной части Елеархии, Агафодемон
- Схедии и Менелаита, Драконтий - малаго Ермополя, Аделфий
- Онуфа лихнийскаго, Ермион - Танеса, Марк - Зигров близ
Ливии, Феодор - Атриба, Андрей - Арсеноита, Пафнутий - Саиса, Марк
- Филов, Зоил - Андро, Мина - Антифрона.
К сему Евсевий приписал по-латини, что в
переводе значит:
Я - Епископ Евсевий - с вами, по точном
с обеих сторон исповедании веры вашей, взаимно между
собою соглашающимися в разсуждении? постасей, и сам
согласен; и не сие только подтверждаю, но и все, что
говорится в Послании, как видно это по связи речи, о
воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий
и соделался человеком, восприяв на Себя, кроме греха,
всего ветхаго нашего человека, каким он был. И поелику
лист, приписываемый Сардикийскому Собору, устраняется,
чтобы не казалось, будто бы излагается в нем что-либо
сверх никейской веры; то и я соглашаюсь не делать его
гласным в Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы
исключается им никейская вера; и желаю возмогать вам о
Господе.
Я - Астерий - дал свое согласие на все
писанное выше; желаю возмогать вам о Господе.
11) Когда же свиток сей был прислан из
Александрии к антиохийцам за означенными подписями
поименованных выше, тогда и сами они подписались к нему:
Я - Павлин, как приял от Отцев, так и
содержу в мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и
Сын пребывает совершен, и Дух Святый пребывает совершен;
почему и приемлю написанное выше толкование о трех?
постасях, и об единой ?постаси, или сущности, а равно и
разумеющих так. Ибо благочестиво разуметь и исповедывать
Святую Троицу в едином Божестве. И о совершившемся ради
нась вочеловечении Отчаго Слова так разсуждаю, как
написано, а именно, что, по сказанному Иоанном, Слово
плоть бысть, и что не претерпело Оно изменения, как
говорят злочестивые, но соделалось ради нась человеком,
родившись от Святой Девы Марии и от Духа Святаго. Ибо
Спаситель приял на Себя тело не без души, не без
чувства, не без ума; потому что, когда Господь ради нас
соделался человеком, невозможио иметь Ему только тело и
не иметь ума. Почему, анафематствую отметающих веру,
исповеданную в Никеи, и непризнающих, что Сын от
сущности Отчей и единосущен Отцу; анафематсгвую также
утверждающих, что Дух Святый есть тварь, приведенная в
бытие Сыном; и еще анафематствую ересь Савеллия и Фотина,
и все другия ереси, соображаясь с верою, составленною в
Никеи, и со всем написанным выше.
Я - Картерий - желаю вам здравствовать.
Афанасий Великий, святитель
Цитировано по:
Творения иже во святых отца нашего
Афанасия Великаго,
Архиепископа Александрiйскаго. Часть
третья. / Издание
второе исправленное и дополненное. -
Репринт. - М.:
Издание Спасо-Преображенскаго
Валаамскаго монастыря,
1994. - С. 166-175
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|