Афанасий Великий. Послание к Максиму
философу
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
1) Прочитав писанное тобою ныне,
похвалил я благоговение твое, и крайне подивившись
безрассудству "не разумеюще, ни яже глаголют, ни о нихже
утверждают" (1Тим. 1, 7), действительно решался хранить
молчание. Ибо отвечать о том, что так явно и светозарнее
самого света, не иное что значит, как людям беззаконным
подавать повод к бесстыдству. Так научены мы и
Спасителем. Ибо Пилату, после того, как умыл он руки и
дал место клевете тогдашних иудеев, Господь не
ответствовал более, вразумлял же паче жену его, чтобы не
по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый
есть Бог. Не ответствуя также и на суесловие Каиафы,
обетованием Своим Господь приводил всех к ведению (Матф.
26, 63, 64). Так и я, долго медля и смотря на
словопрение бесстыдных людей, едва подвигнут был твоим
ревнованием по истине, и не сказал ничего сверх
написанного тобою, чтобы противник, убедившись тем
самым, что оспаривал, "удержал наконец язык свой от зла,
и устне свои, еже не глаголати льсти" (Псал. 33, 14). И,
о если бы подобные люди не хулили более Пригвожденного к
древу, говоря с мимоходившими тогда иудеями: "аще Сын
еси Божий, сниди со креста" (Матф. 27, 40, Лк 23, 35)!
Если же и в этом случае не устыдятся они, то постыдись
ты, помня Апостольскую заповедь: "еретика человека по
первому и второму наказании отрицайся, ведый, яко
развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден"
(Тит. 3, 10, 11). Ибо если отваживающиеся на это или
суть язычники, или иудействуют; то пусть крест Христов,
как иудеи, почитают они соблазном, а как язычники –
безумием (1Кор. 1, 23). Но если выдают себя за христиан,
то пусть знают, что распятый Христос есть "Господь
славы" (1Кор. 2, 8), что Он "Божия сила и Божия
премудрость" (1Кор. 1, 24).
2) А если сомневаются в том, что Он Бог;
то да постыдятся Фомы, который осязал Распятого и
именует Его Господом и Богом (Иоан. 20, 28); да убоятся
самого Господа, Который, по умовении ног ученикам,
говорит: "вы глашаете Мя Учителя и Господа: и добре
глаголете, есмь бо" (Иоан. 13, 13). Но в том же теле, в
котором умывал ноги, и "грехи нашя сам вознесе на теле
своем на древо" (1Петр. 2, 24). Засвидетельствовано
также, что Он – Владыка твари; потому что солнце
удержало лучи, земля потряслась, камни распались, и сами
распинатели сознались, что распятый "воистинну Божий Сын
бе сей" (Матф. 27, 51, 54).
И видимое тело было телом не человека,
но Бога; в этом теле, когда и распят был, воскрешал Он
мертвых. Посему, не хороша эта дерзкая их мысль, будто
бы Слово Божие было к некоему святому человеку (а так
было Оно в каждом из Пророков и иных святых); да будет
отвергнута и та мысль, что Слово каждый раз рождается и
потом умирает. О Господе не так должно разуметь; да не
будет сего! Напротив, же того, "единою в кончину веков,
во отметание греха" (Евр. 9, 26), Слово стало плотью, и
от Марии Девы произошел человек по нашему подобию, как и
иудеям сказал Господь: "ныне же ищете Мене убити,
человека, иже истину вам глаголах" (Иоан. 8, 40)? И мы
обожаемся, не причащаясь тела какого-либо человека, но
приемля тело самого Слова.
3) Подивился я и тому, как дерзнули они
даже подумать только, будто бы Слово сделалось человеком
по естественному порядку. Если бы так было, то напрасно
была бы чтима память Марии. Естество не знает девы,
рождающей без мужа. Посему-то Он, истинный Бог и по
естеству Отчее Слово и Отчая Премудрость, по
благоволению Отца сделался человеком телесно ради нашего
спасения, чтобы Ему, имея, что принести за нас, спасти
всех нас, "елицы страхом смерти чрез все житие повинни
быше работе" (Евр. 2, 15). Не какой-либо человек предал
себя за нас (потому что всякий человек повинен смерти,
по сказанному в лице Адама всем: "земля еси и в землю
отидеши" (Быт 3, 19), и не другая какая-либо из тварей
предала себя (потому что всякая тварь предполагается
изменяемою); но само Слово принесло за нас собственное
Свое тело, чтобы не в человека была вера и не на
человека упование, но чтобы иметь нам веру в самого Бога
– Слово. И действительно, когда сделался Он и человеком,
видим "славу Его, славу яко единородного от Отца,
исполнь благодати и истины" (Иоан. 1, 14). Ибо, что
претерпел Он в теле, все то возвеличил как Бог. Плотью
алкал, Божески же питал алчущих. И если кто соблазняется
телесными действиями, то да уверится тем, в чем
действует Бог. По человечеству вопрошает Он, где лежит
Лазарь; Божески же воскрешает его. Посему, никто да не
посмеивается, называя Его отроком, указывая на
возрастание с годами, на то, что ел, пил, страдал,
чтобы, отрицая свойственное телу, не отринуть совершенно
пришествия Его ради нас. И как не в естественном порядке
сделался Он человеком, так, прияв на Себя тело,
следовало Ему показать свойственное телу, чтобы не
превозмогло мечтание манихейское. А также, действуя
телесно, следовало Ему не скрывать свойственного
Божеству, чтобы Самосатский не имел повода называть Его
человеком, и притом – иным от Бога Слова.
4) Выразумев это, да знает неверный,
что, хотя был Он младенцем в яслях, однако же
покорствовали Ему волхвы, от которых приял поклонение; и
хотя отроком пришел во Египет, однако-же сделал
бездейственными рукотворенных идолов; и распинаемый
плотью воскресил мертвецов, с давнего времени сотлевших;
всем же показал, что Он претерпел все не ради Себя, но
ради нас, чтобы мы, страданиями Его облекшись в
бесстрастие и нетление, пребывали в вечной жизни.
5) Это изложил я тебе кратко,
заимствовав, как и прежде сказал, из написанного тобою,
и ничего не прибавив от себя, а только напомянув о
божественном кресте, чтобы презрители, вразумившись тем
самым, что соблазняло их, поклонились Распятому. Ты же
откровенно убеждай неверных. Может быть, что каким-либо
способом и придут они от неведения в познание и право
уверуют. И хотя достаточно и одного написанного тобою,
однако же не худо присовокупить и это ради напоминания
любопрительным, не с тем, чтобы устыдились они, как
обличаемые в дерзости, но чтобы, как получившие
напоминание, не забывали истины. Да будет во всей силе
исповеданное Отцами в Никее. Ибо сие правомысленно и
сего достаточно к низложению всякой нечестивой ереси,
особливо же арианской, которая хулит Слово Божие, а
вследствие сего по необходимости нечествует и против
Духа Его Святого.
Приветствуй всех правомудрствующих. И
тебя приветствуют все сущие с нами.
Афанасий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|