Афанасий Великий. Слово о чуде, бывшем в
городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа,
истинного Бога нашего
Память: 18 января / 31 января, 2
мая / 15 мая
Святитель Афанасий Великий (295-373),
епископ Александрийский - богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Святитель Афанасий Великий (Александрийский). Икона, XVI век
***
Устремите взоры ума вашего и посмотрите
на это новое чудо, совершившееся ныне. Взгляните на
непостижимое чудо Божие и воздайте славу Богу.
Размыслите о несказанном человеколюбии Его и о величии
домостроительства Его и замените слезы радостию. Для
Бога нет ничего невозможнаго. Будучи Богом, Он все
может. Но то, что случилось в наши дни и среди нас,
приводит в ужас сердце всякаго, кто бы ни услышал об
этом. Поистине небо пришло в ужас от того, на что
некоторые отважились. Снова пропасти ужаснулись; солнце,
луна и звезды помрачились от того, что случилось; но
снова же затем все небесныя силы возрадовались тому, что
сделал Господь Своим домостроительством. Послушайте же и
подивитесь тому, что́ случилось в наши дни. Разумея
уразумейте; прежде внешняго слуха преклоните ухо сердца
вашего и послушайте. Есть город Берит, который граничит
с Тиромь и Сидоном и подвластен Антиохии. В этом городе
Берите было весьма много иудеев. Неподалеку от их
синагоги, которая была очень велика, один христианин
нанял у кого-то домик и в нем, против постели своей,
прибил икону Господа нашего Иисуса Христа. Спустя
немного времени этот христианин нашел себе более
просторное помещение; так как он нуждался в нем. И это,
как я убежден, случилось по благодати и
домостроительству Господа нашего Иисуса Христа, Который
хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание
истины (1Тим. 2, 4), и являет чудеса Свои чтущим Его и
всем верующим в Него, в обличение нечестивых и в
утверждение верующих. Итак, этот христианин, как я
сказал, искал себе более просторное помещение, нашел его
в одном месте города и, переходя туда из дома,
находившагося неподалеку от синагоги иудейской, перенес
все свое имущество, но, но забвению (а вместе и по
домостроительству Божию), забыл и оставил тут икону
Господню, про которую я говорил. Какой-то иудей нанял
себе этот самый дом, где стояла икона Господня;
неренесши все свое имущество, он стал жить в этом доме,
ни чуть не замечая иконы Господней, которая стояла там,
потому что он не обращал и внимания на то место. В один
день этот иудей позваль на обед своего соплеменника. Но
время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону
Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он сказал позвавшему
его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей?
Затем он произнес весьма много неосновательных
ругательств против Господа. Я не дерзаю описывать их, -
да не будет! - хотя позванный гость произнес их против
Спасителя нашего. Тогда позвавший, увидевши икону
Господню, успокоил позваннаго им иудея, сказав, что до
сих пор он не видал этой иконы; и позванный замолчал. Но
потом он пошел к своим архиереям и обвинял иудея,
живущаго в дому, где находилась икона Господня, говоря,
что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея.
Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать?
Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда
они исполнились гнева, но на этот вечер успокоились. На
следующее же утро иудейские архиереи и священники, взяв
донесшаго иудея и собрав толпу своего народа, пошли к
квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши
к указанному месту, архиереи и священники ворвались в
дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня
стоит. Тогда они очень разсвирепели и иудея, жившаго в
этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону
Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как
некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над
Ним и мы. Затем начали плевать в лицо святой иконы
Господней и бичевали ее пред лицем собравшихся. Бичевали
икону Господню с той и другой стороны и говорили: что
сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою
Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались над
Ним, - и мы сделаем тоже. Тогда они безчисленное
изрыгнули множество ругательств против иконы Господней;
мы не смеем и произнести их! Затем говорят: мы слышали,
что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое
сделаем Ему и мы. Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги
Господни, изображенныя на иконе. Потом беснуясь говорят:
мы слышали, что они посредством губки напоили Его
уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы. И сделали,
поднесши к устам Господним, изображенным на иконе,
губку, наполненную уксусом. Онять говорят: мы знаем, что
отцы наши тростию били Его по голове; тоже сделаем и мы.
И взяз трость, били по голове Его на иконе. Затем
наконец говорят: мы доподлинно знаем, что копием ребро
Его прободоша. Ни в чем не отстанем от них, но сделаем и
это. Тогда приказали принести копье и предложили кому-то
взять его и кольнуть им в бок иконы Господней. И тотчас
потекло из нее большое количество крови и воды.
Христе! слава Тебе! Непостижимый! слава
Тебе! Кто, якоже Ты, Господи? Кто кроме Тебя Бог,
творящий страшное и ужасное? О чудо, свидетельствующее о
величии Спасителя нашего! Поистине и ныне, видя это,
ужаснулись святыя высшия силы! О как Ты человеколюбив,
Господи! О как Ты великодушен! О как Ты милостив! Ибо
прежде ради нас и нашего ради спасения Ты, будучи
безплотным, воплотился от девы Марии и был распят
плотию, по божеству Своему будучи безстрастным. Ныне же,
Господи, Ты снова распят в виде иконы, во обличение
нечестивых и всех неверных, и в утверждение пребывающих
в истине и верующих в Тебя. Но слава Тебе, Господи,
единому Всемогущему, а также и преблагословенному Богу
нашему и Отцу со Святым Духом. Аминь.
Вы же, дети, послушайте, что́ Господь
соделал после этого, так как и остальное было делом Его
благоволения. После того, как копьем прободен был бок
иконы Господней и потекла кровь с водою, как это сказано
выше, архиереи и священники иудейские говорят: так как
почитатели Его разглашают, что Он многих исцелял; то
возьмем теперь эту кровь с водою, отнесем в синагогу и,
собрав всех одержимых недугами, помажем их; и тогда
увидим, правду ли это про Него говорили. Тогда поднесли
сосуд к боку иконы Господней, к тому месту ея, которое
было проколото копьем, и откуда струилась кровь и вода,
и наполнили сосуд из места прободеннаго копием. И пошли
с насмешками чтобы, как они думали, при всех наругаться
над Господом всего. Затем привели всех одержимых
недугами, прежде же всех привели того, котораго знали
как разслабленнаго от рождения, и помазали его. И
человек этот тотчас вспрыгнул и встал совершенно
здоровым. Потом привели слепых; и они также, быв
помазаны, прозрели. Безчисленное множество одержимых
демонами были тотчас избавлены от них. Великое и
безпредельное смятение распространилось по всему городу;
все стали стекаться ради безчисленных чудес. Все толпы
иудеев взволновались. Жителей в городе было весьма
много, и все они спешили сюда, неся всех, находящихся в
их домах больных, разслабленных ли то, или хромых, или
безруких, или сухих, или прокаженных; приносили всех,
так что наконец синагога, хотя и была очень велика, не
вмещала всех; потому что, по причине безчисленных
чудесь, стекалось безчисленное множество народа. При
этом все архиереи и священники и народ иудейский, и
мужчины, и дети, и женщины уверовали в Господа нашего
Иисуса Христа и громко взывали: Слава Тебе, Христе,
Котораго распяли отцы наши, Котораго распяли также и мы
в виде иконы Твоей. Слава Тебе, Сыне Божий, сотворивший
столько чудес! Мы веруем в Тебя; будь милостив к нам и
приими нас! Так вопияли все, - и вопли их возносились
горе: и в то время, как архиереи помазывали, совершались
чудеса - больные исцелялись и оживлялись. Потом, когда
все были исцелены, тотчас толпы народа пошли к епископу
тамошней церкви, который знал уже все, что случилось, и
громко взывали: один Бог Отец, один Сын Единородный,
один Христос, Котораго распяли отцы наши. Мы знаем, что
Он есть Бог, и мы веруем в Него. Итак, прославив Бога
многими славословиями, они показали эту икону епископу и
разсказали ему все, что они сделали с иконою Господнею,
а также показали кровь и воду, что вытекли из бока
иконы, а равно разсказали о безчисленном множестве
совершенных чудес. Затем все толпой просили удостоить их
святаго крещения. Епископ, вместе с своим клиром, принял
их, много дней оглашал и затем крестил, а синагогу
освятил в церковь Спасителя нашего Христа. А по просьбе
их обратил и прочия синагоги их в мученические храмы. И
таким образом бысть велия радость в этом городе, не
только от того, что так много людей было исцелено и
оживотворено, но и от того, что столько душ перешло из
(царства) мертвых в вечную жизнь.
Зная об этом, любезнейшие братия, я
пожелал сообщить об этом и вам, на пользу душ ваших,
чтобы вы, познав силу нашего Бога и Спасителя, Господа
нашего Иисуса Христа, более укрепились в вере в Него и
возрадовались о великих делах, совершенных Им ныне. Итак
воздайте Ему славу, с сокрушением и со слезами радуясь и
принося благодарение, что Он удостоил нас уверовать в
Него и познать Его. С Ним Отцу и Святому Духу слава ныне
и присно и во веки веков. Аминь.
Афанасий Великий, святитель
Цитировано по:
Деяния Вселенских Соборов, изданныя в
русском
переводе при Казанской Духовной
Академии.
Том седьмой. - Казань: В
Университетской типографии,
1873. - С. 250-256
Азбука веры
***
Молитва святителю Афанасию Великому:
-
Молитва святителю Афанасию Великому. Святитель Афанасий Великий,
епископ Александрийский – богослов, апологет,
толкователь, один из великих отцов Церкви,
принадлежавший к Александрийской школе патристики.
Известен как один из наиболее энергичных
противников арианства. К 350 году он остался
единственным христианским епископом неарианского толка в
восточной половине Римской империи. Непреклонно
противостоявший влиятельному арианскому духовенству и
четырём императорам, несколько раз изгонялся с кафедры,
Афанасий Александрийский был известен как "Athanasius
contra mundum" (Афанасий против всего мира).
Акафист святителю Афанасию Великому:
Канон святителю Афанасию Великому:
Житийная и научно-историческая литература о святителях Афанасии Великом:
Труды святителя Афанасия Великого:
- "Житие Антония Великого"
- "Наставления деве"
- "О воплощении"
- "Окружное послание против ариан"
- "Письмо к Драконтию"
- "Послание к Аммуну монаху"
- "Послание к Руфиниану"
- "Послание к пресвитерам Иоанну и Антиоху"
- "Предуведомление о псалмах"
- "Пятое Праздничное послание"
- "Канон библейских книг. Из 39 праздничного послания"
- "Толкование на слова: "Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть" (Мф.11:27)"
- "Слово на язычников"
- "Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти"
- "Послание на ариан. Слово первое"
- "Послание на ариан. Слово второе"
- "Послание на ариан. Слово третье"
- "Послание на ариан. Слово четвертое"
- "Защитительное слово против ариан"
- "Защитительное слово Афанасия, архиепископа александрийского, перед царем Констанцием"
- "Защитительное слово, в котором Святитель Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом"
- "История ариан"
- "Слово о чуде, бывшем в городе Берите от иконы Господа нашего Иисуса Христа, истиннаго Бога нашего"
- "Толкование на псалмы"
- "Послание к Маркеллину об истолковании псалмов"
- "Из Бесед на Евангелие от Матфея"
- "О девстве, или о подвижничестве"
- "Праздничные (Пасхальные) послания"
- "Из толкования на Евангелие от Луки"
- "Свиток к антиохийцам"
- "Послание к императору Иовиану"
- "Послание к Епископам африканским"
- "Окружное послание"
- "Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому"
- "Послание к Эпиктету, Епископу коринфскому, против еретиков"
- "Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан"
- "Послание к Максиму философу"
- "Послание о постановлениях Никейского Собора"
- "О Дионисии, епископе Александрийском"
- "Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской"
- "Послание к инокам"
- "Послание к подвизающимся в иноческой жизни"
- "Послание к Авве Орсисию"
- "Послание к пресвитеру Палладию"
- "Против Аполлинария. Книга первая"
- "Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом"
- "Изложение веры"
- "Слово Пространнейшее о вере"
- "Символ веры Афанасия Александрийского"
- "Символ, рекше Исповедание, иже во святых Отца нашего Афанасия, Патриарха Александрийскаго"
- "Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской"
|